Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРЕДМЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ 5 страница



Религиозная вера Интегративной чертой религиозного сознанияявляется религиозная вера. Не всякая вера

есть вера религиозная. Последняя «живет» благодаря наличию особогофеномена в психологии человека. Вера — это особое психологическоесостояние уверенности в достижении цели, наступлении события, впредполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условиидефицита точной информации о достижимости поставленной цели, оконечном итоге события, о реализации на практике предвидимогоповедения, о результате проверки. В ней содержится ожидание осу-ществления желаемого. Данное психологическое состояние возникаетв вероятностной ситуации, когда существует возможность для успеш-ного действия, его благоприятного исхода и Знание этой возможности.Если событие совершилось или стало ясно, что оно невозможно, еслиповедение реализовано или обнаружено, что оно не будет осущест-влено, если истинность или ложность идеи доказана, вера угасает. Веравозникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеютдля людей существенно значимый смысл, и представляет собой сплавкогнитивного, эмоционального и волевого моментов. Поскольку верапоявляется в вероятностной ситуации, действие человека в соот-ветствии с ней связано с риском. Несмотря на это, она выступает важ-ным фактом интеграции личности, группы, массы, стимуломрешимости и активности людей.

Религиозная вера — это вера: а) в объективное существование су-ществ, свойств, связей, превращений, которые являются продуктомпроцесса гипостазирования; б) в возможность общения с кажущимисяобъективными существами, воздействия на них и получения от нихпомощи; в) в действительное совершение каких-то мифологических со-бытий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого мифологиче-ского события, в причастность к ним; г) в истинность соответствующихпредставлений, взглядов, догматов, текстов и т. д.; д) в религиозныеавторитеты — «отцов», «учителей», «святых», «пророков»,«харизматиков», «бодхисаттв», «архатов», церковных иерархов,служителей культа.

Содержание веры обусловливает символический аспектрелигиозного сознания. Символ предполагает совершение сознаниемактов объективирования мыслимого содержания, направленности наобъективированный предмет (существо, свойство, связь), обозначенияэтого предмета. Предметы, действия, слова, тексты наделяются

 

религиозными значениями и смыслами. Совокупность носителей этихзначений и смыслов образует религиозно-символическую средуформирования и функционирования соответствующего сознания.

С верой связана диалогичность религиозного сознания. Вера вобъективное существование существ включает веру в общение с ними,а такое общение предполагает диалог. Диалог реализуется в богослу-жении, молитве, медитации, с помощью звучащей или внутреннейречи.

Наглядная образность и эмоциональность

Религиозное сознание выступает в чувствен-ных (образы созерцания, представления) имыслительных (понятие, суждение, умозак-лючение) формах. Значимость последних существенно возрастает наконцептуальном уровне, в целом же преобладают сенсорные образо-вания, особенно большую роль играет представление. Источникомобразного материала служат природа, общество, человек; соответст-венно религиозные существа, свойства, связи создаются по подобиюявлений природы, общества, человека. Существенны в религиозномсознании так называемые смыслообразы, которые являются переход-ной формой от представления к понятию. Содержание религиозногосознания наиболее часто находит выражение в таких литературныхжанрах, как притча, рассказ, миф, «изображается» в живописи, скуль-птуре, привязывается к разного рода предметам, графическим начер-таниям и т. д.

Наглядный образ непосредственно связан с переживаниями, чтообусловливает сильную эмоциональную насыщенность религиозногосознания. Важный компонент этого сознания составляют религиозныечувства. Религиозные чувства — это эмоциональное отношение веру-ющих к признаваемым объективными существам, свойствам, связям,к сакрализованным вещам, персонам, местам, действиям, друг к другуи к самим себе, а также к религиозно интерпретируемым отдельнымявлениям в мире и к миру в целом. Не всякие переживания можносчитать религиозными, но лишь те, которые спаяны с религиознымипредставлениями, идеями, мифами и в силу этого приобрели соответ-ствующую направленность, смысл и значение. Возникнув, религиозныечувства становятся объектом потребности — тяготения к ихпереживанию, к религиозно-эмоциональному насыщению.

