Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРЕДМЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ 7 страница



Учитывая, что процесс антропогенеза растянулся на 2 — 3 (а мо-жет быть, и более) млн. лет и что большая часть человеческой историидо сих пор недостаточно изучена, современные религиоведыскептически относятся как к теории «прамонотеизма», так и к гипотезео существовании "дорелигиозного периода". В настоящий момент мож-но с уверенностью утверждать лишь то, что простейшие формырелигиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именнок этому времени относится появление человека разумного (HomoSapiens), который достаточно резко отличался от своих предполага-емых предшественников физическим строением, физиологическими ипсихологическими характеристиками, был способен к созданиюпонятий и определенного уровня абстракций.

О существовании религиозных верований в тот период историисвидетельствует практика захоронения первобытных людей. Установ-лено, что сапиентный человек хоронил своих близких в специальныхпогребениях, причем над покойниками предварительно совершалисьобряды их подготовки к последующей жизни. Их тела покрывалисьслоем охры, рядом с ними клали оружие, предметы домашнего обихо-да, украшения и т. п. Следовательно, первобытные люди уже имелипредставление о том, что наряду с реальным миром существовал мириной, где обитали умершие.

Религиозные верования нашли отражение и в произведенияхпещерной живописи. Подавляющее большинство древних наскальныхрисунков — это сцены охоты, изображения людей и животных, иногдалюдей, ряженных в звериные шкуры, а иногда — зооантропоморфныхсуществ. Анализ этих рисунков позволил учёным сделать вывод о том,что первобытный человек верил в существование особого рода связеймежду людьми и животными, а также в возможность воздействия наповедение животных с помощью некоторых магических приемов.

Первобытные верования Одна из форм религиозных верований по-лучила название «фетишизм» от португаль-ского слова fitico (магическая вещь), которое, в свою очередь, являетсяпроизводным от латинского слова factitius (магически искусный). Онавпервые была обнаружена португальскими моряками в ЗападнойАфрике, а затем многочисленные аналоги фетишизма были выявленыво многих районах мира.

Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший во-

 

ображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, зубживотного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие. Этомупредмету приписывались не присущие ему свойства (способностьисцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте и т.п.). Еслипосле обращения к предмету человеку удавалось достичь успеха впрактической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш,и оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача,то фетиш выбрасывался или заменялся другим.

Обращение первобытных людей с фетишами говорит о том, чтоони не всегда относились с должным почтением к выбранному имипредмету: за оказанную помощь его благодарили, за беспомощностьнаказывали. В этом плане интересен африканский обычай истязанияфетишей, причем не только для их наказания, но и для побужденияк действию. Например, прося о чем-нибудь фетиш, африканцывбивали в него железные гвозди, полагая, что после этого фетишлучше запомнит обращенные к нему просьбы и обязательно выполнитих.

Другой ранней формой религиозных воззрений следует считать то-темизм — веру в существование родственной связи между какой-либогруппой людей (племя, фратрия, род) и определенным видом живот-ных или растений. Название этой формы религиозных верованийпроисходит от слова «ототеман», которое на языке североамериканскихиндейцев племени оджибве означает «род его».

В ходе изучения тотемизма установлено, что его возникновениебыло тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного че-ловека — собирательством и охотой. Животные и растения, дававшиелюдям возможность существовать, становились объектом поклонения.На первых этапах развития тотемизма такое поклонение не исклю-чало, а даже предполагало употребление тотемных животных и рас-тений в пищу. Поэтому иногда свое отношение к тотему аборигеныАвстралии выражали словами: «Это наше мясо». Однако такого родасвязь между людьми и тотемами относится к глубокому прошлому,и о ее существовании свидетельствуют лишь древние предания и до-шедшие до исследователей из глубины веков устойчивые языковые обо-роты.

Несколько позднее в тотемизм были привнесены элементысоциальных, в первую очередь кровно-родственных, отношений. Членыродовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что онипроизошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема.Это вело, с одной стороны, к усилению культа предков, а с другой— к изменению отношения к тотему, в частности к появлению за-претов (табу) на употребление тотема в пищу, за исключением техслучаев, когда поедание тотема носило ритуальный характер и на-поминало о древних нормах и правилах.

