Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРЕДМЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ 9 страница



Конфуций жил в эпоху крупных социальных и политических пот-рясений: гибла власть чжоуского правителя — вана, нарушалисьпатриархально-родовые нормы, разрушался сам институт государства.Выступив против царившего хаоса, философ выдвинул идею социаль-ной гармонии, опирался на авторитет мудрецов и правителей глубокойдревности, пиетет перед которыми стал постоянно действующимимпульсом духовной и общественной жизни Китая.

В «Луньюе», где записаны его беседы с учениками, Конфуций изла-гал идеал совершенного человека (цзюнь цзы), рассматривая личностькак самоценную. Он создал программу совершенствования человекас целью достижения духовно развитой личностью лада с Космосом.Благородный муж — источник идеала нравственности для всего обще-ства. Ему одному присуще чувство гармонии и органический дар житьв природном ритме. Он являет единство внутренней работы сердца ивнешнего поведения. Мудрец действует природосообразно, посколькуот рождения приобщена правилам соблюдения «золотой середины».Его назначение — преобразовывать социум по законам гармонии, ца-рящей в Космосе, упорядочивать и охранять все живое. Для Конфуцияважны пять «постоянств»: ритуал, гуманность, долг-справедливость,знание и доверие. В ритуале он видит средство, выступающее как«основа и уток» между Небом и Землей, позволяющее вписать каждуюличность, общество, государство в бесконечную иерархию живогокосмического сообщества. При этом правила семейной этики Кон-фуций перенес на сферу государства. В основу иерархии им были поло-жены принцип знания, совершенства, степень приобщения к культуре.Чувство меры, заложенное во внутренней сути ритуала через внешнее— церемонии и обряды, доносило ценности гармонического общенияна доступном уровне до каждого, приобщая их к добродетелям.

Воспитывая эти качества, мудрецы выстраивали иерархию в обще-стве, обеспечивали тем самым его жизнеспособность. Заданныйсоциуму природный ритм вносил импульс развития в общество и го-сударство. Трактовка нравственных качеств в ответах учителяученикам всегда природосообразна, как бы наполнена ритмом и адек-ватна субъекту общения. Предусмотрительность и уступчивость —знак доверия к нравственности собеседника — заранее исключают на-пряженность. Так, взаимность в общении правителя, и чиновника,основанная на долге-справедливости, предусматривает верностьчиновника, реагирующего на гуманность правителя, на егоснисходительную и добрую волю (по аналогии с отеческой любовьюк детям). В контексте конфуцианской этики положение нижестоящегоникогда не воспринималось как унизительное: предполагалось, что вответ на нормативность своего поведения он получит отклик, его удов-летворяющий.

 

 

Как политик Конфуций осознавал ценность ритуала в деле уп-равления страной. Приобщая подданых к соблюдению чувства мерыв большом и малом, ритуал адаптировал человека к «внешней среде»на личностном и социальном уровне, способствовал профилактике на-зревавших коллизий. Ритуал способствовал сохранению разнообразияв социуме, открывал личности перспективу совершенствования, былнастоящим оберегом жизни, помогал выжить в любых экстремальныхусловиях, в частности сгармонизировать потребности населения в ус-ловиях ограниченных материальных и природных ресурсов.Приобщение каждого к соблюдению меры обеспечивало сохранение вобществе моральных ценностей, не допуская, в частности, развитияпотребительства и ущерба духовности. Устойчивость китайскогосоциума и государства, питавшаяся жизнеспособностью китайскойкультуры, во многом была обязана ритуалу.

Эволюция конфуцианства Идеи Конфуция по-своему перечитывались каждым новым поколением. Так, Мэн-цзы

(372 — 289 до н. э.) заново осмыслил наиболее важный тезис учителяо сущности добродетельного правления. В древнем проекте идеальногоустройства общества и землепользования (системе цзин тянь) он виделпуть к достижению человеком гармонии с природой и в межлично-стном общении, достижения лада между верхами и низами общества.В идеальном государстве соблюдается баланс средств: власти получаютвсе необходимое, а население при этом не страдает от неурожаев инепосильных поборов. В случае нарушения справедливости Мэн-цзынастаивал на праве народа на восстание и передачу «повеления Неба»новому, добродетельному избраннику.

