Здавалка
Главная | Обратная связь

Методология и методы педагогической науки



Уровни методологии педагогики

Структура методологического знания может быть представле-

на четырьмя уровнями (по Э.Г. Юдиной): философским, который

представлен общими принципами познаний и категориальным

строем науки в целом; общенаучным, который содержит теорети-

ческие концепции, применяемые ко всем или большинству науч-

ных дисциплин; конкретно-научным, который представлен сово-

купностью методов, принципов исследования, в конкретной спе-

циальной научной дисциплине; технологическим, который

включает в себя методику и технику исследования, обеспечиваю-

щих получение достоверного эмпирического материала и его об-

работку.

Философский уровень

Создание педагогических теорий базируется на философских

моделях описания мира. Кратко обозначим те основные положе-

ния философских направлений, которые наиболее часто лежат в

основе педагогических теорий.

1. Неотомизм. Основатель этого направления — известный сред-

невековый философ Фома Аквинский в целях усиления влияния

церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для

доказательства религиозных догм. Он утверждал, что, собирая эм-

пирические данные, наука все равно не способна раскрыть сущ-

ность мира, а высшая истина постигается только путем приближе-

ния к Богу, только ≪сверхразумом≫. Неотомисты доказывают веду-

щую роль религии в воспитании подрастающего поколения и

16 Часть I. Педагогика

считают, что вся система образования должна быть направлена на

развитие ≪досознательного≫ стремления приблизиться к Богу.

2. Позитивизм и неопозитивизм. Большая часть представителей

этого философского направления — крупные ученые-естественни-

ки. Для позитивистов верным и испытанным является только то,

что получено с помощью количественных методов. Абсолютизи-

руя методы естественных наук, перенося их в область педагогики,

неопозитивисты отдают приоритет в процессе обучения не его

содержанию, а методам познания, считая, что главное ≪не знание,

а методы их приобретения≫. Основной недостаток педагогики

этого философского направления видят в том, что в ней домини-

руют бесполезные (с их точки зрения) идеи и абстракции, а не ре-

альные факты.

3. Прагматизм. Главное понятие — ≪опыт≫, а познание действи-

тельности сводится к индивидуальному опыту человека. Отрицая

наличие объективного научного знания, прагматисты утверждают,

что всякое знание истинно, если оно получено в процессе практи-

ческой деятельности человека и полезно для него. Основателем

прагматической педагогики является американский ученый

Дж. Дьюи, который выдвинул ряд важнейших принципов обучения

и воспитания: развитие активности детей, возбуждение интереса

как мотива учения ребенка, увеличение практических методов при

обучении и др. Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка осно-

вой учебного процесса, считал, что цель образования сводится к

процессу ≪самовыявления≫ данных ребенку от рождения инстинк-

тов и склонностей. Рассматривая вопросы нравственного воспита-

ния, прагматисты утверждали, что человек не должен руководство-

ваться в своем поведении заранее сформулированными нормами и

правилами, он должен вести себя так, как диктует ему данная ситуа-

ция и поставленная им цель. Нравственно все, что помогает дости-

жению личного успеха.

4. Диалектический материализм. Крупнейшие его представители

К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали роль общественной практики в

познании, органично соединили материализм и диалектику. Основ-

ные положения этого научного направления сводятся к следующему:

• материя первична, сознание вторично, оно возникает в ре-

зультате развития материи и является его продуктом;

• явления объективного мира и сознания взаимосвязаны и взаи-

мозависимы и, следовательно, причинно обусловлены;

Глава 1. Общие основы педагогики 17

• все предметы и явления находятся в движении, развитии и из-

менении.

Педагогика, построенная на методологии диалектического ма-

териализма, считает личность объектом и субъектом обществен-

ных отношений, предполагает, что ее развитие определено внеш-

ними социальными обстоятельствами и природой человеческого

организма. Воспитанию отводится решающая роль в развитии лич-

ности, а само воспитание рассматривается как сложный социаль-

ный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Важ-

ным для этого подхода представляется необходимость рассматри-

вать личность и деятельность в единстве.

5. Экзистенциализм. Основное понятие этого философского

наблюдения — существование (экзистенция) — индивидуальное

бытие человека, погруженного в свое Я. Для экзистенциалистов

объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта.