Еще одной формой первобытных верований и связанной с ними

 

практики была магия (греч. mageia — колдовство, чародейство) — со-вокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит верав возможность влияния на людей, предметы и явления объективногомира с помощью определенных действий. Истоки - этой формырелигиозных верований были наиболее полно описаны английским эт-нографом Б. Малиновским в его работе «Магия, наука и религия». Изу-чая жизнь туземцев тихоокеанских островов, Б. Малиновскийподметил очень любопытную закономерность. Оказалось, что туземцыиспользуют магию в земледелии при посадке клубневых растений, уро-жай которых бывает изменчив, но магия не применяется прикультивировании плодовых деревьев, дающих устойчивый, стабильныйурожай. В рыболовстве магические приёмы практикуются при промыс-ле акул и других крупных и опасных рыб, при ловле же мелкой рыбымагия считается излишней. Постройка лодок всегда сопровождаетсямагическими обрядами, при строительстве же домов магия не исполь-зуется. Это позволило Б. Малиновскому сделать вывод, что магическиепредставления возникают тогда, когда -человек не уверен в своихсилах, когда он сталкивается с проблемами, решение которых зависитне столько от самого человека, сколько от множества привходящихфакторов. Именно это и заставляет его полагаться на помощьтаинственных сил и совершать магические действия.

В глубокой древности магические представления и обряды носилинедифференцированный характер, но в дальнейшем произошла ихдифференциация. Современные этнографы классифицируют магию пометодам и по целям воздействия. По методам воздействия магияделится на контактную (путем непосредственного соприкосновенияносителя магической силы с объектом, на который направленодействие), инициальную (магический акт направлен на объект, ко-торый недосягаем для субъекта магической деятельности), парциаль-ную (опосредованное воздействие через остриженные волосы илиногти, остатки пищи, которые тем или иным путем попадают кносителю магической силы), имитативную (воздействие на подобиеобъекта). По целям воздействия магия делится на вредоносную, во-енную, промысловую, лечебную, любовную и т. п.

Обычно магическими приемами занимались специально подготов-ленные люди — колдуны и шаманы, которые искренне верили в своюспособность общаться с духами, передавать им просьбы и надежды кол-лектива. Но главное состояло не в том, что они сами верили в своинеобыкновенные способности, а в том, что им верил коллектив и обра-щался к ним за помощью в самые критические моменты. Соответ-ственно этому колдуны и шаманы пользовались особым почетом иуважением у первобытных людей.

Наконец, говоря о первобытных формах верований, нельзя не упо-мянуть об анимизме (от лат. anima — душа) — вере в существованиедуш идухов. Детальный анализ анимистических верований был дан

 

английским антропологом Э. Тайлором (1832 — 1917) в его работе«Первобытная культура». Согласно теории Э. Тайлора, эти верованияразвивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических пред-ставлений возник в ходе размышлений древнего человека над такимиявлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также изпереживаний транса и галлюцинаций. Будучи не в состоянииправильно объяснить эти сложные явления, «первобытный философ»вырабатывает понятие о душе, находящейся в теле человека и покида-ющей его время от времени. В дальнейшем формируются более слож-ные представления: о существовании души после смерти тела, опереселении душ в новые тела, о загробном мире. Второй ряданимистических верований возник из присущего первобытным людямстремления к олицетворению и одухотворению окружающейдействительности. Древний человек рассматривал все явления и пред-меты объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их же-ланиями, волей, чувствами, мыслями. Отсюда возникает вера вотдельно существующих духов грозных сил природы, растений, живот-ных, которая в ходе сложной эволюции трансформировалась вполитеизм, а затем и в монотеизм.

