Здавалка
Главная | Обратная связь

Педагогическими системами



Взаимодействие участников целостного педагогического про-

цесса складывается как последовательность взаимосвязанных дей-

ствий педагогического анализа, целеполагания и планирования,

организации, контроля и регулирования.

Виды и содержание педагогического анализа: параметрическийf те-

матический и итоговый.

Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной ин-

формации о ходе и результатах образовательного процесса, выяв-

166 Часть I. Педагогика

ление причин, нарушающих его. Предметом параметрического

анализа является изучение текущей успеваемости, дисциплины в

классах и школе за день и за неделю, посещаемость уроков и вне-

классных занятий, соблюдения расписания занятий и др. Парамет-

рический анализ осуществляется директором школы и его замести-

телями. Параметрический анализ —это не просто констатация

фактов, а их сравнение, обобщение, поиск причин их возникнове-

ния и прогнозирование возможных последствий. Результаты тако-

го анализа и принятые на их основе решения требуют оперативно-

го выполнения.

Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых,

повторяющихся явлений, тенденций в ходе и результатах педагоги-

ческого процесса. В содержании тематического анализа в большей

мере проявляется системный подход к изучению урочной и вне-

урочной деятельности. Содержание тематического анализа состав-

ляют такие комплексные проблемы; как оптимальное сочетание

методов обучения, формирование системы знаний учащихся, сис-

темы работы учителей, деятельность педагогического коллектива

по формированию инновационной среды в школе и др. Опираясь

на данные параметрического анализа, руководители школы в ходе

тематического анализа подготавливают и обосновывают содержа-

ние и технологию итогового анализа.

Итоговый анализ охватывает более значительные временные,

пространственные или содержательные рамки. Он проводится по

завершении учебной четверти, полугодия, учебного года и направ-

лен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их

достижения. Информация для итогового анализа складывается из

данных параметрического и тематического анализа, итоговых кон-

трольных работ, из данных официальных отчетов, представляе-

мых учителями, классными руководителями, представителями ад-

министрации школы и общественных организаций.

Процесс управления любой педагогической системой предпо-

лагает постановку целей (целеполагание) и принятие решений (пла-

нирование). Педагогическая деятельность целенаправленна. При

этом цели и задачи, решаемые педагогами, социально значимы, так

как являются отражением общих целей и задач, стоящих перед об-

ществом. Цель управленческой деятельности —это начало, кото-

рое определяет общее направление, содержание, формы и методы

работы.

Глава 8. Управление педагогическими системами 167

Особенности целеполагания в управлении педагогическими си-

стемами состоят в том, что при разработке иерархии целей и задач

недостаточно знать лишь объективные требования общества. Не-

обходимо соотнести общую цель управленческой деятельности с

возрастными и индивидуально-психологическими особенностями

учащихся, когда педагогические цели являются результатом вопло-

щения требований, предъявляемых человеку обществом.

Планирование в управлении школой выступает как принятие

решения на основе соотношения результатов педагогического ана-

лиза изучаемого явления с запрограммированной целью. Принима-

емые решения могут быть рассчитаны на перспективу или направ-

лены на решение текущих оперативных задач. Обычно выделяют

следующие виды планов: перспективные, годовые, текущие.

Перспективный план разрабатывается на основе анализа работы

школы за последние годы и составляется обычно на 5 лет. Пример-

ная структура перспективного плана:

1. Задачи школы на планируемый срок.

2. Перспективы развития контингента учащихся по годам.

3. Перспективы обновления учебно-воспитательного процесса,

внедрение педагогических инноваций.

4. Возможное количество классов и потребность школы в педа-

гогических кадрах.

5. Повышение квалификации педагогических кадров.

6. Развитие материально-технической базы и учебно-методиче-

ское оснащение школы (приобретение средств обучения, обновле-

ние оборудования, оформление кабинетов, пополнение фондов

библиотеки и др.).

7. Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их

быта, условий труда и отдыха.

Годовой план охватывает весь учебный год, включая летние ка-

никулы. Подготовка такого плана осуществляется в течение теку-

щего учебного года и обычно проходит следующие этапы: в первой

учебной четверти директор школы, его заместители и руководите-

ли школьных служб изучают новые нормативные, инструктивные

документы по вопросам образования; во второй четверти под руко-

водством директора школы создается группа по разработке проек-

та плана, определяются формы сбора необходимой информации; в

третьей четверти анализируется получаемая информация, заслуши-

ваются отчеты о работе членов комиссии, выявляются причины

168 Часть I. Педагогика

возникающих трудностей и пути их устранения; в четвертой чет-

верти обсуждается проект плана на следующий учебный год, котот

рый утверждается на заседании совета школы.

