Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРЕДМЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ 6 страница



Глава IV

РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

Значение- и смысло-пола- Религия представляет собой одну из областейгание в культуре духовной культуры (лат. culture — возделы-вание, воспитание, образование, почитание).

В качестве плодотворно «работающего» в религиоведении примемследующее определение культуры: "это совокупность способов иприемов осуществления разнопланового бытия человека, которыереализуются в ходе материальной и духовной деятельности и пред-ставлены в ее продуктах, передаваемых и осваиваемых новыми поко-лениями. Культура характеризует как процесс деятельности людей(под углом зрения владения соответствующими способами, приемамии постоянного их воплощения), так и ее результаты. Она имеет в видусоответствующие свойства сознания и поведения в различных областяхжизни — в экономике, политике, морали и т. д., подразумевает опре-деленные стороны жизнедеятельности и индивида, и группы, и обще-ства»

Культуросозидание совершается в области как материального, таки духовного производства. И в той и в другой есть свои предметныеносители. Предметами-носителями культуры в сфере материальной де-ятельности являются орудия и средства труда, искусственно создан-

 

ные продукты питания, одежда, жилища, принадлежности быта, сред-ства связи и транспорта, а воплощениями духовного производства вы-ступают язык в звуковой и письменной формах, различныеискусственные знаковые системы (например, схемы, карты, «язык» ма-тематики), книги, газеты, произведения искусства.

В культуре, в какой бы области она ни создавалась, материальноеи идеальное взаимопроникают друг в друга: в материальной деятель-ности реализуются знания, цели, идеи, планы людей, а идеальные про-дукты запечатлевают свойства и отношения материальных объектов.

Важный аспект культуры составляют механизмы регулированиячеловеческой активности, включающие нормы, правила, требования,эталоны, образцы, инварианты действия и общения. Качеством куль-туры наделены учреждения и институты — образования, воспитания,управления, власти.

Развитие и функционирование культуры возможно лишь в кон-тексте объект-субъектных отношений. Сами по себе материальныепредметы вне знаковых отношений с общественным и индивидуальнымсознанием мертвы. Благодаря деятельности субъекта-индивида и груп-пы обеспечиваются «свечение» и движение культуры. Чтобы дейст-вовать в созданном предшествующими поколениями мире культуры,представители новых поколений должны овладеть умениями, навы-ками, которые запечатлены в материальных предметах-носителях. Втруде сменяющих друг друга поколений осуществляется взаимо-действие процессов опредмечивания и распредмечивания. Опред-мечивание представляет собой воплощение в объективных предметахчеловеческих способностей, знаний, навыков, а распредмечивание —это освоение людьми способов и приемов деятельности, посредствомкоторых произведены те или иные предметы — носители культуры.Эти предметы приобретают двойное бытие: с одной стороны, они оста-ются независимой от человека реальностью, непосредственно-чувст-венной вещью, с другой - замещают, выражают какую-то инуюреальность, имеют значение, становятся чувственно-сверхчувствен-ными. Значение представляет собой идеальное образование, в которомоткристаллизован опыт человечества, выражаются объективные связи,отношения, взаимодействия. Будучи запечатленным в материальныхносителях, значение приобретает устойчивость, инвариантность и вэтом своем качестве входит в содержание духовной сферы обществаили группы. Несмотря на то, что значение фиксировано в конкретномпредметном носителе, оно представляет собой обобщение действитель-ности.

Значение относится к разряду объективно-общественных явлений,но входит и в духовный мир отдельного человека. Усваивая опыт пред-шествующих поколений, индивид овладевает совокупностью значений.Становясь фактом индивидуального сознания, значение не теряетобъективного содержания, однако наделяется личностным смыслом.

 

Смысл формируется под влиянием той макро- и микросреды, вусловияхкоторой происходят формирование и развитие личности* Данная средатранслирует индивиду общественные значения в конкретизированномвиде, через призму сложившегося в ней опыта освоения этих значений»По мере становления личности у нее вырабатывается собственная спо-собность индивидуации значения. В ходе индивидуаций происходит«переработка» значений. Они соотносятся с потребностями, интересами,целями, сокровенными состояниями и переживаниями человека. Смыслвыступает как освоенное личностью значение.