Основываясь на факте широкого распространения анимизма, Э.Тайлор выдвинул формулу: «Анимизм есть минимум определениярелигии». Эту формулу использовали в своих построениях многиерелигиоведы, однако в ходе обсуждения тайлоровской концепциианимизма выявились и ее слабые стороны. Главным контраргументомбыли археологические и этнографические данные, которые свидетель-ствовали, что религиозные верования первобытных людей (например,тотемизм или фетишизм) зачастую не включают в себяанимистических представлений. Такие верования были названы «пре-анимистическими». Однако несомненным является то, чтоанимистические верования входят составной и весьма существеннойчастью во все религии мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертнуюдушу— все это модификации анимистических представлений перво-бытной эпохи.

То же самое можно сказать и о других ранних формах религиозныхверований. Так, сохранившаяся вплоть до наших дней вера в амулеты,талисманы, священные реликвии является не чем иным, какпережитком первобытного фетишизма. Отголоски тотемизма можнообнаружить в существующих во многих религиях пищевых запретах,в изображении существ в облике животных. Магические верования иритуалы легли в основу культовой практики религий. Значительноеместо принадлежит магии в сфере бытовых суеверии: вера в порчу,в гадания, заговоры.

На ранних этапах развития человеческого общества первобытныеформы религиозных верований не существовали в чистом виде, онисамым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому

 

ставить вопрос о том, какая из этих форм верований возникла раньше,представляется не очень корректным. Видимо, речь должна идти о ком-плексе религиозных верований. Композиция этого комплекса моглабыть весьма разнообразной. Например, у аборигенов Австралии наибо-лее предпочтительным был тотемизм с тщательно разработанной систе-мой табу. Среди многочисленных народов Сибири и Дальнего Востокадоминировала магия и тесно связанная с ней практика шаманизма.Что касается народов Африки, то они отличались большей склонностьюк фетишизму.

Эволюция религии Комплекс рассмотренных первобытных веро-

в период перехода ваний стал ядром родоплеменных религий,

к классовому обществу которые отличались большой пестротой, так

как отражали специфические для того или

иного рода и племени условия обитания, социальные связи, особен-ности материальной культуры и т. п.

Период доклассового общества характеризовался низким уровнемразвития производительных сил и относительно простыми социаль-ными отношениями. Он растянулся на много тысячелетий, и в его рам-ках происходили существенные изменения как в общественной жизни,так и в религиозных верованиях. На ранних этапах родового строяосновным объектом религиозного поклонения была природа. Взависимости от географической среды и хозяйственной специализациинесуществующими свойствами наделялись различные стороны окружа-ющей первобытных людей действительности. Так, племена,занимавшиеся собирательством и примитивным земледелием, покло-нялись растениям и небесным светилам, охотничьи племена — дикимживотным. Но в родоплеменных религиях отражались не только силыприроды и специфика хозяйственной деятельности, в них отражалисьи социальные отношения. Например, смена матриархата патриархатоми возникшая на основе этого новая организация общества привели ксущественным изменениям в религиозном сознании. Женские духи,почитание которых было повсеместным во времена матриархата, пос-тепенно вытесняются духами мужского рода. Отправление культа так-же становится мужским занятием. В эпоху раннеродового строярелигиозные верования отражали и реальное равенство соплеменников.Духовные существа, носили в основном безличный характер, и у людейне было представлений об иерархии духов. В культовой деятельностипреобладали магические обряды и инсценировки, в которых участво-вали все члены племени. Колдуны, шаманы, заклинатели духов ещене были жестко отделены от массы верующих.

К существенным изменениям в характере религиозных верованийпривело разложение родоплеменных отношений и углубление социаль-ной дифференциации внутри племен. Со временем в руках отдельныхобщинников начинают накапливаться материальные богатства, в их

подчинение попадают рядовые соплеменники. Выделение вождей иусиление их роли в жизни племени постепенно ведут к их сак-рализации, они становятся объектом религиозного почитания не толькопосле их смерти, но и при жизни. Социальное расслоение внутри пле-мен и формирование племенной аристократии тоже нашли свое отра-жение в содержании религиозных представлений. Ранее аморфные ибезличные духи наделяются именами, за ними закрепляются опреде-ленные функции, возникает иерархия духов, которая во многих чертахвоспроизводит социальную иерархию. Полидемонизм — почитаниемножества духов — вступает в свою завершающую стадию.

