Здавалка
Главная | Обратная связь

Возникновение христианства



Общественно-исторические Христианство возникло в Палестине в I в. н. э.условия возникновения о несомненной близости первоначальногои распространения христианства иудейской общине эссеновхристианства свидетельствуют наиденные в 1947 г. свитки

в районе Мертвого моря. Общность мировоззренческих принципов уэссенов и первоначальных христиан прослеживается в мессианизме —ожидании скорого пришествия Учителя праведности, в эсхато-логических представлениях, в истолковании идеи греховности чело-века, в обрядности, в организации общин и отношении ксобственности.

Относительно быстрое распространение христианства в мало-азийских провинциях Римской империи и самом Риме было обуслов-лено рядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризисантичных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнемдне, чувство апатии и бесперспективности. Усилился антагонизм нетолько между рабами и свободными, но и между римскими гражданамии подданными провинций, между римской потомственной знатью иобогатившимися всадниками. Как ясная и понятная форма социальногопротеста против бесчеловечных общественных порядков, христианствобыстро превращалось в мощное идейное течение, остановить котороене могла уже никакая сила.

Римская религия, как и различные религиозные учения Востока,не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национальногохарактера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости,равенства, спасения. Христианство прежде всего провозгласило равен-ство всех людей как грешников. Оно отвергло существующие рабов-ладельческие общественные порядки и тем самым породило надеждуна избавление от гнета и порабощения отчаявшихся людей. Онопризвало к переустройству мира, выразив тем самым реальные инте-ресы бесправных и порабощенных. Оно, наконец, дало рабу утешение,надежду получения свободы простым и понятным способом — черезпознание божественной истины, которую принес на землю Христос,чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки.

Идейные предшественники Христианская апологетика утверждает, что вхристианства отличие от всех остальных религий мирахристианство не создано людьми, а дано че-ловечеству Богом в готовом и законченном виде. Однако сравнительнаяистория религиозных учений свидетельствует о том, что христианство

 

не свободно от религиозных, философских, этических и иных влияний.Христианство усвоило и переосмыслило предшествующие идейные кон-цепции иудаизма, митраизма, древних восточных религий, фило-софские воззрения. Все это обогащало и цементировало новуюрелигию, превращало ее в мощную культурно-интеллектуальную силу,способную противопоставить себя всем национально-этническим куль-там и превратиться в массовое наднациональное движение. Усвоениепервоначальным христианством предшествующего религиозно-куль-турного наследия отнюдь не превращало его в конгломерат разроз-ненных представлений, а способствовало принципиально новомуучению получить всеобщее признание.

Особенно заметное влияние на основы христианского вероученияоказали неоплатонизм Филона Александрийского (ок. 25 до н. э. — ок.50 н. э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки (ок. 4 дон. э. — 65 н. э.). Филон соединил понятие Логоса в библейскойтрадиции, трактуемое как творящее слово, постигаемое в откровении,и в эллинистической традиции, рассматривающей Логос в качествевнутреннего закона, направляющего движение Космоса. Логос у Фило-на — это священное Слово, позволяющее созерцать Сущее. Иного путипознания Бога не существует, только через Логос — Слово. УчениеФилона о прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Сущемкак первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу,о логосах, среди которых Сын Божий — высший Логос и другие логосы,названные ангелами,— послужило одной из идейных предпосылок дляхристианских представлений об иерархии духовных начал, оказало за-метное влияние на формирование христианства.

Нравственное учение христианства, в особенности о достижениидобродетели, близко к взглядам Луция Аннея Сенеки. Главным длявсякого человека Сенека считал достижение свободы духа посредствомосознания божественной необходимости. Если же свобода не будет вы-текать из божественной необходимости, она окажется рабством. Толькоповиновение судьбе порождает невозмутимость духа, совесть, нравст-венные нормы, общечеловеческие ценности. Утверждение общечело-веческих ценностей зависит не от государственных требований, авсецело от общительности. Под общительностью Сенека понимаетпризнание единства человеческой природы, взаимную любовь, всеоб-щее сострадание, заботу каждого человека о других, ему подобных,независимо от социального положения. Сенека в качестве нравствен-ного императива признал «золотое правило морали», которое звучалоследующим образом: «Обходись со стоящими ниже так, как ты хотелбы, чтобы с тобою обходились стоящие выше»1.

Близкая формулировка содержится в Евангелии от Матфея: «И такво всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайтеи вы с ними» (Мф. 7:12).

Христианству были созвучны установки Сенеки о скоротечности

и обманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях,самоограничение в пользовании материальными благами, недопущениеразгула страстей, гибельных для общества и человека, скромность иумеренность в повседневной жизни. Ему импонировали и сфор-мулированные Сенекой принципы индивидуальной этики. Личное спа-сение предполагает строгую оценку собственной жизни,самоусовершенствование, обретение божественного милосердия.

Усвоение христианством различных элементов восточных культов,эллинистической философии не обедняло, а обогащало новую религию.Именно поэтому она относительно быстро вошла в общий потоксредиземноморской культуры.

Споры о личности Сколько существует христианство, столькооснователя христианства продолжаются споры о личности его основа- теля. Рассказы об Иисусе Христе, описанные

в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также в посланияхи деяниях апостолов о Боге-сыне, явившемся в мир в образе совер-шенного человека, чтобы взять на себя грехи людей и спасти их длявечной жизни, вызывали немало сомнении. В конечном счете спорыоб Иисусе Христе привели к образованию двух основных школ —мифологической и исторической.

Представители мифологической школы считают, что наука не рас-полагает достоверными данными о Иисусе Христе как историческойличности. Евангельские рассказы о нем, написанные много лет спустяпосле описанных в них событий, не содержат реальной историческойосновы. Кроме того, исторические источники начала I в. ничего неговорят о столь неординарных событиях, как воскресение из мертвых,о чудесах, свершенных Христом, о его проповеднической деятельности.Одним из важных аргументов в пользу своей точки зрениямифологическая школа считала внепалестинское происхождениехристианства, а также наличие аналогий со сказаниями о рожда-ющихся, умирающих и воскресающих богах в других восточных куль-турах, наличие в Евангелиях большого числа противоречий,разночтений, неточностей.

Вторая — историческая — школа считает Иисуса Христа реальнойличностью, проповедником новой религии, который сформулировалряд принципиальных идей, заложивших основу христианского веро-учения. Реальность Иисуса подтверждается реальностью целого рядаевангельских персонажей, таких, как Иоанн Креститель, апостол Па-вел, и других непосредственно связанных с Христом евангельскойфабулой. В распоряжении науки сейчас имеется ряд источников, под-тверждающих выводы исторической школы. Так, в течение длитель-ного времени содержащийся в «Древностях» Иосифа Флавия (37 —после 100) фрагмент об Иисусе Христе считался позднейшей интер-поляцией. Однако найденный в 1971 г. в Египте арабский текст «Древ-

ностей», выполненный египетским епископом Агапием в X в., дает всеоснования полагать, что Флавием описан один из известных ему про-поведников по имени Иисус, хотя в описании Флавия и не говоритсяо совершаемых Христом чудесах и его воскресение описывается не какфакт, а как один из многочисленных рассказов на эту тему.

Представители и мифологической, и исторической школы внеслизначительный вклад в издание библейских текстов, а также другихисточников, относящихся к первым векам христианства. В последниегоды большинство религиоведов разделяют мнение представителейисторической школы.

