Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРЕДМЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ 8 страница



Наиболее успешную попытку примирения реформаторских и орто-доксальных взглядов предпринял жрец калькуттского храма Кали Ра-макришна Парамахамса (1836 — 1886), учивший, что каждыйопределенный круг решения религиозных проблем и соответствующиеформы культа составляют одну из стадий познания единого Бога.После смерти Рамакришны его последователями была созданавсеиндийская неоиндуистская организация, получившая название«Миссия Рамакришны». Возглавивший миссию ближайший ученик Ра-макришны Свами Вивекананда (1863 — 1902) сделал следующий шагв создании учения, цель которого — охватить не только всерелигиозные и морально-этические учения, но и вообще все духовноеначало в мире. Развивая мысль Рамакришны об истинности и не-противоречивости всех религий, Вивекананда приступил к реальномувоплощению идеи духовного мессианства Индии. Утверждая, что вседороги ведут к истине через моральное очищение, Вивекананда в своих

 

действиях в первую очередь руководствовался постулатом: «Европадолжна узнать от Индии, как покорять природу внутреннюю. Мы преу-спели в развитии одной фазы человечества, они — другой. Соединениеобеих — вот что необходимо». Миссия Рамакришны, основанная им в1897 г. как всемирная организация, распространяет сегодня идеи не-оведантизма по всей Индии и в десятках стран мира.

Индуизм Активное включение индуизма в политичес-

в политической жизни кую жизнь страны началось в XIX в. в общем

современной Индии контексте борьбы индийского народа против

колонизаторов и протекало параллельно с

процессом трансформации этой религии, вызванным коренными струк-турными изменениями в жизни индийского общества, и прежде всегостановлением и развитием капиталистических отношении.

В политике Индии 80-х годов XX в. «индуистский фактор» пре-ломляется прежде всего сквозь призму индуистского коммунализма,включающего апеллирование к традиции, использование идей,понятий и ценностей индуизма для достижения политических целей,отождествление религиозной и этнической общности («индиец -= индуист, индус»). Отчетливо обнаруживается историческое противо-стояние индуистской и мусульманской общин, охватывающих соответ-ственно ок. 83 и 11% населения страны. Взаимоотношенияиндуистской общины с конфессиональными меньшинствами (сикхами,христианами и пр.) не носят столь напряженного характера, новнимание коммуналистов неизменно приковано к электоральномуповедению представителей этих религий.

Еще до независимости в Индии возникли две крупные комму-налистские организации — Хинду Махасабха (практически прек-ратившая свое существование после 1947 г.) и Раштрия СваямсевакСангх (РСС), объединяющая сегодня десятки тысяч индусов и выпол-няющая роль главного центра и поставщика кадров индуистских ком-муналистов. Будучи запрещенной организацией, РСС теснейшимобразом связана с рядом партий, открыто участвующих в политическойборьбе. С начала 80-х годов выразителем политических устремленийРСС стала Бхаратия Джаната Парти, набравшая силу и популярностьв течение десятилетия и добившаяся феноменального успеха на вы-борах в парламент страны 1991 г. Особенностью 80-х годов стала рез-кая конфессионализация общественно-политического сознанияподавляющей части населения, о чем говорит в том числе истремительный рост численности различного рода коммуналистскихорганизаций и группировок. В стране насчитывается более 500индуистских коммуналистских объединений, в деятельности которыхпринимает активное участие несколько миллионов человек.

§ 2. Джайнизм

Возникновение Создателем новой веры считается кшатрийВардхамана, живший в VI в. до н. э. на

территории современного индийского штата Бихар. До тридцати летон вел жизнь мирянина: женился, имел дочь, но затем, раздарив всесвое имущество, ушел из мира и многие годы странствовал. Через 12лет подвижник и аскет достиг «высшего знания» и стал Джиной —«победителем» (титул, присваиваемый наиболее почитаемымрелигиозным учителям). Еще три десятка лет Джина, он же Махавира(«великий герой»), в странствиях проповедовал новую веру, обратилв нее множество учеников и, наконец, достиг «конечного освобож-дения», нирваны. Последователи учения Махавиры верят, что он былдвадцать четвертым тиртханкаром (создателем пути), первый из ко-торых — царь Ришабха — жил еще в те времена, когда люди не умелисчитать, писать, готовить пищу. Именно Ришабха, научив их этомуи многому другому, заложил также основы будущей религии.