На смену ему идет политеизм, превращающий наиболее почита-емых духов в божества. Над бестелесными душами и духами предков,местными гениями скал, источников и деревьев начинают возвышатьсяболее могучие божества, влияние которых не ограничивается мест-ными, индивидуальными или племенными условиями. Хорошей иллю-страцией становления политеизма могут служить религиозныепредставления кондов — дравидских племен, обитающих в горныхрайонах Индии. Мир кондов населен огромным количеством местныхдухов, они управляют природными явлениями и влияют на челове-ческую жизнь. Над местными духами стоят души выдающихся людей,которые стали божествами — покровителями племен. Выше их стоятшесть великих богов: бог дождя, богиня первых плодов, бог плодо-родия, бог охоты, бог войны, бог — судья умерших. Еще выше этихбогов стоят бог солнца Бура Пенну и его жена, могучая богиня землиТари Пенну.

Высшее место в иерархиях чаще всего занимали боги, которыебыли связаны с небом или небесными явлениями (Тянь — в Китае,Ра — в Египте, Индра и Шакра — в Индии). Но эти боги не былибесформенными существами, они были богами — зооморфитами, ан-тропоморфитами, социоморфитами.

Божества земли в политеистических системах ставились в один рядс небесными богами. Так, в древнем природном культе Китая Тянь(небо) и Ту (земля) были связаны между собой супружескими узамии почитались как мировые родители. Гимны Вед упоминают о богинеземли Притгиви, а служители ведической религии обращались с моль-бой о милости не только к Отцу-небу, но и к Матери-земле. В древ-негреческой религии олицетворением земли была Гея, котораяпородила небо, море и горы и взяла себе в супруги Урана — божество,олицетворяющее небо.

Важное значение в политеистических системах имели боги-воители, что было связано с истребительными войнами, характернымидля периода перехода от родоплеменных отношений к классовомуобществу. В ходе этих войн происходило объединение племен,образование племенных союзов. Соответственно этому происходилсинтез религиозных представлений. Во главе политеистического

 

пантеона обычно оказывался бог племени-гегемона. Так появляетсягенотеизм — одна из разновидностей политеизма, заключающаяся втом, что, признавая существование многих богов, та или инаяобщность людей считает своим непосредственным покровителей лишьодного из множества богов и поклоняется только ему. Отсюда остаетсявсего один шаг до монотеизма.

В период перехода от родоплеменного строя к классовомуобществу произошли существенные изменения и в сфере религиознойпрактики. Отношение к богам стало отличаться от отношения кдухам умерших людей и безличным духам природы, скроенным пообразцу духовной природы человека. Если на ранних этапах развитиячеловеческого общества отношения с душами умерших и духамирассматривались как дальнейшее развитие повседневного общениялюдей между собой, то впоследствии эти отношения приобретаютхарактер общения несоизмеримых по своему статусу существ.

Изменяется и характер жертвоприношений. Многочисленныежертвы, в том числе человеческие, приносятся не только душамвысоко стоящих в социальной иерархии людей, но в первую очередьбогам, причем эти жертвоприношения начинают строго регла-ментироваться. Тонкости и нюансы жертвоприношений были известныжрецам, которые постепенно отделяются от массы рядовых верующихи образуют особое сословие, занимающее одно из самых высокихмест в социальной иерархии. Нередко жречество становится наслед-ственной профессией, что было связано с эзотерическим характеромжреческого знания, передающегося из поколения в поколение.Появляются постоянные святилища и храмы, которые становятсясредоточием религиозной жизни. Жертвоприношения, доходы схрамовых земель, а также материальная поддержка светской властиукрепляют экономическое и политическое влияние жречества.

Таким образом, в рассматриваемый период религия превращаетсяв относительно самостоятельную сферу общественной жизни, откры-вается новая страница в истории религии, страница, повествующаяо развитии и функционировании религиозных систем государственноорганизованных народов.