Превращение христианства К середине I в. в христианстве отчетливо вы-в государственную религию явилось множество различных направлений,римской империи которые вели горячие споры друг с другом и с внешними идейными конкурентами. Ран-нехристианские общины не знали догматики и культа позднейшегохристианства. Общины не имели специальных мест для проведениябогослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общимдля всех общин и всех группировок, — это вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех лю-дей посредником между Богом и человеком.

По мере роста христианского космополитизма и формированияосновных догматических представлений усилился процесс отхода отиудаизма и разрыва с ним. К концу I — началу II в., в особенностипосле поражения еврейских восстаний против Рима и обособленияиудейства, этот разрыв, очевидно, оформился окончательно.

Появление клира относится ко II в. и связано с постепенным изме-нением социального состава раннехристианских общин. Если ранее ониобъединяли рабов и свободную бедноту, то во II в. в их составе ужеимеются ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римскаязнать. Состоятельная часть христиан постепенно сосредоточивает всвоих руках управление имуществом и руководство богослужебнойпрактикой. Должностные лица, вначале избираемые на определенныйсрок, а затем пожизненно, образуют клир. Священники, диаконы,епископы, митрополиты вытесняют харизматиков (пророков) и сосре-доточивают в своих руках всю полноту власти.

Изменение социального состава общин определило и эволюцию ихсоциальной направленности. Наблюдается все больший отход отпрежних демократических тенденций, все настойчивее становитсястремление к союзу с императорской властью.

Императорская власть, в свою очередь, ощущала острую необ-ходимость дополнить мировую империю мировой религией. Попыткипревратить в таковую одну из национальных религий, в частностиримскую, успеха не имели. Нужна была новая религия, понятная всемнародам империи. Былые гонения христианства римским государством

53ак.536 129

 

в начале IV в. сменились активной поддержкой новой религии. Им-ператор Константин (ок. 285 — 337) своим эдиктом от 324 г. положилначало превращению христианства в государственную религиюРимской империи. Через год, в 325 г., под его председательством соб-рался в г. Никее первый вселенский собор христианских церквей, сыг-равший важную роль в утверждении христианского вероучения.

Внугрицерковная борьба Ни один из христианских догматов не появ-за утверждение лялся сразу в законченном виде, а после тогохристианского вероучения как основный догматы были канонизированы,и культа дискуссии вокруг их содержания не прек-ратились.

Как до, так и после Никейского собора между различными груп-пами велись острые христологические споры. Борьба сконцентрирова-лась вокруг толкования трёх главных догматов: триединства бога,воплощения и искупления.

Никейский собор осудил учение александрийского пресвитера Ария(256 — 336), утверждавшего, что Бог Сын не единосущен Богу Отцу.Собор установил понимание догмата, в соответствии с которым Богопределяется как единство трех лиц (ипостасей), где сын, вечно рож-дающийся от отца, единосущен отцу, есть истинный Бог и самосто-ятельная личность.

На втором — Константинопольском (381)—вселенском соборебыли преданы проклятию не только ариане, но и другие многочислен-ные ереси: евномиане, духоборы, савелиане, фотиниане, ап-полинариане и др. Евномиане, например, отказывались считать ХристаБогом, они признавали его лишь высшим сотворенным существом.

В начале пятого столетия особенно острый спор разгорелся вокругдогмата боговоплощения. Часть духовенства, возглавляемая кон-стантинопольским патриархом Несторием (ум. ок. 450), отвергласложившиеся представления о рождении Христа от Богородицы.Женщина, утверждали несториане, родила человека, а не Бога. Итолько по наитию Святого Духа в него вселилось божество, и он сталорудием спасения. Обоснованию и защите догмата боговоплощения бы-ло уделено основное внимание на третьем — Ефесском (431) — все-ленском соборе, утвердившем шесть правил по защите этого догмата.

На четвертом — Халкидонском (451) — вселенском соборе главноевнимание было уделено обоснованию догмата искупления и боговоп-лощения. Возглавляемые константинопольским архимандритомЕвтихием (V в.) монофизиты (одноестественники) учили, что в Иисусечеловеческое естество поглощено божественным, и потому признавалив нем только одну божественную природу. Собор утвердил догмат воп-лощения, согласно которому Христос должен рассматриваться и какистинный Бог, и как истинный человек; вечно рождаясь от Бога Отцапо божеству, он родился от Девы Марии по человечеству, божество

 

и человечество соединились в нем как едином лице неслиянно инеизменно (против монофизитов), нераздельно и неразлучно (противнесториан). Одновременно императором Маркианом были изданы за-коны, жестоко карающие всех, кто отказывался признать этот догмат.

Только в середине VI столетия решился спор о том, как изображатьИисуса Христа; 82-е правило пятого — Константинопольского II(553)— вселенского собора обязывало изображать Сына Божьего в челове-ческом облике, а не в виде агнца. При этом требовалось, чтобы вновом изображении образ Христа подчеркивал перед взором верующихвсю высоту своего смирения, покорности, страдания и спасительнойжертвы.

Раздорами сопровождалось утверждение христианского культа. Впервых веках церковь в категорической форме запрещала какое быто ни было изображение святых. Церковный собор в Эльвире в началеIV в. установил правило, согласно которому на стенах не должно бытьникаких предметов почитания и поклонения. В конце IV в. один изцерковных писателей Евсевий (260-265 — 338-339) считал употреб-ление икон идолопоклонством. Против поклонения иконам в VII в.выступили несториане и монофизиты. Были даны правительственныераспоряжения, запрещавшие употребление икон. Этот спор разрешилсятолько на седьмом — Никейском II (787) — вселенском соборе. Собор ут-вердил правило, в соответствии с которым считалось необходимым изоб-ражение священных лиц и событий и поклонение им.

Еще более длительным был процесс формирования христианскихтаинств и непосредственно связанных с ними обрядов. В конце V в.сложилось таинство крещения, еще позже — евхаристии (прича-щения). Затем в течение нескольких веков христианство постепенновводило миропомазание, елеоосвящение, брак, покаяние и сопутству-ющую ему исповедь, священство.

Разделение Христианство не представляло собой единого

христианских церквей религиозного течения. Распространяясь по многочисленным провинциям Римской империи, оно приспосабливалось к условиям каждой страны, ксложившимся социальным отношениям и местным традициям.

Следствием децентрализации Римского государства было возникно-вение первых четырех автокефальных (самостоятельных) церквей:Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иеру-салимской. Вскоре от Антиохийской церкви отделилась Кипрская, азатем Грузинская православная церковь.

Но дело не ограничивалось только разделением христианских цер-квей. Отдельные из них отказывались признавать решения вселенскихсоборов, и утвержденную ими догматику. В середине V в. армянскоедуховенство не согласилось с осуждением монофизитов Халкидонскимсобором. Тем самым армянская церковь поставила себя в особое поло-

5* 131

жение, приняв догмат, противоречащий догматике ортодоксальногохристианства.

Одним из самых крупных разделений христианства было появлениедвух основных направлении — православия и католицизма. Этот рас-кол назревал в течение нескольких столетий. Он определялся особен-ностями развития феодальных отношений в восточных и западныхчастях Римской империи и конкурентной борьбой между ними.

Православие

В настоящее время православие представлено рядом автокефаль-ных (самостоятельных) церквей: Константинопольская, Алек-сандрийская, Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская,Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая),Польская, Румынская, Чехословацкая, Американская и др., имеютсяавтономные православные церкви.