Соотношение религии Рассмотрим решение вопроса о соотношениии культуры религии и культуры в христианской теологии.В ней понятие «культура» не является базо-вым, а религия истолковывается на основе христианского самоосоз-нания как связь между Богом и человеком (см. § 1 гл. I). Согласнокатолическим воззрениям, культура — философия, мораль, искусство,техника — представляет собой исторический факт, продукт деятель-ности человека: лишенная религиозного измерения, она не являетсяподлинной культурой. Христианство — это не культура, а религия,поскольку вера в Христа не есть просто ценность среди других цен-ностей, которые содержат различные культуры. Но христианство небезразлично и не чуждо культуре, нуждается в том, чтобы выразитьсебя в ней; оно должно обновить культуру человека, пораженного гре-хом. Существует «христианская квалификация культуры». По мнениюИоанна Павла II, культура представляет собой «привилегированныйсектор евангелизации». Последняя, будучи автономной от культуры,должна находить выражение в жизни народов и наций. ВоплощениеЕвангелия в какой-либо культуре — «инкультурация» — совершаетсячерез обновление внутреннего мира человека. К высшему достоинству— достоинству духовности, которое находит выражение в наиболеевозвышенном даре — даре любви, человек поднимается через culturaanimi («культура души»). Чтобы культура сложилась как подобает,весь человек должен участвовать в этом — вся его творческая сила,разум, его знание мира и людей, способность сдерживать себя, жер-твовать, быть солидарным и готовность содействовать общему благу*Папа говорит: «...первым и самым важным является тот труд, которыйсовершается в человеческом сердце, а то, каким образом он включаетсяв построение собственного будущего, зависит от его понимания себяи своего предназначения. Именно этой плоскости касаетсяспецифический и существенный вклад Церкви в пользу истинной куль-туры»1. Подлинной культурой является христианская (католическая)культура, которая возникает как результат веры, внутреннего душев-ного стимула, данного религией.

Православные богословы базисом духовной культуры тоже считаютрелигию. Обратим внимание на идеи «единой философии культа», раз-

 

работанной П. А. Флоренским. По его мнению, религия стоит надявлениями духовной культуры, культура возникает на основе религии:искусство родилось как культовое, наука и философия явились какпопытка осмыслить религиозный взгляд на мир, а мораль и право веч-но базировались на религиозных заповедях. Культ — «средоточное»место культуры, в узком смысле он — богослужение, богослужебноедействие, а в широком — феургия (греч. theurgea — богоделание). Фе-ургия является «материнским лоном всех наук и искусств»2. В культевстречаются имманентное и трансцендентное, дольнее и горнее, вре-менное и вечное, поэтому он образует основу, источник культуры.Культура — это то, «что от культа присно отщепляется, — как бы про-растания культа, побеги его, боковые стебли его. Святыни — этопервичное творчество человека; культурные ценности — это производ-ные культа, как бы отслояющаяся шелуха культа...»3. Вспомогатель-ные термины, понятия, формулы, являющиеся производными культа,в процессе усложнения и автономного развития превращаются в «свет-скую философию, светскую науку, светскую литературу»4.

Немецко-американский протестантский теолог и философ П.Тиллих (1886 — 1965) в своей «теологии культуры» исходит из идеиотчуждения человека от Бога (Самого Бытия) в результате грехопа-дения и открывания Богом (Самим Бытием) себя человеку в историче-ском времени. Главное для П. Тиллиха — «определить способсоотнесения христианства и секулярной культуры»5. Религия и куль-тура противостоят друг другу и одновременно образуют единство.«Религия, - полагает П. Тиллих, — есть высшая забота... Религияесть субстанция, основа и глубина духовной жизни человека»6, онапитает культуру и придает ей смысл. Религия есть субстанция куль-туры, а культура — форма религии. Субстанция и форма постоянностремятся к синтезу и каждый раз разрушают достигнутый синтез.Культура заключает в себе отношение к Безусловному, иначе говоря,религиозный опыт, хотя это отношение постоянно подвергается де-струкции. Вхождение Бога (Самого Бытия) во временную историче-скую ситуацию — Кайрос (греч. kairos — надлежащая мера, норма,надлежащая пора) соединяет ее с «вечным значением» и придает фор-ме культурный смысл. По степени вхождения Безусловного, вечногово временное П. Тиллих выделяет три типа культуры: теономную(греч. theos — бог, nomos — обычай, порядок, закон), гетерономную(греч. heteros — другой), автономную (греч. autos — сам). Теономнаякультура выражает религию не как нечто чуждое, а как собственнуюдуховную основу; в истории этот тип нереализуем и недостижим. Висторическом отчужденном существовании представлены гетероном-ный и автономный типы. Гетерономная культура — это крайне ав-торитарная система, которая подчинена религии, а автономнаявыражает оскудение духовной жизни, для нее характерны антропо-центризм, гуманизм, но и в ней имеется измерение Безусловного,

 

религиозный опыт, хотя бы в негативной форме — переживания пус-тоты и бессмысленности.