С религиозными представлениями могут сплавляться и получатьсоответствующую направленность, значение и смысл самые разныеэмоции человека — страх, любовь, восхищение, благоговение, радость,надежда, ожидание, стенические и астенические, альтруистические иэгоистические, практические и гностические, нравственные и эс-тетические; в этом случае переживаются «страх Господень», «любовьк Богу», «чувство греховности, смирения, покорности», «радость бо-гообщения», «умиление иконой Богоматери», «сострадание к ближне-

му», «благоговение перед красотой и гармонией сотворенной природы»,«ожидание чуда», «надежда на потустороннее воздаяние» и т. д.

Соединение адекватногои неадекватного

В религиозном сознании адекватные отра-жения соединены с неадекватными. Нет осно-ваний подходить к такому соединениюаксиологически, с заведомо позитивной или негативной оценкой. Людиникогда не были свободны от иллюзий, без заблуждений не былоисканий истины, они не «вина», а неизбежность (о сознательном обма-не с недобрыми намерениями и фальсификациях речь в данном случаене идет!). В определенных исторических ситуациях и точках индивиду-ального существования люди нуждаются в иллюзиях.

Неправомерно утверждать, что религиозное сознание является «аб-солютно ложным»: в нем есть адекватное миру содержание. Например,в христианском сопряжении Бога как существа творящего, всемогу-щего, всеблагого, вездесущего и человека как тварного, немощного,греховного, ограниченного воспроизводятся отношения несвободы изависимости. Религиозные образы в качестве компонентов имеют со-ответствующие действительности данные чувственного опыта (астро-морфизм, зооморфизм, фитоморфизм, антропоморфизм,психоморфизм, социоморфизм). В религиозном мифе, притче воссоз-даются реальные явления и события аналогично тому, как этопроисходит в искусстве, в художественных образах, в литературномповествовании. К тому же названные элементы не исчерпывают всегосодержания сознания религиозных систем. В определенных условияхв них развивались естественнонаучные, логические, исторические,психологические, антропологические и прочие знания. Взаимодействуяс другими областями духовной жизни, религия включает эко-номические, политические, нравственные, художественные, фило-софские воззрения. Они бывали заблуждениями, но среди них естьи такие, которые давали достоверную информацию о человеке, мире,обществе, выражали объективные тенденции развития. В религияхпроизводится адекватное действительности духовное содержание. И всеже правомерно учитывать, что это содержание в религиозных пред-ставлениях, понятиях, идеях слито с образами воображения, в резуль-тате чего целостная картина может скрывать объективные связи.«Основоположения», «посылки», «доктринальные аксиомы», «главныеИстины» не получили обоснования с использованием методов научногопознания и в конечном счете являются предметом веры.

Языковое выражение Религиозное сознание существует,функционирует и воспроизводится посредст-вом религиозной лексики, а также других производных от естествен-ного языка знаковых систем — предметов культа, символическихдействий и пр. Религиозная лексика — это та часть словарного составаестественного языка, с помощью которой выражаются религиозные

 

значения и смыслы. Имена религиозной лексики можно разделить надве группы: 1) означающие действительные предметы сатрибутизированными свойствами, например «икона», «крест», «храм»,«кардинал», «монастырь»; 2) означающие гипостазированные сущест-ва, свойства, связи, такие, как «Бог», «ангел», «душа», «чудо», «ад»,«рай».

Благодаря языку религиозное сознание оказывается практическим,действенным, становится групповым и общественным и, таким обра-зом, существующим и для индивида» На ранних стадиях язык суще-ствовал в звуковой форме, религиозное сознание выражалось ипередавалось с помощью устной речи. Появление письма позволилофиксировать религиозные значения и смыслы также и в письменномвиде, складывались сакральные тексты. Сила слова, действенностьпрежде всего звучащей речи отразились в религии. Например, хорошоизвестно христианское учение о Логосе: «В начале было Слово, и Словобыло у Бога, и Слово было Бог... Все через Него начало быть, и безНего ничто не начало быть, что начало быть» (Иоанн 1:1,3).