Пределы самостоятельности автономных церквей определяютсясоглашением с той автокефальной церковью, которая предоставила ейавтономию. Главы автономных церквей избираются поместными со-борами с последующим утверждением их патриархом автокефальнойцеркви. Константинопольский патриарх считается вселенским, но емуне предоставлено право вмешиваться в деятельность других правос-лавных церквей.

В административном отношении автокефальные церкви подразде-ляются на экзархаты, епархии, викариатсгва, благочиния, приходы.Кроме того, у ряда автокефальных церквей имеются миссии, бла-гочиния, подворья при других православных церквах.

Для всех православных церквей общими являются вероучение,культ, каноническая деятельность.

Возникновение православия Изучая историю религии, мы не можем необратить внимания на тот факт, что образо-вание религиозных организаций тесно связано с социальными иполитическими структурами того региона, где они функционировали.Восточное христианство существовало в условиях сильной цент-рализации государственной власти в Византии, и церковь сразу жеоказалась придатком государства, а главой ее фактически являлсяимператор. Западное христианство постепенно превратилось ворганизацию, стремившуюся к господству во всех сферах общества,включая и сферу политики. На различиях восточного и западногохристианства сказались и особенности развития духовной культуры.Греческое христианство концентрировало свое внимание на онто-логических, философских проблемах, западное — на юридически-пра-вовых.

В начале V в. Римская империя распалась на Восточную и За-

 

падную. Восточная была сильным единым государством, Западная —раздробленным конгломератом княжеств, вскоре завоеванных герман-цами. В VI в. Константинополь освободил Рим от варваров; последнийпопал в зависимость от византийских императоров. Константино-польский патриарх стал даже именовать себя вселенским, т. е. главойи восточной, и западной церкви. Но римским папам удалось прев-ратить церковь в заметную экономическую силу (приобретениеСицилии, юга Италии), повысить ее политический престиж.

С середины VII в. Византия подверглась атакам АрабскогоХалифата. Халифат захватил Антиохию, Александрию, Иерусалим,Сирию, а славяне — Балканский полуостров. В этих условиях Италиястала освобождаться от зависимости Византии. Ослабляли Византиюполитические и идеологические противоречия. В VIII в. римскаяцерковь освобождается из-под опеки Византии, образуется Папскаяобласть. С этого периода власть пап возрастает.

Между Римом и Византией в IX в. возникли территориальныеспоры. И та и другая церковь претендовала на Сицилию, ЮжнуюИталию. Обострению отношений способствовало принятие христиан-ства Моравией. Моравия приняла христианство от Рима. Но затем,стремясь избавиться от папского диктата, пригласила в 863 г.духовную миссию из Константинополя — Кирилла и Мефодия.Болгары отказались принимать христианство от Рима, в 865 г. ихкрестили византийские священники. Все это обостряло соперничество.Конфликт между Римом и Константинополем разрастался, несмотряна то, что Византии угрожали сельджуки, а Риму — новая сила:норманны.

Константинопольским патриархом в середине XI в. был МихаилКерулларий (ум. 1058), до этого постриженный в монахи и сосланныйв провинцию за дворцовые интриги, но выдвинувшийся при новомимператоре Константине, который возвел его в патриархи, хотяКерулларий слабо разбирался в христианском вероучении. В 1053 г.в связи с увеличением числа богослужений по западному образцуКерулларий распорядился закрыть римские церкви и монастыри вКонстантинополе. Спор шел по вопросам опресноков, «филиокве»(лат. filioque — «и сына» — исхождение святого духа не только отБога Отца, но и от Бога Сына), безбрачия духовенства, поста всубботу и т. п. Римский папа Лев IX послал в Константинопольлегатов во главе с кардиналом Гумбертом. Ни Керулларий, ниГумберт не искали примирения. Керулларий объявил легатоверетиками. В свою очередь, легаты прокляли Константинопольскогопатриарха; 16 июля 1054 г. произошел окончательный разрывзападного, и восточного христианства.

Принятие христианства Образование самостоятельных православныхКиевской Русью церквей началось в первые века возникно- вения христианства. В III в. выделились Алек-сандрийская и Антиохийская церковь (Сирия, Ливан), затем

 

Иерусалимская. В V в. ведущее положение приобретает Константино-польская церковь. В конце III в. восточное христианство принялаАрмения, в IV в. — Грузия, в IX в. — Моравия и Болгария.

Проникновение православия в Киевскую Русь началось с серединыX в., но официально оно стало государственной религией в 988 г. Пра-вославие было такой религией, которая могла служить интересам ут-верждения феодализма. Киевская Русь имела более тесные торговыеи культурные связи с Византией, где господствовало православие,великокняжеской верхушке импонировало подчинение церкви свет-ской власти, возможность совершать богослужение на родном языке.

В середине X в. Киевская Русь была сильным феодальным госу-дарством с высоким уровнем развития ремесла и торговли, духовнойи материальной культуры. Упрочению новой общественной системы,а вместе с тем и централизованной великокняжеской власти не могспособствовать родоплеменной политеизм, он утратил способность бытьсоциальным интегратором и регулятором. Все древнеславянские богискроены по племенным масштабам. Поэтому боги одних племен неимели никакого значения для других племен. Нужна была объединя-ющая идея единого Бога. Русь нуждалась в религии с единым, лишен-ным этнических различий Богом, свободным от родоплеменныхтрадиций. Этим требованиям и соответствовал христианский Бог.

Необходимость новой религии диктовалась и рядом международныхпричин. Русь поддерживала постоянные контакты с Византией, За-падной Европой, где уже господствовало христианство. Для упроченияподобных контактов нужна была и общая идейная платформа: ведьрусичи считались «варварами». Введение новой религии соответство-вало потребностям общественного прогресса.

Немаловажной является роль Киевского князя Владимира I Свя-тославича (ум. 1015). Он был выдающимся реформатором: провеладминистративную, религиозную, фискальную, военную и другиереформы. При принятии христианства он проявил пониманиеисторической необходимости, волю для осуществления нелегкой за-дачи, твердость в преодолении сопротивления.

Почему было принято православие? В «Повести временных лет»имеется рассказ о «выборе веры». Представители различных религийпредлагали Владимиру свои вероучения: волжские болгары — ислам,хазары — иудаизм, папский легат — католицизм, греческий философ

— православие. Предпочтение было отдано православию, т. е.византийской разновидности христианства.

После принятия христианства, уже при сыне Владимира ЯрославеМудром (ок. 978 — 1054), в Киеве была создана митрополия во главес присланным греком митрополитом Леонтием. Ярослав заложил соборсв. Софии, Киево-Печерский монастырь (1051, с 1598—лавра). Рус-ская митрополия стала делиться на епархии во главе с епископами

— в основном греками. Церковь уже при Владимире стала получать

 

«десятину» и скоро превратилась в крупного феодала. Появились мо-настыри, выполнявшие колонизационные, оборонительные, культуро-генные и другие функции.

С XII в. церковь и князья начали борьбу за независимость отВизантии. В XV в. Византия была накануне утраты самостоятельности.В 1589 г. по инициативе царя Федора Иоанновича (1557 — 1598) былсобран поместный собор с участием восточных патриархов, на которомизбрали патриархом митрополита Иова (ум. 1607). С этого временицерковь стала обретать большую самостоятельность.

Внутрицерковная борьба Дальнейшее укрепление церковнойв XVII —хуш вв. организации было предпринято в XVII в. патриархом Никоном (1605 —1681). Исправ-ляя богослужебные книги и изменяя некоторые обряды (трехперстноекрестное знамение вместо двухперстного и др.), Никон преследовалцель доказать ортодоксальность русской православной церкви и ее не-оспоримое преимущество перед всеми остальными христианскими цер-квами. Царь Алексей Михайлович (1629 — 1676) поддержал реформыпатриарха, а поместные соборы 1655 и 1656 гг. одобрили их. Но цен-трализация церковного управления вызвала протест со сторонызначительной части бояр и купечества, низшего духовенства и кре-стьянства. Началось брожение внутри церкви, приведшее к расколу.