Примерное содержание годового плана работы школы:

1. Краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и

задачи на новый учебный год.

2. Работа коллектива школы по выполнению всеобуча (меро-

приятия, направленные на получение детьми общего и среднего

образования; оказание материальной помощи детям, не имеющим

родителей; организация обучения детей на дому; оказание помощи

трудновоспитуемым, педагогически запущенным детям; создание

условий для индивидуально-творческого развития детей).

3. Деятельность педагогического коллектива по повышению

качества учебно-воспитательного процесса (индивидуализация и

дифференциация обучения, использование современных форм ор-

ганизации процесса обучения; внеурочная и внеклассная работа;

развитие ученического самоуправления и др.).

4. Совместная работа школы, семьи, общественности, трудо-

вых коллективов по воспитанию учащихся (повышение педагоги-

ческой культуры родителей: проведение педагогических лектори-

ев, общешкольных педагогических конференций, дней открытых

дверей для родителей, консультирование и др.).

5. Работа с педагогическими кадрами (проведение аттестации

педагогических кадров; организация работы школы передового пе-

дагогического опыта; определение содержания деятельности мето-

дических объединений; формирование инновационной среды в

школе; проведение педагогических советов, семинаров, конферен-

ций, педагогических чтений и др.).

6. Система внутришкольного контроля.

7. Укрепление материальной базы школы (инвентаризация ма-

териальных ценностей, программа оформления и переоборудова-

ния учебных кабинетов, комплектование фондов школьной биб-

лиотеки и др.).

8. Организационно-педагогические мероприятия (тематика засе-

даний совета школы, педагогического совета, производственных от-

ношений; распределение обязанностей между администрацией шко-

лы, единого режима работы, графика дежурства, распределение учеб-

ной нагрузки, классное руководство, заведование кабинетами и др.).

Текущий план составляется на учебную четверть и является

конкретизацией годового плана.

Глава 8. Управление педагогическими системами 169

Виды, формы и методы внутришкольного контроля

Тематический контроль направлен на углубленное изучение

какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педаго-

гического коллектива или отдельного учителя; на младшей или

старшей ступени школьного обучения; в отдельном направлении

воспитательного процесса. Содержание тематического контроля

составляют различные направления педагогического процесса, ча-

стные вопросы, изучаемые глубоко и целенаправленно. Содержа-

ние тематического контроля составляют вводимые в школе инно-

вации, результаты внедрения передового педагогического опыта.

Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение де-

ятельности педагогического коллектива, методического объедине-

ния или отдельного учителя. Поскольку данный вид контроля до-

статочно трудоемок, на практике его используют не более

двух-трех раз в учебном году. При фронтальном контроле деятель-

ности отдельного учителя, например при проведении аттестации,

изучаются все направления его работы —учебной, воспитательной,

общественно-педагогической, управленческой.

В зависимости от того, кто или что подвергается контролю, вы-

деляют следующие его формы.

Персональный контроль осуществляется за работой отдельного

педагога, может быть тематическим или фронтальным. В деятель-

ности учителя персональный контроль выступает как средство са-

моуправления педагога, как стимул в его профессиональном ста-

новлении.

Классно-обобщающий контроль применяется при изучении груп-

пы факторов, влияющих на формирование классного коллектива в

учебной и внеучебной деятельности. Предметом такого контроля

выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, сис-

тема их работы по индивидуализации и дифференциации, разви-

тие познавательных способностей учащихся, динамика успеваемо-

сти учеников, состояние дисциплины и культуры поведения.

Предметно-обобщающий контроль используется в тех случаях, ког-

да изучается состояние и качество преподавания отдельного пред-

мета в одном классе, в параллели классов или в школе. Для прове-

дения такого контроля привлекается администрация и представи-

тели соответствующих методических объединений школы.

Тематически-обобщающий контроль имеет своей целью изучение

работы разных педагогов в разных классах, но по отдельным на-

170 Часть I. Педагогика

правлениям учебно-воспитательного процесса (например, разви-

тие учебной мотивации, формирование основ эстетической культу-

ры и др.).

Комплексно-обобщающий контроль используется при осуществле-

нии контроля за организацией изучения ряда учебных дисциплин в

одном или нескольких классах. Такой тип контроля, обеспечиваю-

щий достоверную, объективную обобщающую информацию, необ-

ходим на этапе педагогического анализа, целеполагания, принятия

решений и организации их выполнения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.