Здавалка
Главная | Обратная связь

Объект, предмет, задачи и функции педагогики



Объект и предмет педагогики

Объектом педагогики являются те явления действительности,

которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это об-

разование, изучением которого занимается целый ряд наук (фило-

софия, психология, социология и др.).

Предметом педагогики выступает образование как реальный це-

лостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый

в специальных социальных институтах (семье, образовательных и

культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тен-

денции и перспективы образования как фактора и средства разви-

тия человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педа-

гогика разрабатывает теорию и технологию организации образова-

тельного процесса, формы и методы деятельности субъектов этого

процесса (педагогов и учащихся), а также стратегии и способы их

взаимодействия.

Педагогика в первую очередь изучает три главных составляю-

щих образовательного процесса: цели обучения (для чего учить);

содержания обучения (чему учить); форм и методов обучения (как

учить).

Задачи педагогики

1. Определение и изучение закономерностей в областях воспита-

ния и обучения, управления образовательными и воспитательными

системами. Закономерности в педагогике рассматриваются как свя-

зи между специально созданными или объективно существующими

условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов вы-

ступают обученность, воспитанность и развитость личности.

2. Изучение и обобщение педагогического опыта. Эта задача

предполагает, с одной стороны, теоретическое обоснование и на-

учную интерпретацию передового педагогического опыта, выяв-

1 4 Часть 1.1 Педагогика

ление в инновационных авторских подходах того, что может

быть перенесено в массовую педагогическую практику, а с другой

стороны, тщательное исследование педагогических ошибок и

причин возникновения негативных явлений в образовательном

процессе.

3. Прогнозирование дальнейшего развития образовательных

систем. Теоретические модели предполагаемого развития образо-

вательной инфраструктуры необходимы, в первую очередь, для

управления политикой и экономикой образования, совершенство-

вания педагогической деятельности.

4. Разработка новых методов, средств и форм обучения и вос-

питания. Решение этой задачи во многом опирается на изучение

новых открытий в смежных научных областях (психологии, физио-

логии, социологии и др.), а также определяется пониманием спе-

цифики современного социального заказа в области образования

(например, сегодня от выпускника школы в большей степени тре-

буется наличие творческих способностей, и, следовательно, педа-

гогическая наука вынуждена более интенсивно разрабатывать спо-

собы решения этой задачи).

5. Внедрение результатов педагогических исследований в прак-

тику образования. Одним из путей решения этой задачи выступают

научно-практические центры, лаборатории, объединения. Эффек-

тивность решения этой задачи во многом достигается привлечени-

ем педагогов-практиков к подготовке и проведению исследования

и созданию нового педагогического продукта (технологии, методи-

ки, методического оснащения и пр.).

Функции педагогики

Функции педагогики обусловлены ее предметом и задачами.

1. Теоретическая функция реализуется на трех уровнях: описа-

тельном (изучение передового, инновационного педагогического

опыта); диагностическом (выявление состояния педагогических

явлений, успешности и эффективности совместной деятельности

педагогов и учащихся); прогностическом (экспериментальные ис-

следования педагогического процесса и построение более эффек-

тивных моделей этого процесса).

Прогностический уровень теоретической функции связан с

раскрытием сущности и закономерностей педагогических явле-

ний, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом

Глава 1. Общие основы педагогики 15

уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагоги-

ческих систем, опережающие практику образования.

2. Технологическая функция также реализуется на трех уровнях:

проективном (разработка методических материалов, определяю-

щих содержание и характер образования: учебные планы, програм-

мы, учебные пособия и методические рекомендации); преобразова-

тельном (внедрение достижений педагогической науки в практи-

ку); рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния

результатов научных исследований на практику обучения и воспи-

тания, коррекция научно-практической деятельности).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.