Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава XIСОВРЕМЕННЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТЫ



«Нетрадиционные культы», «религии Нового века», «внекон-фессиональные, неканонические верования», «альтернативные куль-ты», «молодежные религии» — так обозначают ряд религиозныхявлений, получивших распространение в Европе и США в 60—70-егоды XX в. Эти годы характеризуются кризисом традиционных,исторически сложившихся форм религиозного сознания, и прежде всегохристианства, являвшегося существенным элементом западноевропей-ской и американской систем ценностей. Органически вписанные всоциальные структуры, традиционные религии оказались «ответствен-ными» за социальные недуги. Разочарование в официальных ценно-стях потребительского, технократического общества, чувствоодиночества, бесцельность жизни — все это явилось социально-психо-логическим фактором поиска новой системы ценностей, новой «наукижизни». Лидеры новых движений чутко реагировали на перепады вобщественных настроениях, резко обличали пороки «греховного» мира,рекламировали себя в качестве уникальных спасителей, глашатаев вы-сшей мудрости и морали.

Последователями «нетрадиционных культов» была преимуществен-но молодежь из среднего класса, образованная, материально обеспе-ченная, но с нарушенными социальными связями. Кромеразочаровавшихся участников различных форм социального протеста,«нетрадиционные культы» становятся прибежищем для людей,выбитых из привычной жизненной колеи. В религиях «Нового века»их манила твердая организация, жесткие нравственные и поведен-ческие правила жизни, авторитаризм лидера, претендующего на рольдуховного пастыря.

Особенности Новые «нетрадиционные культы» представля-и классификация ют специфический тип религиозной"нетрадиционных культов" организации. В них, как правило, отсутствует строго разработанная вероучительная систе-ма; структура этих организаций нередко иерархическая, с жесткимавторитаризмом харизматического лидера, для них характернаоппозиционность к официальным ценностям и идеалам и к отстаива-ющим их церковным организациям, в них сильно развито «мы-чув-ство». Культ в этих новых общинах предпочтительно коллективный,используется «техника» психологического манипулирования, психоте-рапия, особенное внимание уделяется прозелитам, их адаптированиюв группе. Организации религий «Нового века» действуют как мощныемежнациональные корпорации, занимаются крупным бизнесом, имеют

филиалы во многих странах мира. Все многообразие культов можноусловно разделить на пять групп.

1. Неоориенталистские культы: «Общество Сознания Кришны»,«Тихоокеанский дзен-буддийский центр», «Миссия Божественного све-та» Махарай Джи, «Трансцендентальная медитация» и др.

Неоориенталистские культы ведут родословную с Востока, чащевсего модернизируя различные варианты индуизма, буддизма.Неоиндуистские и необуддистские учения предлагают мистическийпуть освобождения (мокша) — пробуждение в человеке имманентногобожественного начала. Все существующее иллюзорно, за ним скрытаистинная божественная природа, которая гармонична и справедлива.Задача состоит в том, чтобы, используя различные способы медитации,слиться с этой подлинной природой. Процесс медитации (размыш-ление, созерцание, внутреннее сосредоточение, отрешение от окружа-ющей природы) включает произнесение мантр — специальных словили сочетаний звуков, которым придается мистический смысл. Веро-учительные особенности отходят на задний план, на передний высту-пает следование истинному пути, личный опыт, конкретный авторитетгуру, свами.

2. Неохристианские объединения — это «Церковь Унификации»,«Дети Бога», «Церковь Тела Христова» и др. Для этих культов ха-рактерен синкретизм христианской идеологии с элементами восточныхрелигий, акцентирование эсхатологии и мессианства, наделение руко-водителя статусом посланника Бога, сообщающего новое откровение,высшие нравственные предписания.

3. Сайентологическое направление образуют «Церковь сайенто-логии», «космические религии», например «Общество Аэтариус», про-поведующие связь Земли и высших космических сил, «космическогоразума». В этих культах различным физическим приборам приписы-вается мистическое значение, утверждается возможность регистрацииили даже измерения воздействия на физическую, биологическуюприроду неких неизвестных и таинственных высших реальностей ифакторов. Мистически трактуются неисследованные явления психикии окружающей природы.

4. Новая магия, спиритизм. Наряду с сохранившимисятрадиционными колдунами, шаманами, гадателями все больший ав-торитет получают новые магические учения и институты, соединя-ющие воззрения и практики восточных и западных, древних исовременных традиций, а также спонтанное творчество новых колду-нов и гадателей. К таким течениям можно отнести, например, учениеКарлоса Кастанеды, основанное на мифологии мексиканских индейцев.Значительное распространение получили спиритические движения, на-чавшиеся еще в прошлом веке в Европе и Северной Америке,практикующие общение с душами умерших.

