Становление педагогической науки
Любой прогресс общественного развития связан с передачей культурно-исторического опыта от поколения к поколению. Впол- не естественно, что, делая открытия в познании мира (гуманитар- ные, технические, естественно-научные), люди стремились пере- дать эти знания потомкам. Пока сумма знаний об окружающем мире была небольшой (на ранних этапах развития человеческого общества) и сводилась ско- рее к опыту приспособления к окружающей действительности, а не к ее познанию, вопрос о способах передачи этих знаний не требо- вал от людей специального осмысления. Но на более поздних эта- пах культурного развития, с появлением основ не только эмпири- ческого, но и теоретического научного познания, великие мысли- тели стали обращаться к анализу путей эффективности процесса передачи накопленных знаний. Так появились первые педагогиче- ские теории и практические модели обучения и воспитания. Родоначальником педагогики Древней Греции считается Со- крат (V—IV вв. до н.э.) — один из крупнейших философов своего времени. Он имел много учеников, которых обучал ведению диало- га, полемике, логическому мышлению. Сократ был противником догматизма, считал, что все надо подвергать критическому анали- зу, т.е. думать и рассуждать, ничего не принимая на веру, во всем сомневаться. Ученики Сократа, в первую очередь Платон и Ксенофонт, запи- сали мысли своего великого учителя. Благодаря этим текстам мы получили представление о педагогических приемах Сократа. Один из основных таких приемов заключался в том, что Сократ застав- лял ученика развивать последовательно спорное положение и при- водил его к осознанию абсурдности этого начального утверждения. Затем Сократ направлял ученика на правильный путь и помогал сформулировать выводы. Этот прием поиска истины и обучения 3 - 4455 34 Часть I. Педагогика получил название ≪метод сократической беседы≫; в основе этого метода — вопросно-ответная система обучения, суть которой з обу- чении мыслить логически. Ближайшим учеником Сократа был Платон. Будучи филосо- фом, он внес большой вклад и в педагогику, написав множество сочинений в форме диалогов и основав в Афинах собственную школу. Эта школа получила название Платоновской академии и сыграла значительную роль в развитии античного идеализма, спо- собствовала развитию математики и астрономии. В основе педагогической теории Платона лежит идея о том, что восторг и познание — единое целое, и обучение должно быть связано с положительными эмоциями (само слово ≪школа≫ в пере- воде с греческого означает ≪досуг≫, а досуг всегда связан с чем-то приятным). Продолжателем педагогического наследия Платона стал его ученик, а затем и соратник Аристотель (III в. до н.э.). Написав трак- таты по философии, физике, биологии, этике, политике, истории, искусству, Аристотель охватил почти все доступные для его време- ни отрасли знаний. В его школе речь шла прежде всего об общей культуре человека. Он внес свой вклад в педагогику, впервые сфор- мулировав такие основные требования к образованию, как необхо- димость учета возрастной периодизации; рассмотрение воспита- ния как средства укрепления государства; обязательность государ- ственного характера образования, где граждане должны получать одинаковое воспитание; рассмотрение семейного и общественного воспитания как целостного процесса образования. Аристотель считал, что важнейшей задачей образования явля- ется воспитание интереса и любви к природе, потребности осмыс- ливать отношения человека в ней. Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считал, что ≪из привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков≫. В целом он рассматривал воспитание как един- ство физического, нравственного и умственного, причем, по его мнению, физическое воспитание должно предшествовать интел- лектуальному. Примерно в то же время (IV— вв. до н.э.) в Древней Спарте сформировалась другая воспитательная модель, где культивирова- лись выносливость, беспрекословное послушание и умение побеж- дать. Основные признаки этой воспитательной системы (жесто- Глава 2. История становления педагогической науки и практики 35 кость и суровость воспитания, множественные лишения и наказа- ния воспитанников, их раннее отлучение от семьи) позволили использовать название ≪спартанское воспитание≫ как нарицатель- ное для обозначения строгого воспитания в суровых условиях. В наше время существуют школы (особенно в Великобритании), где используются основные принципы спартанского воспитания: умение обходиться только самым необходимым, развивать вынос- ливость, послушание и стремление побеждать. Таким образом, можно утверждать, что основы педагогической теории и практики обучения были заложены уже в V—I вв. до н.