Этапы развития психологии
Вгл. 1уже говорилось о том, что психология, ее категориаль- ный аппарат и принципы прошли длительный путь развития. Из- менялся и предмет психологии, методы исследования психики. Для того чтобы полнее описать современное состояние психоло- гии, необходимо, хотя бы кратко, остановиться на характеристике тех этапов, которые она прошла в своем развитии. Первый этап —донаучный —примерно до VII—I вв. до н.э., т.е. до начала объективных, научных исследований психики, ее со- держания и функций. В этот период представления о душе основы- вались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первона- чальных религиозных верованиях, связывающих душу с определен- ными живыми существами (тотемами). Второй, научный этап начинается на рубеже VII—I вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а по- тому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность —до появ- ления первой психологической школы (ассоцианизма) и определе- ния собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании. В связи с некоторой условностью периодизации процесса развития психологической науки возникают и некоторые разно- чтения при установлении временных границ отдельных этапов. Иногда появление т р е т ь е г о этапа, т.е. выделение психологии в самостоятельную науку, связывают со школой В. Вундта, т.е. с началом развития экспериментальной психологии. Однако пси- хологическая наука определилась как самостоятельная значи- тельно раньше, с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в системе наук —как науки и гу- манитарной, и естественной одновременно, изучающей и внут- ренние, и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое Глава 2. История развития психологической науки 199 самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета преподавания в университетах уже в конце XVIII —начале XIX в. Таким образом, представляется бо- лее точным говорить о появлении самостоятельной психологии именно с этого периода, относя к середине XIX в. становление экспериментальной психологии, и переходе ее на ч е т в е р т ы й этап развития. Но в любом случае необходимо признать, что время существо- вания психологии как самостоятельной науки значительно мень- ше, чем период ее развития в русле философии. Естественно, что этот период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков психологическая наука претерпела существенные изменения. Из- менялся и предмет психологии, и содержание психологических ис- следований, ее взаимоотношения с другими науками. В течение длительного времени предметом психологической науки была душа, однако в разное время в это понятие вкладыва- лось разное содержание. В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, по аналогии с понятием ≪архе≫ —первооснова мира, основной кирпичик, из которого состоит все сущее. При этом главной функцией души считалось придание телу активности, так как, по мнению первых ученых-психологов, тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т.е. именно душа руководит поведением человека. Постепенно к функциям души добавилось и познание, и таким образом к исследо- ванию активности прибавилось и изучение этапов познания, кото- рое в скором времени стало одной из важнейших проблем психо- логической науки. В эпоху Средневековья душа стала предметом прежде всего богословия, что существенно сужало возможности ее научного изучения. Поэтому, хотя формально в то время предмет психоло- гической науки и не изменялся, фактически в область исследова- ния в то время входило изучение видов активности тела и осо- бенностей познания, прежде всего чувственного познания мира. Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышле- ние считались прерогативой божественной воли, боговдохнов- ленной, а не материальной души. Недаром эти аспекты душевной жизни не были частями предмета научного изучения в концепци- 200 Часть П. Психология ях деизма и томизма (Авиценны, Ф. Аквинского, Ф. Бекона и дру- гих ученых). В Новое время психология, как и другие науки, избавлялась от диктата богословия. Наука стремилась снова, как и в период антич- ности, стать объективной, рациональной, а не сакральной, т.е. основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. Поэтому проблема предмета психологии снова встала со всей актуально- стью. В это время еще не было возможности полностью отрешить- ся от богословского подхода к пониманию души. Поэтому психоло- гия меняет свой предмет, становясь наукой о сознании, т.