Здавалка
Главная | Обратная связь

Роль Министерства юстиции и его органов в осуществлении организационного обеспечения деятельности судов



Министерство юстиции является центральным органом исполнительной власти в Республике Беларусь, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции[78]. Правовой основой деятельности данного Министерства является Положение о Министерстве юстиции Республики Беларусь, утвержденное в 2001 г.[79]

Согласно п. 2 названного Положения, в систему Министерства юстиции Республики Беларусь входят управления юстиции областных и Минского городского исполкомов; государственные нотариальные конторы; Научно-исследовательский институт проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы и Республиканский трудовой арбитраж.

В то же время, по данным официального интернет-сайта Министерства юстиции Республики Беларусь, система органов юстиции в республике включает управления юстиции областных и Минского городского исполкомов; суды[80]; государственные нотариальные конторы; частных нотариусов; отделы записи актов гражданского состояния (далее по тексту – ЗАГС); управления Единого государственного регистра юридических лиц Министерства юстиции Республики Беларусь; Республиканский трудовой арбитраж; Научно-исследовательский институт проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы; юридический научно-практический журнал «Юстиция Беларуси»[81].

Решение возложенных на Минюст задач обеспечивается созданием в структуре центрального аппарата Министерства юстиции Республики Беларусь системы управлений и отделов, что выглядит следующим образом[82]:

- руководство (Министр юстиции Республики Беларусь, 1-й заместитель Министра и три заместителя Министра);

- Главное управление судебных органов включает: 1) управление организации деятельности судов (выполняет основную работу по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов); 2) управление адвокатуры и правовой информации; 3) отдел аналитики и информационного обеспечения деятельности судебных органов;

- Управление нотариата и ЗАГСов;

-главное управление нормотворческой деятельности в сфере экономики и экологии включает: 1) управление правового регулирования гражданских, экологических отношений, лицензирования и внешнеэкономической деятельности; 2) управление правового регулирования бюджетно-финансовых отношений и налогообложения;

- Главное управление нормотворческой деятельности в сфере государственного строительства объединяет в себе: 1) управление правового регулирования социальной деятельности государства; 2) управление правового регулирования конституционного строительства и правоохранительной деятельности;

- Управление правового обеспечения внешних связей: 1) международно-правовой отдел; 2) отдел по исполнению международных договоров о правовой помощи;

- Управление единого государственного регистра юридических лиц;

- Управление делами;

- Управление правовой экспертизы правовых актов Национального банка Республики Беларусь и республиканских органов государственного управления включает: 1) отдел правовой экспертизы правовых актов отраслей материального права; 2) отдел контроля и правовой экспертизы правовых актов;

- Управление кадров и идеологической работы;

- Управление общественных объединений: 1) отдел политических партий и профсоюзов; 2) отдел общественных объединений;

- Управление финансово-экономической работы, бухгалтерского учета и отчетности;

- Отдел делопроизводства и спецработы.

В систему юстиции включаются также управления юстиции областных (Минского городского) исполнительного комитетов, которые являются территориальными органами Министерства юстиции и действуют в пределах области (города Минска). Управления юстиции областных (Минского городского) исполкомов образуются соответственно областными (Минским городским) исполнительными комитетами. Организационно действует принцип двойного подчинения, то есть управления юстиции подчиняются одновременно и соответствующим исполнительным комитетам, в структуре которых они созданы, и Министерству юстиции Республики Беларусь.

Функции, выполняемые управлениями юстиции областных (Минского городского) исполкомов, во многом определяются общими задачами Минюста и во многом аналогичны функциям Министерства юстиции в целом, но осуществляются в пределах соответствующей территории с учетом компетенции определенного исполкома.

Управлениям юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов подведомственны общие районные (городские) суды; нотариальные конторы; ЗАГСы; адвокатура. В частности, в систему управления юстиции Гомельского областного исполнительного комитета входят[83]: 25 общих районных (городских) судов; 36 нотариальных контор (1-я Гомельская государственная нотариальная контора и 35 районных нотариальных контор); ЗАГСы (отделы записи актов гражданского состояния районов и дома гражданских обрядов городских (районных) исполкомов Гомельской области); адвокатура (Гомельская областная коллегия адвокатов и входящие в ее систему юридические консультации).

Структуру управления юстиции облисполкома рассмотрим на примере Гомельского облисполкома (схема 13). Структуру управления составляют пять отделов (службы Главного специалиста по кадровым вопросам и Трудового арбитра по Гомельской области действуют на правах отделов), а также два архива: архив органов ЗАГС и ведомственный нотариальный архив Гомельской области.

Управление юстиции возглавляется начальником. В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»[84], члены областного (Минского городского) исполкомов назначаются на должность и освобождаются от должности председателем соответствующего исполнительного комитета по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Предложения о кандидатурах на должности начальников управлений юстиции областных и Минского городского исполкомов согласовываются также с Министром юстиции (п. 9 Положения о Министерстве юстиции). Таким образом, начальник управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета назначается на должность и освобождается от должности председателем областного (Минского городского) исполнительного комитета по согласованию с Президентом Республики Беларусь и Министром юстиции Республики Беларусь. Заместители начальника назначаются на должность и освобождаются от должности председателем соответствующего исполкома по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Схема 13

 

 


Начальник управления юстиции руководит работой управления и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач. Он издает приказы, дает указания, обязательные для исполнения районными (городскими) судами по вопросам, относящимся к организационному обеспечению их деятельности; вносит в местные органы власти предложения о создании надлежащих условий для деятельности районных (городских) судов; осуществляет кадровую политику, направленную на комплектование районных (городских) судов высококвалифицированными специалистами и др.

В структуре районного (городского) исполнительного комитета, а также в системе местных администраций районов в городах подразделения органов юстиции не образуются.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.