Здавалка
Главная | Обратная связь

Предмет психологии. Связь психологии с другими науками



Психология — (psyche — душа, и logos — наука) — одна из основ-

ных наук о человеке. Она возникла еще в Древней Греции, на рубе-

же VII—VI вв. до н.э., когда люди впервые начали задаваться вопро-

сами о значении души, о различиях в душах животных и человека,

о функциях и способностях души.

В течение веков предмет психологии и методы исследования

душевной жизни существенно изменялись. Современная психоло-

гия изучает факты и закономерности психической жизни, особен-

ности ее развития и функционирования. Особенно большое значе-

ние для объективного исследования психики имело появление экс-

периментальных методов, которые дают возможность достоверно

изучить познавательные способности и качества личности, выя-

вить динамику их становления.

Психология связана чрезвычайно многообразными узами с са-

мыми различными областями науки и культуры. С момента своего

возникновения она была ориентирована на философию, фактиче-

ски являясь на протяжении нескольких столетий одним из разде-

лов этой науки. В античности уровень развития философских зна-

ний главным образом и влиял на психологию и проблемы, кото-

рые перед ней возникали. Так, в III в. до н.э произошло

изменение философских интересов, связанное с тем, что в центре

познания оказались не общие законы природы или общества, а

человек, хотя и рассматривавшийся в общей картине мира, но

принципиально отличающийся от других живых существ. Это

привело к появлению новых проблем и в психологии, возникно-

вению вопросов о природе отличий психики человека, содержа-

нии его души. Главным вопросом изучения психологии становит-

ся вопрос не столько о психике вообще, сколько о психике чело-

века. Связь психологии с философией была на протяжении веков

тесной, хотя и не всегда стабильной; так, в начале XIX в. наблюда-

12-4455

178 Часть II. Психология

лось некоторое ее ослабление, но уже к середине XX в. она вновь

укрепляется.

В то же время в работах многих психологов четко просматрива-

ется связь с этнографией, социологией, теорией культуры, искусст-

воведением, логикой, языкознанием.

Многое связывает психологию и с математикой, биологией, меди-

циной и педагогикой. Еще Пифагор показал значение математики

для психологии, а Платон утверждал, что без математики, прежде

всего геометрии, невозможно заниматься ни философией, ни психо-

логией. В дальнейшем влияние математики на психологию несколь-

ко ослабевает, однако в Новое время ученые снова подчеркивали

ее значение для психологии, а Лейбниц даже стремился раскрыть

первоэлементы психики, ≪монады≫, на которые раскладывается, а по-

том соединяется в целое мировая душа, по аналогии с изобретенным

им дифференциальным и интегральным исчислением.

С этого времени математика играла неизменно большую роль в

психологическом знании, становясь одним из важнейших факто-

ров ее превращения в объективную науку (возможность математи-

ческой обработки полученного материала), а иногда и значимым

параметром психического развития как такового (например, как

развитие логического мышления).

Гиппок.рат.-И_ Аристотель одними из первых связали психоло-

гию с естествознанием. В дальнейшем, в период эллинизма, эта

связь была упрочнена в работах Галена, а в средневековый период

в исследованиях многих арабских мыслителей (Ибн Сина, Ибн

аль-Хайсам), которые являлись не только философами и психоло-

гами, но и врачами.

В XIX в., после открытий Ч. Дарвина, развития его эволюцион-

ной теории, оказавшей огромное влияние на психологию, связь

этих двух наук еще более упрочилась. Работы Г. Фехнера, Г. Гель-

мгольца, Ф. Дондерса и других ученых не только дали важнейший

материал для психологических исследований, но и послужили

основой для становления многих областей психологии — психомет-

рии, дифференциальной психологии, психофизиологии, клиниче-

ской психологии. Таким образом, с середины XIX в. психология в

первую очередь была ориентирована именно на биологические, ес-

тественные науки, а не на философию.

Точно так же связь психологии с педагогикой, возникшая еще в

античности, оставалась достаточно слабой до периода Просвете-

Глава 1. Предмет психологии, ее методология и методы 179

ния. Начиная с этого времени проблемы педагогики, требования

педагогической практики стали одним из ведущих факторов, влия-

ющих на психологическую проблематику.

Изменение предмета психологии и ее связей с другими науками

привело к бесплодным по существу вопросам о том, естественная

она наука или гуманитарная, что должно являться ее методоло-

гией — биология или философия. Анализ исторического пути раз-

вития психологии показывает, что ее уникальность и ценность как

науки заключаются именно в ее межпредметном характере, в том,

что она строится и как естественная наука (объективная и экспери-

ментальная), и в то же время как гуманитарная наука, так как в ее

проблематику входят вопросы нравственного развития, становле-

ния мировоззрения, ценностных ориентации человека. Можно ска-

зать, что экспериментальную основу, подход к материалу и его об-

работке психология заимствует у естествознания, в то время как

подход к интерпретации полученного материала, методологиче-

ские принципы — у философии.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.