5. «Сатанинские» группы. Сатанизм пришел из древнего Ирака,

 

его заветы содержатся в Синей книге. Сатанинские культы воз-величивают зло и насилие, проповедуют общение с мистическимиисточниками зла — демонами, сатаной и др. «Церковь Сатаны»,например, провозглашает себя сознательным носителем зла иантиподом христианства.

Между первыми четырьмя группами культов нет четких границ,деление весьма условно. Так, «Трансцендентальную медитацию»,учение Махариши Махеша Йога можно отнести и к сайентологическимкультам. «Церковь сайентологии» Хаббарда восприняла некоторыеидеи буддизма, в частности достижение состояния внутреннего покояи безмятежности (нирвана). Неохристианские культы используютмедитацию, заимствованную из восточных систем, магию. В то же вре-мя неоориенталистские учения свой понятийный аппарат зачастуючерпают из христианской и светской западной философии. В целомэто синтетические, синкретичные, эклектичные культы.

Обращает на себя внимание экстравагантность внешнего вида икультовой практики последователей многих «религий XX века», в нихна первый план выдвигается эмоционально-психологическая сторонакульта.

Обратим внимание на особенности «Церкви Унификации» Сен МенМуна (р. 1920), или «Ассоциации Святого Духа для ЕдиненияВсемирного христианства», и «Международного общества СознанияКришны».

"Церковь Унификации" Основана в 1954 г. Согласно учению Муна, существует единый Бог, отец всех наций,

извещающий о себе в иудаизме, христианстве, исламе, буддизме идругих религиях мира. Теперь настало время осознать живого Богавне границ традиционных религий.

Человеческая история складывается из трех периодов: «век ВетхогоЗавета», «век Нового Завета», «век Завершенного Завета». Каждомувеку Бог сообщает «истину» в определенном объеме, учитывая духов-ный уровень людей, используя различных мессий и пророков. Истина,предназначенная для первого и второго периодов, содержится вБиблии. В 1960 г. начался последний период — «век Завершенного За-вета». Мун объявил свой труд «Божественный принцип» существеннымдополнением Откровения, а себя — подлинным мессией третьегопериода, который борется с силами сатаны, несет послание истиннойлюбви и единения. Расизм, войны, бедность и всяческое зло в конеч-ном счете являются результатом грехов в человеческом сердце. По-этому социальной революции должна предшествовать духовнаяреволюция внутри каждого человека. Мун ставит задачу — объединитьмир в одну семью, отличающуюся высокой нравственностью, любовьюи настоящей верой.

Его церковь во всем мире функционирует как «семья». В ней отсут-

 

ствуют формальные каноны ж обряды, главное, по учению Муна, —составляющие ее люди, заботящиеся о других людях. Муниты жер-твуют религиозной общине деньги, имущество. Личность реализуетсяв группе, где полностью осуществляются регуляция и ориентацияпрактической деятельности человека. В этом суть «нового рождения».

Мун считает, что «обновление» человечества, практическое осу-ществление идеала единого мира под Богом требуют построенияинфраструктуры нового мира, объединяющей все сферы человеческойдеятельности. Строительство инфраструктуры охватывает бизнес вобласти средств массовой информации, промышленности, научных итехнических исследований, гуманитарных начинаний и искусств.

Идеология «Божественности» является сильной мотивацией круп-ного бизнеса. Сам Мун основал газеты и журналы, кораблестроитель-ные компании, рыболовецкий флот, фармацевтические фирмы,госпитали и т. д. «Церковь Унификации» представлена более чем в130 странах мира.

«Международное общество Основатель этого общества — индийский про-

Сознания Кришны» поведник Абхай Чарин Де (1896 — 1977), по-

(исккон) лучивший ритуальное имя Бхактиведанта

Свами Прабхупада, изложил свое учение в

книге «Бхагават-гита как она есть» и других работах.