Осознание явлении культуры началось со сферы материальногопроизводства, и прежде всего обработки земли. Не случайно вначалеупотреблялся термин «агрикультура» (лат. agricultura — уход за зем-лей), а впоследствии уже слово «культура» стало обозначать и город-ской уклад жизни. Лишь затем его начали использовать для называнияявлений духовного порядка.

Исторически первой областью духовной жизни была мифология,которая синкретически объединяла разные способы освоения мира —знания и умения, нормы и образцы, верования и ритуалы, мимесис,орнамент, песню и пляску и др. В ходе дифференциации мифологиче-ского комплекса постепенно вычленяются и относительно отделяютсяразличные сферы духовной культуры — искусство, мораль,философия, наука, религия и др. Вместе с другими областями куль-туры религия производила и накапливала способы и приемы осуще-ствления бытия человека в области как материальной, так и духовнойдеятельности, реализовывала их в продуктах, передавала от поколенияк поколению. При всей сложности, неоднолинейности и неоднознач-ности взаимоотношений религии, искусства, морали, философии, на-уки в истории они взаимно влияли друг на друга, образовывалиединство и целостность — универсум духовной жизни. В различныеэпохи выдвигались на первый план, получали наиболее инстенсивноевыражение и развитие те или иные области культуры: искусство ифилософия в античности, религия — в средние века, философия — вXVIII — XIX вв., наука — в XX в.

Религия, став частью культурного универсума, внутри себя, в пре-делах собственной области синтезирует определенные явления искус-ства, морали, философии, науки и тем самым как бы наследуеттрадиции мифологии. Эти традиции отчетливо воспроизводятся врелигиозном мифе. А в те эпохи, которые являются для религии «звез-дным часом», она доминирует, охватывает почти всю область куль-туры. Такая ситуация, как было сказано, сложилась в средние века.

В процессе секуляризиции, при переходе от феодализма ккапитализму различные сферы духовной культуры: философия, искус-ство, мораль, наука — постепенно освобождались от религиозногосанкционирования. Приведем данные американского социолога, рус-ского по происхождению, П. А. Сорокина о секуляризационных про-цессах в Западной Европе. Если в средние века идеалистическаяфилософия составляла 100% содержания философских систем, то вXX в. (1900— 1920-е годы) ее доля упала до 40,9%. Шло развитиеи распространение эмпиризма, материализма, критицизма и аг-ностицизма, что служит, по мнению П. А. Сорокина, показателем се-куляризации философии. В XX в. (1900 — 1920) доля эмпиризма вовсех философских системах составляла 53%, материализма — 23,3,

3 3ак. 536 65

скептицизма — 21,9%7. Тематика и стиль в искусстве в средние векаопределялись почти полностью религией, а затем религиознаяориентация ослабевает. В живописи и скульптуре религиозное искус-ство составляло: до X в. — 81,9%, в X XI — 94,7; в XII — XIII -97; в XIV — XV - 85; в XVI - 64,7; в XVII - 50,2; в XVIII - 24,1;в XIX — 10; в XX в. — 3,9%8. Постепенно происходила и секу-ляризация этических систем, выражением чего было появление иразвитие чувственной этики счастья (гедонизма, утилитаризма, эвде-монизма). Абсолютная (религиозная) этика и чувственная составлялисоответственно в IV — XIV вв. 100 и 0%, в XV — 91,3 и 8,7; в XVI

— 56,5 и 43,5; в XVII —61,6 и 38,4; в XVIII — 63,7 и 36,3; в XIX

— 62 и 38; в XX в. (до 1920 г.) —57 и 43%9.

Религиозная культура Религиозная культура представляет собойсложное, комплексное образование, все аспек-ты религии как общественной подсистемы находят выражение всоциокультурной области. Религиозная культура — это совокупностьимеющихся в религии способов и приемов осуществления бытия че-ловека, которые реализуются в религиозной деятельности и представ-лены в ее продуктах, несущих религиозные значения и смыслы,передаваемых и осваиваемых новыми поколениями. Деятельностнымцентром является культ.