Глава VIIНАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ

Индуизм

Индуизм — религиозная система, теснейшим образом связаннаяс историей и специфической социальной структурой народов ЮжнойАзии. Последователей индуизма насчитывается в мире более 700млн., и проживают они почти исключительно в странах Южной

Азии, прежде всего в Индии (ок. 83% населения). Большинствосоставляют индуисты и в королевстве Непал.

Возникновение, эволюция, Процесс синтеза нескольких этнокультур-основные направления ных компонентов, в результате котороговозникла богатая культура современной Индии, начался три тысячилет назад; системообразующим фактором стала религия древнихарьев. Весьма аморфный комплекс религиозных представлений, ха-рактерных для периода становления классового общества (опреде-ляемый обычно как ведическая религия), зафиксирован в Ведах —сборниках гимнов, заклинаний, заговоров, молитв арьев. Наиболеесущественными чертами этого комплекса можно считать представ-ления о принадлежности последователей ведической религии к одно-му из трех сословий-варн ритуально полноценных людей,«дваждырожденных» арьев, идею об общении их с миром богов черезпосредника — жреца-брахмана, совершающего по сложному ритуа-лу, описанному в Ведах, жертву богам.

К концу первого тысячелетия до н. э., по мере расслоения пле-менного общества, становления государств, включения все новых эт-носов в процесс складывания индийской культуры, архаичность,племенная ограниченность, эзотеричность сложившейся на основеведических представлений религиозно-философской системы, опре-деляемой исследователями как брахманизм (в силу исключительной,ключевой роли в ритуале и социальной практике жреца-брахмана),— стали помехой для общественного развития. Не соответствовалбрахманизм и структуре земледельческой соседской общины, став-шей основной хозяйственной и социальной ячейкой индийскогообщества. В этой общине в социально-хозяйственные и ритуальныесвязи вступали новые группы, не имевшие доступа к ведическомуритуалу.

Пережив глубокий кризис, значительно трансформировавшись, вы-держав конкуренцию с буддизмом и джайнизмом, брахманизм, а точ-нее — уже индуизм, смог наиболее полно удовлетворить общественныепотребности, прежде всего своей органической связью, даже слияниемс кастовой системой. Унаследовав у ведической религии и развив пред-ставления об иерархии ритуально неравных групп людей, о роли брах-мана как посредника в общении людей с богами, сохранив Веды вкачестве священных текстов (но снабдив их многочисленными ком-ментариями), индуизм тщательно проработал понятия перерождениядуши в мире (сансара) согласно закону воздаяния (карме), опреде-ляемого прежде всего соблюдением норм поведения для данной группы,касты. Социальные отличия индуизм стал объяснять ритуальной чисто-той индивида, родившегося в соответствующей касте. Нарушение жеправил взаимоотношения между кастами ритуально оскверняло чело-века и влекло не только прижизненное наказание (например, исклю-

 

чение из касты ж лишение прав состояния), но и рождение в сле-дующий раз в крайне неблагоприятном виде: в низкой касте, внесоциума (в группе внекастовых «неприкасаемых» — изгоев общества)или в образе животного.

Освоение- индийской цивилизацией обширной племеннойпериферии, включение в систему общественного разделения труда всеновых и весьма архаичных этносов в качестве каст делали нор-мативность индуизма, его роль поведенческого детерминатора тем бо-лее эффективной, чем органичнее он включал в себя местные культы.Плюрализм индуистской социальной практики сочетался смифологической сложностью и множественностью пантеона. Социаль-но объединяют индуистов понятие касты, авторитет брахмана, знаю-щего священные тексты, всеобщность закона воздаяния — кармы,почитание коровы. Мифологическая пестрота упорядочена через пред-ставление о воплощениях богов — аватарах, их явлениях — манифес-тациях. Обряды поклонения богам могут быть самымиразнообразными, фактически ритуализованы (и подконтрольны брах-манам) многообразные социальные и даже физиологические прояв-ления жизни. Очередное пребывание человека в этом миресопровождается циклом обрядов — от зачатия до смерти. Единойрелигиозной организации в индуизме нет.

