Часть II. ПСИХОЛОГИЯ
Глава 1. Предмет психологии, ее методология и методы 177 1.1. Предмет психологии. Связь психологии с другими науками 177 1.2. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологической науки 179 i 1.3. Методы психологии 191 Вопросы и задания 196 Примерные темы рефератов 197 Литература 197 Глава 2. История развития психологической науки 198 2.1. Этапы развития психологии 198 2.2. Возникновение ассоцианизма 205 2.3. Методологический кризис 209 Оглавление 2.4. Характеристика основных психологических школ 215 Вопросы и задания 235 Примерные темы рефератов 235 Литература 235 Глава 3. Психика и организм 236 3.1. Первые исследования биологических оснований психики 236 3.2. Эволюционная теория Ч. Дарвина 240 3.3. Психофизиология органов чувств, психофизика и психометрия . . . . 241 3.4. Теория доминанты 244 3.5. Теории рефлекса 245 Вопросы 249 Примерные темы рефератов * 249 Литература 249 Глава 4, Развитие психики 250 4.1. Развитие психики в филогенезе 250 4.2. Причины возникновения сознания. Его уровни и структура . . . . . . 252 4.3. Развитие психики в онтогенезе 259 Вопросы . 270 Примерные темы рефератов 270 Литература 270 Глава 5. Поведение и деятельность 271 5.1. Активность и ее виды 271 5.2. Теория деятельности Рубинштейна — Леонтьева 272 5.3. Исследования поведения в бихевиоризме 276 Вопросы 281 Примерные темы рефератов 282 Литература 282 Глава 6. Когнитивные процессы 283 6.1. Ощущения и восприятие 283 6.2. Память 295 6.3. Мышление 305 6.4. Воображение 321 6.5. Мышление и речь 325 6.6. Внимание 332 Вопросы 335 Примерные темы рефератов 335 Литература 336 Глава 7. Мотивация и эмоции 337 7.1. Психология мотивации, ее общая характеристика 337 7.2. Эмоциональные процессы 340 7.3. Воля 359 Вопросы 362 Примерные темы рефератов 362 Литература 363 Глава 8. Индивидуальность и личность 364 8.1. Общая характеристика понятий ≪индивид≫, ≪индивидуальность≫, ≪личность≫ 364 Оглавление 8.2. Индивидуальность. Индивидуальные качества и стиль деятельности человека 366 8.3. Основные теории личности 379 8.4. Проблема личности в современной психологии 426 Вопросы 434 Примерные темы рефератов 434 Литература 434 Глава 9. Общие вопросы социальной психологии 435 9.1. Общение 435 9.2. Малая группа. Общая характеристика групповой динамики 447 Вопросы 453 Примерные темы рефератов 454 Литература 454 Практические задания 455 Глоссарий 471 ПРЕДИСЛОВИЕ Психология и педагогика изучают факты и закономерности психической жизни и процессов воспитания и обучения. Эти науки взаимосвязаны, так как без знания психологии, которая является своеобразной методологической базой педагогики, нельзя понять законы и способы адекватного воспитательного воздействия на других, в том числе и на детей, невозможна и разработка методик обучения. В то же время психологии необходима практическая проверка ее теоретических концепций, что и происходит в педаго- гическом процессе. Взаимодействие этих наук обеспечивает разви- тие теории и практики, позволяющее лучше понять человека, его поведение и переживания, причину его радостей и тревог. Значение этого курса связано и с формированием научного зна- ния читателей, и с требованиями реальной жизни. С одной сторо- ны, содержание этого предмета, по сути, является основой культу- ры, необходимой для человека в любой области его деятельности. И психология, и педагогика связаны с многими гуманитарными на- уками — этнографией, социологией, теорией культуры, искусство- ведением, логикой, языкознанием. Все дисциплины, которые прак- тически или теоретически имеют дело с человеком, приходят, в конце концов, к психологии, чтобы затем, исходя из нее, обога- тить эти науки. Полученные знания помогут читателю понять, что прогресс, под которым подразумевается появление качественно лучшего, идущего вперед по сравнению со старым, нового знания, возможен в технике, но не в гуманитарной науке. Да, действительно, в насто- ящее время мы знаем намного больше о структуре атома, о нер- вной системе человека, но плоды духовной деятельности психоло- гов, философов и педагогов Древней Греции или Рима были не ме- нее значительными или интересными, чем труды наших современников. Именно синтез всех знаний, всех данных о психи- ке, о логике становления внутреннего мира людей и их представле- 10 Предисловие ний об окружающем делает современную психологическую и педа- гогическую науки значимыми и реально помогающими в жизни. Целью авторов было не только дать представление о содержа- нии психологии и педагогики, но и побудить читателей к переносу полученных знаний в собственную научную и практическую дея- тельность, помочь более объективно разобраться в себе и окружа- ющих. Знаниями в области житейской психологии обладают все, кто хоть немного задумывался о проблемах познания мира, своих переживаниях и стремлениях. Однако житейская психология, на- ряду с некоторыми важными понятиями, несет в себе и множество стереотипов, заблуждений, предрассудков, мешающих людям пра- вильно и объективно разобраться в себе и других, осознать право окружающих быть самими собой, т.е. отличными от других. Осо- бенно важно (и наиболее сложно) понять и принять индивидуаль- ность и самостоятельность близких нам людей, а также невозмож- ность при всем нашем желании переделать их по своему образцу. Осознание уникальности любого человека приводит к мысли о тех сильных и слабых сторонах, которые есть у каждого и которые надо сознавать и уметь уравновешивать. Не менее значимыми явля- ются и проблемы способностей, определяющих склонности и воз- можности людей, а также закономерностей процесса познания мира и тех сложностей, что встают перед людьми на этом пути. Еще одной проблемой, которая находит отражение в учебнике, является социализация, т.е. процесс вхождения человека в окружа- ющий мир, общения с другими людьми и нахождения той группы, с которой человек идентифицируется, считая ее своей. Естественно, что в книге дано только краткое и достаточно по- пулярное освещение тех сложных проблем, которые решили и ре- шают в настоящее время психология и педагогика. В ней раскрыты преимущественно те вопросы и достижения этих наук, которые имеют непосредственное отношение к жизни большинства людей, а не только специалистов-психологов. Авторы надеются, что читатели не только получат достаточно полное представление о предмете и проблематике этих наук, но и всерьез заинтересуются ими, а полученные знания не будут забыты после сданного экзамена, но помогут в решении реальных жизнен- ных вопросов. Часть I ПЕДАГОГИКА Глава 1. Общие основы педагогики ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|