Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРЕДМЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ 10 страница



Возникновение Будучи продуктом религиозных традиций

и формирование Танах древних цивилизаций Ближнего Востока —

Месопотамии, Египта и Ханаана, иудаизм,

отстаивая на протяжении веков свою самобытность и оригинальность,вместе с тем никогда не был обособлен от внешних влияний. Пос-тоянная необходимость адаптации в процессе исторического развития,сопровождавшаяся упразднением или модернизацией тех или иныхдоктрин иудаизма, порождала многочисленные противоречивые тол-кования при оценке основных его принципов. Так, теософская школарабби Симлая (III в. н. э.) полагала, что иудаизм насчитывает 613догматов. В средние века чрезвычайно популярным было учениераввина из Египта М. Маймонида (1135 или 1138 — 1204), разрабо-тавшего 13 принципов веры еврейской религии. Наряду с этим су-ществовали философские течения, утверждавшие, что в иудаизмевообще нет догматики. '

Еще на ранней стадии своего становления иудаизм перешагнул зарамки духовной сферы и активно вторгся в общественно-политическуюпрактику. Уже тоща его структура приняла достаточно разветвленныйхарактер и включила в себя по меньшей мере семь основных элемен-тов: 1) учение о Боге, сущности вселенной и человеке; 2) концепциюбогоизбранности народа Израиля; 3) Священное Писание; 4) свод религиозных законов, охватывающих также область светского права;

5) порядок религиозного ритуала; 6) систему религиозных институтов;7) кодекс морально-нравственных отношений.

Священное Писание иудаистов (Сфарим) известно также в древ-нееврейской аббревиатуре как Танах; в него входят Тора (Учение),или Пятикнижие, авторство которого приписывается пророку Моисею;Нэвиим (Пророки) — 21 книга религиозно-политического и историко-хронологического характера; Кэтувим (Писания) — 13 книг разнооб-разного религиозного жанра. Самая древняя часть Ветхого Заветадатируется X в. до н. э. Работа по составлению канонизированного. варианта Танаха была завершена в III — II вв. до н. э.

Центральная доктрина иудаизма — вера в единого Бога1, которыйбессмертен, вечен, всемогущ, вездесущ и безграничен. Иудаизм про-поведует адекватность человеческого разума образу Бога, следствиемчего является вера в бессмертие человеческой души. В соответствиис нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом черезмолитву» а божья воля открывается человеку через Танах.

Хотя иудаизм поставил своей целью признание Бога всем чело-вечеством, он всегда осуждал и противостоял ассимиляции евреев,оставаясь мировоззрением тех, кто ассоциировал себя с народом Из-раиля. Еще в 444 г. до н. э. иудаистское духовенство настояло напринятии обязательного закона, запрещавшего евреям вступать в род-ство с представителями других народов. Уже тогда этот запрет привелк отделению иудеев от самаритян — так стали называть приверженцевиудаизма, ассимилировавшихся в годы вавилонского пленения (586 —538 до н.э.). Ортодоксальные равнины до сих пор не признают за-конности брака евреев с неевреями. С одной стороны, очертив кругсвоих потенциальных сторонников представителями одного народа иустановив крайне жесткие требования для прозелитов, иудаизм не мограссчитывать на широкое признание. За длительную историю суще-ствования еврейской религиилишь Химьяритское царство в ЮжнойАравии в 517 — 525 гг. и Хазарский каганат в VIII в., население ко-торых не было еврейским, провозгласили иудаизм своей государствен-ной религией. С другой стороны, этническая замкнутость иудаизмабезусловно явилась важным фактором его жизнестойкости, посколькуон не просто призывал евреев к монотеизму, но и выделял их из всехдругих народов, определял евреев как Богом избранный народ, какнарод-мессию, призванный осуществить цивилизаторскую миссию наземле с целью установления царства мира и справедливости.

