Потоки как объекты управления в логистике
Объектом исследования логистики как науки и объектом управления логистики как сферы предпринимательства является система материальных, информационных, финансовых и других потоков [17] (рис.1.1). Принципиальное отличие логистического подхода от предшествующего ему управления движением материальных ресурсов состоит в том, что теперь объектом управления стал поток — множество объектов, воспринимаемое как единое целое. Поток – представляет собой совокупность объектов, воспринимаемых как единое целое, существующее как процесс на некотором временном интервале и измеряемое в абсолютных единицах за определенный период. Основными параметрами, характеризующими поток, являются: число объектов, которые имеются в наличии в конкретный момент времени; начальный и конечный пункты; траектория движения, длина пути; скорость и время движения; промежуточные пункты и интенсивность.
Рис.1.1. Объекты исследования и управления в логистике
Потоки можно классифицировать по следующим признакам: 1. по отношению к системе: внутренние и внешние; входящие и выходящие. 2. по непрерывности: непрерывные; дискретные. 3. по степени регулярности: детерминированные; стохастические. 4. по степени стабильности: стабильные; нестабильные. 5. по изменчивости: стационарные; нестационарные. 6. по степени периодичности: периодические; непериодические. 7. по соответствию заданному ритму: ритмичные; неритмичные. 8. по степени сложности: простые (дифференцируемые); сложные (интегрируемые). 9. по степени направленности: управляемые; неуправляемые. По характеру образующих объектов могут быть выделены следующие виды потоков: · материальный; · финансовый; · информационный; · транспортно-энергетический; · людской; · поток сервиса и др. Для экономической сферы важны первые три вида, поскольку они выражают наибольший интерес с точки зрения эффективности управления. Материальный поток – это имеющая вещественную форму продукция, находящаяся в состоянии движения, рассматриваемая в процессе приложения к ней логистических операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас. Размерность материального потока определяется отношением количества (штуки, тонны) ко времени (сутки, месяц, год и т.д.). Материальный поток характеризуется определенными параметрами: - номенклатурой, ассортиментом и количеством товара; - габаритами (объем, площадь); - весом (массой), физико-химическим составом; - упаковкой, тарой; - транспортными и страховыми признаками. Приведем специфическую классификацию материальных потоков: - по номенклатуре: однопродуктовые (однотипные) и многопродуктовые (смешанные). Под номенклатурой понимают систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении для учета и планирования; - по ассортименту: односложные и многосложные. Ассортимент продукции – это состав и соотношение продукции определенного вида или наименования; - по количественному признаку: массовые; крупные; средние; мелкие; - по удельному весу: тяжеловесные (масса одного места превышает 1 тонну); маловесные (объемные грузы с размещением свыше 2м3); - по степени совместимости (при рассмотрении продовольственной группы товаров): совместимые и несовместимые; - по физико-химическим свойствам: насыпные, наволочные, тарно-штучные, наливные. Информационный поток – это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистическими системами и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток характеризуется источником возникновения, направлением, периодичностью, объемом, качеством, скоростью передачи и т.д. Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени. Каждому материальному потоку соответствует информационный поток, причем он может опережать материальный, следовать одновременно с ним или опаздывать, то есть следовать после него. При этом он может быть направленный в одну сторону с материальным, либо в противоположную, в зависимости от системы и способа движения материального потока. Информационный поток встречного направления, как правило, состоит из заказа; в прямом (попутном) направлении содержит информацию о прибытии груза; одновременно с материальным потоком поступает информация о количестве и качестве параметров ресурсов (грузов, полуфабрикатов); вслед за материальным потоком и во встречном направлении может проходить информация о приемке грузов по количеству и качеству, а также о сервисе и претензиях. Информационные потоки являются теми связями, которые объединяют функциональные системы и подсистемы. Основной целью финансового обслуживания материальных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимом объеме, в нужное время (сроки), с использованием эффективных (надежных источников). В условиях рыночной экономики, повышение эффективности движения товарных потоков достигается за счет улучшения их финансового обслуживания. Финансовый поток – это направленное движение средств, циркулирующих в логистической системе, а также между системой и внешней средой, необходимых для обеспечения движения определенного материального потока. Приведем специфическую классификацию финансовых потоков: - по отношению к логистической системе: внешние, существующие за границами рассматриваемой системы; внутренние, существующие и взаимодействующие за счет выполнения ряда логистических операций с соответственными материальными потоками; - по направлению движения: входящие; выходящие; - по предназначению: закупочные; инвестиционные; производственные; сбытовые; - по отношению к источникам: собственные; заемные. - в зависимости от форм расчетов: денежные; информационно-финансовые (безналичные); учетно-финансовые (возникают при производстве товаров или оказании услуг). Помимо материального, информационного и финансового вида потоков выделяют также поток услуг,представляющий собойколичество услуг, оказываемых за определенный временной интервал. Под услугой понимается особый вид деятельности, удовлетворяющей общественные и личные потребности (транспортные услуги, оптово-розничные, консультационные, информационные и т.п.). Необходимость введения понятия потока услуг обусловлена возрастающей важностью и развитием индустрии сервиса и концентрацией в ней все большего количества компаний и населения.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|