Здавалка
Главная | Обратная связь

Роль организации в управлении



Одна из отличительных особенностей современной системы

образования —переход от государственного к государственно-об-

щественному управлению образованием. Основная идея государст-

венно-общественного управления образованием состоит в том, что-

бы объединить усилия государства и общества в решении проблем

образования, предоставить учителям, учащимся, родителям боль-

ше прав и свобод в выборе содержания, форм и методой организа-

ции учебного процесса, в выборе различных типов образователь-

ных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека

не только объектом образования, но и его активным субъектом, са-

мостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра об-

разовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Общественный характер управления системой образования про-

является в том, что наряду с органами государственной власти созда-

ются общественные органы, в которые входят представители учи-

тельского и ученического коллективов, родителей, и общественно-

сти. Их участие в управлении создает реальные предпосылки для

создания атмосферы научного поиска и положительного психологи-

ческого климата в коллективе школы. Реальным воплощением обще-

ственного характера управления образованием является деятель-

ность коллективного органа управления —совета школы. Функции и

содержание работы совета определяются ≪Временным положением

о государственных общеобразовательных учебных заведениях в Рос-

сийской Федерации≫.

Высшим руководящим органом школы является конференция,

которая проводится не реже одного раза в год. Конференция име-

ет широкие полномочия: на общешкольной конференции избира-

Глава 8. Управление педагогическими системами 171

ется совет школы, его председатель, определяется срок их деятель-

ности. Каждое учебное заведение принимает на конференции

устав учебного заведения, учитывающий реальное состояние, цели,

задачи, перспективы своего развития. Таким образом, устав одной

общеобразовательной школы в своих деталях может отличаться от

устава другой школы, но общая направленность устава задается

≪Временным положением о государственных общеобразователь-

ных учебных заведениях≫. Как коллегиальный орган совет школы

утверждает основные направления развития, пути повышения ка-

чества учебно-воспитательного процесса, определяет язык обуче-

ния. Совет школы может создавать временные или постоянные ко-

миссии, штабы, советы по различным направлениям работы учеб-

ного заведения и устанавливает их права, обязанности, границы

полномочий. Делегатами конференции с правом решающего голо-

са на собраниях своих коллективов избираются учащиеся II и III

ступеней, учителя и другие работники учебного заведения, родите-

ли (лица, их заменяющие), представители общественности.

В период между конференциями в роли высшего руководящего

органа выступает совет школы (учебного заведения).

Деятельность совета школы осуществляется по следующим

основным направлениям:

•организует выполнение решений конференций;

•наряду с родителями (лицами, их заменяющими) обеспечива-

ет социальную защиту учащихся при рассмотрении в государствен-

ных и общественных органах вопросов, затрагивающих интересы

этих учащихся;

•устанавливает возраст учащихся при наборе в 1 класс, необхо-

димость и вид ученической формы;

•рассматривает отчеты расходования бюджетных ассигнова-

ний, формирует собственный фонд, определяет направление исполь-

зования бюджетных и внебюджетных средств учебного заведения;

•заслушивает отчеты о работе директора школы, его заместите-

лей, отдельных педагогов;

•совместно с администрацией учебного заведения и его обще-

ственными организациями создает условия для педагогического об-

разования родителей.

Совет школы, как правило, возглавляемый одним из представи-

телей общественности или родителей, работает в тесном контакте

с администрацией школы и общественными организациями. Совет

172 Часть 1. Педагогика

доводит свои решения до сведения родителей или лиц, их заменя-

ющих. Решение совета считается правомочным, если за его приня-

тие проголосовало не менее двух третей присутствующих членов

совета.