В основе внутрицерковного конфликта лежали общественныепротиворечия, которые в силу исторических условий того времени по-лучили религиозное выражение. Это придавало движению рас-кольников широкое общественное звучание, проявлявшееся, особеннона первых порах, как протест против существующего строя.

Выступая против нововведений Никона, старообрядцы прежде всегоотвергли положение об их соответствии древнему христианству. Ониназывали нововведения «дьявольским наваждением», царя —«антихристом», Никона — «собакой». Тем самым и церковная, и свет-ская власть объявлялись не божественным, а противозаконным уста-новлением. Именно поэтому церковь и государство совместнымиусилиями пытались подавить раскольническое движение. Против рас-кольников использовались средства власти: тюрьмы и ссылки, казнии гонения. Движение раскольников потрясло сами основы церковнойи государственной власти.

Попытка честолюбивого патриарха Никона утвердить приоритетдуховной власти над светской потерпела неудачу. Поместный соборв 1667 г. осудил Никона и лишил его сана. Признав независимостьпатриарха в решении духовных вопросов, собор тем не менее под-твердил необходимость подчинения церкви царской власти.

В результате раскола образовалось две группы старообрядцев:поповцы (имели священников) и беспоповцы (священников заменили

 

уставщики). В свою очередь, эти группы делились на множество толкови согласий2.

В середине XVIII в. социально-политические противоречия привелик образованию различных новых течений, среди которых наиболеемощными были «духовные христиане» — молокане и духоборы. Мо-локане единственным источником божественной истины считалиБиблию. Церковная иерархия, монашество, иконы, мощи, святые имиотвергались. Человек спасается только личной верой. Церковь ицаризм преследовали молокан, они выселялись на окраинные землиРоссии.

Другое направление духовных христиан, возникшее также в се-редине XVIII в. в среде государственных крестьян, — духоборы. Они,как и молокане, отвергали монастыри и монашество, почитание икони креста, официальные православные обряды и таинства. Порвав с пра-вославием, духоборы отказались брать в руки оружие, служить вармии. Они осуждали эксплуатацию человека человеком, выступалипротив имущественного неравенства, насилия. Основным вероисповед-ным документом духоборы считали не Библию, а «Книгу жизни»(«Книга жизни» — это собрание псалмов, сочиненных самими духо-борами). Бог в «Книге жизни» толкуется как «вечное добро», ИисусХристос — как человек с божественным разумом. Как и молокане, ду-хоборы ссылались на окраины России, преимущественно в Закавказье.

Несколько раньше — во второй половине XVII в. — среди оброчныхкрестьян возникло течение христоверов, учивших, что Христос можетвселиться в каждого верующего, отличавшихся крайним аскетизмоми мистицизмом. Они отрицали институт церкви, отказались от пра-вославной церковной обрядности. Главной формой богослуженийхристоверов стали так называемые «радения», имевшие цельюдостижение единства со святым духом. Обычно «радения» сопровож-дались плясками, песнопениями, пророчествами, экстазами. Отхристоверов отпочковалась небольшая группа наиболее фанатичныхверующих, которые в качестве главного средства нравственного совер-шенствования считали оскопление мужчин и женщин.

Церковная реформа Петр I (1672 — 1725) ликвидировал патриар-началаХVШв. шество, а в 1721 г. учредил Святейший правительствующий синод во главе с обер-прокурором, назначаемым императорским указом. Царь стал главойцеркви. Синод присягал ему на верность. Все вопросы церковной де-ятельности решались обер-прокурором. Церкви вменялось выполнятьряд государственных функций: руководство начальным образованием,запись актов гражданского состояния, наблюдение за политическойблагонадежностью подданных. Духовенство обязано было доносить озамеченных им действиях, «клонящихся ко вреду государства».

 

Православная церковь После падения самодержавия церковь

в новых предпринимает ряд мер по укреплению своей

общественно-исторических системы управления, С этой целью 15 августа

условиях 1917 г. собрался Поместный собор, который

восстановил патриаршество. 18 ноября 1917 г. патриархом был избран

московский митрополит Тихон (Белавин) ( 1865—1925).

В своих первых обращениях к духовенству и верующим Тихонпризывал к укреплению веры, усилению нравственного воздействияна общество, невмешательству в политические вопросы. Однако послеопубликования Советским правительством декретов и постановленийо конфискации синодальной типографии, о расторжении браков иособенно «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»Тихон обнародовал ряд документов, осуждающих правительственныеакты.

Особенно решительно Тихон выступил против декрета ВЦИК от23 февраля 1922 г. об изъятии церковных ценностей для нуждголодающих. В своем обращении к духовенству и верующим от 28февраля 1922 г. он призвал оказывать сопротивление декрету. В мае

1922 г. патриарх был привлечен к уголовной ответственности.

Разумеется, патриарху Тихону досталось нелегкое наследство. Оносознавал, что дальнейшая конфронтация с государством можетпривести к еще более тяжелым для церкви последствиям.

Часть православного духовенства, учитывая сложившуюся обста-новку, потребовала изменения курса церкви, лояльного отношенияк власти. Это внутрицерковное. движение, возглавляемоемитрополитом А.Введенским (1888 —1946), получило название«обновленчество». Обновленцы хотели приспособить политику церквик новым историческим условиям. В апреле — мае 1923 г. они созвали«собор» отколовшихся от остальной церкви групп «Живая церковь»,«Союз общин древлеапостольской церкви» и других, «лишили»патриарха Тихона сана и высказались в поддержку советской власти.

Руководство православной церкви приняло решение об изменениисвоей позиции по отношению к государству. Патриарх Тихон в июне

1923 г. обратился с заявлением к духовенству, в котором писал:«Не погрешая против нашей веры и Церкви, не допуская никакихуступок и компромиссов в области веры, в гражданском отношениимы должны быть искренними по отношению к Советской власти иработать на общее благо, осуждая всякую агитацию, явную илитайную, против нового государственного строя»3. В июле 1927 г.местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (1867 —1944) подписал декларацию, в которой призвал верующих идуховенство активно поддерживать советскую власть.

Особенности Православная церковь утверждает, что

православного вероучения христианство в отличие от всех остальных

и культа религий представляет собой божественное

откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно

 

опирается на совокупность догматов — неизменных истин, также явля-ющихся результатом божественного откровения. Основные из такихдогматов следующие: догмат троичности Бога, догмат боговоплощенияи догмат искупления. Суть тринитарного догмата такова. Бог — нетолько личное существо, но и духовная сущность, он выступает в трехлицах (ипостасях): Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Все три лицасоставляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности,равную в божественном достоинстве.

Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица. Он, по опре-делению «Православного катехизиса», «есть Дух Вечный, Всеблагой,Всеведущий, Всеправедный, Всемогущий, Вездесущий, Неизменяемый,Вседовольный, Всеблаженный»4.

Им из ничего созданы небо и земля, мир видимый и невидимый.Из земли Бог сотворил первого человека Адама, а из его ребра — пер-вую женщину Еву. Назначение человека в акте творения состоит втом, чтобы он познавал, любил и прославлял Бога и посредством этогообретал блаженство. Сотворив человека, Бог распространил на негосвой промысел. Это означает, что Творец сохраняет людей, направляетих на путь добра, пресекает зло, предотвращает нарушение долга.