На рубеже новой эры в конфуцианстве обнаруживаются новые тен-денции: к ритуалу как средству управления подданными из арсеналабывших политических оппонентов конфуцианцев — легистов прибав-ляется институт закона. При объединении этих некогда несовместимыхпонятий делается оговорка: ритуал следует применять премущественнов отношении к верхам общества, низами же можно управлять, пола-гаясь исключительно на закон и наказание.

В II в. до н. э. конфуцианец и государственный деятель Дун Чжун-шу (120—104 до н.э.) придал конфуцианству характер государст-венной идеологии. Он свел традиционное учение о двух началах «инь»и «ян» и пяти первоэлементах (вода, металл, дерево, почва, огонь),составляющих все сущее, в единую систему, охватывающую весьуниверсум, дал космологическую интерпретацию общественного и го-сударственного устройства, исходя из учения о незримой связи Неба,человека и социума.

В средние века, когда в Китае получает распространение буддизм,начиная с IV — V вв., происходит модификация конфуцианства за счетвключения элементов буддизма и даосизма. Была проведена

4 Зак. 53в 97

кодификация главных канонических текстов: новая их редакция и но-вые комментарии претендовали быть истиной в последней инстанции.Движение за новое толкование древних классиков в итоге вылилосьв неоконфуцианство. В XIII в. это учение получило название чжусиан-ство — по имени философа Чжу Си (1133 — 1200).

С первых веков новой эры взгляды Конфуция все более искажа-ются, выхолащивается их первоначальный смысл.

Конфуцианская элита мыслит себя носителем абсолютного знания,а синкретические верования народа, тяготевшие прежде всего к да-осизму , рассматриваются как ересь и вульгарные суеверия. В контекстеортодоксального конфуцианства, когда государство стало верховнымрелигиозным институтом, а система официальных культов приобретаетзаконченный вид, водораздел между подданными и чиновным сос-ловием все растет. Это способствует постепенному обожествлениюКонфуция. Начало его культа восходит к императорскому указу555 г. о возведении в каждом городе храма в честь древнего мудрецаи о регулярных жертвоприношениях в его память.

Культ основателя учения повлек за собой все большее обожест-вление императора. Сын Неба считается высшим жрецом и совершен-ством лишь потому, что венчает социальную пирамиду общества. Воляимператора возводится в непреложный закон. Пышные, поражающиевоображение торжественные обряды поклонения Небу, исполнение ко-торых — исключительная прерогатива императора, скрытая итаинственная жизнь императорского дворца за стенами Запретного го-рода способствовали порождению раболепия и покорности подданных.Трепет и суеверный страх внушал и символ императорской властиДракон, могущественное и всесильное мифическое животное.

Ортодоксальное конфуцианство, отошедшее от идеалов своего осно-вателя, подвергалось критике, особенно в XX в. После 1949 г. и вгоды культурной революции учение Конфуция было полностью отбро-шено. Однако в настоящее время традиционные нормы и институтышироко распространены в Китае, на Тайване и среди этническихкитайцев. Родственники Конфуция в 67-м поколении пользуютсябольшим уважением.

Даосизм

Даосизм возник в IV — III вв. до н. э. По преданию, тайны этогоучения открыл древний легендарный Желтый император (Хуан-ди).В действительности истоки даосизма восходят к шаманским -веро-ваниям и учению древних магов, а его воззрения изложены в «Канонео пути и добродетели» («Даодэцзине»), приписываемом легендарному'мудрецу Лао-цзы, и в трактате «Чжуан-цзы», отражающем взглядыфилософа Чжуан Чжоу (IV — III вв. до н. э.). Как целостная система

 

даосизм восходит к трудам «Лэ-цзы» (ок. IV — III bib. до н. э.) и «Ху-айнань-цзы» (II в. до н.э.).

Философские воззрения Главная категория даосизма, дао — своегорода закон спонтанного бытия Космоса, все-общий, закон природы, начало, порождающее мир форм. Все сущее;произошло от дао, чтобы.затем, совершив кругооборот, снова в неговернуться. Дао не только первопричина, но и конечная цель, и за-вершение бытия. Постижение дао недоступно для органов чувств. Дао

— это «изначальная пневма», проявляется лишь через силу дэ (до-бродетель). Задача подвижника — познать дао, встать на путь «есте-ственности», под которой имеется в виду «гармония мира» — слияниечеловека с природой.