Приблизительно во второй половине II тысячелетия до н. э. нарядус процессом разложения родового строя у части еврейских племен насмену широко распространенной среди народов Древнего Востока кос-могонической мифологии приходит идея сотворения мира единымТворцом. Возможно, не мифические, а вполне реальные библейскиепатриархи (Авраам, Исаак, Иаков) начали вести борьбу с

 

политеизмом, а к моменту вторжения еврейских племен в Ханаан ипоявления у них первых государственных институтов (II в. до н. э.)соотношение между мифологизированным язычеством и новой моно-теистической верой явно склоняется в пользу последней. Племеннойсоюз (завет) с Богом Яхве нашел свое выражение в «десяти заповедях»,дарованных, согласно библейской традиции, пророку Моисею наСинайской горе. «Десять заповедей» обязывали евреев соблюдать весь-ма простые и доходчивые правовые и морально-этические нормы (дане будет у тебя других богов перед ликом Моим, не убивай, не кради,не прелюбодействуй, почитай отца твоего и мать твою и т.п.).

Первоначально Яхве не имел храмов, для него возводился шатер(скиния), где размещался ковчег завета, символизировавший земноеместонахождение Бога. Лишь с образованием централизованного Из-раильско-Иудейского государства при царе Давиде в 1004 г. до н. э.ковчег завета был перенесен в Иерусалим, а в 945 г. до н. э. сыномДавида царем Соломоном (царь 965 — 928 до н. э.) были возведеныцарский дворец и храм в честь Яхве. Храм обслуживался сословиемсвященников (коханим) и их помощников (левитов), которые вместес царской знатью составили господствующую верхушку утвердивше-гося в Ханаане рабовладельческого строя. После отделения в концеX в. до н. э. от Иудейского царства с культовым центром в ИерусалимеИзраильского (северного) царства появляются новые места отправ-ления культа Яхве. Однако многобожие у евреев просуществовало ещенесколько столетий, о чем свидетельствует указ царя Иосии (ок. 639— 608 до н. э.) от 622 г. до н. э. об отмене культов всех других богов,кроме культа Яхве.

После захвата в 586 г. до н. э. Иудеи (еще раньше Самарии) вой-сками Навуходоносора (царь Вавилонии в 605 — 562 до н. э.) начина-ется рассеивание евреев по другим странам, где возникают еврейскиеколонии (диаспора). Самая крупная диаспора находилась в Вавилонии,где в результате соприкосновения евреев с зороастрийской культуройв иудаизм были привнесены вера в мифы об ангелах и сатане, в за-гробное царство, бессмертие души. В то же время в годы вавилонскогопленения усилилось стремление к освобождению, и иудаизм стал идей-ной мотивацией к восстановлению государственной самостоятельности,принявшей форму движения к возврату на землю библейских предковс целью воссоздания иерусалимского храма. Во главе «собирания» евре-ев вокруг иерусалимской святыни находилось жреческое сословие. Ввосстановленном в V в. до н. э. иудейском теократическом государствеТора была обязательным законом.

Эллинистическое влияние, особенно усилившееся после захватаПалестины в 322 г. до н. э. Александром Македонским (356 — 326 дон.э.), привело к тому, что большая часть евреев, расселившихся встранах Восточного Средиземноморья, не знала иврита — языка Торы.Это побудило служителей культа иудейской религии перевести Танах

на греческий язык. Окончательный вариант перевода, по преданию,был осуществлен семьюдесятью учеными Египта и получил названиеСептуагинта. Полностью процесс канонизации Танаха в Иудее и вдиаспоре был завершен около 100 г. н.э.

Завоевание Иудеи Римской империей сопровождалось разрушениеммногих палестинскик городов, в том числе и второго иерусалимскогохрама (70 н. э.), массовыми гонениями на евреев. В этих условияхборьба против римского господства принимает религиозные формы, ав самом иудаизме возникло несколько религиозно-политических те-чений, наиболее крупными из которых были фарисеи, саддукеи иессеи, что явилось отражением расслоения еврейского общества Иудеина различные имущественные и сословные категории. Освободительнаяборьба евреев против Рима дала толчок распространению идейиудаизма среди других народов.

Талмуд Поражение евреев в Иудейской войне 66 — 73 гг. н. э., а также подавление антиримского

восстания Бар-Кохбы в 135 г. обусловили массовую депортацию иудеевиз Палестины и расширение географической зоны их расселения. Важ-ным общественно-религиозным фактором диаспоры была синагога,ставшая не только молельным домом, но и местом проведения народ-ных собраний, на которых решались важные политические и граж-данско-правовые вопросы. Примечательно, что в эти годы жреческоесословие утрачивает господствующее положение, и руководство сина-гогами и еврейскими общинами переходит к законоучителям Торы —раввинам. Институт раввината с самого начала не имел иерархии, иприобретение звания раввина зависело от личных способностей,знания Торы и умения ее истолковывать.

