Педагогическими системами
Взаимодействие участников целостного педагогического про- цесса складывается как последовательность взаимосвязанных дей- ствий педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля и регулирования. Виды и содержание педагогического анализа: параметрическийf те- матический и итоговый. Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной ин- формации о ходе и результатах образовательного процесса, выяв- 166 Часть I. Педагогика ление причин, нарушающих его. Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, дисциплины в классах и школе за день и за неделю, посещаемость уроков и вне- классных занятий, соблюдения расписания занятий и др. Парамет- рический анализ осуществляется директором школы и его замести- телями. Параметрический анализ —это не просто констатация фактов, а их сравнение, обобщение, поиск причин их возникнове- ния и прогнозирование возможных последствий. Результаты тако- го анализа и принятые на их основе решения требуют оперативно- го выполнения. Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся явлений, тенденций в ходе и результатах педагоги- ческого процесса. В содержании тематического анализа в большей мере проявляется системный подход к изучению урочной и вне- урочной деятельности. Содержание тематического анализа состав- ляют такие комплексные проблемы; как оптимальное сочетание методов обучения, формирование системы знаний учащихся, сис- темы работы учителей, деятельность педагогического коллектива по формированию инновационной среды в школе и др. Опираясь на данные параметрического анализа, руководители школы в ходе тематического анализа подготавливают и обосновывают содержа- ние и технологию итогового анализа. Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится по завершении учебной четверти, полугодия, учебного года и направ- лен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения. Информация для итогового анализа складывается из данных параметрического и тематического анализа, итоговых кон- трольных работ, из данных официальных отчетов, представляе- мых учителями, классными руководителями, представителями ад- министрации школы и общественных организаций. Процесс управления любой педагогической системой предпо- лагает постановку целей (целеполагание) и принятие решений (пла- нирование). Педагогическая деятельность целенаправленна. При этом цели и задачи, решаемые педагогами, социально значимы, так как являются отражением общих целей и задач, стоящих перед об- ществом. Цель управленческой деятельности —это начало, кото- рое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы. Глава 8. Управление педагогическими системами 167 Особенности целеполагания в управлении педагогическими си- стемами состоят в том, что при разработке иерархии целей и задач недостаточно знать лишь объективные требования общества. Не- обходимо соотнести общую цель управленческой деятельности с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями учащихся, когда педагогические цели являются результатом вопло- щения требований, предъявляемых человеку обществом. Планирование в управлении школой выступает как принятие решения на основе соотношения результатов педагогического ана- лиза изучаемого явления с запрограммированной целью. Принима- емые решения могут быть рассчитаны на перспективу или направ- лены на решение текущих оперативных задач. Обычно выделяют следующие виды планов: перспективные, годовые, текущие. Перспективный план разрабатывается на основе анализа работы школы за последние годы и составляется обычно на 5 лет. Пример- ная структура перспективного плана: 1. Задачи школы на планируемый срок. 2. Перспективы развития контингента учащихся по годам. 3. Перспективы обновления учебно-воспитательного процесса, внедрение педагогических инноваций. 4. Возможное количество классов и потребность школы в педа- гогических кадрах. 5. Повышение квалификации педагогических кадров. 6. Развитие материально-технической базы и учебно-методиче- ское оснащение школы (приобретение средств обучения, обновле- ние оборудования, оформление кабинетов, пополнение фондов библиотеки и др.). 7. Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий труда и отдыха. Годовой план охватывает весь учебный год, включая летние ка- никулы. Подготовка такого плана осуществляется в течение теку- щего учебного года и обычно проходит следующие этапы: в первой учебной четверти директор школы, его заместители и руководите- ли школьных служб изучают новые нормативные, инструктивные документы по вопросам образования; во второй четверти под руко- водством директора школы создается группа по разработке проек- та плана, определяются формы сбора необходимой информации; в третьей четверти анализируется получаемая информация, заслуши- ваются отчеты о работе членов комиссии, выявляются причины 168 Часть I. Педагогика возникающих трудностей и пути их устранения; в четвертой чет- верти обсуждается проект плана на следующий учебный год, котот рый утверждается на заседании совета школы. Примерное содержание годового плана работы школы: 1. Краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и задачи на новый учебный год. 2. Работа коллектива школы по выполнению всеобуча (меро- приятия, направленные на получение детьми общего и среднего образования; оказание материальной помощи детям, не имеющим родителей; организация обучения детей на дому; оказание помощи трудновоспитуемым, педагогически запущенным детям; создание условий для индивидуально-творческого развития детей). 