Согласно учению Прабхунады, существует единственный абсолют-ный Бог — Кришна, который выступает в трех аспектах: Бхагаван,Брахман, Параматма. Бхагаван — это аспект Бога как Верховнойличности, обладающей непостижимыми качествами, всем богатством,могуществом, славой, красотой. Брахман — имперсональный аспект,всепроникающая абсолютная истина, непостижимая, бескачественнаясила, излучение трансцендентального тела Личности Бога. В Парматмевыражается Верховная Душа, которая находится в сердце каждогоживого существа наряду с индивидуальной душой — дживой. Бог вечени несотворим, имеет множество аспектов, обладает двумя видамиэнергии — высшей (духовной) и низшей (материальной), творящеймир и все живые существа. У Бога множество имен соответственномножеству его действий. Главное его имя — Кришна («Всепривлека-ющий»). Он изображается как прекрасный юноша с темной кожей.Остальные боги (как ведической литературы, так и другихрелигиозных систем) мыслятся как аватары (воплощения) Кришныили полубоги. Например, Иисус Христос рассматривается как одна изинкарнаций Кришны. Кришна пребывает в своем жилище в транс-цендентальном мире на планете Кришналока, где наслаждаетсялилами (играми, удовольствиями). В то же время, благодаря своимэнергиям, он находится в каждой точке мироздания.

Человек, согласно кришнаизму, характеризуется дуализмом душии тела. Индивидуальная душа (джива, атма) — частица Верховной

 

Души (Параматма, Брахман). Полем деятельности для дживы являетсятело, которое душа получает согласно своим желаниям. Злоупотребивсвоей свободой, джива попадает в материальный мир, где находитсяпод властью трех гун (состояний, модусов, привязанностей) — неве-жества, страсти, благости. В материальном мире джива забывает освоей божественной сущности и отдается во власть кармы, т. е.причинно-следственной связи. Обретая человеческую форму, дживаимеет шанс освободиться от сансары, возвратиться назад к Богу. Осво-бождение дживы от материального мира возможно лишь на путиразвития в себе Сознания Кришны.

В материальном мире существуют три уровня планет. Высший уро-вень заселен полубогами, теми, чья джива находится в модусе бла-гости, добродетели. Сюда относятся кришнаиты, брахманы, ученые,философы, коровы. Средний уровень — в том числе Земля — включаеттела, джива которых в модусе страсти. Страсть — это стремление кпочету, семье, дому. Человек здесь вынужден тяжко трудиться. Напланетах низшего уровня находятся дживы в модусе невежества (ле-ность, безумие), за что получают тела животных.

Материальный мир может стать духовным, сохраняя свои ма-териальные характеристики. Духовное — это все, что связано сКришной. Материальные ценности превращаются в духовные путемиспользования их в служении Кришне, т. е. отдавая большую частьдохода обществу Сознания Кришны. Освободиться от материальногомира, полного страданий, развить в себе Сознание Кришны можеткаждый, даже человек из касты неприкасаемых (чандал), если он бу-дет со всей преданностью служить Кришне.

Кришнаиты называют себя вайшнавами, т. е. преданными Богу, асвое учение не религией, а ортопрактикой, наукой самореализации(развития в себе Сознания Кришны) на основе бхакти-йоги. В бхакти-йоге отношение с божеством окрашено в эротическую символику: этоЛюбовь, непрекращающееся стремление к Богу. Вечно юный, прек-расный физически Бог кришнаитов почитается ими как пуруша, муж-ское начало. А сами вайшнавы, слуги Кришны, рассматривают себякак женское начало, пракрити.

Цель культовой практики кришнаитов — выработать установкусмотреть на мир глазами, «смазанными любовью к Кришне». Любовьк Кришне в наивысшей степени проявляется в достижении религиозно-го экстаза через медитацию, коллективную и индивидуальную.Индивидуальная медитация (джапа) и коллективная (киртан) — сов-местное воспевание мантр, сопровождающееся игрой на музыкальныхинструментах и ритмическими танцевальными движениями. Иск-лючительная роль в культе принадлежит мантре («очищение ума»):«Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе РамаХаре Рама Рама Рама Харе Харе». Это «воспевание святых имен Гос-пода». В течение дня кришнаиты должны произнести мантру 1728 раз.

 

Кришнаиты живут в ашрамах (коммунах), которыми руководят гу-ру (учителя). Гуру не просто духовный учитель и мудрый авторитет-ный человек, но представитель или даже воплощение Бога. Гурупомогает в процессе познания Кришны через доведение трансценден-тального знания ученику (шитья). Гуру инициирует прозелитов (воз-можна заочная инициация), берет на себя карму ученика, даетсекретную «защитную» мантру, с которой ученик может обратитьсяк Кришне в экстремальных ситуациях. Гуру помогает шишье преоб-разовать свой духовный мир, выработать особое блаженно-восторжен-ное миросозерцание, в котором преданный Кришне старается видетьво всем беспричинную милость Бога.

 

Раздел третий







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.