В конце II — начале III в; самым авторитетным раввином Па-лестины Иегудой га-Наси (вторая половина II в. — начало III в.) наоснове многочисленных комментариев таннаев (законоучителей) кТоре был составлен сборник правовых норм, получивший названиеМишна (Повторение). В Мишну вошли свод нормативных актов Галаха(Закон) и Агада (Предание) — собрание рассказов и притч, поясня-ющих фрагменты из Танаха и Галахи. В IV — V вв. аммораи (тол-кователи) добавили к Мишне новые законодательные положения. Этоттруд был назван «Гемара» (Завершение). Гемара вместе с Мишнойсоставили Талмуд (Учение). Различают Талмуд иерусалимский, со-ставленный в Палестине, и Талмуд вавилонский, созданный в диас-поре. Талмуд стал основой законодательства, судопроизводства иморально-этическим кодексом для верующих евреев. Однако оченьскоро большинство его предписаний перестало действовать либо попричине их архаичности (например, закон о жертвоприношениях),либо в силу того, что они были вытеснены законодательными актамитех стран, где жили евреи. Начиная со средних веков и вплоть до

 

наших дней большинство евреев соблюдают лишь один из разделовталмудического права, касающийся религиозных праздников (Моэд).Самые значительные из них: шаббат (суббота) — время отдыха и за-прета на любую деятельность; йом — киппур (день всепрощения) —суточный пост, символизирующий покаяние; песах (пасха) —праздник, знаменующий начало весны; суккот и швуот — праздники,посвященные сбору урожая; симхат Тора (радость Торы) — праздну-ется по случаю завершения цикла чтения Торы в синагоге. Многиеевреи соблюдают также обряды инициации — обрезание мальчиков навосьмой день после рождения и церемонии бар-мицва и бат-мицва,освящающие вступление в совершеннолетие мальчиков и девочек. Всеже многочисленные и обременительные ограничения, ритуалы, пище-вые запреты и другие предписания Торы и Талмуда соблюдаются толь-ко немногими ортодоксально настроенными верующими евреями.

Основные направления Сразу после канонизации Талмуда виудаизме обозначились два основных направ-ления: 1) консервативное, отвергающее институт раввината, а зача-стую и сам Талмуд, и прочие комментарии к Торе (к этомунаправлению относятся, например, караимы), и 2) модернистское,представители которого выдвинули свои варианты приспособленияиудаизма к конкретно-историческим условиям места и времени. Так,в странах Арабского Халифата в X — XIII вв. под влиянием исламскойи неоплатонической философии широкое хождение получили идеирационалистического толкования иудаизма [Саадия Гаон, (892 —942), Моше Маймонид, Шломо ибн Габирол (1021 — ок. 1050), Иегудага-Леви (ок. 1075 — 1141) и др.]. Наряду с рационалистической шко-лой развивались мистические направления — Мэркава (Божья Ко-лесница) и Сфирот (магия ивритских чисел и букв). Попыткадешифровать буквенную символику Торы в целях раскрытия истинно-го смысла божественного откровения нашла свое наиболее полное вы-ражение в философии Каббалы и ашкеназийского хасидизма всредневековой Европе в эпоху крестовых походов и разгулаинквизиции.

В XII — XIII вв. среди еврейских религиозных мыслителей пре-обладающим мировоззрением становится система философских взгля-дов Каббалы, она быстро распространилась в странах Европы, особеннов Испании, а также среди евреев Палестины. Священная книга каб-балистов — «Зохар» («Сияние»). Каббалисты исходили из того, что вТоре в завуалированной форме скрыты ответы на философские воп-росы о сотворении мироздания и человека; на протяжении столетийони занимались постижением взаимосвязи и взаимоотношения Богаи человека, вели умозрительные поиски форм эманации божественногов материальном мире. Наряду с Каббалой, основанной на принципахфилософской логики, возникает Каббала практическая. Ее сторонники

 

