Здавалка
Главная | Обратная связь

Функции и управленческая культура руководителя



К основным функциям управленческой деятельности руководи-

теля относят:

•информационно-аналитическую;

•мотивационно-целевую;

•планово-прогностическую;

•организационно-исполнительскую;

•контрольно-диагностическую;

•регулятивно-коррекционную.

Эти функции в управлении общеобразовательным учебным за-

ведением реализуются директором и его заместителями. На качест-

во функционирования учебного заведения влияет способность

всех членов управленческого аппарата выполнять свои функцио-

нальные обязанности и согласованность действий при реализации

управленческих стратегий.

Функциональные обязанности директора общеобразовательного

учебного заведения:

•несет ответственность перед государством и обществом за со-

блюдение требований охраны прав детей, планирует и организует

учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом

и результатами, отвечает за качество и эффективность работы учеб-

ного заведения;

•представляет интересы учебного заведения в государственных

и общественных органах;

•создает необходимые условия для организации внешкольной

и внеклассной работы;

•проводит подбор заместителей директора, определяет их

функциональные обязанности, осуществляет расстановку педаго-

гических кадров учебного заведения с учетом мнения педагогиче-

11*

164 Часть J. 11едагогика

ского коллектива, учащихся, родителей, назначает классных

руководителей;

•принимает на работу и увольняет педагогический, админист-

ративный, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал

учебного заведения;

•организует в установленном порядке рациональное использо-

вание выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований;

•по согласованию с советом учебного заведения устанавливает

надбавки к заработной плате творчески работающим учителям;

•создает условия для творческого роста педагогических рабо-

тников учебного заведения, для применения ими передовых форм и

методов обучения и воспитания, для осуществления педагогических

экспериментов;

•несет ответственность за свою деятельность перед соответст-

вующим органом управления образованием.

Управленческая культура руководителя

Управленческая культура руководителя школы представляет со-

бой творческую самореализацию личности руководителя в разнооб-

разных видах управленческой деятельности, направленной на созда-

ние, передачу и усвоение ценностей и технологий в управлении

школой. Компонентами управленческой культуры являются аксеоло-

гический, технологический и личностно-творческий компоненты.

Аксеологический компонент представлен группой управленче-

ско-педагогических ценностей, которые имеют значение в руковод-

стве современной школы. Имеющие большую значимость для эф-

фективного управления знания, идеи, концепции выступают в

качестве управленческо-педагогических ценностей. Такими ценно-

стями, в свою очередь, могут быть:

•ценности-цели, раскрывающие значение и смысл цели управ-

ления целостным педагогическим процессом на разных уровнях

иерархии (цели управления системой образования, школой, педаго-

гическим и ученическим коллективами, самовоспитанием и т.д.);

•ценности-знания, раскрывающие значение и смысл школовед-

ческих знаний в сфере управления (знание основ управления, внут-

ришкольного менеджмента, критерием эффективности управления

педагогическим процессом и т.д.);

•ценности-отношения, которые раскрывают значимость взаи-

моотношений между участниками педагогического процесса, отно-

Глава 8. Управление педагогическими системами 165

шения к себе, к своей профессиональной деятельности, межлично-

стных отношений в педагогическом коллективе, возможности его

формирования и управления;

•ценности-качества, раскрывающие многообразие индивиду-

альных, личных, поведенческих качеств руководителя (способно-

сти прогнозировать свою деятельность и предвидеть ее последст-

вия, способности соотносить свои цели и действия с целями и дейст-

виями других, способности к сотрудничеству и т.д.).

Технологический компонент управленческой культуры включает

в себя способы и приемы управления педагогическим процессом.

Технология внутришкольного управления предполагает решение

специфических педагогических задач. Решение данных задач осно-

вывается на умениях руководителя-менеджера в области педагоги-

ческого анализа и планирования, организации контроля и регули-

рования педагогического процесса. Уровень управленческой куль-

туры директора школы зависит от уровня овладения приемами и

способами решения указанных типов задач.

Личностно-творческий компонент управленческой культуры дирек-

тора школы раскрывает управление педагогическими системами как

творческий акт. При всей заданной алгоритмичности управления де-

ятельность руководителя является творческой. Осваивая ценности

управления, руководитель-менеджер их преобразовывает в зависимо-

сти от личностных особенностей и особенностей объекта управле-

ния. То есть управление педагогическими системами выступает как

область приложения и реализации способностей личности руководи-

теля, сфера профессиональной и личностной самоактуализации.

8.3. Педагогический анализ, планирование и контроль







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.