3. Деятельность педагогического коллектива по повышению качества учебно-воспитательного процесса (индивидуализация и дифференциация обучения, использование современных форм ор- ганизации процесса обучения; внеурочная и внеклассная работа; развитие ученического самоуправления и др.). 4. Совместная работа школы, семьи, общественности, трудо- вых коллективов по воспитанию учащихся (повышение педагоги- ческой культуры родителей: проведение педагогических лектори- ев, общешкольных педагогических конференций, дней открытых дверей для родителей, консультирование и др.). 5. Работа с педагогическими кадрами (проведение аттестации педагогических кадров; организация работы школы передового пе- дагогического опыта; определение содержания деятельности мето- дических объединений; формирование инновационной среды в школе; проведение педагогических советов, семинаров, конферен- ций, педагогических чтений и др.). 6. Система внутришкольного контроля. 7. Укрепление материальной базы школы (инвентаризация ма- териальных ценностей, программа оформления и переоборудова- ния учебных кабинетов, комплектование фондов школьной биб- лиотеки и др.). 8. Организационно-педагогические мероприятия (тематика засе- даний совета школы, педагогического совета, производственных от- ношений; распределение обязанностей между администрацией шко- лы, единого режима работы, графика дежурства, распределение учеб- ной нагрузки, классное руководство, заведование кабинетами и др.). Текущий план составляется на учебную четверть и является конкретизацией годового плана. Глава 8. Управление педагогическими системами 169 Виды, формы и методы внутришкольного контроля Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педаго- гического коллектива или отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в отдельном направлении воспитательного процесса. Содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, ча- стные вопросы, изучаемые глубоко и целенаправленно. Содержа- ние тематического контроля составляют вводимые в школе инно- вации, результаты внедрения передового педагогического опыта. Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение де- ятельности педагогического коллектива, методического объедине- ния или отдельного учителя. Поскольку данный вид контроля до- статочно трудоемок, на практике его используют не более двух-трех раз в учебном году. При фронтальном контроле деятель- ности отдельного учителя, например при проведении аттестации, изучаются все направления его работы —учебной, воспитательной, общественно-педагогической, управленческой. В зависимости от того, кто или что подвергается контролю, вы- деляют следующие его формы. Персональный контроль осуществляется за работой отдельного педагога, может быть тематическим или фронтальным. В деятель- ности учителя персональный контроль выступает как средство са- моуправления педагога, как стимул в его профессиональном ста- новлении. Классно-обобщающий контроль применяется при изучении груп- пы факторов, влияющих на формирование классного коллектива в учебной и внеучебной деятельности. Предметом такого контроля выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, сис- тема их работы по индивидуализации и дифференциации, разви- тие познавательных способностей учащихся, динамика успеваемо- сти учеников, состояние дисциплины и культуры поведения. Предметно-обобщающий контроль используется в тех случаях, ког- да изучается состояние и качество преподавания отдельного пред- мета в одном классе, в параллели классов или в школе. Для прове- дения такого контроля привлекается администрация и представи- тели соответствующих методических объединений школы. Тематически-обобщающий контроль имеет своей целью изучение работы разных педагогов в разных классах, но по отдельным на- 170 Часть I. Педагогика правлениям учебно-воспитательного процесса (например, разви- тие учебной мотивации, формирование основ эстетической культу- ры и др.). Комплексно-обобщающий контроль используется при осуществле- нии контроля за организацией изучения ряда учебных дисциплин в одном или нескольких классах. Такой тип контроля, обеспечиваю- щий достоверную, объективную обобщающую информацию, необ- ходим на этапе педагогического анализа, целеполагания, принятия решений и организации их выполнения. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|