Такие претензии на исключительную древность джайнизма не на-ходят фактического подтверждения. Религиозная джайнская литера-тура относится к более позднему периоду, чем время жизнивероучителей. И первые датированные свидетельства о джайнах(надписи царя Ашоки), и первый вариант писаного канона появилисьв III в. до н. э. Сама же религиозно-философская система джайнизмасложилась в середине I тысячелетия до н. э. В этот период «броженияумов» в Индии появилось множество неортодоксальных течений ишкол, отрицавших авторитет Вед и покоящиеся на нем ритуально-социальные нормы. На базе возникшего комплекса идей, радикальнореформировавших религиозно-философское содержание ведийско-брахманистской традиции, и складывалась религиозная системаджайнизма. Вместе с тем обрядовая сторона прежней религии,традиционные ритуалы были во многом восприняты новым учением.

Важнейшие тексты джайнского канона, включающего 45сочинений, приписываются самому Махавире. Однако при попыткесоздания на основе текстов, изустно передававшихся после его смертив нескольких поколениях, варианта писаного канона произошел расколджайнской общины на два направления. На вседжайнском соборе вгороде Паталипутре этот канон получил признание «шветамбаров»(одетых в белое). Последователи другой ориентации — «дигамбаров»(одетых пространством) — сохранили большую приверженность исход-ному джайнизму. Считая утерянным древний истинный канонРишабхи, дигамбары имеют собственные священные тексты и отрица-ют ряд эпизодов и положений из канона шветамбаров. В такомпротивопоставлении проявилась важная особенность джайнизма —расхождения различных школ затронули главным образом вопросы

 

обрядности, условий жизни верующих и общины в целом, в то времякак по основным вопросам вероучения сохранялось согласие.

Вероучение, ритуалы, Стержнем вероучения джайнизма, принявше-

предписания го общую для индийских религий концепцию

кармы и конечного освобождения — нирваны,

является самосовершенствование души. Не признавая существованиябога-творца, джайны считают душу вечной субстанцией, а мир —изначальным. Преодолевая полученную как результат прежнихжизней телесную оболочку, душа может, совершенствуясь, достичьвсеведения, всесилия и вечного блаженства. Но достичь нирваны, прер-вать цепь перерождений может лишь аскет, а не мирянин, и потомув религиозных установлениях столь большое значение придается ас-кетической практике.

Джайнизм не знает противопоставления материальною и духов-ного. Душа присутствует в каждом растении, в любой вещи. Пред-ставления о всеобщей одушевленности природы определяют главенствов джайнской этике принципа ахимсы — ненанесения вреда живым су-ществам. С какой формой жизни ни столкнулся бы джайн, он долженвоздержаться от умерщвления сам и удержать других. Поэтому нетолько охота и рыболовство, но и земледелие и скотоводство, связан-ные с гибелью живых существ, — профессии, запретные для джайнов-мирян. Наиболее ревностные из них пьют лишь процеженную воду,ходят с повязкой на рту и даже подметают перед собой дорогу, чтобыслучайно не проглотить или не раздавить какое-нибудь насекомое.Джайны не только не употребляют в пищу мяса, но, стремясь не на-носить липшего вреда и растениям, не едят клубней, корней и плодов,содержащих много семян.

Как и большинство древнеиндийских религиозных учений,джайнизм видит основную свою задачу в разработке норм ипредписаний, способных помочь человеку в достижении религиозногоидеала, в поисках «пути освобождения». Путь этот Джина определилкак следование «трем драгоценностям». Первая — «совершенное воз-зрение»: видение мира в соответствии с учением Махавиры, убежден-ность в его абсолютной истинности. Вторая — «совершенное знание»:познание учения, сущности души и мира. Идти к этой цели можнои должно всю жизнь, а для начала необходимо приобрести ограничен-ное знание с помощью наставника — гуру: познать самого себя, сущ-ность своего «я», правильно понять свою цель (освобождение откармы). Третья — «совершенное поведение»: преодоление желаний исоблюдение религиозных правил. Этика джайнов жестко диктует пов-седневные нормы поведения. Все члены общины добровольно принима-ют на себя пять основных обетов: не причинять вреда живому, некрасть, не прелюбодействовать, не стяжать, быть искренним и бла-

 

гочестивым. К основным нередко добавлялись и иные добровольныеобеты и ограничения.