Бог предопределил спасение людей через своего единородного сына,являющегося вторым лицом троицы, а в воплощении и вочеловечении— Иисуса Христа. Христос тоже истинный Бог. Он должен расс-матриваться как существующий «прежде всех век», т. е. христианинупредлагается верить, что Сын Божий так же вечен, как и его Отец.

Третьей ипостасью является Дух Святой. Он вместе с Отцом иСыном породил духовную жизнь человека, внушил людям страхбожий, даровал благочестие и вдохновение, способность познания имудрости. Дух Святой в соответствии с восьмым членом символа веры,утвержденным Константинопольским собором в 381 г., исходит от БогаОтца. Но он равен Отцу и Сыну, является также истинным Богом.Согласно библейскому рассказу, Дух Святой сошел на апостолов в видеогненных языков на пятидесятый день после Христова воскресения,может сообщаться верующим через усердную молитву и совершениетаинств.

Православное вероучение содержит также догматы о происхож-дении, назначении и конце мира, о человеке с его греховной природой,о божией благодати. Все эти догматы церковь объявляет безусловноистинными, авторитетными, непререкаемыми и неизменными. Они немогут развиваться или совершенствоваться и воспринимаются не столь-ко разумом, сколько верой, сердцем. Но разум способствует, помнению церкви, раскрытию и пониманию этих истин.

Краткое изложение, основных догматов христианства, сфор-мулированных на двух первых вселенских соборах, называется симво-лом веры. Каждый христианин обязан знать его наизусть. Толкованиесимвола веры составляет основу «Православного катехизиса».

 

Отличительной особенностью православия является то, что оно современи первых семи вселенских соборов не добавило ни одного дог-мата к своему вероучению, в отличие от католицизма, и не отказалосьни от одного из них, как это имело место в протестантизме. Именноэто православная церковь считает одной из главных своих заслуг,свидетельствующих о верности первоначальному христианству. Пра-вославие придает догматическое значение не только одному из важ-нейших таинств — крещению, но и всем другим (причащению,покаянию, священству, миропомазанию, браку, елеосвящению) и свя-занным с ними обрядами.

Обряды и символы составляют содержание всей богослужебнойпрактики или культа. Нужно выполнять ряд ритуалов: произноситьмолитвы, совершать крестное знамение, обнажение головы перед ико-ной, коленопреклонение, выслушивать поучения, участвовать в бого-служениях.

Одним из важнейших элементов православного культа являютсяпраздники. Помимо самого торжественного из них, посвященного во-скресению Иисуса Христа, — Пасхи — православная церковь торжест-венно отмечает двунадесятые и великие праздники, церковные июбилейные памятные даты. В числе двунадесятых праздников отме-чается Рождество Христово; Троица, или Пятидесятница, посвященановозаветному рассказу о сошествии на пятидесятый день после ПасхиСвятого Духа на апостолов; Сретение Господне, основным сюжетомкоторого стал евангельский рассказ о благословлении родившегосяИисуса в Иерусалимском храме как Бога; Крещение Господне (Бо-гоявление) — установлен в честь крещения в Иордане Иисуса ХристаИоанном Крестителем; Преображение Господне — посвящено еван-гельскому рассказу о преображении Христа на горе в присутствии егоучеников; Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение) — воснове которого лежит евангельский рассказ о посещении Христом иего учениками Иерусалимского храма, откуда он изгнал менял и тор-говцев; Вознесение Господне — отмечается как вознесение Христа нанебо на сороковой день после воскресения; Воздвижение Креста Гос-подня — посвящен найденному кресту, на котором был распят Христосна Голгофе; Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Прес-вятой Богородицы, Благовещение и Успение Божией Матери — четыредвунадесятых праздника, посвященных матери Иисуса Христа.

К числу великих праздников православная церковь относит Обре-зание Господне, Рождество Иоанна Крестителя, апостолов Петра иПавла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Божией Матери.

Активизация В настоящее время большинство церковныхцерковной деятельности иерархов и рядовых священнослужителейстоят на позициях нового осмысления совре-менных социльно-экономических и общественно-политических проб-

лем, возникающих в процессе развития и изменения нашего общества,ориентируют церковь на повышение нравственного потенциала чело-века. За последние годы заметно возросла активность церквей, духо-венства, околоцерковного актива в различных сферах общественнойжизни и культуры. Расширились международные связи, усилиласьпроповедническая, миссионерская, благотворительная деятельность,резко увеличилось число церквей и монастырей, духовных учебныхзаведений, воскресных школ, активизировалась издательская деятель-ность. В числе переданных церкви сооружений такие крупнейшиеархитектурные памятники, как Данилов монастырь, часть Киево-Пе-черской лавры, Оптина пустынь, часть Соловецкого комплекса,Толгский монастырь и т. д. Ведется строительство новых церквей, рес-таврируются прежде закрытые сооружения. Церковь возобновилапричисление к лику святых не только церковных, но и выдающихсягосударственных деятелей, знаменитых представителей культуры. Вчастности, канонизированы Дмитрий Донской, Андрей Рублев, МаксимГрек, митрополит Макарий, Паисий Величковский, Ксения Петербур-гская, Игнатий Брянчанинов, Амвросий Оптинский, Феофан За-творник, патриархи Иов и Тихон и др.

Большую поддержку оказывают церковным организациям государ-ственные органы, общественные организации. За последние годы цер-квам переданы из государственных музеев, в том числе из музеевКремля, священные реликвии. Возвращаются иконы высокой художе-ственной ценности, колокола, книги.

Религиозные центры активизируют свою деятельность по повы-шению профессионального уровня духовенства, качественному обнов-лению подготовки священников в. духовных учебных заведениях,строгой ориентации на рост моральных и духовных качеств. Принятновый Устав, начата работа по проведению богослужебной реформы.

Католицизм

Католицизм является самым крупным направлением в христиан-стве. Он преимущественно распространен в Западной, Юго-Западнойи Центральной Европе (Испания, Франция, Италия, Португалия, Гер-мания, Австрия, Бельгия, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия), вЛатинской Америке и США. Католицизм исповедует часть населенияприбалтийских государств (в Литве, на юго-востоке Латвии), а такжезападных областей Украины и Белоруссии.

Особенности Основой вероучения католицизма признаетсявероучения, культа Священное Писание и Священное Предание.и церковной организации Католическая церковь рассматривает в каче-стве канонических все книги, включенные в латинский перевод Библии(Вульгата). Правом толкования текстов Библии наделяется только ду-

ховенство. Священное предание образуют постановления 21 собора, атакже суждения римских пап по церковным и мирским проблемам.Следуя Никео-Царьградскому символу веры, другим решениям первыхсеми соборов, католическая церковь создает свое понимание ряда дог-матов. На Толедском соборе в 589 г. вносится добавление к символуверы об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и отБога Сына (лат. filioque — «и сына»).

В спасении людей, обремененных первородным грехом, католиче-ское вероучение особую роль отводит церкви. Она призвана помочьчеловеку возместить утраченную способность к достижению вечногоспасения. Эта миссия осуществляется с помощью сокровищницы сверх-должных дел, т. е. излишка добрых дел, совершенных ИисусомХристом, Богоматерью и святыми. Как наместник Христа на земле,папа распоряжается этой сокровищницей сверхдолжных дел, распре-деляя их среди тех, кто в них нуждается.