Возникала вера, что само знание и произнесение имени оказываютвоздействие на предмет, лицо, существо. С этим связано появлениеречевой магии, а также словесных табу: у многих племен полностьюили в большинстве случаев запрещалось произносить имена вождей,тотемов, духов, богов. Такие табу отражены в Ветхом Завете — имяБога «Яхве» запрещено произносить, оно заменяется другими,например, читают и говорят «Адона» («Мои боги»).

Уровни сознания

Религиозное сознание имеет два уровня —обыденный и концептуальный. Обыденноерелигиозное сознание предстает в виде образов, представлений,стереотипов, установок, мистерий, иллюзий, настроений и чувств, вле-чений, чаяний, направленности воли, привычек и традиций, которыеявляются непосредственным отражением условий бытия людей. Оновыступает не как нечто цельное, систематизированное, а в фрагмен-тарном виде — разрозненных представлений, взглядов или отдельныхузлов таких представлений и взглядов. На этом уровне имеютсярациональные, эмоциональные и волевые элементы, однакодоминирующую роль играют эмоции — чувства и настроения, содер-жание сознания облечено в наглядно-образные формы. Среди компо-нентов обыденного сознания выделяются относительно устойчивые,консервативные и подвижные, динамичные; к первым можно отнеститрадиции, обычаи, стереотипы, ко вторым — настроения. Следует под-черкнуть также, что на этом уровне преобладают традиционные спо-собы передачи представлений, образов мысли, чувств, иллюзий,религия всегда непосредственно связана с индивидом, всегда выступаетв личной форме.

Религиозное сознание на концептуальном уровне — концепту-

 

ализированное сознание — это специально разрабатываемая, систе-матизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений,аргументаций, концепций. В ее состав входят: 1) более или менее упо-рядоченное учение о Боге (богах), мире, природе, обществе, человеке,целенаправленно разрабатываемое специалистами (вероучение, тео-логия, богословие, символы веры и т. д.); 2) осуществляемая в соот-ветствии с принципами религиозного мировоззрения интерпретацияэкономики, политики, права, морали, искусства, т. е. религиозно-эко-номические, религиозно-политические, религиозно-правовые,религиозно-этические, религиозно-эстетические и прочие концепции(теология труда, политическая теология, церковное право, нравствен-ное богословие и т. д.); 3) религиозная философия, находящаяся настыке богословия и философии (неотомизм, персонализм,христианский экзистенциализм, христианская антропология, ме-тафизика всеединства и др.).

Интегрирующий компонент — это вероучение, богословие, тео-логия (греч. theos — бог, logos — учение). Богословие (теология)состоит из ряда дисциплин, излагающих и обосновывающих различныеаспекты вероучения. Базируется теология на сакральных текстах и вто же время разрабатывает правила их толкования.

§ 2. Религиозная деятельность

Виды деятельности В религии развертывается соответствующаядеятельность. Последняя представляет собой

«движущий», «беспокойный» компонент. Следует различать не-религиозную и религиозную деятельность религиозных индивидов,групп, институтов и организаций. Нерелигиозная деятельность осуще-ствляется во внерелигиозных областях: экономическая, производствен-ная, профессиональная (в различных сферах разделения труда),политическая, государственная, художественная, научная. Она можетбыть религиозно окрашена, в качестве одного из ее мотивов можетвыступать религиозный мотив. Но по объективному содержанию, пред-мету и результатам — это внерелигиозная деятельность.