э. Многие положения великих мыслителей того времени находят свое место и в современных педагогических концепциях. Педагогика Средневековья (XIV—XVI вв.) характеризуется двумя основными признаками: во-первых, не создавались отдельные самостоятельные педагогические теории, а использовались компо- ненты философских систем для построения реального образова- тельного процесса. Во-вторых, педагогические воззрения нахо- дились под сильным влиянием религии, и все взгляды на воспита- ние развивались исключительно в пределах религиозной идеологии. Схоластика, догматизм, механическое заучивание, обучение не на родном, а на латинском языке — эти и другие признаки обучения отражают общую социальную обстановку ≪мрачного Средневе- ковья≫ с его нетерпимостью ко всему, что выходило за рамки рели- гиозных канонов. Такая поляризация не могла не привести к акти- визации гуманистических тенденций. И в противовес схоластиче- скому воспитанию средних веков возникли прогрессивные идеи мыслителей эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Рабле и др.), которые призывали использовать культурное наследие ан- тичного мира и достижения естественно-научных областей, сде- лать образование светским, а не религиозным. В эпоху перехода от Средневековья к Новому времени огромный вклад в развитие педагогики внес великий чешский гуманист, фило- соф, историк, выдающийся общественный деятель Ян Амос Комен- ский (1592—1670). С научными трудами этого ученого связывают воз- никновение в педагогике целостной теории обучения и воспитания. Дидактику он трактовал и как теорию обучения, и как теорию воспитания. Коменский создал целостную педагогическую систему, в основу которой заложил принцип непрерывности образования. 3* 36 Часть I, Педагогика Он разработал систему дошкольного и школьного обучения, гово- рил о необходимости высших школ для молодежи и ≪школ зрелого возраста и старости≫. Основные положения своей педагогической теории Комен- ский изложил в фундаментальной работе ≪Великая4 дидактика≫, над которой он трудился более десяти лет. Метод обучения, который предлагал Коменский, в отличие от схоластической школы, должен был не отвращать детей от заня- тий, а возбуждать в них радость, превращая процесс познания в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам наук без ску- ки, окрика и побоев. Школа, по Коменскому, — дом радости. Его ди- дактика построена на принципе целесообразности и природосооб- разности. Его девиз: никакого насилия над человеком! Он был убежден, что продвигаться в обучении будет легче, если каждый посвятит себя тому виду занятий, к которому его предназ- начила природа. Коменский твердо верил в огромные творческие силы и способности человека, которые могут и должны быть раз- виты в процессе обучения и воспитания. Он также выдвинул очень важную и актуальную до сих пор идею о том, что необходимо сообщать ученикам не отдельные, раз- розненные сведения, а систему знаний, которые могли бы ≪связно удержаться в памяти≫ и ≪сделать учащегося универсально образо- ванным человеком≫. Широко известны слова Коменского: ≪Чело- век, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой корень, питающее себя собственным соком и поэтому постоянно растущее, приносящее плоды≫. Анализируя существующий тогда педагогический процесс, Ко- менский выступал за разгрузку учащихся, призывая при этом бо- роться не с количеством наук, а с методами их освоения. Он счи- тал, что ≪все, имеющее между собой связь, должно быть преподава- емо одновременно, параллельно друг с другом≫. Он первый ввел принцип наглядного обучения, издал иллюст- рированный учебник ≪Мир чувственных вещей в картинках≫. При- знавая три источника познания (чувства, разум, веру), Коменский главную роль отводил чувствам, при этом рассматривая обучение и воспитание в неразрывном единстве. Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой пе- дагогической теории и практики. Многие его дидактические прин- ципы лежат в основе современных теорий обучения. Уже при жиз- Глава 2. История становления педагогической науки и практики 37 ни он приобрел известность как автор лучших учебников, по кото- рым учились многие поколения в различных странах мира. Дальнейшее развитие педагогической науки связано с трудами целого ряда просветителей и педагогов-демократов XVIII—XIX вв. Один из них — французский философ-просветитель Жан Жак Руссо (1712—1778), который изложил свои педагогические воззре- ния в книге ≪Эмиль, или О воспитании≫ (1762). Он предлагал рас- сматривать ребенка как активного участника собственного обуче- ния и воспитания, особое внимание при этом обращал на нравст- венное воспитание. Руссо предлагал обращаться не столько к просвещенному разуму, сколько к религиозному чувству, живуще- му, по его мнению, в сердце как внутренний голос совести. Он был противником догматизма и схоластики, призывал развивать у де- тей самостоятельность мышления, настаивал на активизации обу- чения, его связи с жизнью и личностным опытом ребенка, особое внимание придавал трудовому и нравственному воспитанию. В дальнейшем идеи Руссо развивал швейцарский педагог-демо- крат Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827). Он считал, что цель обучения в гармоническом развитии всех способностей человека и, следовательно, воспитание должно быть природосообразным, т.е. направленным на раскрытие присущих человеческой природе духовных и физических сил в соответствии со свойственным ре- бенку стремлением к деятельности. Песталоцци является одним из основоположников дидактики начального обучения. Его теория элементарного образования включает в себя взаимосвязь умственного, нравственного, физиче- ского и трудового обучения. Песталоцци не только выступал за це- лостность начального образования, но и разработал методические основы такого образования в области математики, речи, геогра- фии. Последователем Песталоцци стал немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790—1866), который проводил боль- шую работу по объединению учителей с целью обмена опытом, из- давал педагогический журнал по обучению и воспитанию. Дистервег резко критиковал сословные и национальные огра- ничения в области образования, выступал за придание ему светско- го характера. Основными принципами воспитания он считал ириродо- и куль- туросообразность и формирование самостоятельности учащегося. 