Другим важным понятием даосизма выступает «недеяние» —

отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естест-венным миропорядком. Следуя принципу недеяния, мудрый правитель упорядочивает Поднебесную, управляет государством, предотвращаетсмуту. Даосизм рассматривает все сущее во Вселенной как единоецелое, стремится к гармонизации противоречий.

По «Чжуан-цзы», жизнь и смерть лишь ступени всеобщей мета-морфозы. Человек-микрокосм, как и универсум, вечен: со смертью егофизического тела дух растворяется в мировой «пневме». Бессмертиедостигается путем слияния с дао как источником жизни с помощьюрелигиозного созерцания, дыхательного и гимнастического тренинга,сексуальной гигиены, алхимии и т. п.

Отшельники-даосы уединялись на лоно природы и стремилисьслиться с нею для достижения гармонии. Достижение бессмертия ив минимальном варианте долголетия предусматривало, во-первых,«питание духа». Человек рассматривался даосами обиталищем мно-гочисленных духов, скоплением божественных сил. Этой системе-те-лесных духов соответствовала иерархия небесная. Духи на небе велисчет добрых и плохих дел и определяли, срок жизни человека, призы-вали блюсти заповеди, быть добродетельным. Во-вторых, условиемдолголетия является «питание тела» — соблюдение строжайшей диеты(идеально для даосских мудрецов — питаться собственной слюной ивдыхать эфир росы) и дыхательная гимнастика, привлекающая ворганизм животворящий эфир.

Философские построения, древнего даосизма стали фундаментомрелигиозного учения даосов в средние века как части синкретическогокомплекса «трех учений», наряду с конфуцианством и буддизмом.Видными представителями средневековой даосской мысли были Гэ Хун(IV в.), Ван Сюаньлань (VII в.), Ли Цюань (VIII в.), Тянь Цяо (ТаньЦзиншэн) (X в.), Чжан Бодуань (XI в.). Конфуциански образованнаяинтеллектуальная элита проявляла интерес к философии даосизма,особо привлекал древний культ простоты и естественности: в слиянии4*

 

с природой обреталась свобода творчества. Внимание к даосизму осо-бенно усилилось после падения династии Хань, когда конфуцианство,как официальная религия, исчерпала свои возможности. Даосизмвоспринял некоторые черты философии и культа буддизма в процессеадаптации последнего к китайской почве: буддийские понятия и фило-софские концепции переходились в привычных для китайцев даосскихтерминах. Даосизм воздействовал на развитие неоконфуцианства.

Эволюция Даосизм оккультный, связанный с магией и

верований и институтов физиогномистикой, привлекал широкие на- родные массы и часто был объектом нападок

со стороны властей, видевших в нем выразителя бунтарско-эгалитаристских традиций. Даосские воззрения становились идейнойбазой тайных обществ («Путь Великого равенства», «Учение Белоголотоса» и др.) и знаменем крестьянских выступлений (например, вос-стания «Желтых повязок» в 184 г.).

Разработав учение о Западном рае, месте обитания богини Сиванму— нерожденной Матери, прародительницы всех людей, даосы обосно-вывали идею всеобщего равенства и социальной справедливости. По-пулярность этих идей усиливалась и тем, что их сторонники быливрачевателями, гадателями, предсказителями.

Даосская религия восприняла древние анимистические верования,культ Неба и культ святых мудрецов. Выйдя из недр народных ве-рований, даосизм средневековья был неразрывно связан со всеми ас-пектами быта и духовной культуры китайцев. Даосы верили в царстводемонов, где мучились души грешников, и населенные божествами Не-беса, уготованные для праведников. В средние века учение о бес-смертии обернулось культом долголетия, а доктрина дао как источникажизни — культом многодетности, богатства и т. п.

Ярким выражением синкретизма стал пантеон даосизма, вклю-чавший в .иерархию божеств легендарных правителей, мифических ге-роев и мудрецов, видных представителей конфуцианства, различныхисторических деятелей. Наибольшей популярностью пользовалисьпоборники справедливости и правого дела — восьмерка бессмертныхмудрецов, наделенных чертами людей и волшебников.

Во II в. возникает институциализированное направление «Путь не-бесных наставников». Первый его глава — Чжан Даолин (I — II в.)якобы получил откровение от Лао-цзы и право быть его наместникомна земле. Его титул «Небесного учителя» передается в роду Чжан понаследству, вплоть до настоящего времени. В IV в. возникали даосскиешколы «Высшей чистоты» и «Духовной драгоценности». Они уделялизначительное внимание приемам медитативного созерцания.