Религиозная деятельность занимает своеобразное место в системеобщественной деятельности. Существуют два основных видарелигиозной деятельности: внекультовая и культовая. Внекультоваяосуществляется в духовной и практической сферах. Духовную вне-культовую деятельность образуют разработка религиозных идей,систематизация и интерпретация догматов теологии сочинение бого-словских произведений и т. д. Разновидностями практической внекуль-товой деятельности являются производство средств религиозногокульта, миссионерство, участие в работе соборов, преподавание бого-словских дисциплин в учебных заведениях (школах, университетах,

 

духовных учебных заведениях), управленческая деятельность врелигиозных организациях и институтах, пропаганда религиозныхвзглядов через печать, радио, телевидение, религиозная пропагандав семье и в других контактных группах. Следует подчеркнуть, что,как правило, во внекультовую деятельность в большей или меньшеймере проникают и элементы культа.

Культ Важнейшим видом религиозной деятельностиявляется культ (лат. cultus — уход;

почитание). Его содержание определяется соответствующимирелигиозными представлениями, идеями, догматами. Религиозноесознание предстает в культе прежде всего в виде культового текста,к которому относятся тексты Священного Писания, Священного Пре-дания, молитв, псалмов, песнопений и др. Воспроизведение этих тек-стов во время отправления культа актуализирует в. сознанииучастников религиозные образы и мифы. Рассматриваемый с точкизрения содержания культ может быть охарактеризован как «дра-матизация религиозного мифа». В искусстве (например, в театре) вос-произведение художественного текста, каким бы точным и мастерскимоно ни было, не устраняет условность ситуации действия. А дра-матизация текста в религиозном культе связана с верой в действитель-ное совершение описанных в мифе, событий, в повторяемость этихсобытий, в присутствие мифологических персонажей, в получениеответа от признаваемых объективными существ, в партиципацию илиидентификацию с ними.

Предметом культовой деятельности становятся различные объектыи силы, осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве пред-метов культа в религиях разных типов, в разных религиозных на-правлениях и конфессиях выступали материальные вещи, животные,растения, леса, горы, реки, Солнце, Луна и пр. с полагаемымирелигиозным сознанием атрибутизированными свойствами и связями.Многообразные процессы и явления могут представать в качестве пред-мета культа и в виде гипостазированных духовных существ-духов, бо-гов, единого всемогущего Бога. Разновидностями культа, в частности,являются ритуальные пляски вокруг изображения животных — пред-метов охоты, заклинание духов, камлания и пр. (на ранних стадияхразвития религии); богослужение, религиозные обряды, проповедь,молитва, религиозные праздники, паломничества (в развитыхрелигиях).

Субъектом культа может быть религиозная группа или верующийиндивид. Мотивом участия в этой деятельности являются религиозныестимулы: религиозная вера, религиозные чувства, потребности, стрем-ления, чаяния. Вместе с. тем может действовать побуждение удовлет-ворить в культовой деятельности и нерелигиозные потребности —эстетические, потребность в общении и др. Религиозная группа как

субъект неоднородна: имеется небольшая труппа осуществляющих уп-равление — священник, пастор, проповедник, мулла, раввин, жрец,шаман и пр. и большая часть лиц, которые действуют как соучастникии исполнители. Индивидуальная культовая деятельность доступна ве-рующим со значительной степенью религиозной убежденности, схорошим знанием ритуальных текстов, видов и способов культовыхдействии.

К средством культа причисляют молитвенный дом, религиозноеискусство (архитектура, живопись, скульптура, музыка), различныекультовые предметы (крест, свечи, жезл, церковная утварь, свя-щеннические облачения). Важнейшим средством является культовоездание. Попадая в культовое здание, человек входит в специфическуюзону социального пространства, оказывается в ситуации, отличной отиных жизненных ситуаций. Благодаря этому внимание посетителейсосредоточивается на предметах, действиях, образах, символах, зна-ках, произведениях религиозного искусства, имеющих религиозныйсмысл и значение.