Исторически индуизм оформился в два основных направления —вишнуизм и шиваизм, причем оба испытали воздействие мощного ком-плекса доарийских представлений, опиравшихся на тантрические куль-ты, в которых идея и символика плодородия, роль женского начала,экстатичность культовой практики, значение кровавой жертвы былиочень велики. Созвучные идеям позднего брахманизма представленияи практика тантризма повлияли на генезис таких явлений, как ас-кет-йогин, отшельник-садху.

В индуизме есть образ Тримурти — космического духовного нача-ла, имеющего три ипостаси — Вишну, Шива, Брахма. В шиваизменаиболее почитаемым божеством стал Шива, главная функция кото-рого— использовать накопленную подвижничеством энергию на раз-рушение и воссоздание мира. Страшному, разрушительному,внушающему ужас образу Шивы соответствует образ его супруги (точ-нее — ипостаси, энергетически его дополняющей) — богини Кали (илиДурги, Парвати). Повелевая демонами, насылающими несчастья, бо-лезни, катастрофы, Кали является объектом массового культа в боль-шей части Индии, предметом почитания миллионов индийскихженщин в особенности. Наиболее распространенным и почитаемымсимволом единства Шивы и его женской половины является весьмаабстрактное скульптурное изображение первопричины их энергетиче-ская могущества — их половых признаков: йонилингама и ардханари.

Другое направление индуизма — вишнуизм — выдвинуло на пер--

вый план образ бога Вишну, осознаваемого в качестве хранителямирового порядка. Выполняя эту функцию, Вишну является в мир вразличных воплощениях — аватарах. Основные и наиболее почитае-мые — Рама, герой индийского эпоса, праведный царь — победительдемона; еще более известен Кришна, сложный по происхождению исимволике, но в общем бог-защитник. Популярность этой аватарыВишну в новое и новейшее время объясняется не в последнюю очередьличностным, интимным, эмоциональным, персонифицированным ха-рактером его образа и культа. Именно кришнаизм наиболее ярко вы-разил идеи позднего индуизма — течения бхакти, и прежде всего —идеи любви к богу, не нуждающейся в традиционном культе и отрица-ющей роль касты. Этот своеобразный процесс реформации в Индиипородил сикхизм.

Третий член троицы (Тримурти) высших божеств индуизма —Брахма — выступает как первопричина мира, но в культовойпрактике заметной роли не играет.

В повседневной жизни подавляющего большинства индийцевфигурируют либо аватары, проявления, манифестации Шивы илиВишну, причем под местными названиями и в свободной форме, либовторостепенные божества из их окружения, действующие лица бога-тейшего мифологизированного эпоса Индии. В индийской семье частопоклоняются Матерям, осознаваемым как проявления богини Кали,Ганеше — слоноголовому сыну Шивы, дарителю удачи и достатка, Ха-нуману — обезьяне-герою, помощнику Рамы в борьбе с демоном Ра-вавок» йонилингаму Шивы, змеям-нагам — подземным божествам иповелителям небесных вод изсвиты Вишну-Нарайана, свирепой ипос-таси Шивы Бхайраву, карающему за проступки. Огромное значениеимеют паломничества к наиболее почитаемым храмам и к водам свя-щенных рек.

Особенности Условия формирования и развития индуизмафилософских воззрений определили своеобразие его философской системы. Яркая, сочная, богатая и многооб-разная, рассчитанная на все уровни индивидуальною сознания, этарелигиозная система отличается своей плюралистичностью.

Характерный доя индуизма политеизм (не ограничивающийся пок-лонением основной триаде — Шиве, Брахме, Вишну) давал возмож-ность выбора как самого объекта культа, так и формы его почитанияв зависимости от конкретной цели обращения к божеству, за каждымиз которых были закреплены определенные функции, а также взависимости от направления в индуизме, которого придерживалсяиндивид, будь то шиваизм, вишнуизм или их многочисленные раз-новидности.

В сфере философии индуизм разработал проблему соотношенияобщего и частного, конечного и бесконечного, единства Космоса, Абсо-

 

люта, относительности истины. Широта индуизма проявилась и в вы-работке понятия о Вселенной, и в разработке пространственно-времен-ных характеристик, имеющих единицей космического времени «деньБрахмы», равный 4320 млн. астрономических лет. Отсюда представ-ления о бренности и сиюминутности настоящего, определившиеквиетизм, умозрительность и созерцательность философских систем,основанных на индуизме.