Содержание культурных ценностей задается религиозным соз-нанием. Они организуются вокруг религиозного мировоззрения, на-полнены соответствующими образами, представлениями, понятиями,мифами, притчами, ориентируют сознание и поведение людей нагипостазированные существа, свойства, связи, превращения, удовлет-воряют разнообразные потребности человека. В качестве материальныхносителей верований выступают: устная речь, в которой излагаетсяпредание, священная литература, ритуальные тексты, средства культа(идол, ступа, икона и пр.), произведения искусства.

В религиозных системах шло накопление опыта развертыванияотношений, отлаживания организации, структурирования взаимосвя-зей, управления поведением людей. Организационная сторонарелигиозной культуры осуществляется в различных звеньях управ-ления культовой деятельностью, в обеспечении теолого-теоретическихисследовании и образования, в проведении экономической, коммер-ческой, благотворительной деятельности.

Под влиянием религии складываются религиозные философия, мо-раль, искусство и т. д. Религиозная философия, исходя из религиозныхмировоззренческих предпосылок, использует понятийный аппарат иязык теологии, богословия, решает онтологические, гносеологические,логические, социологические, антропологические и другие проблемы.Религиозная мораль — это развиваемая и проповедуемая религиейсистема нравственных представлений, норм, понятий, чувств, ценно-

 

стей, наполняемых конкретным (иудаистическим, христианским,исламским и др.) содержанием. Религиозное искусство представляетсобой область созидания, восприятия и трансляции художественныхценностей, в которых «живут» религиозные символы.

Можно выделить две части религиозной культуры. Одну образуютте компоненты, в которых вероучение выражается прямо и непосред-ственно — сакральные тексты, теология, различные элементы культаи пр. Другую составляют те явления из области философий, морали,искусства, которые исторически вовлекаются в религиозно-духовнуюи культовую деятельность, в церковную жизнь.

Религиозная культура не одинакова в разных религиях и кон-фессиях и соответственно предстает как культура родоплеменныхрелигий, как индуистская, иудаистская, конфуцианская, синтоистская,буддийская, христианская, исламская и прочая (в их многочисленныхконфессиональных разновидностях) культура.

Религиозная культура, смотря по историческим обстоятельствам,в большей или меньшей мере оказывает влияние на светскую культурув целом, а также на отдельные ее части.

Глава VФУНКЦИИ И РОЛЬ РЕЛИГИИ

Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль вобществе. Понятия «функция» и «роль» связаны, но не тождественны.Функции — это способы действия религии в обществе, роль — суммар-ный результат, последствия выполнения ею функций.

Функции религии Выделяется несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, ком-муникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, куль-туротранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря, преж-де всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека,общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснениемира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозер-цание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование(эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку)и пр. Религиозное мировоззрение задает «предельные» критерии, Абсо-люты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек,обеспечиваются целеполагание и смыслополагание. Придание смысланаличному бытию предоставляет возможность тому, кто верует, вы-рваться за пределы ограниченности, поддерживает надежду на

 

достижение «светлого будущего», на избавление от страданий, не-счастий, одиночества, морального падения.

Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняетограниченность, зависимость, бессилие людей — в плане как перест-ройки сознания, так и изменения объективных условий существования.Реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное не-равенство превращается в «равенство» в греховности, в страдании; цер-ковная благотворительность, милосердие, призрение, пере-распределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщен-ность и изоляция заменяются братством в общине; безличные, вещныеотношения безразличных друг другу индивидов возмещаются лично-стным богообщением и общением в религиозной группе. Важное зна-чение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса,утешение, катарсис, медитация, духовное наслаждение, в том числеи в том случае, если психологический процесс приводится в движениес помощью иллюзии.

Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативнуюфункцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и врелигиозной деятельности и отношениях, включает процессы обменаинформацией, взаимодействия, восприятия человека человеком.Религиозное сознание предписывает два плана общения: 1) верующихдруг с другом; 2) верующих с Богом, ангелами, душами умерших, свя-тыми, которые выступают в качестве идеальных медиаторов, пос-редников общения между людьми — в литургии, молитве, медитации,«тайнозрении» и т. д.

Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определен-ных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обы-чаев, институтов осуществляется управление деятельностью иотношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Осо-бенно большое значение имеет система норм (религиозного права, мо-рали), образцов (многочисленных примеров для подражаний),контроля (слежения за реализацией предписаний), поощрений и на-казаний («воздаяний» действительных и обещаемых в посмертном су-ществовании) .