Они отрицают существование объективного знания и объектив-

ных истин. Окружающий мир таков, каким его воспринимает

внутреннее Я каждого человека. Отрицая объективные знания,

экзистенциалисты выступают против программ и учебников в

школах. Считая, что ценность знаний определяется важностью

их для конкретной личности, представители этого научного под-

хода предлагали учителю предоставлять ученикам полную свобо-

ду в освоении этих знаний. Ученик сам должен определять смысл

вещей и явлений, при этом ведущую роль, с точки зрения экзи-

стенциалистов, играет не разум, а чувства и вера. Экзистенциа-

лизм выступает в качестве философского основания индивидуа-

лизации обучения.

Общенаучный уровень

Общенаучная методология может быть представлена двумя под-

ходами: системным и аксиологическим.

Системный подход отражает общую связь и взаимообусловлен-

ность процессов и явлений окружающей действительности. Сущ-

ность системного подхода заключается в том, что относительно са-

мостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а

в их взаимосвязи, в развитии и движении. Такой подход требует

реализации принципа единства педагогической теории и практи-

ки. Педагогическая практика является критерием истинности науч-

ных знаний и источником новых фундаментальных проблем, тре-

2 - 4455

18 Часть 1. Педагогика

бующих теоретического исследования. Теория дает основы для вы-

бора оптимальных и эффективных практических решений, а также

разрабатывает новые концепции и модели, нуждающиеся в экспе-

риментальной практической проверке.

Аксиологический подход — основание новой методологии педаго-

гики. Он присущ гуманистической педагогике, которая рассматри-

вает человека как высшую цель общества и самоцель общественно-

го развития. Следовательно, аксиология, будучи более общей по

отношению к гуманистической проблематике, может рассматри-

ваться как основа новой философии образования и соответствен-

но методологии современной педагогики.

Смысл аксиологического подхода можно раскрыть через систе-

му аксиологических принципов:

• равноправие философских взглядов в рамках единой гумани-

стической системы ценностей при сохранении разнообразия их

культурных и этнических особенностей;

• равнозначность традиций и творчества, признание необходи-

мости изучения и использования учений прошлого и возможности

духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего

диалога между традиционным и новаторским;

• экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагма-

тизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей, диа-

лог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности.

Аксиологический подход предполагает, что одна из важнейших

задач педагогики — это изучение отношения к человеку как к субъ-

екту познания общения и творчества. Образование как компонент

культуры в этой связи приобретает особую значимость, рассматри-

ваясь как основное средство гуманистической сущности человека.

Конкретно-научный уровень

Конкретно-научный уровень включает в себя следующие подходы.

1. Личностный подход— ориентация при конструировании и реа-

лизации педагогического процесса на личность как цель, субъект,

результат и главный критерий его эффективности. Предполагает

опору в образовании на естественный процесс саморазвития твор-

ческого потенциала и способностей человека, создание для этого

соответствующих условий.

2. Деятелъностиый подход — рассмотрение деятельности как

основы, средства и решающего условия развития личности. Уже во

Глава 1 Общие основы педагогики

время обучения необходимо в меру возрастных особенностей во-

влекать детей в разнообразные виды деятельности (познание,

труд, общение), организовывать полноценную в социальном отно-

шении жизнедеятельность детей.

3. Полисубъектный (диалогический) подход— ориентация на то, что

сущность человека значительно сложнее и разностороннее, чем

его деятельность. Активность личности, ее потребности в самораз-

витии происходят в условиях взаимоотношений с другими людьми.

Диалог с другим — то самое реальное поле взаимодействия, где эти

потребности удовлетворяются.

Личностный, деятельностный и полисубъектный подходы составля-

ютоснову методологии гуманистической педагогики.

4. Культурологический подход рассматривает культуру как универ-

сальную характеристику деятельности, социальную среду и направ-

ленность ее ценностных типологических особенностей.

5. Этнопедагогический подход проявляется в единстве интернаци-

онального, национального и индивидуального.

6. Антропологический подход — системное использование данных

всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при по-

строении и осуществлении педагогического процесса.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.