уходили от реальностей жизни и в уединении предавались мистиче-скому созерцанию. Каббалисты этого направления после интенсивных,специально разработанных тренировок могли вводить себя в состояниеэкстатического транса, которое в их представлении символизировалоприобщение человека к божественному откровению. Хотя сторонникитрадиционного толкования Торы и каббалисты всегда уживались другс другом, мистицизм Каббалы зачастую осуждался и предавался ана-феме. Так, на редкость привлекательные в XVII — XVIII вв. идеи каб-балиста Саббатая Цви (1625— 1676), объявившего себя мессией,вызвали крайне неодобрительную реакцию со стороны большинствараввинов, а последователи Саббатая Цви были отлучены от общиныиудаистов.

Каббала оказала влияние на возрождение хасидизма2 в XVIII —XIX вв., который в это время становится доминирующим течением •еврейской общественной мысли, особенно в Восточной Европе. Соглас-но хасидскому учению, каждый, кто соблюдает мицвот (заповедиТоры), при жизни способен стать цадиком — хранителем божествен-ных тайн. Бааль Шем-Тов (рабби Бешт — ум. 1760) был первым, ктоначал проповедовать среди простого еврейского люда доходчивым язы-ком идеи хасидизма с его эсхатологическими представлениями о мире,элементами каббалистической мистики и призывами к аскетизму.Официальный раввинат первоначально противился влиянию хасидизмаи даже возглавил так называемое движение «митнагдим» («противо-стоящие»), которое ставило своей целью отлучение хасидов отиудаизма. Однако хасидские цадики приобрели столь высокий ав-торитет в широких народных массах, что оба течения скоро смирилисьдруг с другом и сосуществуют вот уже около двух столетий.

С середины XIX в. среди евреев Западной Европы и США на фонесоциально-политических и духовных перемен, связанных сэмансипацией и усилением ассимиляционных тенденций, зарождаетсядвижение за упрощение или отмену наиболее архаичных предписанийиудаизма. Разнообразные философские и религиозно-политическиеответвления этого движения получили собирательное название —реформизм. Возникает также и консервативный иудаизм, представля-ющий собой промежуточное звено между ортодоксальным иреформистским направлениями в иудаизме. С конца прошлого — на-чала нынешнего столетия приобретает влияние сионизм — явлениееврейской общественной мысли, представляющей собой политизациюиудаизма. В основе сионизма лежит идея еврейского государства.Иудаисты не имеют единого координационного центра, однако с обра-зованием Израиля это государство становится центром притяжения дляверующих-иудаистов всех направлений и течений.

Своеобразие ориентации отдельных групп в иудаизме связано ис наличием различных этнических общин в еврейской среде. Начиная

 

со средних веков евреи селились в Палестине и жили автономнымиобщинами в четырех городах: Иерусалиме, Хевроне, Тверии и Цфате.Еврейское население этого времени состояло в основном из сефардов— выходцев из стран Ближнего Востока, Северной Африки и Бал-канских стран, В позднее средневековье, новое ж особенно новейшеевремя наблюдается устойчивый рост ашкеназийской общины — выход-цев из Европы, Америки, Австралии и ЮАР. В период османского вла-дычества в Палестине (1517 — 1917) обе общины существовали за счетхалуки (средства, собиравшиеся среди верующих диаспоры и посту-павшие в Палестину для поддержания еврейских богомольцев на свя-той земле). Сефардская община была признана турецкими властями,в то время как ашкеназы считались иностранными подданными, одна-ко, как и сефарды, обладали своими раввинатскими судами,религиозными школами, синагогами. С началом британского ко-лониального управления в Палестине в 1921 г. был избран Верховныйраввинатский совет, возглавляемый двумя главными раввинами— аш-кеназийским и сефардским. Традиция общинного двоевластия в Вер-ховном раввинате сохраняется до наших дней. Отправление культа усефардов, образ их жизни, многие обычаи и традиции, в том числеи язык» несколько отличаются от ашкеназийских. Собственныхобщинно-религиозных традиций придерживаются йеменские и не-мецкие евреи, общины самаритян и караимов.

Хотя иудаизм так и не получил в Израиле законодательно офор-мленного статуса государственной религии, его институтыфинансируются из государственного бюджета. Верховный раввинат нетолько контролирует религиозные учреждения, но и активно вторга-ется в светские области. Главной религиозно-политической партией,представляющей интересы раввината в парламенте (кнессете) и вправительстве, является Мафдал (национально-религиозная партия).