Способы культовой деятельности определяются содержаниемрелигиозных верований, а также зависят от средств культа. На основерелигиозных взглядов складываются определенные нормы,предписания о том, что и как нужно делать. Эти предписания касаютсякак элементарных культовых актов (крестное знамение, поклоны, ко-ленопреклонение, падение ниц, склонение головы), так и более слож-ных (жертвоприношения, обряды, проповеди, молитвы, богослужения,праздники).

Средства и способы деятельности имеют символическое значение.Символ представляет собой единство двух сторон — наличного пред-мета, действия, слова и значения: наличный предмет, действие, словопредставляют значение, отличное от их непосредственного значения.Крест, например, — это не просто предмет с перекрестными планками,он является символом, выражает определенное значение (воздвижениекреста, распятие Христа, его воскресение). Трехперстие во время кре-стного знамения православных, представляя собой некоторую фигуру,образованную тремя сложенными пальцами, в то же время обозначаетисповедание триединства Бога.

Результатом культовой деятельности является прежде всего удов-летворение религиозных потребностей, оживление религиозного соз-нания. В сознании верующих с помощью культовых действийвоспроизводятся религиозные образы, символы, мифы, возбуждаютсясоответствующие эмоции. Культ может стать фактором динамикипсихологических состояний верующих: совершается переход от состо-яния подавленности (беспокойства, неудовлетворенности, внутреннейразорванности, скорби, тоски) к состоянию облегчения (удовлетворен-ности, успокоенности, гармонии, радости, прилива сил). В культовой

 

деятельности происходит реальное общение верующих друг с другом,она является средством сплочения религиозной группы. Во времяотправления культа удовлетворяются и эстетические потребности.Икона, обладающая художественными достоинствами, архитектура иубранство храма, музыка, чтение молитв и псалмов — все это можетдоставлять эстетическое наслаждение.

§ 3. Религиозные отношения

В соответствии с различными видами деятельности складываютсяотношения — внерелигиозные и религиозные. В ходе выполнения эко-номической, политической, государственной, просветительской и инойдеятельности религиозные индивиды, группы, институты вступают всоответствующие этим видам активности связи. В этого рода связяхвозможен субъективно полагаемый религиозный смысл, однако пообъективному содержанию они нерелигиозны.

Свойства религиозных Религиозные отношения представляют собой

отношений вид отношений в духовной сфере, которые

складываются в соответствии с религиозным

сознанием, реализуются и существуют посредством религиозной де-ятельности. Их носителями могут быть индивиды, группы, институты,организации.

Религиозные отношения имеют субъективный план, план сознания.Последнее полагает определенные отношения людей к гипостазирован-ным существам, свойствам, связям, а также верующих друг с другом.Первые отношения развертываются в плане сознания, однако прояв-ляются в действительных отношениях между людьми, например, меж-ду мирянином и священнослужителем. Контакты верующих друг сдругом, хотя и имеют отнесенность к названным существам, свойст-вам, связям, представляют собой действительные взаимоотношения. Сдругой стороны, религиозное сознание, отражая и выражаядействительные .отношения, по их образу и подобию конституируетсхемы религиозных отношений. В соответствии с этими схемами пред-ставляются отношения гипостазированных существ друг с другом и слюдьми, людей с этими существами и между собой. Схемы моделируютотношения господства-подчинения (по типу «Господь и раб Госпо-день») , государственно-правовые структуры (Бог — «Царь небесный»,патриарх — «владыка», папа — «монарх», «каноническое право»),связи судопроизводства («суд» над Христом, Бог — «судья», грешники— «судимые», «Судный день»), семейные отношения («Бог Отец», «БогСын», «брат», «сестра»). Особое значение имеет воспроизведение нрав-ственных отношений, по существу, всем религиозным отношениямпридается моральное значение.