Интегрирующе-дезинтегрирующая функция в одном отношении-объединяет, а в другом — разъединяет индивидов, группы, институты.Интеграция способствует сохранению, дезинтеграция — ослаблениюстабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп,учреждений и общества в целом. Интегрирующая функция выполня-ется в тех пределах, в которых признается более или менее единое,общее вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведенииличности обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции,если в социальных группах и обществе имеются различные, да ещеи противостоящие друг другу конфессии, религия выполняетдезинтегрирующую функцию.

 

Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культу-ретранслирующую функцию. Она способствует развитию определен-ных ее слоев — письменности, книгопечатания, искусства,обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры,осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поко-лению.

Легитимирующе-разлегитимирующая функция означает узако-нение некоторых общественных порядков, институтов (государствен-ных, политических, правовых и др.), отношении, норм, образцов какдолжных или, наоборот, .утверждение неправомерности каких-то изних. Религия выдвигает высшее требование — максиму (лат. maxima— высший принцип), в соответствии с которой дается оценка опре-деленных явлений и формируется определенное отношение к ним.Максиме придается обязательный и непреложный характер.

Принципы анализа роли Результат, последствия выполнения религиейрелигии ее функций, значимость ее действий, т. е. ее роль, бывали и бывают разными. Сфор-мулируем некоторые принципы, реализация которых помогаетанализировать роль религии объективно, конкретно-исторически, вопределенных условиях места и времени.

1. Роль религии нельзя считать исходной и определяющей, хотяона оказывает на экономические отношения и другие сферы общест-венной жизни обратное влияние. Она санкционирует определенныевзгляды, деятельность, отношения, институты, придает им «ореол Свя-тости» или объявляет «нечестивыми», «отпавшими», «погрязшими возле», «греховными», противоречащими «закону», «Слову Божию».Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство,межнациональные отношения, семью, на область культуры через де-ятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях.Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общест-венные отношения.

2. Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, аэто место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в кон-тексте процессов сакрализации (лат. sacer — священный) и секу-ляризации (позднелат. saecularis — мирской, светский). Сакрализацияозначает вовлечение в сферу религиозного санкционирования формобщественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений,поведения людей, институтов, рост влияния религии на различныесферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ве-дет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальноесознание, к ограничению возможности религиозного санкционированияразличных видов деятельности, поведения, отношений и институтов,«вхождения» религиозных индивидов и организаций в различные вне-религиозные сферы жизни. Указанные процессы неоднолинейны,

 

противоречивы, неравномерны в обществах разных типов, на сменя-ющих друг друга этапах их развития, в странах и регионах Европы,Азии, Африки, Америки, в меняющихся социально-политических икультурных ситуациях.

3. Своеобразно воздействие религии на общество, его подсистемы,на индивида и личность родоплеменных, народностно-национальных,региональных, мировых религий, а также отдельных религиозных на-правлений и конфессии. Как мы увидим далее (см. раздел «Историярелигий»), в их вероучении, культе, организации, этике имеютсяспецифические черты, которые находят выражение в правилах отно-шения к миру, в повседневном поведении последователей в различныхобластях общественной и личной жизни, накладывают печать на «че-ловека экономического», «человека политического», «человека мораль-ного», «человека художественного». Неодинаковой была системамотивации, а потому и направленность и эффективность хозяйствен-ной деятельности в иудаизме, христианстве, исламе, католицизме,кальвинизме, православии, старообрядчестве и других религиозных на-правлениях. По-разному включались в межэтнические, меж-национальные отношения родоплеменные, народностно-национальные(индуизм, конфуцианство, сикхизм и др.), мировые религии (буддизм,христианство, ислам), их направления и конфессии. Имеются замет-ные отличия в морали, в нравственных отношениях буддиста,христианина, мусульманина, синтоиста, даосиста, последователяродоплеменной религии. По-своему развивалось искусство, его видыи жанры, художественные образы в соприкосновении с теми илииными религиями.