С IV — VI вв. многие положения даосского учения подверглисьпересмотру и все более пользовались официальным признанием. Сталасоздаваться обширная иерархически построенная организация. Был

 

выработан даосский канон. В V11 — VIII вв. возник институт мона-шества ж монастыри. В VII в. на севере Китая появляется много школ,и одна из них — «Учение совершенной метины» — сохранилась донаших дней.

Поздние даосы пытались превратить свое учение в государственнуюрелигию. Они разработали по буддийскому образцу заповеди, сос-тавили список заслуг и проступков добропорядочных подданных. Са-мые суровые кары полагались за государственную измену и бунт.Танский дом вел свое происхождение от официально обожествленногоЛао-цзы.

Даосизм оказал сильное влияние на культуру, на традиционныеформы знания. Занятия алхимией способствовали накоплению богатогоэмпирического материала в области химии, в традиционной медицине,как в теории, так и на практике: в иглотерапии, фармакологии. Да-осские сочинения сохранили рецепты лекарств, описание свойств ме-таллов и минералов.

В наше время даосизм популярен в КНР, на Тайване, в Сянганеи среди китайских эмигрантов. Религиозные синкретические группы,практикующие и даосизм, подверглись в КНР разгрому в 1960-х годах,а с начала 80-х активно восстанавливают свое влияние почти пов-семестно, и особенно на периферии. Активно действующие храмы бо-жеств китайского пантеона обслуживают шаманы-медиумы,гомеопаты, предсказатели судьбы, хироманты, физиогномисты. Да-осские храмы, монастыри и святые места посещают сотни тысяч ве-рующих.

Синто

Формирование синто Синтоизм сложился в VI — VII вв. Термин«синто» («путь богов») появился в средневе-ковье. Мифологическая традиция, содержащаяся в первых японскихписьменных памятниках, отразила сложный путь формирования систе-мы синтоистских культов, в которую вошли божества племен Север-ного Кюсю, пришедших в Центральную Японию, и боги обитавшегоздесь аборигенного населения.

Местные боги были потеснены, верховным-божеством стала «сол-нечная» богиня Аматэрасу, «создавшая» японские острова иотправившая на землю своего мужа Ниниги, положившего начало «бо-жественной» императорской династии.

Первостепенное значение для древнего японца имели родовые бо-жества— «удзигами» («удзи» — род, «ками» — божество). В функции«удзигами» входило охранение рода, покровительство жизни и разно-образной деятельности его членов. Помимо родовых божеств большоезначение имели божества — повелители природных стихий: землетря-

сений, ураганов, дождя и снега, а также многочисленные ландшафтныебожества, которыми японец населял весь окружающий мир. Любая го-ра, холм, лес, река, водопад имели своего ками — бога-охранителя,сила действия которого, распространялась именно на этот район и, какправило, здесь превышала возможности главных божеств синтоистско-го пантеона.

В культе богини Аматэрасу три «божественные» регалии — зерка-ло, меч и яшмовые подвески. Согласно мифологической традиции,богиня солнца передала их своему внуку Ниниги, отправляя его наземлю с наставлением — освещать весь мир и править им, покоряянепокорных. Возникла также приспособленная к жизненной практикетрактовка регалий как символов важнейших добродетелей: зеркало —символ честности, яшмовые подвески — сострадания, меч — мудрости.Наивысшее воплощение этих качеств приписывалось личности импе-ратора. Главным синтоистским храмовым комплексом стало святилищев Исэ — Исэ дзингу (основано, по-видимому, в конце VII в.). Исэдзингу считается, святилищем Аматэрасу, где отправляется ее культкак верховного божества и божества-прародителя императорского до-ма, а через него и всех японцев.

Синкретизация В конце V — начале VI в. в ЦентральнойЯпонии усилилась, борьба между главами

родов за влияние в общеплеменном объединении. Активизировался ирасширялся процесс перехода от раннеклассового общества к ранне-феодальному. Наибольшего обострения междоусобная борьба достиглаво взаимоотношениях родов Сога и коалиции военного клана Мононобэс жреческим — Накатоми. В стремлении к власти Сога использовалииноземную религию — буддизм. Первые упоминания в источниках опроникновении буддизма относятся к началу VI в. В 538 г. посольствокорейского королевства Пэкче, прибывшее в Ямато, преподнесло царюнесколько буддийских сутр и статую основателя буддизма Шакья-Муни, однако сведения о буддизме были известны населению Яматогораздо раньше.