38 Часть I. Педагогика Под природосообразностью он понимал возбуждение врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлением к развитию. Выдвинутый им принцип культуросообразности означал, что воспитание должно считаться не только с природой ребенка, но и с уровнем культуры данного времени и страны. Самостоятель- ность деятельности учеников Дистервег считал решающим факто- ром, определяющим личность человека, его поведение. Дистервег дополнил идею Песталоцци о развивающем обуче- нии, выдвинув ряд требований к обучению: широкое применение наглядного метода, установление связей между предметами, систе- матичность преподавания, прочность усвоения знаний, воспитыва- ющий характер обучения. Педагогические идеи Дистервега, его учебники по математике, естествознанию, географии, астрономии оказали положительное влияние на развитие образования не только в Германии, но и в дру- гих странах. В тот же период (XVIII—XIX вв.) в России активно разрабатыва- лись основы обучения и воспитания. Эти исследования связаны с именами А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Л.Н. Толстого и др. Так, например, Лев Николае- вич Толстой (1828—1910) считал свободу ребенка ведущим принци- пом обучения и воспитания, призывал к новому типу отношений между учителями и учениками, исключающему принуждение, от- стаивал идею развития личности как центральную в педагогике. Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гумани- стическое начало. Он писал, что, если учитель имеет только лю- бовь к делу, он будет хороший учитель. А если учитель имеет толь- ко любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к уче- никам. Но если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к уче- никам — это совершенный учитель. Но особое место среди просветителей и педагогов России XIX в. занимает Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870), ко- торый по праву считается основоположником отечественной науч- ной педагогики. В цельной дидактической системе Ушинский рассматривал вос- питание как общественное явление. Он считал, что предметом вос- питания является человек, а педагогика, если она хочет воспиты- вать человека во всех отношениях, прежде всего должна узнать его Глава 2. История становления педагогической науки и практики 39 во всех отношениях. Ушинский впервые обосновал тезис о том, что ≪знать человека во всех отношениях≫ — это значит изучить его физические и психические способности. Подчеркивая необходимость связи педагогики с другими наука- ми, изучающими человека, Ушинский мечтал о том времени, когда педагог будет не только учителем, но и психологом. Изучая психофизиологическую природу обучения, Ушинский сформулировал основные дидактические положения в своем фун- даментальном 2-томном труде ≪Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии≫ (1869). В этой работе не только представлен анализ психологических механизмов внима- ния, памяти, воображения, мышления и других психических про- цессов, но и обоснована необходимость их учета в образователь- ном процессе. Особое внимание Ушинский обращал на влияние не- преднамеренного воспитания, значение общественной среды, уровня культуры, приоритетов социального развития. Целью воспитания Ушинский считал формирование активной и творческой личности, подготовку человека к труду. Не отрицая положительной роли религии в формировании общественной мо- рали, он выступал в то же время за независимость науки и школы от церкви. Его система нравственного воспитания, центральное место в которой занимает формирование патриотизма, исключала автори- тарность, строилась на силе положительного примера, утверждала эффективность сотрудничества педагога и воспитанников в реше- нии задачи развития личности. Ушинский подчеркивал необходимость осознавать единство обучения и воспитания, учитывать в этом процессе возрастные особенности обучающихся и использовать деятельностный подход. Он писал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утом- ляется не деятельностью, а однообразием и односторонностью, причем чем он младше, тем больше требует разнообразия деятель- ности. Важным положением теории Ушинского следует также считать поставленную им перед учителем задачу научить учеников учиться. Он отмечал, что следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятель- но приобретать новые познания. То есть впервые в круг основных педагогических задач были выдвинуты задачи формирования по- 40 Часть I. Педагогика знавательной мотивации у учеников и вооружение их средствами учебной деятельности. На рубеже XIX и XX вв. в педагогике возникло как минимум два интересных явления —Вальдорфская педагогика и педология. Валъдорфская педагогика —оригинальное направление образова- ния и воспитания, созданное в Германии Рудольфом Штейнером (1861—925). Вальдорфская педагогика реализует систему взглядов Штейнера на общество и человека в нем, названную им антропосо- фией. Согласно Штейнеру, можно выделить три сферы жизни: ду- ховно-культурную, экономическую и политико-правовую. Основная идея воспитания ребенка, по Штейнеру, состоит в том, чтобы дать ему свободу