Католицизм признает семь таинств: причащение (евхаристия), кре-щение, покаяние, миропомазание, соборование, священство и брак.Таинство крещения проводится путем обливания водой, в то времякак в православии только погружением в воду. Таинство миропома-зания (конфирмация) совершается при достижении семи-восьмилет-него возраста.

Помимо общего для христианских течений признания существо-вания рая и ада, католическая церковь сформулировала учение очистилище — промежуточном месте, где очищаются души грешников,проходя через суровые испытания. Догмат о чистилище был принятФлорентийским собором в 1439 г. и подтвержден в 1562 г. Тридентскимсобором.

Для католицизма характерно возвышенное почитание Богородицы— Девы Марии. В 1854 г. был принят догмат о непорочном зачатииДевы Марии, а в 1950 г. — догмат о телесном вознесении Богоматери,в соответствии с которым Пресвятая Богородица Приснодева была взя-та на небо «с душой и телом для славы небесной». В 1954 г. был ус-тановлен специальный праздник, посвященный "королеве небес".

В католицизме сохраняется культ ангелов, святых, икон, реликвий,проводится канонизация (причисление, к лику святых) и беатификация(возведение в ранг блаженных). Центром культовых и обрядовых риту-алов является храм, украшаемый живописными и скульптурнымипроизведениями на религиозные темы.

Главой католической церкви, наместником Иисуса Христа, верхов-ным правителем государства Ватикан является папа римский. Особыйстатус римских пап обосновывается наследованием ими власти, пере-данной Иисусом Христом апостолу Петру, по церковной традициибывшим первым епископом Рима. Папа избирается пожизненно соб-ранием (конклавом) кардиналов. Согласно догмату католическойцеркви, принятому I Ватиканским собором в 1870 г., папа считается

непогрешимым в вопросах веры и нравственности. В 1978 г. папойизбран польский кардинал Кароль Войтыла, принявший имя ИоаннПавел II. Международный центр римско-католической церкви ирезиденция папы находится в Ватикане. Государство Ватикан (пло-щадь 44 га, около 1 тыс. подданных) имеет свой герб, флаг, гимн,гвардию, поддерживает дипломатические отношения с более чем 100государствами мира.

Через посредство римской курии — центрального админи-стративного аппарата — папа руководит церковными и мирскимиорганизациями, действующими в большинстве стран мира. Согласнореформе, проведенной в соответствии с апостольской конституцией«Pastor bonus» («Добрый пастырь»; 1988), римская курия включаетгосударственный секретариат, 9 конгрегации (курирующих различныенаправления деятельности церкви), 12 советов, 3 трибунала и 3 кан-целярии. По решению II Ватиканского собора при папе действует ссовещательным голосом церковный синод, созываемый один раз в тригода. В его состав входят патриархи и митрополиты восточных ка-толических церквей, представители национальных епископских кон-ференций, монашеских орденов, лица, персонально назначаемыепапой.

В католической церкви насчитывается свыше 400 тыс. свя-щенников. К числу особых обязанностей католического духовенстваотносится соблюдение безбрачия (целибат).

Важные позиции в католической церкви принадлежат монашеству,организованному в конгрегации и братства. В настоящее времянасчитывается около 140 монашеских орденов, деятельностью которыхруководит ватиканская конгрегация по делам освященной жизни и.обществ апостольской жизни. Монашеские объединенияспециализируются на миссионерской деятельности и благотворитель-ности. Наиболее влиятельными монашескими орденами являютсяорден доминиканцев, францисканцев и особенно орден иезуитов. Со-здаются также особые объединения священников и мирян. К самомумногочисленному и могущественному из них принадлежит «Opus Dei»(«Божье дело»), насчитывающее 72 тыс. членов в 87 странах мира.Его последователи преподают в 475 университетах мира, занимаютключевые посты в правительственных учреждениях и средствах инфор-мации.

Попытки активного приспособления вероучительного комплекса,культа, церковных структур к современному миру нашли свое выра-жение в обновленческом движении (аджорнаменто). Эти проблемыобсуждались на II Ватиканском соборе, сессии которого проходили с1962 по 1965 год. После долгих дискуссий на нем были приняты 16документов по различным теологическим и социальным вопросам. Со-борная конституция по литургии включает многие положения, направ-ленные на упрощение обрядов и богослужения, приспособление их к

конкретным условиям. Допускается сочетание латинского богослу-жения с местными обычаями, особенно в азиатских и африканскихстранах. При отправлении обрядов используются местные разговорныеязыки, национальная музыка. Указывается на необходимость соче-тания священной традиции и современных форм культуры, исполь-зование хорового пения, полифонической музыки, народных мелодий.

Иоанн Павел II провозгласил укрепление авторитета католическоговероучения и культа одной из главных задач своего понтификата. Рядего энциклик посвящен актуализации в современном мире трех ипос-тасей Бога. Так, образ Бога Сына — основная тема энциклики«Redemtor hominis» («Искупитель человека»). В ней Иисус Христосизображается центром Космоса и истории, эталоном человека.Энциклика «Dives in misericordia» («Богатей в милосердии») посвя-щена в основном первому лицу Святой Троицы — Богу Отцу, сущ-ность которого раскрывается через милосердие и спасение, черезрелигиозную веру, даруемые человеку. Третьей ипостаси — СвятомуДуху — отводится особая роль в энциклике «Dominion et vivificantem»(«Господь и животворящий»). В ней утверждается, что при всехдостижениях человеческой цивилизации, развитии науки и техникимир оказался на грани катастрофы. Спастись от нее поможет СвятойДух, обращение к которому трактуется как поиск высшей духовности.

Духовенство, руководители орденов и светских католическихорганизаций ищут новые формы пробуждения интереса к религии всехслоев населения, особенно молодежи. Расширяется сеть духовных цен-тров, действующих главным образом при учебных заведениях, мона-стырях. Наряду с проповедями и молебнами в таких центрахпроводятся дискуссии по проблемам «отцов и детей», секса, выступаютцерковные ансамбли.

Разрабатываются методики религиозного воспитания, учитыва-ющие возрастные особенности различных груш молодежи. Большиенадежды церковь связывает с обновлением катехизисов — книг, содер-жащих (в форме вопросов и ответов) изложение основных положенийхристианской веры и морали. К составлению катехизисов привлека-ются авторитетные педагоги, психологи, лингвисты. В настоящее времяв различных странах мира преподаванием катехизисов (катехизацией)заняты свыше 300 тыс. человек. В последние годы среди катехизаторовувеличилась доля церковных активистов-мирян, действующих в тес-ном контакте с приходскими священниками.

Наряду с вариантами обновления вероучения, культа,организационных структур церкви, принятыми официальным ка-

*Энциклика — послание папы римского, обращенное ко всем католикам ипосвященное вопросам веры, социально-политическим проблемам. Получает название попервым словам текста.

голицизмом, широкое распространение получили радикальные мо-дернистские течения. Их представители выступают за более тесныйдиалог церкви и мира, которьй, по их мнению, может оказаться про-дуктивным при условии глубокого преобразования организационныхоснов католицизма. С такой программой обновления выступает швей-царский теолог Г. Кюнг (р. 1928). Путь преодоления кризиса Г. Кюнгвидит в выработке нового понимания церкви (как народа божьего) ицерковного управления (как служения этому народу). Церковь —этоне учреждение, а община верующих, братьев и сестер, живущих вдухе истинной религии. Г. Кюнг считает, что в отличие от иудаизмаи языческих культов христианин не нуждается в священнике как пос-реднике входа в «святая святых, к самому Богу». Никакая церковьне имеет права подавлять свободу верующих, подменять благость Богагосподством человека над человеком. Г, Кюнг предлагает новоепонимание Бога, созвучное уровню миропонимания, достигнутого сов-ременным естествознанием и философией. Эта модель богопознанияпозволит избавить теологию от догматизма и традиционализма, будетспособствовать сближению истин веры и науки. Выдвигаемые Г. Кюн-гом идеи радикального обновления вероучения и культовой практикибыли осуждены Ватиканом как несовместимые с основами католиче-ской догматики. Решением ватиканской конгрегации по вопросам верыон был отстранен от преподавания на факультете теологии Тюбинген-ского университета (Германия).