В стране распространялось и конфуцианство. Конфуцианские идеикульта Неба нашли благодатную почву для восприятия их в среде цар-ской элиты и ее аристократического окружения, культивирующих свое«неземное», «божественное» происхождение. Стремлению к властиродовых кланов в полной мере соответствовала этическая программаконфуцианства с ее четким иерархическим делением общества и стро-гой фиксацией в нем места и обязанностей каждого. Особое вниманиеяпонца привлекал в конфуцианской этике принцип сыновнейпочтительности и сыновнего долга — для низших слоев этот принциподнозначно реализовывался в культе предков, для высших столь жеоднозначно — в беспрекословном и всеобъемлющем подчинении под-данных «божественной» династии правителей.

 

 

Конфуцианские идеи были широко использованы при конкретномвоспроизведении на японской почве заимствованных с материка го-сударственных институтов, но в борьбе за власть для Cora приоритетприобрел буддизм. После победы дома Сога в 587 г. начинаетсяширокое распространение буддизма, строятся многочисленныебуддийские монастыри и храмы, им предоставляются земли, рабы, вы-деляются значительные средства из казны.

Будды и бодхисаттвы наделялись теми же магическими свойствами,что и ками, к ним обращались с конкретными просьбами: исцелитьот болезней, послать богатый урожай, защитить от зла, быть охраните-лем какой-либо местности, деревни и т, д. В обширном пантеонесинтоизма к этому времени появилось деление богов на «небесных иземных», отражающее стремление царей Ямато укрепить свойрелигиозный престиж: «небесные» боги, проживающие в «Небесной-стране», объявлялись прародителями царского дома, «земные» — пра-родителями завоеванных, подчиненных родов. Будды и бодхисаттвыестественно вошли в этот пантеон как новые боги. В то же время сфераотношений разных слоев населения и природы принадлежала синто.Синто, возникшее как религиозная практика земледельческойобщины, было отражением коллективных воззрений и просьб, буддизмже имел в виду отдельного человека, апеллировал непосредственно кличности. Местные верования и буддизм поделили между собойжизненную практику японца: светлые радостные события — рождение,вступление в брак — остались в ведении родовых богов, возглавляемых«солнечной» богиней Аматэрасу; смерть, трактуемая синто как сквер-на, взял под защиту буддизм, представив концепцию «возрождения»,«спасения в раю Будды». .

Так постепенно происходило слияние двух религий — синкретизм,в японской терминологии «рёбусинто» — «путь буддизма и синто». Не-маловажное значение имела правительственная деятельность, оказы-вающая официальную поддержку местным культам. В кодексе законов«Тайхорё» (701) отмечалось создание специального ведомствадзингикан (Управление по делам небесных и земных божеств), вфункции которого входила синтоистская обрядность во время государ-ственных религиозных торжеств и контроль за деятельностью крупныхгосударственных святилищ. Другим способом поддержки взаимо-действия двух религий были правительственные указы о местных ками

— как защитниках буддийских божеств. По указу Сётоку происходитсоединение синтоистского и буддийского ритуалов даже в такой глав-ной и сокровенной церемонии, как «вкушение плодов нового урожая»,

—на нее приглашаются буддийские монахи. Показательно и соору-жение громадной статуи будды Вайрочаны при строительстве храмаТодайдэи в Нара, когда перед началом работ испросили «совет» у Ама-тэрасу. Местные синтоистские боги «подсказали» место на севере стра-ны, где было добыто недостающее для отливки статуи золото. Но

высшей формой религиозного синкретизма являлась концепция«хондзи суйдзяку», согласно которой божества синтоистского пантеонамогут рассматриваться как временное воплощение будд и бодхисаттв.Так, солнечная богиня Аматэрасу стала воплощением будды«Бриллиантового света» Вайрочаны.