Все джайны — и монахи, и миряне — члены одной общины. По-скольку освобождение от кармы считалось возможным лишь для мо-нахов-аскетов, и мирянам следовало в течение некоторого временивести монашеский образ жизни. Формально монахом мог стать любойджайн, но попасть в этот особый, высший слой в среде джайнов, статьобразцом для подражания мирян означало также полностью порватьс обычной жизнью. Питаясь милостыней, монахи чередовалипаломничества с кратковременным проживанием в монастырях. Про-ходя после трех лет послушничества обряд посвящения и принимаяновые строгие обеты, монах навсегда вступал на полный лишений путьаскета.

Характерно, что джайнизм не создал собственной бытовой обряд-ности, и джайны-миряне прибегали в ряде случаев к услугам брах-манов. Кастовое деление в джайнской общине играло гораздо меньшуюроль, чем у индуисгов. Однако значение кастовых институтов посте-пенно возрастало, что обеспечивало джайнизму сравнительную ус-тойчивость в индусском обществе.

Зародившись в Бихаре, джайнизм нашел немало приверженцев наюге (преимущественно дигамбары) и на западе (шветамбары) Индии,однако составить конкуренцию буддизму и индуизму не смог. Упадокджайнской общины явственно обозначился с первых веков новой эры.На юге Индии община, лишившаяся покровительства индуизирован-ных правителей, пережила массовое обращение своих членов виндуизм, потерю влияния и, наконец, в эпоху мусульманских заво-еваний практически полностью утратила прежние позиции. В торговыхгородах севера богатые джайнские купцы сумели избежать гоненийв годы правлений мусульманских династий. Укрепляя свои позициии влияние в области финансов, торговли, ростовщичества, используяпокровительство князей, джайны сумели составить основу складывав-шейся в Раджпутане и Гуджарате торгово-ростовщической прослойки.И сегодня, продолжая заниматься в основном финансовой ипредпринимательской деятельностью, небольшая (менее 1% насе-ления) джайнская община играет заметную роль в экономическойжизни Индии.

§ 3. Сикхизм

Истоки сикхизма берут свое начало в средневековой Индии концаXV — начала XVI в. на северо-западе страны в районе пятиречья(«пандж аб» — «пять рек»), представлявшем собой своеобразный буферна стыке двух цивилизаций и двух культур — индуистской и ислам-ской. Сикхизм начал складываться в рамках индуизма, объединяя го-

 

родские торгово-ремесленные слои; он синтезировал в себе ряд какиндуистских, так и мусульманских (в особенности присущих суфизму)черт. Основателем сикхизма считается гуру (учитель) Нанак (1469 —1538/9), последователи которого стали называть себя сикхами —учениками. После смерти Нанака проповедь его учения продолжилиеще девять гуру, последним из которых был Говинд (1675— 1708).Все они считаются десятью воплощениями одного и того же гуру, про-поведовавшего единое учение.

Особенности учения Сикхизм — монотеистическая религия, отвер-о Боге гающая многобожие индуизма: один из эпите-тов Бога у Нанака — «Эк» (Единственный,

Единый, Один). Разрешение проблемы дуализма («дубидха»), прео-доление ее — главная цель человека, стремящегося постичь Бога. Ин-дуистские боги Брахма, Вишну, Шива и мусульманский Аллах — всеони сливаются в Божестве. У Единственного нет собственного имени.Нанак обращается к нему, используя и индуистские, и мусульманскиеимена: Хари (этот вишнуитский термин встречается наиболее часто),Гопал, Рам, Парамешвар, Аллах, Сахиб и т.д.

Бог определяется понятиями «ниргун» (лишенный качеств) и «са-гун» (наделенный качествами, имеющий качества). Главное его со-стояние — ниргун: это абсолютная сущность, лишенная каких бы тони было атрибутов. Но для того чтобы человек мог познать его, онпо своей воле превращается в сагуна (что никоим образом не связанос приобретением антропоморфного облика, он всегда невидим и про-является через свои деяния) — ту свою ипостась, к которой обращаетсячеловек в общении с Всевышним, в состоянии медитации, в пениигимнов.