В октябре 1966 г. после пятилетней предварительной работы, в Гол-ландии был опубликован почти 600-страничный новый катехизис«Доктрина веры для взрослых». В голландском катехизисе отбрасы-вается традиционная схема вопросов и ответов, а также сам принципзаучивания. Авторы катехизиса представили многие католические дог-маты, трактуемме до сих пор как незыблемые, в виде нерешенных,дискуссионных проблем. Например, церковное учение о дьяволе и ан-гелах интерпретируется таким образом, что у читателя возникает сом-нение в их существовании. Как дискуссионные проблемы трактуютсятакже догмат о первородном грехе, идея пресуществления иприсутствия Христа в евхаристии и т. д. Картину библейского рая за-менил в катехизисе выдержанный в научно-популярном тоне очеркрелигиозных и атеистических культур от древности до наших дней.Представлена краткая характеристика индуизма, буддизма, ислама,марксизма. Отправной точкой в объяснении происхождения человекаберется не традиционный католический моногенизм, гласящий, что вселюди ведут свое начало от одной пары людей — Адама и Евы, а теорияэволюции. Несмотря на кампанию, предпринятую традиционалистамипротив авторов голландского катехизиса, новые катехизисы сталипоявляться и в других странах.

Вместе с тем в католицизме сохраняют влияние консервативно на-строенные теологии и духовенство, выступающие против каких-либо

нововведений, осуждающие демократизацию культа, обновлениесоциального учения. Во Франции противники обновленческих процес-сов группируются вокруг архиепископа М. Лефевра (р. 1905). В своихпроповедях он расценивает любые отступления от традиции как свя-тотатство, гибельное для народа. Сторонники французскогоархиепископа требуют отмены решений II Ватиканского собора о про-ведении богослужений на национальных языках. Особенно резко ониосуждают диалог с другими религиями, который будто бы приводитк капитуляции католиков перед еретиками.

Социальная доктрина Социальное учение римско-католической

католической церкви церкви представляет собой совокупность общественно-политических, экономических и

этических концепций. В современном виде социальное учение ка-толицизма стало формироваться в конце XIX в., и процесс этот про-должается. Специфической особенностью церковной социальнойдоктрины является не только ее философское, социологическое иэтическое обоснование, но и обязательная теологическая аргумен-тация, ссылки на библейские тексты.

Проблемы обновления социальной доктрины церкви были наиболееострой темой дискуссий на II Ватиканском соборе. Результатом этихдискуссий явилась пастырская конституция «Gaudium et spes» («Ра-дость и надежда»). Существенной установкой данного документа сталозаявление о том, что церковь не связывает себя «с какой-либо формойчеловеческой структуры или политической, экономической, социаль-ной системой». Впоследствии эта установка была подтверждена вэнцикликах Павла VI (1897 — 1978) и Иоанна Павла II.

Существенное место в социальной доктрине католицизма занимаетописание кризисного состояния современной цивилизации,базирующейся на светской гуманистической, а не христианской куль-туре. Пессимистическое видение мира лежит в основе большинстваэнциклик Иоанна Павла II, посвященных социально-политическойпроблематике. Источник всеобщего и всеохватывающего кризиса ус-матривается прежде всего в ложном понимании сущности человека,в отрыве его бытия от Бога. Отсюда делается вывод о невозможностипостроения «нового мира» без Бога или против Бога, поскольку этотмир в конце концов обратится против человека. Все великие идеологиинового времени, как светские формы науки и заменители религии, су-мели изжить себя. Оказавшись в духовном вакууме, род человеческийстоит перед угрозой гибели.

В социальной доктрине католицизма обличаются многочисленныепроявления кризиса цивилизации. Говорится о потребительском ха-рактере ее ценностных ориентации, распространении эгоизма, равно-душия к страданию и горю других людей. Осуждаются такие явления,как угроза существованию окружающей среды, возрастание опасности

самоуничтожения человечества. Выход из кризисного состояниявидится в возвращении к христианским ценностям, цивилизациилюбви. Только религиозная вера, надежда на помощь Бога способнывосстановить подлинное достоинство человеческой личности, найтипути устранения в мире зла и несправедливостей.

Отказываясь от установления своей монополии на решение «зем-ных дел», церковь подчеркивает сугубо религиозную природу своеймиссии. Она стремится к евангелизации мира, не вмешиваясь всоциально-политические и экономические дела государств. В современ-ном социальном учении католицизма церковь предстает как некая над-структурная общность, призванная при помощи веры врачевать ранысовременных людей.

Обновление социального учения католицизма нашло свое выра-жение в появлении так называемых «социальных теологии», в час-тности «теологии земных реальностей». В рамках «теологии земныхреальностей» оформились отдельные теологические дисциплины. Вотличие от традиционной теологии они концентрируют свое вниманиене на Боге, а на «божьих вещах», основной своей целью объявляютвыделение религиозных аспектов во всех явлениях видимого мира. Врамках «теологии земных реальностей» выделены такие дисциплины,как «теология промышленного предприятия» и «теология свободноговремени». Первая из них рассматривает экономическую деятельностьчеловека в связи с творчеством Бога; вторая пытается установитьрелигиозное содержание непроизводственной сферы деятельности че-ловека. Результатом дальнейшей дифференциации стало появление в60 — 80-х годах таких дисциплин, как «теология труда», «теологиякультуры», «теология мира», «теология политики», «теология и этикахозяйственной жизни», «теология освобождения». Отношение к нимримской курии весьма неоднозначно. Такие дисциплины, как «тео-логия освобождения», особенно в ее радикальном латиноамериканскомварианте, резко осуждаются Ватиканом, другие — прежде всего «те-ология труда» и «теология мира» — получают его признание иразвитие в папских энцикликах.

Особенно пристальное внимание уделяется проблемам труда.Признается социальный характер труда, в процессе которого человеквыражает себя и получает удовлетворение потребностей жизни и под-держивает ее. Вместе с тем в социальном учении католицизма пре-обладают религиозно-этические оценки трудовой деятельности каксоучастия личности в божественном деле сотворения мира.

Воззрения церкви на социально-экономические проблемы состав-ляют содержание энциклики Иоанна Павла II «Laborem exercens»(«Трудом своим», 1981). По мнению папы, труд и капитал — две не-обходимые стороны экономики и их никоим образом невозможнопротивопоставлять друг другу. Противоречия между трудом и капита-лом не находят своего источника ни в структуре производственного

 

процесса, ни в структуре экономики вообще, эти противоречия вы-растают лишь в человеческой мысли.