Имеются различные способы фиксации и опосредования

религиозных отношений. В качестве посредников могут выступать: 1)предметы неживой и живой природы — храм, икона, крест, распятие,ступа, «черный камень», корова, крокодил, голубь и т. д., — и тогдарелигиозные отношения принимают предметную, вещную форму; 2)индивид или группа лиц — служитель культа, глава религиознойорганизации, функционер общины, обладатель «дара» и др.; в этомслучае можно говорить о персонифицированном способе фиксациивзаимных связей верующих; 3) образы Бога, духов, душ, Богоматери,Христа, Будды, бодхисаттвы, Мухаммеда, святых и т. д.; это иде-ализированная, образная форма опосредования (И сказал Иисус:«...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» — Мф.18:20); 4) язык — отдельные слова и целые предложения, содержащиенаставления о том, с кем и как надо общаться; этот способ фиксацииотношений называется языковым. Предметы, вещи, персоны, образы,слова обладают символическими свойствами, являются знаками, ко-торые выражают религиозные значения и смыслы, «прочитываются»вступающими в связь индивидами.

Виды отношений Следует различать внекультовые и культовыерелигиозные отношения. Внекультовые акту-ализируются посредством внекультовой религиозной деятельности. Вних преимущественное значение приобретают действительные отно-шения между религиозными индивидами, организациями. Например,занимаясь духовным производством, теологи вступают друг с другомв определенные отношения обмена информацией; «богословских со-беседований». Педагогический процесс в духовных школах предпола-гает наличие связей «учитель — ученик», «ректор — педагогическийколлектив», определенных взаимоотношений между слушателями.Пропаганда, миссионерство, религиозное воспитание в семье осуще-ствляются посредством информационных отношений, механизмов на-ставления, сообщения, адаптации. В религиозной организациискладываются связи координации (взаимодействия «по горизонтали»)и субординации (соподчинения «по вертикали»), действуют отношениявластвования.

Культовые отношения формируются в процессе культовой деятель-ности. Последняя акцентирует внимание на отношении к гипос-тазированным существам, свойствам, связям. Эти отношения,развертывающиеся в сфере сознания, обнаруживаются и во взаимос-вязях людей. Во время отправления культа складываются отношенияевхаристического соединения, исповедальности, проповеднические,обрядовые и др. Православное венчание, например, включает женихаи невесту во взаимные отношения, предписываемые нормами церков-ного брака; крещение устанавливает связь «крестного сына (дочери)»с «крестными родителями (отцом и матерью)».

Носителями религиозных отношений в зависимости от степени

 

влияния религии могли быть этнос, семья, сословие, класс,профессиональная группа, государство со своими подданными иличасти указанных групп, т. е. такие социальные и политическиеобъединения, представители которых относят себя также к одномуобщему вероисповеданию. Особенно большую роль в сохранении и вос-производстве религиозных отношений играли социальные группы, вы-делявшиеся по религиозному признаку, — варна брахманов вдревнеиндийском обществе, жрецы в рабовладельческих государствахЕвропы, сословие духовенства в средневековых феодальных монархияхи т. д.

Религиозные отношения могут иметь разный характер — солидар-ности, терпимости и нейтралитета, конкуренции, конфликта и борьбы,нередко с сильной тенденцией религиозного фанатизма. Однако дажепри «мирном сосуществовании», как правило, имеется представлениео превосходстве данного объединения, конфессии, направления,религии.

§ 4. Религиозные организации

В качестве упорядочивающих деятельность и отношения инстанцийвыступают институты и организации. Для «ориентации» во вне-религиозных областях создаются экономические институты (например,«Банк святого духа» в Ватикане), политические партии (христианские,исламские и др.), профсоюзы женские, молодежные и прочиеформирования.

Виды и строение Складываются учреждения и в религии —религиозных организаций внекультовые и культовые. К внекультовымотнесем звенья управления внекультовой де-ятельностью (церковный совет, ревизионная комиссия, отделы обра-зования, департаменты прессы, ректораты духовных учебныхзаведений и пр.), а среди культовых упомянем причт, клир, диаконат,епископат.

