Методология и методы педагогической науки
Уровни методологии педагогики Структура методологического знания может быть представле- на четырьмя уровнями (по Э.Г. Юдиной): философским, который представлен общими принципами познаний и категориальным строем науки в целом; общенаучным, который содержит теорети- ческие концепции, применяемые ко всем или большинству науч- ных дисциплин; конкретно-научным, который представлен сово- купностью методов, принципов исследования, в конкретной спе- циальной научной дисциплине; технологическим, который включает в себя методику и технику исследования, обеспечиваю- щих получение достоверного эмпирического материала и его об- работку. Философский уровень Создание педагогических теорий базируется на философских моделях описания мира. Кратко обозначим те основные положе- ния философских направлений, которые наиболее часто лежат в основе педагогических теорий. 1. Неотомизм. Основатель этого направления — известный сред- невековый философ Фома Аквинский в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Он утверждал, что, собирая эм- пирические данные, наука все равно не способна раскрыть сущ- ность мира, а высшая истина постигается только путем приближе- ния к Богу, только ≪сверхразумом≫. Неотомисты доказывают веду- щую роль религии в воспитании подрастающего поколения и 16 Часть I. Педагогика считают, что вся система образования должна быть направлена на развитие ≪досознательного≫ стремления приблизиться к Богу. 2. Позитивизм и неопозитивизм. Большая часть представителей этого философского направления — крупные ученые-естественни- ки. Для позитивистов верным и испытанным является только то, что получено с помощью количественных методов. Абсолютизи- руя методы естественных наук, перенося их в область педагогики, неопозитивисты отдают приоритет в процессе обучения не его содержанию, а методам познания, считая, что главное ≪не знание, а методы их приобретения≫. Основной недостаток педагогики этого философского направления видят в том, что в ней домини- руют бесполезные (с их точки зрения) идеи и абстракции, а не ре- альные факты. 3. Прагматизм. Главное понятие — ≪опыт≫, а познание действи- тельности сводится к индивидуальному опыту человека. Отрицая наличие объективного научного знания, прагматисты утверждают, что всякое знание истинно, если оно получено в процессе практи- ческой деятельности человека и полезно для него. Основателем прагматической педагогики является американский ученый Дж. Дьюи, который выдвинул ряд важнейших принципов обучения и воспитания: развитие активности детей, возбуждение интереса как мотива учения ребенка, увеличение практических методов при обучении и др. Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка осно- вой учебного процесса, считал, что цель образования сводится к процессу ≪самовыявления≫ данных ребенку от рождения инстинк- тов и склонностей. Рассматривая вопросы нравственного воспита- ния, прагматисты утверждали, что человек не должен руководство- ваться в своем поведении заранее сформулированными нормами и правилами, он должен вести себя так, как диктует ему данная ситуа- ция и поставленная им цель. Нравственно все, что помогает дости- жению личного успеха. 4. Диалектический материализм. Крупнейшие его представители К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику. Основ- ные положения этого научного направления сводятся к следующему: • материя первична, сознание вторично, оно возникает в ре- зультате развития материи и является его продуктом; • явления объективного мира и сознания взаимосвязаны и взаи- мозависимы и, следовательно, причинно обусловлены; Глава 1. Общие основы педагогики 17 • все предметы и явления находятся в движении, развитии и из- менении. Педагогика, построенная на методологии диалектического ма- териализма, считает личность объектом и субъектом обществен- ных отношений, предполагает, что ее развитие определено внеш- ними социальными обстоятельствами и природой человеческого организма. Воспитанию отводится решающая роль в развитии лич- ности, а само воспитание рассматривается как сложный социаль- ный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Важ- ным для этого подхода представляется необходимость рассматри- вать личность и деятельность в единстве. 5. Экзистенциализм. Основное понятие этого философского наблюдения — существование (экзистенция) — индивидуальное бытие человека, погруженного в свое Я. Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Они отрицают существование объективного знания и объектив- ных истин. Окружающий мир таков, каким его воспринимает внутреннее Я каждого человека. Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Считая, что ценность знаний определяется важностью их для конкретной личности, представители этого научного под- хода предлагали учителю предоставлять ученикам полную свобо- ду в освоении этих знаний. Ученик сам должен определять смысл вещей и явлений, при этом ведущую роль, с точки зрения экзи- стенциалистов, играет не разум, а чувства и вера. Экзистенциа- лизм выступает в качестве философского основания индивидуа- лизации обучения. Общенаучный уровень Общенаучная методология может быть представлена двумя под- ходами: системным и аксиологическим. Системный подход отражает общую связь и взаимообусловлен- ность процессов и явлений окружающей действительности. Сущ- ность системного подхода заключается в том, что относительно са- мостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Такой подход требует реализации принципа единства педагогической теории и практи- ки. Педагогическая практика является критерием истинности науч- ных знаний и источником новых фундаментальных проблем, тре- 2 - 4455 18 Часть 1. Педагогика бующих теоретического исследования. Теория дает основы для вы- бора оптимальных и эффективных практических решений, а также разрабатывает новые концепции и модели, нуждающиеся в экспе- риментальной практической проверке. Аксиологический подход — основание новой методологии педаго- гики. Он присущ гуманистической педагогике, которая рассматри- вает человека как высшую цель общества и самоцель общественно- го развития. Следовательно, аксиология, будучи более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматри- ваться как основа новой философии образования и соответствен- но методологии современной педагогики. Смысл аксиологического подхода можно раскрыть через систе- му аксиологических принципов: • равноправие философских взглядов в рамках единой гумани- стической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей; • равнозначность традиций и творчества, признание необходи- мости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционным и новаторским; • экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагма- тизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей, диа- лог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности. Аксиологический подход предполагает, что одна из важнейших задач педагогики — это изучение отношения к человеку как к субъ- екту познания общения и творчества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, рассматри- ваясь как основное средство гуманистической сущности человека. Конкретно-научный уровень Конкретно-научный уровень включает в себя следующие подходы. 1. Личностный подход— ориентация при конструировании и реа- лизации педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития твор- ческого потенциала и способностей человека, создание для этого соответствующих условий. 2. Деятелъностиый подход — рассмотрение деятельности как основы, средства и решающего условия развития личности. Уже во Глава 1 Общие основы педагогики время обучения необходимо в меру возрастных особенностей во- влекать детей в разнообразные виды деятельности (познание, труд, общение), организовывать полноценную в социальном отно- шении жизнедеятельность детей. 3. Полисубъектный (диалогический) подход— ориентация на то, что сущность человека значительно сложнее и разностороннее, чем его деятельность. Активность личности, ее потребности в самораз- витии происходят в условиях взаимоотношений с другими людьми. Диалог с другим — то самое реальное поле взаимодействия, где эти потребности удовлетворяются. Личностный, деятельностный и полисубъектный подходы составля- ютоснову методологии гуманистической педагогики. 4. Культурологический подход рассматривает культуру как универ- сальную характеристику деятельности, социальную среду и направ- ленность ее ценностных типологических особенностей. 5. Этнопедагогический подход проявляется в единстве интернаци- онального, национального и индивидуального. 6. Антропологический подход — системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при по- строении и осуществлении педагогического процесса. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|