4. Как уже было сказано, религия представляет собой системноеобразование, включающее ряд элементов и связей: сознание со своимичертами и уровнями, внекультовые и культовые деятельность и отно-шения, учреждения для ориентации во внерелигиозных и врелигиозной областях. Функционирование названных элементов и свя-зей давало соответствующие им, их содержанию и направленностирезультаты. Достоверные знания позволяли строить эффективнуюпрограмму действий, повышали творческий потенциал культуры, а за-блуждения не способствовали преобразованию природы, общества и че-ловека в соответствии с объективными закономерностями развития,приводили к неблагоприятным последствиям. Деятельность, отно-шения, учреждения консолидировали людей, но могли и разъединять,вести к появлению и разрастанию конфликтов. По линии религиознойдеятельности и отношений, обеспечения нужд религиозныхорганизаций шло и вдет создание и накопление материальной и ду-ховной культуры — освоение необжитых земель, совершенствованиеземледелия, животноводства, ремесел, развитие храмостроительства,письменности, книгопечатания, сети школ, грамотности, различныхвидов искусства. Но, с другой стороны, определенные слои культуры

 

отторгались, отталкивались — многие компоненты языческой культу-ры, скоморошество, смеховая культура, портретная живопись в исла-ме, духовные образования, попавшие в свое время в Индексзапрещенных книг католицизма, ряд научных открытии, свободо-мыслие. Следует, конечно, учитывать и то, что позиции и практикарелигиозных организаций по многим вопросам развития культурыисторически меняются.

5. Важно принять во внимание соотношение общечеловеческого ичастного в религии. Ныне широко распространено мнение о тождестверелигиозного и общечеловеческого. Представляется, что это мнение неучитывает ряда фактов. В религиозных системах отражаются, во-пер-вых, такие отношения, которые общи всем обществам независимо отих типа; во-вторых, отношения, свойственные данному типу общества;в-третьих, связи, складывающиеся в синкретических обществах; в-чет-вертых, условия бытия разных этносов, классов, сословий, иных групп.В религиях представлены и самые различные культуры. Даже мировыхрелигий — три, не говоря уже о множестве народностно-националь-ных, региональных и родоплеменных. В религиях переплетаются,порой причудливо, компоненты общечеловеческие, формационные,классовые, этнические, партикулярные, глобальные и локальные. Вконкретных ситуациях могут актуализироваться, выступать напередний план те или другие; религиозные лидеры, группы, мыслителимогут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все этонаходит выражение и в социально-политических ориентациях —история показывает, что в религиозных организациях были и есть раз-ные позиции: прогрессивная, консервативная, регрессивная. Причемкакая-то конкретная группа и ее представители не всегда жестко «за-креплены» за какой-то из них, могут менять ориентацию, переходитьот одной к другой. В современных условиях значимость деятельностилюбых институтов, групп, партий, лидеров, в том числе ирелигиозных, определяется прежде всего тем, в какой мере она служитутверждению гуманистических ценностей.

 

Раздел второйИСТОРИЯ РЕЛИГИИ

Глава VIПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ

Основные подходы Одна из концепций происхождения религии

к решению проблемы была выдвинута представителями тео-

происхождения религии логических и околоцерковных кругов и вошла

в историю изучения религии под названием

концепции «прамонотеизма», или первобытного монотеизма. Впервыев сжатом виде она была сформулирована шотландским литератороми ученым Э. Лэнгом (1844 — 1912) в его книге «Становление религии».Однако в наиболее полной форме она была изложена католическимпастором В. Шмидтом (1868 — 1954), который посвятил обоснованиюэтой концепции 12-томную работу «Происхождение идеи Бога». Сутьтеории «прамонотеизма» сводится к тому, что за всем многообразиемсуществующих верований, в том числе верований отсталых народов,можно обнаружить остатки древнейшей веры в единого Бога-творца.Именно она предшествовала всем формам религии, и лишь впос-ледствии к ней примешались загрязнившие ее элементы. Для подт-верждения этой теории В. Шмидт привлек огромный массивэтнографических фактов, давая им теологическую интерпретацию,факты же, которые не укладывались в его схему, оставлял вне полязрения. Эти факты показывали, что монотеизм является не исходнымпунктом религиозной эволюции, а этапом развития одной из ветвейгенеалогического древа религии.

Была выдвинута гипотеза о существовании «дорелигиозногопериода» в истории человечества. Сторонники этой гипотезы утвер-ждали, что у людей, живших на ранних этапах развития общества,не было религиозных верований, ибо их сознание было непосредст-венно вплетено в практику и не могло создавать каких-либо абст-ракций, в том числе религиозных. Многие этнографы, антропологи ирелигиоведы на рубеже XIX — XX вв. приводили сведения о суще-

 

ствовании племен столь низких в своем культурном развитии, что уних якобы полностью отсутствовали религиозные представления ипонятия. Но после тщательного изучения жизни этих племен, их обы-чаев, языков, особенностей мышления исследователи неизменно обна-руживали у них зачатки религиозных верований и культовойпрактики. Поэтому гипотеза о существовании «дорелигиозногопериода» так и осталась гипотезой.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.