Функции и управленческая культура руководителя
К основным функциям управленческой деятельности руководи- теля относят: •информационно-аналитическую; •мотивационно-целевую; •планово-прогностическую; •организационно-исполнительскую; •контрольно-диагностическую; •регулятивно-коррекционную. Эти функции в управлении общеобразовательным учебным за- ведением реализуются директором и его заместителями. На качест- во функционирования учебного заведения влияет способность всех членов управленческого аппарата выполнять свои функцио- нальные обязанности и согласованность действий при реализации управленческих стратегий. Функциональные обязанности директора общеобразовательного учебного заведения: •несет ответственность перед государством и обществом за со- блюдение требований охраны прав детей, планирует и организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы учеб- ного заведения; •представляет интересы учебного заведения в государственных и общественных органах; •создает необходимые условия для организации внешкольной и внеклассной работы; •проводит подбор заместителей директора, определяет их функциональные обязанности, осуществляет расстановку педаго- гических кадров учебного заведения с учетом мнения педагогиче- 11* 164 Часть J. 11едагогика ского коллектива, учащихся, родителей, назначает классных руководителей; •принимает на работу и увольняет педагогический, админист- ративный, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал учебного заведения; •организует в установленном порядке рациональное использо- вание выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований; •по согласованию с советом учебного заведения устанавливает надбавки к заработной плате творчески работающим учителям; •создает условия для творческого роста педагогических рабо- тников учебного заведения, для применения ими передовых форм и методов обучения и воспитания, для осуществления педагогических экспериментов; •несет ответственность за свою деятельность перед соответст- вующим органом управления образованием. Управленческая культура руководителя Управленческая культура руководителя школы представляет со- бой творческую самореализацию личности руководителя в разнооб- разных видах управленческой деятельности, направленной на созда- ние, передачу и усвоение ценностей и технологий в управлении школой. Компонентами управленческой культуры являются аксеоло- гический, технологический и личностно-творческий компоненты. Аксеологический компонент представлен группой управленче- ско-педагогических ценностей, которые имеют значение в руковод- стве современной школы. Имеющие большую значимость для эф- фективного управления знания, идеи, концепции выступают в качестве управленческо-педагогических ценностей. Такими ценно- стями, в свою очередь, могут быть: •ценности-цели, раскрывающие значение и смысл цели управ- ления целостным педагогическим процессом на разных уровнях иерархии (цели управления системой образования, школой, педаго- гическим и ученическим коллективами, самовоспитанием и т.д.); •ценности-знания, раскрывающие значение и смысл школовед- ческих знаний в сфере управления (знание основ управления, внут- ришкольного менеджмента, критерием эффективности управления педагогическим процессом и т.д.); •ценности-отношения, которые раскрывают значимость взаи- моотношений между участниками педагогического процесса, отно- Глава 8. Управление педагогическими системами 165 шения к себе, к своей профессиональной деятельности, межлично- стных отношений в педагогическом коллективе, возможности его формирования и управления; •ценности-качества, раскрывающие многообразие индивиду- альных, личных, поведенческих качеств руководителя (способно- сти прогнозировать свою деятельность и предвидеть ее последст- вия, способности соотносить свои цели и действия с целями и дейст- виями других, способности к сотрудничеству и т.д.). Технологический компонент управленческой культуры включает в себя способы и приемы управления педагогическим процессом. Технология внутришкольного управления предполагает решение специфических педагогических задач. Решение данных задач осно- вывается на умениях руководителя-менеджера в области педагоги- ческого анализа и планирования, организации контроля и регули- рования педагогического процесса. Уровень управленческой куль- туры директора школы зависит от уровня овладения приемами и способами решения указанных типов задач. Личностно-творческий компонент управленческой культуры дирек- тора школы раскрывает управление педагогическими системами как творческий акт. При всей заданной алгоритмичности управления де- ятельность руководителя является творческой. Осваивая ценности управления, руководитель-менеджер их преобразовывает в зависимо- сти от личностных особенностей и особенностей объекта управле- ния. То есть управление педагогическими системами выступает как область приложения и реализации способностей личности руководи- теля, сфера профессиональной и личностной самоактуализации. 8.3. Педагогический анализ, планирование и контроль ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|