Центральное место в философской концепции индуизма занимаетдоктрина о переселении душ (сансара) в соответствии с заслугами ипоступками в предшествующих рождениях (карма). Целью любогоиндуистского культа является реализация связи с его объектом, исчез-новение противопоставления индивидуальной души (атмана) мировой(Брахману). При высокоразвитом сознании индивида противопостав-ление Пракрити (природы) Пуруше (вселенскому Человеку, обобщен-ному духовному образу Вселенной) также должно исчезнуть, подобнопротивопоставлению своего «я» конкретному объекту индуистскогопоклонения.

В соответствии с религиозно-философскими представлениямииндуизм разработал определенные нормы общественных установленийс детальной регламентацией поведения в зависимости от местаиндивида в социально-кастовой иерархии индийского общества, а так-же в зависимости от его возрастной принадлежности, выделив четырепериода (ашрама) в жизни индуса: брахмачарья — ученичество, гриха-стха — главенство в семье, ванапрастха — отшельничество, саньяси —аскеза и отрешение от земного.

Реформация индуизма Одну из наиболее серьезных трансформаций индуизм претерпел в XIX — XX вв. В этот

период не раз доказывавшая прежде свою уникальную гибкость и спо-собность противостоять любым попыткам ассимиляции религия по-лучила сильный стимул к развитию. Толчком послужилораспространение культуры и религии британских завоевателей, начав-шееся в стране под их влиянием быстрое развитие буржуазных отно-шений. В таких условиях и были предприняты первые попыткиреформации индуизма.

Предтечей реформации в Индии по праву считается выдающийсябенгальский мыслитель Рам Мохан Рой (1772—1833). Обладавшийшироким кругозором и эрудицией, изучивший ряд языков (в том числеанглийский, арабский, древнееврейский, латинский, санскрит), бен-гальский аристократ Рам Мохан Рой стал основателем первых в Индиинациональных газет и светских школ — колледжей, а также создалв 1828 г. религиозное общество «Брахмо самадж» — «Общество Брах-мы», единого Бога, которому должны были поклоняться не толькоиндусы, но и мусульмане и христиане.

В деятельности общества, как и в воззрениях Роя, проявилась важ-

 

ная особенность всего процесса модернизации индуизма: в Индии за-частую трудно либо вовсе невозможно разделить религиозную рефор-мацию и просветительство. И именно в работах Рам Мохан Роянаиболее отчетливо прослеживаются просветительские тенденции вкритике религиозных традиций, представления о разуме, здравомсмысле как важнейшем критерии подхода к обычаям и вероучитель-ным положениям.

Значительный след в реформации индуизма оставило созданное в1875 г. Даянандой Сарасвати (1824—1883) религиозное общество«Арья самадж». Близкое к «Обществу Брахмы» по реформаторскомудуху, по монотеистическому толкованию Вед и стремлению избавитьсяот идолопоклонства, кастовой системы, неравноправия женщин идругих наиболее одиозных установлений традиционного индуизма,«Арья самадж», однако, отказалось от сближения с другими религиями,провозгласив лозунг «Назад, к Ведам!». Обращение к древнейиндийской традиции стало одним из важнейших слагаемых широкойпопулярности Общества (оно объединяло до 1,5 млн. индуистов, в товремя как численность «Брахмо самадж» не превышала 10 тыс. че-ловек). Важно отметить, что индийское реформаторское движение, вцелом бывшее скорее брожением интеллигенции города, не привлеклокрестьянских масс, как в Европе, и с течением времеди движениереформации «навстречу массам» все более опиралось на индуистскуютрадицию, на постепенное восстановление наиболее важных чертиндуизма. Возвращаются положения ортодоксального индуизма, такие,как политеизм, хотя и в переосмысленном виде. Приспосабливаясь кновым общественным требованиям, индуизм тем не менее по-преж-нему существует в массовом религаозном сознании в устоявшихся,привычных формах.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.