Он воплощает в себе Создателя, Хранителя и Разрушителя (ка-чеетва, присущие Брахме, Вишну и Шиве), он всемогущ и всеведущ;мир, созданный им, изменчив и невечен, а Бог вечен, он существуетв прошлом, настоящем и будущем сам по себе, о его сущности говоряттакие эпитеты, как «без начала», «существующий вне времени», «не-рожденный», «бессмертный». Он вне цепи перерождений, вне смерти,и поэтому у него не существует видимых (изменчивых и недолговеч-ных) воплощении — аватар (подобно аватарам богов индуистского пан-теона), он никогда не имеет видимой формы, его невозможно описать,он вне возможностей интеллекта, непознаваем, неописуем и необъ-ясним ни с помощью произнесенного слова, ни с помощью написан-ного. В то же время он «Сат» (Реальность, Истина, Правда).

Постижение Бога и соединение с ним возможно для каждого че-ловека, следующего путем любви, веры, преданности ему и размыш-ляющего о его деяниях. Служение Богу ни в коей мере неподразумевает отход от мирских дел, отшельничество или аскетизм,а, наоборот, предполагает активную жизнь, полную труда, выполнение

 

дхармы (долга) домохозяина. Неотступное следование этим принципамдолжно привести в конечном итоге к прерыванию цепи рождений ик слиянию с божеством. Каждый может общаться с Богом напрямую,без посредников.

Вызовом индуизму является стержневая идея сикхизма о равенствевсех людей перед Богом, отрицание каст и кастовой системы. При На-наке и последующих гуру была введена особая форма богослужения

— «сангат», подразумевавшая совместное присутствие сикхов — не-зависимо от касты — на проповеди гуру и совместное исполнение имигимнов. Несколько позже появилась практика проведения совместныхтрапез, на которых присутствовали и передавали из рук в руки чашус водой все члены общины — также независимо от касты и социальногостатуса.

Эволюция сикхизма При пятом гуру — Арджуне (1581 — 1606) — была составлена священная книга сикхов

Адигрантх («Изначальная Книга»; она также носит название Гуру-рантх — «Книга Гуру», Грантхсахиб — «Книга-Господин»), в которуювошли гимны пяти первых, а впоследствии и остальных гуру, нарядус гимнами Кабира (XV в.), Намдева (XV в.), Фарид-уд-динаГанджишакара (XIII в.), Джайядева (XIV в.) и других представителейдвижения бхакти и суфизма. Написанная на языке панджаби со встав-ками на других индийских языках, эта книга хранится в Золотом хра-ме—главной сикхской святыне — в Амритсаре.

Со второй половины XVI в. и особенно в XVII в. по мерефеодализации общинной верхушки и роста влияния крупных земле-владельцев усиливалось противостояние панджабского крестьянства, впервую очередь сикхов, и могольских правителей. На рубеже XVII—XVIII вв. оно вылилось в крупнейшее антимогольское движение подзнаменем сикхизма в Панджабе. Расширение социальной базысикхизма (опорой движения были джаты — земледельцы, поддержан-ные городскими слоями) вынудило гуру Говинда ввести ряд измененийв учение сикхизма и в организацию общины. В 1699 г. было про-возглашено, что высшая духовная и светская власть переходит из рукгуру к хальсе (ордену «чистых») — собранию вооруженныхобщинников. С этого времени и до наших дней у сикхов сохраниласьспециальная церемония посвящения в общинники, а также особый ко-декс поведения — «пять к», в соответствии с которым сикхампредписывается не стричь волосы и бороду (кеш), носить короткие ша-ровары (качха), волосы под тюрбаном закреплять гребнем (кангха),всегда иметь при себе меч (кирпан) и железный браслет (кара). Кимени сикхов стал добавляться воинский титул «сингх» — «лев».Тощаже линия живых гуру была прервана, книга Адигрантх канонизирова-на, она стала предметом поклонения в сикхских храмах — гурудварах.

К началу XVIII в. сикхизм окончательно превратился в самостоятель-ную религиозную систему.

Важнейшей вехой в истории Панджаба и сикхизма был период се-редины XVIII в., когда после распада империи Великих Моголов иуспешного отражения сикхами попыток афганского правителя Ахмад-шаха Дуррани (ок. 1721 — 1773) включить эту часть Индии в своивладения была провозглашена независимость Панджаба (1765).Сикхизм становится государственно религией самостоятельного госу-дарства, возглавляемого сикхскими феодалами.