В городах и поселках Израиля действуют 200 религиозных советов(моацот датиот); 450 раввинов, находящихся на государственной служ-бе, ведают оформлением актов гражданского состояния, осуществляютконтроль над кашрутом (система религиозных правил хранения,приготовления ж употребления пищи), ведут соответствующую работув армии. В десяти городах страны: действуют 24 раввинатских суда.

Особенно сильные позиции Верховный раввинат удерживает всистеме образования Израиля. Хотя религиозные школы (ешибот) со-ставляют 17% от числа всех среднеобразовательных учебных заве-дений страны, четвертая часть учебного времени во всех израильскихшколах отводится на изучение религиозных дисциплин.Квалифицированные кадры для религиозных институтов готовятся восновном в религиозном университете им. Бар-Илана, а также нафакультетах иудаистики в Еврейском университете Иерусалима.

 

Глава VIIIБУДДИЗМ

Буддизм — самая древняя мировая религия. Он возник в серединеI тысячелетия до н. э. в Индии, но, пережив там расцвет, закрепилсяв сознании и практике народов других регионов: Южной, Юго-Вос-точной, Центральной Азии, Дальнего Востока. Сейчас последователейбуддизма в мире насчитывается около 700 млн. человек.

Возникновение буддизма В середине VI в. до н. э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Становление классовых отношений происходилов условиях полиэтничности и социально-духовного господства в Се-верной Индии брахманизма. Эта религиозная система, восходившаяк племенным культам древних арьев и признававшая высшим ав-торитетом сборники древнейших гимнов и заклинаний — Веды, соче-тала высокоразвитую религиозно-философскую мысль и архаическиесоциальные нормативы, закреплявшие племенной принцип принад-лежности к социальной группе, в первую очередь к сословию-варне.Господствовали варны брахманов и кшатриев, восходившие — реальноили номинально — к арьям. Их считали «дваждырожденными», но да-же и они были бессильны перед возникавшими отношениями собст-венности, рабской зависимости. Их теснили в традиционных сферахдеятельности: культовая практика племени и даже семьи все болеесмещалась в соседскую общину, неоднородную в социальном, этниче-ском и культурном отношении; племенная дружина вытеснялась вой-ском, что влекло к снижению роли и статуса витязя-кшатрия,Доминирующей становилась верхушка смешанных аборигенных этно-сов, территориальных образований, весьма арьянизированная, но невключаемая ортодоксами брахманизма в привилегированные брахман-скую и кшатрийскую варны. Она оставалась социально и ритуальноприниженной, хотя и была опорой царской власти в возникавших го-сударствах.

Распадались родовая организация, традиционные связи. Распадосновной производственной ячейки — большой патриархальной семьи —и переход к земледельческой соседской общине подрывал власть пле-мени и требовал нового механизма социального регулирования изащиты, новой системы обеспечения социальной стабильности.

Индия изобиловала выброшенными или сознательно ушедшими измира аскетами. Их активное противостояние существующему миропо-рядку вызывало симпатии, сочувствие, интерес к их идеям широкихмасс населения, что, в свою очередь, заставило внимательно пригля-дываться к наиболее талантливым и популярным проповедникам но-вых идей крепнущую новую элиту.

На северной окраине индо-арийского культурного ареала, в пред-горьях Гималаев, сложились конфедерации племен Шакья, Личчхавов,Вриджи — арьянизированных, но политически оппозиционных ар-хаичным элитам и центральным структурам, со слабым влияниембрахманов, но усвоивших культурное наследие брахманизма. Именноздесь, в среднем течении Ганга,чаще появлялись, активнее выступалии привлекали больший интерес мудрецы, учителя, школы, предла-гавшие свое видение мира. Среди нескольких основных направленийнаибольшее влияние приобрел буддизм. •

