Системой образования
Управление —это деятельность, направленная на выработку ре- шения, организацию, контроль, регулирование объекта управле- ния в соответствии с заданной целью на основе достоверной ин- формации. Объектами управления могут выступать любые, в том числе и социальные, системы (например, система образования страны, края, области, города или округа). Субъектами управления системы образования выступают Министерство образования РФ, управления образования края, области или города, окружные отде- лы образования. Общие принципы управления педагогическими системами: •демократизация и гуманизация управления педагогически- ми системами (делегирование прав и полномочий снизу вверх и наоборот); •системность и целостность в управлении; •научность —необходимость учета определенных законов и за- кономерностей развития систем; •рациональное сочетание централизации и децентрализации; •единство единоначалия и коллегиальности в управлении; •оптимальность и эффективность —отбор адекватных и эконо- мичных методов решения управленческих задач; •объективность и полнота информации в управлении педагоги- ческими системами. Государственный характер системы образования означает преж- де всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в Законе Российской Фе- дерации ≪Об образовании≫, принятом в 1992 г. В соответствии с за- коном сфера образования в Российской Федерации провозглашает- ся приоритетной, т.е. успехи России в социально-экономической, политической, международной сферах связываются с успехами в си- стеме образования. Приоритетность сферы образования предпола- Глава S. Управление педагогическими системами 161 гает также первостепенное решение материальных, финансовых проблем системы образования. Организационной основой государ- ственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом за- конодательной власти —Федеральным Собранием РФ на определен- ный промежуток времени. Федеральная программа —это организа- ционно-управленческий проект, содержание которого определяется как общими принципами государственной политики в сфере образо- вания, так и объективными данными проведенного анализа состоя- ния, тенденций и перспектив развития образования. Поэтому про- грамма содержит три основных раздела: аналитический (освещение состояния и тенденций развития образования); концептуальный (изложение основных целей, задач, этапов программной деятельно- сти) и организационный (определение основных мероприятий и критерии их эффективности). Государственный характер управления системой образования закреплен следующей совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в Законе РФ ≪Об образовании≫. Гуманистический характер образования, приоритет общечело- веческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного раз- вития личности; воспитание гражданственности и любви к Родине. Единство федерального, культурного и образовательного про- странства; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонациональ- ного государства. Общедоступность образования, адаптивность системы образо- вания к уровням и особенностям развития и подготовки обучаю- щихся воспитанников. Светский характер образования в государственных, муници- пальных образовательных учреждениях. Свобода и плюрализм в образовании. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреж- дений. Государственный характер управления образованием проявляет- ся также в соблюдении органами управления государственных гаран- тий прав граждан РФ на образование независимо от расы, националь- ности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, иму- 11 - 4455 162 Часть 1. Педагогика щественного и должностного положения, социального происхожде- ния, места жительства, отношения к религии, убеждений. Органы управления образованием на местах проводят государст- венную политику путем соблюдения государственных образователь- ных стандартов, включающих федеральный и национально-регио- нальный компоненты с установлением обязательного минимума содержания образовательных программ, максимального объема учеб- ной нагрузки обучающихся, требований к уровню подготовки выпуск- ников. Задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и самореализации личности. Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются соответствующие государ- ственные органы управления образованием: федеральные, ведом- ственные, республиканские, краевые, областные, городские. Государственные органы управления —министерства образова- ния, управления образованием в краях, областях, автономных окру- гах в границах своей компетенции решают такие вопросы, как раз- работка и реализация целевых федеральных и международных про- грамм; разработка государственных стандартов и установление эквивалентности документов об образовании; государственная ак- кредитация образовательных учреждений, расширение границ об- щественной аккредитации; аттестация педагогических кадров; фор- мирование системы образования в стране и конкретном регионе, определение перечня профессий и специальностей, по которым ве- дется профессиональная подготовка; финансирование образова- тельных учреждений, создание государственных фондов стабилиза- ции и развития системы образования; разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений; прогно- зирование сети образовательных учреждений; контроль за исполне- нием законодательства РФ в бюджетной и финансовой дисциплине в системе образования. Для современного состояния системы управления образовани- ем наиболее характерен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низ- шим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные ор- ганы сосредоточивают усилия на решении конкретных финансо- вых, кадровых, материальных, организационных проблем. Глава 8. Управление педагогическими системами 163 Общеобразовательная школа как сложная динамическая соци- альная система выступает объектом внутришкольного управления. Такое управление представляет собой целенаправленное созна- тельное взаимодействие участников педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью дости- жения оптимального результата. В дальнейшем процесс управле- ния педагогическими системами рассмотрим на примере системы управления общеобразовательной школой. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|