Наметившийся в XVIII в. отход от ряда принципов раннегосикхизма (осуждения неприкасаемости, отмены обрядов самосожжениявдов — «сати» и умерщвления новорожденных девочек в зажиточныхсемьях, отказа от антропоморфных изображений божества и обоже-ствления гуру, отказа от услуг брахманов и пр.) вызвал движение заочищение сикхизма, что выразилось в появлении ряда групп — ниран-кари, намдхари. Идеи этих течений нашли свое продолжение векспустя в движении за реформацию сикхизма, отразившем новыетенденции конца XIX — начала XX .в. в жизни Панджаба (ан-нексированного англичанами лишь в 1849 г.) — формированиекапиталистических отношений, становление буржуазногонационализма, развитие просветительства. Теперь возрождение ран-него сикхизма выражало интересы зарождающегося класса буржу-азии, которому импонировали (особенно в условиях колониализма)изначальные постулаты сикхизма о всеобщем равенстве перед Бо-гом. В рамках реформации сикхизма и одновременно в руслеантианглийской борьбы проходило и широкое движение начала XXв. за реформу управления гурудварами, направленное против ма-хантов — настоятелей храмов, пользовавшихся благосклонностьюангличан и превратившихся в результате земельных пожалованийпоследних в крупных помещиков-землевладельцев.

Сикхский фактор По мере формирования самосознанияв общественно-политической сикхской буржуазии (а этот процесс в Пан-жизни джабе начался позднее и шел медленнее, чемв других частях страны) появляются ее обще-ственно-политические организации. В 1926 г. на политическую аренуПанджаба выходит партия Акали Дал («Орден Бессмертного»),сформированная по религиозному принципу. Она выступала за равен-ство мусульман, индусов и сикхов (активно противостояла, в част-ности, куриальной системе выборов, введенной Законом об управленииИндией 1935 г.). Влияние ее заметно усилилось после раздела Индиив 1947 г. — после миграции мусульман в пакистанский Панджаб, аиндусов и сикхов — в индийский.

В жизни независимой Индии сикхский фактор играет важную роль.С середины 50-х годов растут националистические устремления в

 

сикхских кругах. В 50 — 60-е годы развертывается движение за соз-дание на этнолингвистической основе штата Пенджаб, где преобладалобы панджабиязычное население. В 1966 г. такой штат был создан, ибольшая часть индийских сикхов (около 80%) проживает именно там.Общая численность сикхской общины в 80-е годы составляла около14 млн. человек, это третья по величине конфессиональная общностьИндии (2% населения) после индусов и мусульман. С середины 60-хгодов регионалистские сикхские устремления приняли форму борьбыза особым образом понимаемую автономию в рамках единого госу-дарства, за создание сикхского государства Халистан. В 80-е годыосновной формой проявления сикхского фактора в политической жизниИндии стал коммунализм.

Парсизм

Современные последователи зороастризма — зороастрийцы-бехдины называются в Индии парсами, в Иране — гебрами. Ихнасчитывается в мире около 130 тыс., причем в Индии —80—100тыс., в Иране— 12 — 50 тыс., в Пакистане — 5— 10 тыс., в англо-саксонских странах — около 3 тыс., в Шри-Ланке — 0,5 тыс. человек.

Становление В основе зороастризма лежит комплекс древ-

зороастризма нейших индо-иранских представлений,

близких индо-арийским. Древние иранцы

поклонялись двум группам божеств: ахурам (более абстрактным, вбольшей степени олицетворявшим этические категории — спра-ведливость, порядок) и даэвам (теснее связанным с природой); ониобожествляли и сами силы природы, например воду в облике богиниАрдвисуры Анахиты. Наиболее важными и персонифицированнымиэтическими категориями уже в глубокой древности стали светлые бо-жества Мазда, воплощавший мудрость, правду, и Митра — договор,согласие, союз. Эти божества и понятия все прочнее ассоциировалисьс оседлой, мирной жизнью. Издревле почитался огонь — и как огоньочага, и как посредник между людьми и богами в жертвоприношении,и как животворящая сила солнца, и как всеочищающее пламя. Этоего качество было особо важно, так как борьбе с ритуальным осквер-нением в этой религии, подчеркнуто противопоставлявшей понятия«свой — чужой», «благой — вредоносный», «чистый — скверный»,«оседлый — кочевой», «мирный — воинственный», придавалось особоезначение. В ритуале жрецы-атраваны употребляли, как и в Индии,опьяняющий напиток хаому.