Тэнноизм Этапом развития синто стало возникновениеконцепции «Исэ синто», главной целью кото-рой было укрепление культа императора. Одной из причин появленияэтой концепции явилось усиление авторитета и влияние святилищ,особенно Исэ дзингу, в период и после монгольского нашествия (1261— 1281). Тогда небывало возрос культ «обитавшей» в Исэ «пра-родительницы» императорского дома Аматэрасу, оказавшей помощьсвоим потомкам —божественный ветер «камикадзе», дважды разметавфлот нападающих, отвратил угрозу. Развитие «Исэ синто» во второйполовине XVI в. привело к возникновению нового культа, допуска-ющего обожествление какого-то лица при жизни, при этом основаниембыла не принадлежность к императорскому роду, а крупныеполитические и общественные деяния. Это отражало общую ситуациюв стране, сложившуюся еще в конце XII в., когда к власти пришловоенно-феодальное дворянство (самураи), фактически сделавшеевласть императорского дома номинальной, ограничив ее сферой культасинто. Феодальный диктатор Ода Нобунага (1533 — 1572), боровшийсяза объединение страны, объявил себя богом и потребовал поклонениясебе как ками. Обожествлен был ц его сподвижник диктатор ТоётомиХидэёси (1536 — 1598). По завещанию сегуна (главы военно-феодаль-ного правления) Токугава Изясу надлежало построить несколькосвятилищ и часовню для поклонения его духу.

В период правления токугавской династии (1603 — 1687)различные течения конфуцианства обогащали синто этическими иде-ями, создавая широкую основу для активизации синто — конфуциан-ского синкретизма. Складывались школы, ставившие задачу наисторическом материале обосновать культ и институт императорскойвласти. Опираясь на древние мифологические своды, эти школы раз-вернуто и скрупулезно излагали идею достоверности происхожденияи действий божественной династии японских императоров, под-черкивали роль «тэнно» (императора) как источника и носителя«национальной» самобытности. Возрождалась забытая мудрость древ-него «Пути» — «мити» (кит. «дао») Японии, восстанавливался «синтодревности» («фукко синто»).

Идеи защиты императора, реставрации императорской властистали идеологической основой оппозиционного движения за свержениесистемы сёгуната.

Открытие страны в середине XIX в. после двух с половиной вековзатворничества и появление иностранцев, поток западной культуры,

 

хлынувший в страну, углубили кризис феодального общества иухудшили положение большинства населения. Лозунг «сонно дзёи»(«почитание императора, изгнание варваров»), выдвинутый ученымишколы Мито в начале XIX в., прежде всего ее видным представителемАидзава Сэйсисай (1781 — 1863), нашел отклик и поддержку в разныхсоциальных слоях, в том числе в оппозиционных кругах самурайства.Антииностранное и антисёгунское движения сомкнулись под одним ло-зунгом. Многотысячные выступления против сёгуната были начатыпаломниками в синтоистские святилища осенью 1867 г. и стали первымэтапом буржуазной революции Мэйдзи (1867—1868).

Завершение борьбы, приведшей к крушению системы сёгуната иреставрации императорской власти, означало выбор нового пути — мо-дернизацию страны, трансформацию всей общественной жизни, в томчисле и сферы религиозного сознания. Однако для выполнения пос-тавленных задач новым правительственным органам приходилосьсчитаться с исторически сложившейся традиционной структуройнационального общественного организма, в том числе и спецификойсамобытной культуры. Оптимальным представлялся принцип «ваконёсай» — «японский дух, европейские знания».

В марте 1868 г. был опубликован указ о возвращении к единствусистемы религиозного ритуала и управления государственными делами(единству религии и политики). Был восстановлен дзингикан — Уп-равление по делам небесных и земных богов; 660 год до н. э. — датавосшествия на престол императора мифологического периода японскойистории Дзимму — объявлен началом летоисчисления от «основанияЯпонской империи». Одновременно для повышения религиозного иполитического авторитета императорского дома стала восстанавливать-ся древняя синтоистская обрядность. Культ императора — тэнноизм —стал центром государственного синто, фактически заменившего мно-жество богов одним «живым богом». Теоретическим обоснованием тэн-ноизма стал сложный комплекс понятий — «кокутай» (вприблизительном переводе «национальная сущность», в дословном —«тело государства»). Компоненты кокутай — это «божественное»происхождение японцев и их государства, непрерывность в веках импе-раторской династии, национальная самобытность, воплощающаяся вособом характере японца с его моральными добродетелями, вернопод-данностью и сыновней почтительностью. Идеологи тэнноизма, исполь-зуя традиционную концепцию «гармоничного государства»,содействовали укреплению националистических тенденций, а в конеч-ном счете — в готовящихся войнах — освящению милитаризма (про-пагандой «божественной миссии» — «хакко ити у» — «весь мир пододной крышей»).