Отмечая преимущества частной собственности перед коллективной,социальной учение католицизма в то же время признает неспособностьрыночной экономики удовлетворить все потребности людей. Такогорода признания содержатся в экциклике Иоанна Павла II «Centesimusannus» («Сто лет», 1991). По словам папы, хотя эксплуатация в за-падном обществе перестала существовать в той форме, которуюанализировал К. Маркс, однако отчуждения, порождаемые рыночнойэкономикой, не преодолены и существуют в различных формах. Преж-де всего это проявляется в труде, когда игнорируются духовные пот-ребности и ценится лишь сам процесс производства, игнорируетсяличность труженика. В связи с этим социальное учение церкви раз-граничивает «цивилизованный» и «дикий» капитализм5. Первый из нихполучает одобрение церкви. Отвергая нравственно-религиозный кон-троль, «дикий» капитализм сводит труд человека и самого человекак простому товару. Поэтому церковь признает справедливой борьбупротив такой экономической системы, хотя и с существенной оговор-кой: выступления против «дикого» капитализма не должны сопровож-даться противопоставлением ему в качестве модели выживаниясоциалистической системы, которая, в сущности, является государст-венным капитализмом. Причина всех заблуждений социализмавидится прежде всего в ложности его исходных антропологическихпосылок, включающих атеистическую направленность:социалистические учения рассматривают индивидуума всего лишь какмолекулу социального организма, как совокупность общественныхотношений. Отрицание трансцендентной природы человека лишаетиндивидуума его корней, осознания своего величия, превосходстваперед миром вещей.

Католическая церковь оказывает существенное влияние наполитическую жизнь многих стран мира. Католицизм располагаетшироко разветвленной системой самых различных институтов:политических партий, профсоюзов, молодежных, женскихорганизаций. Для проведения в жизнь социального ученияактивизируется деятельность мирян (светского апостолата). Ставитсязадача превращения каждого верующего в активного проводника идейхристианства в политике, экономике, профессиональной деятельности.

Протестантизм

Возникновение Протестантизм возник в результате Рефор-мации (лат. reformatio — преобразование,

исправление) — движения в ряде европейских стран, направленного напреобразование церкви в духе евангельских идеалов и на устранение

всего того, что в средневековом католицизме реформаторам представ-лялось отходом от этих идеалов. В Англии XIV — XV вв. «лолларды»— «бедные священники» — проповедовали учение профессора Оксфор-дского университета Джона Виклифа (1320 — 1384), который требовалподчинения английской церкви в гражданских делах королю. Виклифвыступал против поборов римских пап с Англии, отвергал материаль-ный характер «пресуществления», усомнился в праве иерархии отпу-скать грехи и выдавать индульгенции, настаивал на приоритетеСвященного Писания над церковным преданием. Идеи Виклифа ока-зали влияние на взгляды профессора Пражского университета Яна Гу-са (1369—1415), проповедовавшего отказ церкви от богатств и отпродажи индульгенций. Сожжение Гуса на костре 6 июля 1415 г. поприговору Констанцского собора вызвало возмущение в Чехии.Приоритет Священного Писания над преданием и требование прича-щения, мирян не только хлебом, но и вином стали идейными основамимощного национального движения гуситов. Пять крестовых походов,которые велись против них с 1420 по 1431 г., потерпели поражение.Поэтому Базельский собор заключил 30 ноября 1433 г. соглашениес умеренными гуситами и разрешил мирянам в Чехии причащениепод обоими видами.

В гуситском движении появилось существенное для дальнейшегоразвития Реформации противоречие, отражавшее неоднородностьсоциальной базы этого движения. Дворянство и зажиточные горожанестремились к секуляризации церковных владений. Требование де-ржаться Священного Писания они истолковывали в духе сохранениявсего того в догматике, обрядности и жизни, что прямо не противо-речило Библии. Эта умеренная реформаторская группировка получиланазвание «чашники» («калликстинцы»). Сторонники радикальнойгруппировки, социальной базой которой были крестьянство и городскаябеднота, требовали безусловного следования Священному Писанию иотмены всего, что не подтверждалось его текстом. Они именовались«таборитами» — по названию города Табор, основанного ими на холме,на котором проводились проповеди и который получил название Та-борской («Фаворской») горы. Табориты отвергли догматы о пресуще-ствлении, чистилище, учение о заступничестве святых, устранилипочитание икон и мощей, роскошь в богослужении, выдвинули тре-бование веротерпимости. Поражение таборитов в 1434 г. в битвепротив объединенных сил католического дворянства и чашников, отме-на папой Пием II в 1462 г. соглашения с гуситами не остановилидвижения крестьян и горожан за преобразование церкви, котороедостигло кульминации в эпоху Реформации XVI — XVII вв.

Торговля индульгенциями послужила поводом к выступлению не-мецкого богослова М.Лютера (1483— 1546), профессора Виттенбер-гского университета; 31 октября 1517 г. он прибил на двери церквив Виттенберге 95 тезисов об отпущении грехов. В них Лютер выдвинул

 

принцип внутреннего раскаяния, которым должна стать вся жизньхристианина, и критиковал учение об индульгенциях, о чистилище,о молитве за умерших и спасении заслугами святых. В последующемМ. Лютер отверг папскую власть, особую благодать священства и егопосредничество в спасении, выдвинул требование упростить обряд-ность, подчинить церковь государям.

Все это отвечало интересам бюргерства и части дворянства, сос-тавивших под водительством М. Лютера и его сподвижника Ф. Малан-хтона (1497 — 1560) умеренное направление немецкой Реформации.В реформаторское движение в Германии включились и крестьянско-плебейские слои, возглавленные Т. Мюнцером (1490—1525).Воспринятое анабаптистами (от греч. anabaptizo — вновь погружаю),требовавшими вторичного крещения взрослых по вере, выступавшимиза свободную церковь, учение Мюнцера о «Царстве Божием на земле»было мечтой об обществе без частной собственности. Центрами Ре-формации в Швейцарии стали города Цюрих и Женева, где У,Цвингли (1484 — 1531) и Ж. Кальвином (1509 — 1564) было осуще-ствлено радикальное преобразование церковного устройства. В рефор-ме были заинтересованы и некоторые государи, недовольныесосредоточением в церкви земельных владений и богатств, выплатойкрупных денежных средств римским папам и их вмешательством вполитику. Группа немецких князей провела в своих владениях еван-гелические реформы. В 1529 г. они заявили «протест» против отменыШпейерским рейхстагом права решать вопрос о религии подданных,которого они добились в 1526 г. С этим событием связано происхож-дение термина «протестантизм», который стали употреблять для обоз-начения совокупности вероисповеданий христианства, генетическисвязанных с Реформацией.

Особенности вероучения, Реформаторы настаивали на личном отно-организации и культа шении человека и Бога. Они боролись за пра- во каждого христианина свободно читать

Библию. В протестантизме Библия объявлена единственнымисточником вероучения, а предание отвергается либо используется втой мере, в какой признается соответствующим Писанию. Согласноосновоположникам протестантизма, первородный грех не только пов-редил природу человека, как учат православие и католицизм, но ицеликом извратил ее. .Человек в грехопадении утратил саму способ-ность совершать добро. В силу этого человек не может спастись своимизаслугами. Спасение может прийти только как результат божествен-ного вмешательства, «даром данной благодати». Важнейшим догматомбольшинства конфессий протестантизма является учение об оправ-дании одной верой в искупительную жертву Христа. Иные способыдобиться спасения (обряды, аскеза, богоугодные дела и т. п.) считаются

 

несущественными. Что касается добрых дел, то они являются плодомлюбви к Богу, проистекающей из веры в евангелие Христа.

В организационной структуре протестантских церквей выразилосьвлияние новой общественной и культурной ситуации, новых духовныхзапросов личности, освобождающейся от сословно-корпоративных пут.Всех протес







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.