Педагогический совет создается в соответствии с ≪Временным по-

ложением о государственных общеобразовательных учебных заве-

дениях Российской Федерации≫. Состав, структура и содержание

его деятельности определяется Уставом школы. Руководит работой

педагогического совета избираемый педагогическим коллективом

председатель. Деятельность совета школы и педагогического сове-

та дополняют друг друга. Педагогический совет —это совет про-

фессионалов, работающих в одном педагогическом коллективе, он

призван решать вопросы, связанные непосредственно с организа-

цией учебно-воспитательного процесса. Деятельность педагогиче-

ского совета направлена на решение таких задач, как:

•обсуждение, оценка и отбор учебных планов, программ, учеб-

ников и учебных пособий, соответствующих требованиям государст-

венных стандартов; внедрение методов и форм учебно-воспитатель-

ного процесса;

•обсуждение работы коллектива школы по выполнению перс-

пективных, годовых и текущих планов;

•организация работы по повышению квалификации педагогов,

развитию творческой активности, формированию инновационной

среды, изучению, обобщению и распространению передового педа-

гогического опыта;

•проведение аттестации педагогических работников, ходатай-

ство перед органами управления образования о присвоении катего-

рий, званий, разрядов;

•рассмотрение и утверждение кандидатур учителей на стажи-

ровку, курсы повышения квалификации, в аспирантуру, представле-

ние к различным формам поощрения;

•определение основных направлений взаимодействия школы с

научно-исследовательскими учреждениями, учебными заведениями,

государственными и общественными организациями; организация

экспериментальной работы.

Одним из важнейших показателей усиления общественного ха-

рактера управления образованием является разгосударствление си-

стемы образования и диверсификация образовательных учрежде-

Глава 8. Управление педагогическими системами 173

Разгосударствление означает, что наряду с государственными

возникают негосударственные учебные заведения, они перестают

быть структурами государственного аппарата, педагоги и воспита-

тели, учащиеся и родители действуют на основе собственных инте-

ресов, запросов региональных, национальных, профессиональ-

ных, конфессиональных объединений и групп.

Диверсификция (от лат. —разнообразие, разносторонее разви-

тие) образовательных учреждений предполагает одновременное

развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев,

колледжей, школ с углубленным изучением отдельных предметов — как государственных, так и негосударственных.

В заключение укажем некоторые особенности управления него-

сударственным образовательным учреждением. Руководство него-

сударственным образовательным учреждением осуществляет непо-

средственно его учредитель или по его поручению попечительский

совет, формируемый по усмотрению учредителя. Негосударствен-

ное образовательное учреждение имеет свой Устав, в котором

определены правомочия попечительского совета, структура управ-

ления, порядок 'Назначения и выборов руководителя образователь-

ного учреждения.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем роль педагогического анализа в управлении школой как педагогиче-

ской системой?

2. Назовите направления деятельности педагогического совета школы.

3. Назовите основные признаки государственного управления образованием.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Управленческая культура руководителя образовательного учреждения.

2. Сравнительный анализ моделей управления государственным и негосударст-

венным учебным заведением.

3. Роль и виды контроля в системе внутришкольного управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. М., 1996.

2. Вестник образования: Справочно-информациониое издание Министерства.

М., 1991.

3. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред.

Т.И. Шамовой. М., 1991.

4. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса

и управление школой. М., 1986.

5. Копаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М., 1993.

174 Часть I. Педагогика

6. Кондакова М.И. Теоретические основы школоведения. М., 1982.

7. Лазарев B.C. и др. Руководство педагогическим коллективом: модели и мето-

ды. М., 1995.

8. Поздняк Л.В., Лященко Н.И. Управление дошкольным образованием. М., 2000.

9. Портнов М.Л. Труд руководителя школы. М., 1984.

10. Раченко И.П. НОТ учителя. М., 1989.

11. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1979.

12. Управление современной школой: Пособие для директора / Под ред.

М.М. Поташника. М., 1992.

13. Фролов П.Т. Школа молодого директора. М., 1988.

Часть II

ПСИХОЛОГИЯ

Глава 1. Предмет психологии, ее методология

и методы







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.