Здавалка
Главная | Обратная связь

Системой образования



Управление —это деятельность, направленная на выработку ре-

шения, организацию, контроль, регулирование объекта управле-

ния в соответствии с заданной целью на основе достоверной ин-

формации. Объектами управления могут выступать любые, в том

числе и социальные, системы (например, система образования

страны, края, области, города или округа). Субъектами управления

системы образования выступают Министерство образования РФ,

управления образования края, области или города, окружные отде-

лы образования.

Общие принципы управления педагогическими системами:

•демократизация и гуманизация управления педагогически-

ми системами (делегирование прав и полномочий снизу вверх и

наоборот);

•системность и целостность в управлении;

•научность —необходимость учета определенных законов и за-

кономерностей развития систем;

•рациональное сочетание централизации и децентрализации;

•единство единоначалия и коллегиальности в управлении;

•оптимальность и эффективность —отбор адекватных и эконо-

мичных методов решения управленческих задач;

•объективность и полнота информации в управлении педагоги-

ческими системами.

Государственный характер системы образования означает преж-

де всего, что в стране проводится единая государственная политика

в области образования, зафиксированная в Законе Российской Фе-

дерации ≪Об образовании≫, принятом в 1992 г. В соответствии с за-

коном сфера образования в Российской Федерации провозглашает-

ся приоритетной, т.е. успехи России в социально-экономической,

политической, международной сферах связываются с успехами в си-

стеме образования. Приоритетность сферы образования предпола-

Глава S. Управление педагогическими системами 161

гает также первостепенное решение материальных, финансовых

проблем системы образования. Организационной основой государ-

ственной политики в области образования является Федеральная

программа развития образования, принимаемая высшим органом за-

конодательной власти —Федеральным Собранием РФ на определен-

ный промежуток времени. Федеральная программа —это организа-

ционно-управленческий проект, содержание которого определяется

как общими принципами государственной политики в сфере образо-

вания, так и объективными данными проведенного анализа состоя-

ния, тенденций и перспектив развития образования. Поэтому про-

грамма содержит три основных раздела: аналитический (освещение

состояния и тенденций развития образования); концептуальный

(изложение основных целей, задач, этапов программной деятельно-

сти) и организационный (определение основных мероприятий и

критерии их эффективности).

Государственный характер управления системой образования

закреплен следующей совокупностью принципов государственной

политики в области образования, сформулированных в Законе РФ

≪Об образовании≫.

Гуманистический характер образования, приоритет общечело-

веческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного раз-

вития личности; воспитание гражданственности и любви к Родине.

Единство федерального, культурного и образовательного про-

странства; защита системой образования национальных культур и

региональных культурных традиций в условиях многонациональ-

ного государства.

Общедоступность образования, адаптивность системы образо-

вания к уровням и особенностям развития и подготовки обучаю-

щихся воспитанников.

Светский характер образования в государственных, муници-

пальных образовательных учреждениях.

Свобода и плюрализм в образовании.

Демократический, государственно-общественный характер

управления образованием, автономность образовательных учреж-

дений.

Государственный характер управления образованием проявляет-

ся также в соблюдении органами управления государственных гаран-

тий прав граждан РФ на образование независимо от расы, националь-

ности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, иму-

11 - 4455

162 Часть 1. Педагогика

щественного и должностного положения, социального происхожде-

ния, места жительства, отношения к религии, убеждений.

Органы управления образованием на местах проводят государст-

венную политику путем соблюдения государственных образователь-

ных стандартов, включающих федеральный и национально-регио-

нальный компоненты с установлением обязательного минимума

содержания образовательных программ, максимального объема учеб-

ной нагрузки обучающихся, требований к уровню подготовки выпуск-

ников. Задача органов управления образованием состоит не только в

формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании

условий для самоопределения и самореализации личности.

Для последовательного проведения государственной политики

в сфере образования в стране создаются соответствующие государ-

ственные органы управления образованием: федеральные, ведом-

ственные, республиканские, краевые, областные, городские.

Государственные органы управления —министерства образова-

ния, управления образованием в краях, областях, автономных окру-

гах в границах своей компетенции решают такие вопросы, как раз-

работка и реализация целевых федеральных и международных про-

грамм; разработка государственных стандартов и установление

эквивалентности документов об образовании; государственная ак-

кредитация образовательных учреждений, расширение границ об-

щественной аккредитации; аттестация педагогических кадров; фор-

мирование системы образования в стране и конкретном регионе,

определение перечня профессий и специальностей, по которым ве-

дется профессиональная подготовка; финансирование образова-

тельных учреждений, создание государственных фондов стабилиза-

ции и развития системы образования; разработка государственных

нормативов финансирования образовательных учреждений; прогно-

зирование сети образовательных учреждений; контроль за исполне-

нием законодательства РФ в бюджетной и финансовой дисциплине

в системе образования.

Для современного состояния системы управления образовани-

ем наиболее характерен процесс децентрализации, т.е. передача

ряда функций и полномочий от высших органов управления низ-

шим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее

общие стратегические направления, а региональные и местные ор-

ганы сосредоточивают усилия на решении конкретных финансо-

вых, кадровых, материальных, организационных проблем.

Глава 8. Управление педагогическими системами 163

Общеобразовательная школа как сложная динамическая соци-

альная система выступает объектом внутришкольного управления.

Такое управление представляет собой целенаправленное созна-

тельное взаимодействие участников педагогического процесса на

основе познания его объективных закономерностей с целью дости-

жения оптимального результата. В дальнейшем процесс управле-

ния педагогическими системами рассмотрим на примере системы

управления общеобразовательной школой.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.