от требований государственной власти и хозяйствен- ной деятельности до тех пор, пока он не сможет участвовать в них как гражданин. В сфере духовной жизни Штейнер настаивал на полной свободе независимых духовных объединений, которые дол- жны защищать сферу ≪чисто человеческого≫. Вальдорфская педагогика придерживается демократических взглядов на отношения между учителем и учеником, отвергая внеш- нюю школьную дисциплину. Главная задача учителя —пробуждать у детей интерес к изучаемым предметам. Значительную часть про- граммы составляет обучение искусствам: живописи, декламации, актерскому мастерству, музыке. Преподавание всех предметов осу- ществляется одним педагогом. В младших классах домашние зада- ния не обязательны и только в средней школе большое значение уделяется их обязательному выполнению. Важным положением Вальдорфской педагогики является ориентация обучения на лич- ность каждого отдельного ученика, что позволяет успешно осуще- ствлять коррекционную работу с детьми, обладающими особенно- стями психического развития. Педология —наука о ребенке, включающая данные анатомии и физиологии детства, педагогики и психологии. Педология возник- ла в США в конце XIX —начале XX в. Ее основателем был Стенли Холл (1846—924), известный как создатель психологической ≪тео- рии рекапитуляции≫ —концепции развития ребенка, опирающейся на биогенетический закон: ≪развитие индивида повторяет разви- тие рода≫. Этапы психического развития ребенка, согласно взгля- дам Холла, соответствуют эпохам человеческой цивилизации. Представители педологии считали наследственность основным и решающим фактором развития человека. Некоторые наиболее Глава 2. История становления педагогической науки и практики 41 прогрессивные сторонники педологии отмечали также и влияние среды, но при этом понимали среду очень узко, ограничиваясь семьей ребенка. Психическое развитие ребенка в педологии рас- сматривалось прежде всего как развитие его способностей или интеллекта (умение быстро находить решение задачи и быстро приспосабливаться к требованиям среды). Решающим показателем интеллектуальности для педологов являлась скорость развития за- ложенных в ребенке способностей, а в качестве основного метода изучения они использовали тесты, фиксирующие скорость мысли- тельных операций. Педология быстро получила распространение и в России. Осу- ществлялись интересные психологические исследования, апроби- ровались педагогические инновации. В 20—0-е гг. XX в. педология обслуживала социальный заказ —кампанию по ликвидации безгра- мотности. Широкое, а главное не всегда адекватное применение тестов часто приводило к занижению реальных умственных спо- собностей детей и открытию обширной сети вспомогательных школ. В 1936 г. было принято специальное постановление ≪О педо- логических извращениях в системе наркомпросов≫, осудившее увлечение тестами и произвольность в интерпретации получаемых результатов. Это негативно сказалось на развитии науки, затормо- зив разработки в области тестологии, психотехники, психологии и педагогики. В настоящее время педология все чаще упоминается в психолого-педагогических кругах как синоним комплексной науки о детстве. XX в. характеризуется созданием большого количества как чис- то педагогических теорий (например, теории обучения и воспита- ния В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко и др.), так и появлением педагогических технологий, которые использовали в качестве ме- тодологической основы разработанные теории в рамках различ- ных психологических и социологических школ и научных направ- лений. Василий Александрович Сухомлинский (1918—970) —отечествен- ный педагог, который видел смысл педагогической деятельности в воспитании во имя счастья ребенка. Основой успеха учителя, счи- тал он, является духовное богатство и щедрость его души, воспи- танность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культу- ры, умение глубоко вникать в сущность педагогического явления. 42 Часть 1. Педагогика Сухомлинский считал, что важнейшая задача школы состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца и создать условия для самораскрытия личности. ≪Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный та- лант —значит поднять личность на высокий уровень расцвета че- ловеческого достоинства≫. Определяя специфику современного состояния образователь- ного процесса и его основные задачи, Сухомлинский писал, что ≪мир вступает в век Человека≫, поэтому мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека. Антон Семенович Макаренко (1888—939) —отечественный педагог, который разработал теорию и методику воспитания в коллективе, на практике осуществил соединение обучения с производительным тру- дом учащихся. Создавая теорию детского коллектива, Макаренко осо- бое внимание уделял индивидуализации воспитания и придавал боль- шое значение формированию педагогического коллектива, считая, что если воспитатели не объединены в коллектив, который не имеет единого плана работы, единого тона и подхода к ребенку, то не мо- жет быть речи ни о каком воспитательном процессе. Теории, которые были разработаны в рамках различных психо- логических и социологических научных направлений и использо- вались в качестве методологической основы современных педаго- гических систем, будут подробно рассмотрены в главах ≪Воспита- ние≫ и ≪Обучение≫. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|