За легендарной фигурой основателя буддизма, кажется, скрываетсяреально существовавший персонаж. Предание гласит, что знатныйчлен племенного образования Шакья — царевич Свддхартха Гаутама(из рода Готама) после беспечной и счастливой молодости остроощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед бесконечной че-редой перевоплощений души. Этическое истолкование священных тек-стов, а также интуитивные методы познания оставались в рамкахтрадиционного брахманского мышления и не удовлетворяли его, пос-кольку не давали возможности понять смысл человеческого бытия ипримириться с идеей космического воздания — кармы, определяющейсудьбу человека в чередовании его рождений. Пришедшее к Гаутамеозарение позволило ему стать Буддой («буддха» — просветленный).Именно Будде Шакьямуни («мудрецу из племени шакьев») удалосьдоступно и убедительно выразить ожидания общества: жизнь есть стра-дание, от страдания можно спастись, есть путь спасения — этот путьнашел и описал Будда.

Сам Будда, а затем его ученики и последователи пользовались тща-тельно разработанными в священных текстах брахманизмапонятийным аппаратом и языком — санскритом. Их размышления вобщем вписывались в идейно-культурный фон брахманизма и вклю-чали: принцип перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), дол-га, праведного пути (дхармы). Однако акцент перемещался отколлективного к индивидуальному: человек мог вырваться из сансарыиндивидуальным усилием, осознав и сформулировав свой, личный«праведный» путь, и, повлияв на судьбу, изменить воздаяние.

В возможности воспринять учение Будды и избрать путь к спа-сению все люди оказывались равны. Сословные, этнические и вообщесоциальные различия объяснялись и осознавались как вторичные,производные от уровня, степени нравственной близости человека кпути, указанному Буддой, и соответственно могли быть измененыв процессе нравственного самоусовершенствования. Уже ближайшаяцель и возможность на этом пути — повышение статуса будущего рож-дения - была весьма привлекательна для широких масс, ранее лишен-ных возможности воздействовать на свою судьбу из-за отказабрахманов признавать за «единождырожденными» права на участие вкульте. Главная же цель буддиста — выход из цепи перевоплощений.

 

Идеи первоначального буддизма способствовали его распростра-нению. В III в. до н.э. Ашока (ок. 268 —- ок. 231/232 до н.э.),правитель крупнейшего государства Индии, объявил себя покровите-лем буддийского монашества — сангхи и защитником этических нормбуддизма — дхармы и тем самым укрепил центральную властьимперии в соперничестве с местными элитами. На проведенном подконтролем государства III Соборе в Паталипутре начался процесс ка-нонизации учения. Утвердилось представление о «трех драгоценно-стях» буддизма: учителе — Будде, учении — дхарме, хранителеистины — сангхе. Именно сангха признавалась таким институтом, ко-торый указывает и облегчает путь к нирване, толкует учение. Клю-чевой становится роль учителя, наставника, заступника, прошедшеговесь путь к нирване или большую его часть — архата или бодхисаттвы.Относительное безразличие раннего буддизма к обрядности облегчалоего приспособление к местным условиям, освоение местных культов.

Основные идеи Учение буддизма изложено в ряде ка-и направления буддизма нонических сборников, центральное местосреди которых занимает палийский канон«Типитака» (или «Трипитака» — «Три корзины»).

По буддизму, жизнь во всех ее проявлениях есть выражениеразличных комбинаций или «потоков» нематериальных частиц —дхарм. Сочетания дхарм определяют бытие того или иного человека,животного, растения, камня и т. д. После распадения соответствую-щего сочетания наступает, смерть, но дхармы не исчезают бесследно,а образуют новую комбинацию; этим определяется перерождениеиндивида в соответствии с законом кармы — воздаяния в зависимостиот поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений(сансара, или колесо жизни) может быть прервана, и к этому долженстремиться каждый; прекращение перерождений, вызывающих стра-дания, означает достижение нирваны — состояния покоя, блаженства,слияния с Буддой. Но достижение подобного сверхбытия возможнолишь при ведении добродетельной жизни.

Основу учения составляют «четыре великие истины», которые, сог-ласно традиции, открылись Сиддхартхе Гаутаме в момент его «прос-ветления». Истины провозглашают, что 1) жизнь есть страдание, 2).причина всех страданий — желания, 3) страдания можно прекратитьпутем избавления от желаний, «погашением» последних, а для этогонеобходимо 4) вести добродетельную жизнь по законам «правильногоповедения» и «правильного знания».