В целом комплекс государственного синто включал: династийныйсинто, являвшийся достоянием императорской семьи; тэнноизм —культ императора; храмовый — в котором существенно почитание как

общеяпонских, так и локальных богов; домашний — с камиданом —миниатюрным аналогом храмового места священнодействия.

После поражения Японии во второй мировой войне в условияхобщедемократического подъема началось осуществление курса демок-ратизации страны. Предпринимались меры по искоренениюмилитаризма и тэнноизма. В 1946 г., в новогоднем обращении к на-роду, император Хирохито отрекся от божественного происхождения.Были проведены прогрессивные реформы в системе образования, отме-нено «моральное воспитание» в школах, опиравшееся на культ импе-ратора. Конституция 1947 г. изменила статус императора, теперь онобъявлялся «символом государства и единства нации».

Однако положение государственного синто не было кардинальноизменено. Основным направлением политики возрождения тэнноизмастановятся попытки восстановить синтоизм в статусе государственнойрелигии. В 1946 г. высшим синтоистским руководством была созданаАссоциация синтоистских святилищ — Дзиндзя хонтё, которая поз-волила сохранить единую централизованную систему управлениясвятилищами. В Ассоциацию вошла значительная их часть — более 78тысяч. Это позволило добиться передачи в собственность святилищзанимаемых ими обширных земельных участков, которые ранее вбольшинстве случаев принадлежали государству.

Уже в 1952 г. обрядность императорского двора приобрела характерофициальных государственных церемоний. Были проведены как госу-дарственный акт синтоистские церемонии возведения Акихито (сынаправящего императора Хирохито) в сан наследника престола и егосвадьба в 1959 г. Не менее важным этапом укрепления идеи госу-дарственного синто стало возрождение обараи — обряда великогоочищения от скверны всей японской нации. Символическое участиев обряде высшего религиозного лица государства подчеркивалоединство национальной религии и императорской власти.

В 1966 г. восстановлен отмененный конституцией 1947 г. праздник«кигэнсэцу» — день основания государства, который отмечается еже-годно 11 февраля. В школьные учебники была вновь включенамифологическая эра истории со сведениями о «божественном»происхождении императорской династии и народа. Особое место встремлении восстановить тэнноизм занимает храм Ясукуни, постро-енный в 1868 г. в Киото в честь воинов, павших за императора, ипосле буржуазной революции перенесенный в Токио. Святилище на-ходилось в ведении министерства армии и военно-морского флота.

В 1969 г. на основе Ассоциации синтоистских святилищ была соз-дана Синтоистская политическая лига — организация, которая впер-вые после ликвидации государственного синто открыто ставилаполитическую задачу участия в управлении государством. В январе1989 г. скончался император Хирохито. Система синто определяла весьразнообразный комплекс церемоний в ритуале престолонаследования.

 

Вручение «божественных регалий», государственной и императорскойпечати, первый прием императором высокопоставленных должностныхлиц по решению правительства были проведены не только как сугуборелигиозные церемонии, но и как государственный акт.

Иудаизм

Термин «иудаизм» (на иврите «яаадут») происходит от названияеврейского племенного объединения Иуды, считавшегося по библей-скому повествованию самым многочисленным среди всех 12 еврейскихколен (Числа 1:27). Выходцем из рода Иуды был царь Давид (конецXI в. до н. э. — ок. 977 г. до н. э.), при котором Израильско-Иудейскоецарство в конце XI в. до н. э. достигло наивысшего могущества. Этообстоятельство обусловило привилегированное положение иудейскогорода в древнеевропейском государстве, а также тот факт, что термин«иудей» стал часто использоваться как эквивалентный слову «еврей».В узком смысле под иудаизмом подразумевается религия, возникшаяна рубеже II — I тысячелетий до н. э. среди еврейских племен. В болеешироком смысле иудаизм — это комплекс правовых, морально-этических, философских, в том числе и религиозных, представлении,определявших на протяжении около четырех тысячелетий уклад жизниевреев.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.