Предмет психологии. Связь психологии с другими науками
Психология — (psyche — душа, и logos — наука) — одна из основ- ных наук о человеке. Она возникла еще в Древней Греции, на рубе- же VII—VI вв. до н.э., когда люди впервые начали задаваться вопро- сами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души. В течение веков предмет психологии и методы исследования душевной жизни существенно изменялись. Современная психоло- гия изучает факты и закономерности психической жизни, особен- ности ее развития и функционирования. Особенно большое значе- ние для объективного исследования психики имело появление экс- периментальных методов, которые дают возможность достоверно изучить познавательные способности и качества личности, выя- вить динамику их становления. Психология связана чрезвычайно многообразными узами с са- мыми различными областями науки и культуры. С момента своего возникновения она была ориентирована на философию, фактиче- ски являясь на протяжении нескольких столетий одним из разде- лов этой науки. В античности уровень развития философских зна- ний главным образом и влиял на психологию и проблемы, кото- рые перед ней возникали. Так, в III в. до н.э произошло изменение философских интересов, связанное с тем, что в центре познания оказались не общие законы природы или общества, а человек, хотя и рассматривавшийся в общей картине мира, но принципиально отличающийся от других живых существ. Это привело к появлению новых проблем и в психологии, возникно- вению вопросов о природе отличий психики человека, содержа- нии его души. Главным вопросом изучения психологии становит- ся вопрос не столько о психике вообще, сколько о психике чело- века. Связь психологии с философией была на протяжении веков тесной, хотя и не всегда стабильной; так, в начале XIX в. наблюда- 12-4455 178 Часть II. Психология лось некоторое ее ослабление, но уже к середине XX в. она вновь укрепляется. В то же время в работах многих психологов четко просматрива- ется связь с этнографией, социологией, теорией культуры, искусст- воведением, логикой, языкознанием. Многое связывает психологию и с математикой, биологией, меди- циной и педагогикой. Еще Пифагор показал значение математики для психологии, а Платон утверждал, что без математики, прежде всего геометрии, невозможно заниматься ни философией, ни психо- логией. В дальнейшем влияние математики на психологию несколь- ко ослабевает, однако в Новое время ученые снова подчеркивали ее значение для психологии, а Лейбниц даже стремился раскрыть первоэлементы психики, ≪монады≫, на которые раскладывается, а по- том соединяется в целое мировая душа, по аналогии с изобретенным им дифференциальным и интегральным исчислением. С этого времени математика играла неизменно большую роль в психологическом знании, становясь одним из важнейших факто- ров ее превращения в объективную науку (возможность математи- ческой обработки полученного материала), а иногда и значимым параметром психического развития как такового (например, как развитие логического мышления). Гиппок.рат.-И_ Аристотель одними из первых связали психоло- гию с естествознанием. В дальнейшем, в период эллинизма, эта связь была упрочнена в работах Галена, а в средневековый период в исследованиях многих арабских мыслителей (Ибн Сина, Ибн аль-Хайсам), которые являлись не только философами и психоло- гами, но и врачами. В XIX в., после открытий Ч. Дарвина, развития его эволюцион- ной теории, оказавшей огромное влияние на психологию, связь этих двух наук еще более упрочилась. Работы Г. Фехнера, Г. Гель- мгольца, Ф. Дондерса и других ученых не только дали важнейший материал для психологических исследований, но и послужили основой для становления многих областей психологии — психомет- рии, дифференциальной психологии, психофизиологии, клиниче- ской психологии. Таким образом, с середины XIX в. психология в первую очередь была ориентирована именно на биологические, ес- тественные науки, а не на философию. Точно так же связь психологии с педагогикой, возникшая еще в античности, оставалась достаточно слабой до периода Просвете- Глава 1. Предмет психологии, ее методология и методы 179 ния. Начиная с этого времени проблемы педагогики, требования педагогической практики стали одним из ведущих факторов, влия- ющих на психологическую проблематику. Изменение предмета психологии и ее связей с другими науками привело к бесплодным по существу вопросам о том, естественная она наука или гуманитарная, что должно являться ее методоло- гией — биология или философия. Анализ исторического пути раз- вития психологии показывает, что ее уникальность и ценность как науки заключаются именно в ее межпредметном характере, в том, что она строится и как естественная наука (объективная и экспери- ментальная), и в то же время как гуманитарная наука, так как в ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становле- ния мировоззрения, ценностных ориентации человека. Можно ска- зать, что экспериментальную основу, подход к материалу и его об- работке психология заимствует у естествознания, в то время как подход к интерпретации полученного материала, методологиче- ские принципы — у философии. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|