В первобытном обществе религиозных организаций не было. Ру-ководили религиозными церемониями первоначально старейшины родаи племени. Постепенно появлялись совершители культа: шаманы, зна-хари и др. Складывались религиозные группы — «тайные союзы», несовпадающие с этническими общностями. По мере дифференциацииобщества, разделения труда постепенно образуется сословие жрецов,а вместе с ним и религиозные организации.

Последователи определенного вероисповедания составляютрелигиозную общность. В рамках общности на основе различных видовдеятельности — культовой и внекультовой — выделяется целая систе-ма религиозных субгрупп. Существование и функционированиеобщности как единого целого обеспечиваются организацией.

 

 

Строение религиозной организации предписывается традицией иобычаем, церковным правом или уставом, апостольскими правилами,конституциями и т. д. Организационные принципы определяют ее со-ставные части, совокупность позиции и ролей, правила субординациии координации деятельности индивидов и отдельных звеньеворганизации, узлы деятельности и соответственно группы деятелей,призванные обеспечить единство объединения. В зависимости от ус-ловий возникновения и существования религиозные организациипринимают монархический (католицизм, православие), парламентско-королевский (англиканство), республиканско-демократический(кальвинизм, баптизм) и иной вид.

Общность со всеми своими организационными элементами пред-ставляет собой религиозное объединение. Первичной ячейкойобъединения является религиозная община, над общинами надстраива-ется комплекс звеньев вплоть до высшего звена — центра объединения.В объединении существует и целый ряд других составных элементов,имеющих специфические организационные связи, но в то же времявключенных в общую структуру (например, духовенство, монашество).Отдельные составные части имеют собственную инфраструктуру. Всезвенья становятся взаимосвязанными органами целого.

Механизмами контроля за деятельностью индивидов и различныхэлементов организации являются нормы религиозного права и морали,санкции и образцы, авторитеты.

Типы объединений Набор организационных элементов, их в заимосвязи, распределение позиций и ролей,

управленческие и исполнительные органы, механизмы контроляразличны в разных религиях, конфессиях, в объединениях разныхтипов. На основе изучения христианства выделены типы религиозныхобъединений: церковь, секта, деноминация, установленная секта,мистерия и др. Наибольшее единодушие исследователей получилопризнание трех первых типов.

Церковь представляет собой сравнительно широкое объединение,принадлежность к которому определяется, как правило, не свободнымвыбором индивида, а традицией. Отсюда признание возможности каж-дого человека стать членом церкви. Фактически отсутствует постояннои строго контролируемое членство, последователи анонимны. Вомногих церквах члены делятся на духовенство и мирян. Позиции ироли, степени и градации упорядочены по иерархическому и ав-торитарному принципам.

Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к темили иным религиозным направлениям. Для нее характерна претензияна исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, цен-ностей, установок. С этим связаны настроения избранничества, а не-редко и тенденция к изоляционизму. Резко выражено стремление к

 

духовному возрождению. Институт священства отсутствует, лидерствосчитается харизматическим. Подчеркивается равенство всех членов,провозглашается принцип добровольности объединения, делается ак-цент на «обращении», предшествующем, членству. Историческая судьбасект неодинакова. Одни из них через определенный промежуток вре-мени прекращают свое существование. Другие с течением временипревращаются в иные типы.

Деноминация может развиваться из других типов объединений илискладываться с самого начала в качестве таковой. Ее идейные, куль-товые и организационные принципы формируются в оппозиции кцеркви и секте и носят разноплановый характер. Сохраняя, акцент на«избранности» членов, она признает возможность духовного возрож-дения для всякого верующего. Изоляция от «мира» и замкнутостьвнутри религиозной группы не считается обязательным признаком«истинной» религиозности. Хотя и выдвигается принцип постоянногои строго контролируемого, членства, в соответствии с которымпредписывается активность прежде всего в религиозной деятельности,наблюдается тенденция к соединению с «миром», последователипризываются к активному участию в жизни общества. Деноминацииприсуща четкая организация как по горизонтали, так и по вертикали.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.