Сложившуюся в период Ахеменидов (VI — IV вв. до н. э.) религиюраннеклассового общества можно условно назвать маздеизм: в нейпрежде всего почитался Ахура-Мазда, осознававшийся как Бог-тво-

 

рец, воплощение и носитель блага. Выступал он, однако, в окружениидругих божеств, весьма недифференцированных по функциям и местув иерархии. Наследственные жрецы-маги (магу) старательно закреп-ляли сословный характер вероучения и культа маздеизма.

Уже в ахеменидский период начало распространяться в Иранеучение пророка Заратуштры (в греческой передаче и в современномупотреблении — Зороастра), появившееся в Восточном Иране и приле-гающих областях Средней Азии и определившее к I тысячелетиюн. э. характер религиозных верований всего иранского народа.

Личность Заратуштры скорее реальна, хотя нет прямых доказа-тельств его жизни и ясных сведений о месте и времени его деятель-ности. Можно полагать, что жил и проповедовал Заратуштра в первойполовине I тысячелетия до н. э., не позже VII в., скорее — около 700г., в восточной части расселения иранских племен. Из гатов, сох-ранившихся до нашего времени гимнов-обращений Заратуштры к бо-жествам, и сложившегося вокруг них комплекса текстоввырисовывается дуалистичная картина мира, насыщенного противос-тоянием между благими божественными ахурами и демонами-даэвами.Бог-творец, мудрый и справедливый Ахура-Мазда, возглавляет «семе-рых святых», наиболее почитаемые из которых, кроме него самого,Митра — Солнце и Анахита-Ардвисура — богиня плодородия. Демо-нов, противостоящих ахурам, возглавляет главный носитель зла —Анхра-Манью.

Борьба Ахура-Мазды и Анхра-Манью (в греческой передаче, болеешироко известной, — Ормузда и Аримана) изначальна, бескомп-ромиссна, и каждый человек должен занять свою личную позициюв ней, выбрать порядок-«арта» («аша»), добро, труд, правду, свет,чистоту, воду, огонь — или ложь-«друг», тьму, зло, хаос, разрушение.Проповедь Заратуштры обращалась к личности и предполагала сво-бодную волю и выбор человеком места в предельно остром противо-стоянии сил добра и зла, когда поступки человека определяли егосудьбу и в загробном, и в этом мире. Человек должен верить в благоебожество, молиться ему, бороться с силами зла, от него требовалисьдобрая мысль, доброе слово, доброе деяние, а также чистота: риту-альная, помыслов, бытовая и т. д. Добром считались в первую очередьпроизводительный труд (особенно земледельческий), благотворитель-ность, рождение и воспитание потомства.

Решающим для оформления 'зороастризма был период на рубеженашей эры, когда складывавшаяся религия синтезировала ритуал маз-деизма, народные культы и идеи Заратуштры, взаимодействуя на за-паде с митраизмом, иудаизмом, ранним христианством, на востоке —с буддизмом махаяны. С возвышением Сасанидов (III в.) завершилосьв борьбе с манихейством и отчасти под его влиянием превращениезороастризма в государственную религию. Везде воздвигались храмыи алтари огня различной степени важности: от наиглавнейшего Аташ-

 

Бахрам (Огонь победы) до огня домашнего очага. Идеи оскверненияи очищения воплотились в сложную обрядность и были доведены допредставления о спасителе мира Саошьянте — очистителе мира отскверны в конце его существования.

Громоздкому ритуалу соответствовал сложный комплекс священ-ных текстов, обобщенно называемый Авеста. Письменно зафиксированон был не ранее III в., но частично восходит к передававшимся изустносюжетам II тысячелетия до н. э. Большая часть из 21 книги Авестыне сохранилась; в IV — VI вв. она редактировалась и кодифицирова-лась, снабжалась комментариями — Зенд. Было широко распростране-но извлечение, состоявшее из молитв, — так называемая МалаяАвеста.