«Правильное поведение» означает жизнь в соответствии со следу-ющими принципами: не убий и не причиняй никому вреда (принципахимсы), не укради, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй дур-манящих разум напитков. Для монашества к тому же основной линиейповедения должен быть аскетизм, и поэтому буддийским монахам за-

 

прещено присутствовать при развлечениях, спать на удобной постели,пользоваться натираниями, благовониями, духами, владеть золотом жсеребром; а также есть после полудня. «Правильное знание» подра-зумевает самоуглубление и внутреннее созерцание — медитацию.«Правильное поведение» и «правильное знание» позволят человекупостепенно вырваться из бесконечной цепи перерождений, достичьнирваны.

По, буддийскому канону, люди не одиноки на пути к познаниюистины, на своем пути к просветлению. В этом им помогает Будда(он не считается творцом мира; мир, по буддизму, существует сампо себе), а также бодхисаттвы — существа, которым осталось сделатьпоследний шаг для достижения нирваны, но которые его не делаютсознательно, помогая людям обрести спасение.

Буддийский пантеон объединяет множество богов как индийскогопроисхождения (например, Брахма), так и пришедших из верованийнеиндийских народов, принявших буддизм.

Две тенденции раннего буддизма, эволюционируя в ходе его рас-пространения, оформились к началу нашей эры в два направления:«узкий» путь спасения — хинаяна и «широкий» — махаяна. В хиваянепуть к спасению пролегал через членство в сангхе, через монашескоесостояние; соответственно возрастала роль совершенствования вучении, коллективного знания; относительно простой была обрядность,менее значим и сложен пантеон; идеалом праведника является архат,т. е. человек, добившийся освобождения от всего мирского путем уходав монашескую общину — сангху. Крайний аскетизм отличает обрядо-вую сторону хинаяны. В махаяне допускалась возможность спасениямирянина, в особенности под руководством сострадательного бодхисат-твы; соответственно возрастала значимость молитвы, эмоциональной,иррациональной связи с высшими существами, обряда, усложнялсяпантеон.

Если в III — I вв. до н.э. буддизм распространялся за пределамиИндии в южном и юго-восточном направлениях в основном в формеучения хинаяны, то с рубежа нашей эры начинается его движениена север, северо-запад, а затем ж на северо-восток, причем в формемахаяны. Этому способствовало объединение на несколько веков вединой Кушанской державе Северной Индии, Средней и ЦентральнойАзии. Именно через Центральную Азию буддизм проник на ДальнийВосток, где обрел вторую жизнь. В самой Индии, выдержав конку-ренцию в соперничестве с типологически близкими учениями и шко-лами, такими, например, как учение адживиков или религияджайнизма, буддизм начал быстро вытесняться индуизмом, претер-певшим существенные изменения, многое заимствовавшим отбуддизма, а главное — прочнее связанным с укрепившимся в Индиикастовым строем. Буддизм исчез на века из Индии под ударами му-судаШнсшх завоевателей, целенаправленно разрушавших последние

оплоты буддийской учености — монастыри-университеты. Уцелевшиемонахи, спасая себя и драгоценные рукописи, бежали в Непал и Тибет,

Буддизм в Шри-Ланке Утверждение буддизма в Шри-Ланке в каче- стве государственной религии и создание

буддийской сангхи относится к III в, до н. э. В Шри-Ланке получилопреимущественное распространение учение тхеравадинов — хинаяна.В I в. до н. э. ланкийскими монахами был записан на языке палибуддийский канон «Трипитака» и комментарии к нему.

В первые века нашей эры на Ланку проникли и получили довольноширокое распространение идеи различных махаянистских школ, а так-же; индуизма, которые буддизм тхеравады постепенно впитывал в себя,наряду с представлениями и практикой добуддийских местных культов.

Данные палийских хроник и эпиграфики свидетельствуют опроцессе огосударствления буддизма, с одной стороны, и приобретениягосударством целого ряда теократических черт — с другой. Сангха со-стояла из нескольких противостоящих друг другу групп. В XIII — XIVвв. произошло объединение разрозненной буддийской общины подединым руководством сангхараджи — главы сангхи, однако это круп-ное преобразование в религиозной жизни острова не погасило разног-ласий между группировками буддийского монашества, приверженнымиразличным, буддийским школам.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.