Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава XIIIПРАВОСЛАВНАЯ ФИЛОСОФИЯ



Православная философия впервые получила широкое развитие вВизантии в связи с борьбой за утверждение восточной разновидностихристианства и обоснование основных принципов вероучения.

 

Опираясь на патристику, платоновско-аристотелевскую традицию имистику ареопагитиков, ее видные представители Иоанн Дамаскин(675 — 753), патриарх Фотий (ок. 820 — ок. 891) предприняли попыт-ку раскрыть весь комплекс христианских представлений в соответствиис требованиями аристотелевской логики с целью обосновать истинностьи непреходящую ценность христианского вероучения. В обширнойработе «Источник знания» Иоанн Дамаскин использовал совокупностьзнаний своего времени. Считая источником всякого знания откровение,он одновременно разработал сложную систему доказательствистинности христологических догматов. Задачей философии, с еготочки зрения, является приобщение человека к мудрости, котораяпредставляет один из важнейших атрибутов Бога. Философия помогаетпознать духовный и материальный мир, уяснить роль и значение нрав-ственных норм, христианских принципов семейной и общественнойжизни. Иоанн Дамаскин сформулировал основополагающие установкисхоластики, в том числе и представление о науке как служанке бо-гословия. В его сочинениях мистика переплетается срационалистическими посылками.

В последующие века в византийской философии усиливаютсямистические и иррациональные тенденции. В произведениях ГригорияПаламы (1296 — 1359), Григория Синаита (60-е гг. XIII в. — 40-е гг.XIV в.), Николая Квасилы (ок. 1320— 1371), названных исихастами(греч. hecycha — покой, молчание, отрешенность), единственным сред-ством познания божественной истины признается молитвенное созер-цание, аскетический подвиг, мистическое озарение.

Православная философия Византии оказала огромное влияние навсе православные церкви, в том числе и на русскую. На славянскийязык были переведены основные сочинения исихастов. Особеннопривлекательным оказалось учение Григория Паламы (1296 — 1359)о двух модусах Бога. Бог как сущность абсолютно непознаваем. Онне может быть определен через атрибуты «бытия», «сущности»,«природы», поскольку представляет собой сверхсущность. Но Бог про-являет себя в энергиях, которые доступны человеческому познаниючерез созерцание. Любая интеллектуальная философия бессильна враскрытии трансцендентности Бога и восприятия воплотившегосяСлова.

Особенно популярными в XIV — XVI вв. на Руси были произве-дения каппадокийцев — Василия Великого (ок. 330 — 379), его братаГригория Нисского (ок. 335 — ок. 394) и его друга Григория Назиан-ского (ок. 330 — ок. 390) и исихастов. Однако это не означает, чторелигиозно-философские воззрения были однородными. Крайнемумистико-созерцательному направлению, разделяемому Сергием Радо-нежским (1314— 1396), Нилом Сорским (ок. 1433 — 1508), противо-стояло рационально-схоластическое в лице Иосифа Волоцкого (ок.1439— 1515), Зиновия Отенского ( ? — ок. 1568). Хотя рациональ-

но-схоластическая тенденция не приобрела в русском православии за-метного влияния, тем не менее она не прошла бесследно и в различныхформах на непродолжительное время выступала на передний план.

В дальнейшем исихазм прочно вошел во все системы русской пра-вославной философии. Переориентация в конце XVII в. на западно-европейскую схоластику, на «христианский аристотелизм» иметафизический телеологизм X. Вольфа (1679 — 1754) не была ни дол-говременной, ни устойчивой. Вольфианский догматическийрационализм, центрами распространения которого были Киево-Могилянская и Московская Славяно-греко-латинская духовные ака-демии, теряет в середине XVIII в. свою популярность, и в церковнойориентации господствующее положение вновь приобретаетвизантийский мистицизм.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.