Особенности парсизма В VII в. сасанидскии Иран был завоеван ара-бами-мусульманами, а с середины IX в. на-чалась политика насильственной исламизации населения. В начале Xв. несколько сот зороастрийцев высадились с разрешения местногоправителя-раджи на юге Гуджарата, на западном побережье Индии,недалеко от будущего города Бомбей. К XVII в. в крупных торговыхцентрах Гуджарата (Сурат, а с середины XVII в. Бомбей) усиливаетсякупеческая и ремесленная парсийская прослойка. Панчаят парсов Бом-бея богател, занимался благотворительностью и все больше становилсявластным центром парсийской общины. В первой половине XX в.подавляющее большинство парсов Индии сосредоточились в городах,превратившись в массе своей в «средний класс».

Ритуализация духовной жизни соответствовала тенденции превра-щения парсов в касту индийского общества. Парсы не только быстроперешли на язык гуджарати, но и заимствовали индийскую одежду(кроме священного шнура-кушти на талии, рубахи — судра, обяза-тельного головного платка у женщин и элементов ритуального одеянияжрецов). Резко усилилась тенденция к эндогамии, практически не-возможным стал прием в общину. Приблизились к индуистским брач-ные нормы и обряды, выросла роль астролога. Сложные очистительныецеремонии — барашном — напоминали индуистские.

Стержнем религиозной жизни парсов являются семь древнихпраздников и обязательная ежедневная пятеричная молитва, освящен-ная авторитетом Заратуштры. Разновидностью молитвы можно считатьспецифическое для парсов «взятие ваджа» — священные заклинания(мантры), которыми сопровождаются все важные дела и поступки.

Богослужение включает повторение за жрецом определенных слови жестов, вознесение хвалы божествам, обряды жрецов у священногоогня в металлической чаше, скрытой в огороженном алтаре.

Торжественным обрядом у парсов Индии, совершаемым жрецамив храме, является инициация. Главное в нем — надевание священногошнура-кушти, а для мужчин и рубахи-судра.

 

Едва ли не древнейший комплекс представлений зороастризма —о чистоте и похоронном обряде. Нечисто все злое, лживое, мертвое(включая и труп), грязное (отбросы, мусор), чужое. Нечиста кровь,а значит, и женщина в период месячных и родов. Соприкосновениес нечистым требует ритуального очищения» Для этого разработаныочень сложные обряды: от простого омовения до большого ритуальногоочищения — барашком.

Страх перед осквернением и необходимость дорогостоящегоочищения породили множество запретов: ограничения в совместныхтрапезах и купании, в приеме пищи из рук чужаков, в контакте смусором, нечистотами. Но наиболее разработано обрядовое избеганиетрупов. Дабы не осквернять чистые стихии, зороастрийцы выработалиособый похоронный обряд. Специальные могильщики — насассалары,которых сторонятся все другие парсы, на четвертые сутки уносят трупв астодан — каменную башню без крыши и с уступами внутри. Тамтруп закрепляют на площадке-дахме, а после того как его расклюютптицы и кости очистятся от плоти, сбрасывают их во внутренний ко-лодец этой «башни молчания». После поминок и периода траурноговоздержания близкие покойного очищаются омовением и особымиобрядами. В наши дни, при запретах <в Иране) или невозможностишироко расселившихся парсов устроить традиционные похороны в дах-ме, хоронят и в земле, точнее — в цементе.

Сконца XIX в. в парсизме начались реформационные процессы,а в последние десятилетия быстрыми темпами уменьшается кон-фессиональный характер их общины.

Конфуцианства

Конфуцианство — это этико-философское учение, разработанноеего основателем Кун-цзы, Конфуцием (551 — 479 до н. э.), развитоеего последователями и вошедшее в религиозный комплекс Китая, Ко-реи, Японии и некоторых других стран.

Учение Конфуция Конфуций заимствовал первобытные веро-вания: культ умерших предков, культ Земли

и почитание древними китайцами своего верховного божества и ле-гендарного первопредка — Шан-ди. Впоследствии он стал ас-социироваться с Небом как высшей божественной силой,определяющей судьбу всего живого на Земле. Генетическая связь сэтим источником мудрости и силы была закодирована и в самом на-звании страны — «Поднебесная», и в титуле ее правителя — «Сын Не-ба», сохранившемся до XX в. В китайской традиции Конфуцийвыступает хранителем мудрости «золотого века» — древности. Онстремился вернуть монархам утраченный престиж, улучшить нравынарода и сделать его счастливым. При этом он исходил из представ-

 

ления о том, что древние мудрецы создали институт государства радизащиты интересов каждого индивида.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.