Объект, предмет, задачи и функции педагогики
Объект и предмет педагогики Объектом педагогики являются те явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это об- разование, изучением которого занимается целый ряд наук (фило- софия, психология, социология и др.). Предметом педагогики выступает образование как реальный це- лостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тен- денции и перспективы образования как фактора и средства разви- тия человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педа- гогика разрабатывает теорию и технологию организации образова- тельного процесса, формы и методы деятельности субъектов этого процесса (педагогов и учащихся), а также стратегии и способы их взаимодействия. Педагогика в первую очередь изучает три главных составляю- щих образовательного процесса: цели обучения (для чего учить); содержания обучения (чему учить); форм и методов обучения (как учить). Задачи педагогики 1. Определение и изучение закономерностей в областях воспита- ния и обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике рассматриваются как свя- зи между специально созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов вы- ступают обученность, воспитанность и развитость личности. 2. Изучение и обобщение педагогического опыта. Эта задача предполагает, с одной стороны, теоретическое обоснование и на- учную интерпретацию передового педагогического опыта, выяв- 1 4 Часть 1.1 Педагогика ление в инновационных авторских подходах того, что может быть перенесено в массовую педагогическую практику, а с другой стороны, тщательное исследование педагогических ошибок и причин возникновения негативных явлений в образовательном процессе. 3. Прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем. Теоретические модели предполагаемого развития образо- вательной инфраструктуры необходимы, в первую очередь, для управления политикой и экономикой образования, совершенство- вания педагогической деятельности. 4. Разработка новых методов, средств и форм обучения и вос- питания. Решение этой задачи во многом опирается на изучение новых открытий в смежных научных областях (психологии, физио- логии, социологии и др.), а также определяется пониманием спе- цифики современного социального заказа в области образования (например, сегодня от выпускника школы в большей степени тре- буется наличие творческих способностей, и, следовательно, педа- гогическая наука вынуждена более интенсивно разрабатывать спо- собы решения этой задачи). 5. Внедрение результатов педагогических исследований в прак- тику образования. Одним из путей решения этой задачи выступают научно-практические центры, лаборатории, объединения. Эффек- тивность решения этой задачи во многом достигается привлечени- ем педагогов-практиков к подготовке и проведению исследования и созданию нового педагогического продукта (технологии, методи- ки, методического оснащения и пр.). Функции педагогики Функции педагогики обусловлены ее предметом и задачами. 1. Теоретическая функция реализуется на трех уровнях: описа- тельном (изучение передового, инновационного педагогического опыта); диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся); прогностическом (экспериментальные ис- следования педагогического процесса и построение более эффек- тивных моделей этого процесса). Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности и закономерностей педагогических явле- ний, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом Глава 1. Общие основы педагогики 15 уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагоги- ческих систем, опережающие практику образования. 2. Технологическая функция также реализуется на трех уровнях: проективном (разработка методических материалов, определяю- щих содержание и характер образования: учебные планы, програм- мы, учебные пособия и методические рекомендации); преобразова- тельном (внедрение достижений педагогической науки в практи- ку); рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспи- тания, коррекция научно-практической деятельности). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|