Здавалка
Главная | Обратная связь

Правовой статус народных заседателей



Правовое положение народных заседателей в Республике Беларусь определяется главой 15 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

В соответствии со ст. 1 Кодекса, народный заседатель – лицо, привлекаемое в установленных законодательными актами порядке и случаях для участия в деятельности суда по осуществлению правосудия.

Согласно ст. 133 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, «граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в деятельности суда по осуществлению правосудия в качестве народных заседателей в порядке и случаях, предусмотренных… законодательными актами Республики Беларусь». В частности, подобный случай предусмотрен ст. 32 УПК, указывающей, что коллегиальное рассмотрение уголовных дел осуществляется судом в составе судьи и двух народных заседателей.

Участие народных заседателей в осуществлении правосудия – это форма привлечения общественности к участию в деятельности суда. Поскольку судебная власть – одна из ветвей государственной власти, наличие подобной нормы в законодательстве означает не что иное, как реализацию конституционного права граждан на участие в управлении государством. Последнее вытекает из определения белорусского государства как демократического.

В соответствии со ст. 133 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, народными заседателями могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 25 лет. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, владеющие белорусским и русским языками.

Законодательство содержит также перечень ограничений, препятствующих возможности стать народным заседателем в суде. Так, народными заседателями не могут быть:

- лица, в отношении которых имеется вступивший в законную силу приговор суда;

- лица, признанные ограниченно дееспособными или недееспособными в установленном законом порядке;

- лица, состоящие на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах;

- депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, руководящие работники республиканских органов государственного управления и других государственных органов, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, судьи, прокурорские работники, работники судов, учреждений юстиции, сотрудники органов внутренних дел, финансовых расследований и государственной безопасности, нотариусы, адвокаты, а также лица, занимающие выборные должности в органах местного управления и самоуправления;

- священнослужители.

Данные ограничения различны по своему характеру. Если признание недееспособным либо пребывание на учете в наркологическом диспансере связано с психофизиологическими особенностями индивида, то наличие вступившего в законную силу приговора суда означает неблагоприятное с точки зрения закона предшествующее поведение. Установление ограничений для депутатов, руководящих работников и других должностных лиц, прежде всего, продиктовано той должностью, в том числе выборной, которую занимает гражданин, и связано с необходимостью воспрепятствовать нарушению принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Запрет, касающийся священнослужителей, обусловлен тайной исповеди и невозможностью ее разглашения.

Вовлечение гражданина в сферу судопроизводства в качестве народного заседателя наделяет его особы статусом и предопределяет высокие требования, предъявляемые к гражданам в ходе формирования списков народных заседателей.

Подбор кандидатов для включения в корпус народных заседателей осуществляется соответствующими районными (городскими), областными, Минским городским исполнительными комитетами сроком на пять лет на основании списков граждан Республики Беларусь, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутатов. Подобный порядок формирования списков народных заседателей означает также, что, кроме рассмотренных выше категорий граждан, не имеют также возможности стать народными заседателями лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, то есть находящиеся в следственных изоляторах до вынесения приговора суда. Указанные лица наряду с недееспособными и находящимися в местах лишения свободы не обладают избирательным правом, а значит, не включаются в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутатов.

Включение граждан Республики Беларусь в списки народных заседателей производится с их согласия. В случае, если более половины народных заседателей соответствующего списка досрочно прекращают свои полномочия, в общем порядке формируется новый список народных заседателей.

Народные заседатели вправе осуществлять правосудие только после принесения присяги, содержание которой закреплено в ст. 135 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей в следующей редакции:

«Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно клянусь перед народом Республики Беларусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только Конституции Республики Беларусь, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг и моя совесть».

Привлечение народных заседателей для рассмотрения конкретного дела в суде производится судьей, рассматривающим соответствующее дело, согласно очередности из числа народных заседателей соответствующего суда на срок не более 21 дня в году, а в случае, если время рассмотрения конкретного дела превышает указанный срок, – на срок рассмотрения этого дела. Данная норма является проявлением положения о неизменности состава суда при разбирательстве уголовного дела (ст. 288 УПК). Этим положением определяется также, что дело, начатое с участием народных заседателей, должно быть окончено с их участием и по истечении срока их полномочий.

Согласно ст. 137 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, судья может освободить народного заседателя от исполнения обязанностей по конкретному делу на основании письменного заявления народного заседателя, если он достиг 70-летнего возраста; находится в социальном отпуске; в соответствии со своими убеждениями или вероисповеданием считает для себя невозможным участие в осуществлении правосудия; имеет иные уважительные причины.

Прекращение полномочий народного заседателя, согласно ст. 140 Кодекса, осуществляется по истечении срока, на который был утвержден список заседателей, либо досрочно в случае умышленного нарушения народным заседателем законодательства или совершения порочащего поступка, несовместимых с его высоким званием, а также при обнаружении обстоятельств, препятствующих включению в списки народных заседателей.

В целях реализации возложенных на них функций, народным заседателям при осуществлении правосудия предоставляются права и на них возлагаются обязанности судьи, предусмотренные УПК.

Закон предусматривает также определенные гарантии для лиц, являющихся народными заседателями.

Так, на лиц, выполняющих функции народного заседателя, распространяются гарантии неприкосновенности, аналогичные тем, что установлены для судей (ст. 87 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, гл. 49 УПК Республики Беларусь). Увольнение народных заседателей с основной работы по инициативе нанимателя допускается при соблюдении общего порядка, предусмотренного Трудовым кодексом Республики Беларусь, и только с согласия соответствующего Совета депутатов. Согласие Совета депутатов требуется также для решения вопроса о привлечении народного заседателя к уголовной ответственности, а также мер процессуального принуждения, предусмотренных УПК. Работающим народным заседателям производятся выплаты в размере среднего заработка (дохода) по месту основной работы, которое сохраняется за народным заседателем на время исполнения обязанностей в суде. Неработающим народным заседателям, пенсионерам исполнение обязанностей в суде оплачивается в размере среднего заработка для местности (района, города) по месту нахождения суда. В необходимых случаях выплачиваются также командировочные. Все выплаты производятся судом за счет средств, выделяемых на эти цели из республиканского бюджета.

 

Контрольные вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте понятие правового статуса судьи. Какие элементы включает данное понятие?

2. Какие требования предъявляются к кандидатам на должность судьи?

3. Перечислите права и обязанности судьи.

4. Назовите гарантии, обеспечивающие правовой статус судьи.

5. Назовите основания отставки судьи.

6. Назовите основания приостановления полномочий судьи.

7. Каковы основания прекращения полномочий судьи?

8. Назовите особенности правового статуса народных заседателей.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.