е. о со- держании нашего сознания и путях формирования этого содержания. Это давало возможность для психологии отделить свой предмет от предмета богословия в исследованиях души и ее функций. Однако этот переход привел к тому, что уже к XVIII в. факти- ческим предметом психологии стало изучение познавательных процессов, в то время как поведение, а также эмоциональные процессы, личность и ее развитие, не вошли в этот предмет. Та- кое ограничение области исследования на первых порах имело и положительное значение, так как давало психологии, как уже го- ворилось, возможность избавиться от сакральности, стать объек- тивной, а позднее и экспериментальной наукой. Это также дава- ло ей возможность выделиться в самостоятельную науку, отделив свой предмет, свою область исследования от предмета филосо- фии. В то же время такой подход начинал и препятствовать пси- хологии в ее развитии, и поэтому уже к середине XIX в. был пе- ресмотрен. Благодаря развитию биологии, в том числе теории эволюции Ч. Дарвина, работам Г. Спенсера и других исследователей, психо- логия не только отошла от философии, идентифицировав себя с естественными дисциплинами, но и расширила свой предмет, вы- ведя его, по словам Сеченова, ≪из поля сознания в поле поведе- ния≫. Таким образом, кроме познавательных процессов в предмет психологии входят и поведение, и эмоциональные процессы. Важ- ным моментом этого этапа является то, что стремление стать объ- ективной наукой не привело еще к появлению новых методов ис- следования психики, так как до 80-х гг. XIX в. ведущей остается ин- троспекция. Глава 2. История развития психологической науки 201 Важнейший этап в развитии психологии связан с появлением экспериментальной лаборатории В. Вундта, сделавшего психоло- гию не только самостоятельной, но и объективной, эксперимен- тальной наукой. Однако ассоцианистический подход, на базе кото- рого и выстраивал свою психологию В. Вундт, не мог уже объяс- нить новые факты душевной жизни, не мог быть распространен на изучение структуры личности, эмоциональных переживаний, твор- ческой активности человека. Ограниченным было и применение тех экспериментов и тестов, которые существовали в психологии в начале XX в. Это привело ученых к поиску и нового предмета, и новых мето- дов исследования психики. Первые школы, зародившиеся в то вре- мя (структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа), просу- ществовали недолго. Однако они показали, что среди психологов не существует уже единого мнения о том, что и как должна изучать психология. Так начался период исканий психологии, адекватной новой ситуации и требованиям времени, который получил назва- ние ≪период методологического кризиса≫. Невозможность прийти к единой точке зрения привела к тому, что уже в 1910—920-х гг. психология разделилась на нес- колько направлений (пятый этап развития), в каждом из кото- рых был свой предмет и свой метод исследования того, что по- нималось данным психологическим направлением под психикой. Так в психологии появляются: глубинная психология, бихевио- ризм, гештальтпсихология, марксистская психология, а также та- кие школы, как французская социологическая или понимающая психология. Со второй половиной XX в. связывают шестой этап разви- тия психологии, когда появляются новые школы и направле- ния —гуманистическая психология, генетическая (или эпистемо- логическая) психология, а также когнитивная психология, кото- рая сформировалась уже в 60-е гг. Это последняя, появившаяся в XX в. психологическая школа. Таким образом, можно ска- зать, что с середины XX в. психология вступила в современный (седьмой) этап своего развития, для которого характерно уже не дробление и появление все новых школ, но тенденция к объе- динению. Таблица 2.1 Этапы развития психологии Название и время I этап. Донаучный, до VII—I вв. до н.э. II этап. Философский VII—I вв. до н.э.— конец XVIII - начало XIX в. Предмет психологии, его содержание Душа —без раскрытия ее конкретного содер- жания и функций Античная психология Психология Средневековья Психология Возрождения и Нового времени Душа —источник активно- сти тела, обладает функци- ями познания и регуляции поведения Душа, исследование ее ви- дов, активности тела и осо- бенностей познания, преж- де всего чувственного по- знания мира Сознание —его содержа- ние и пути его формирова- ния Методы исследования психики Нет Специальных методов нет, используются методы дру- гих наук —философии, ме- дицины, математики при исследовании содержания и функций души Появление собственно пси- хологического метода —ин- троспекции Интроспекция и частично логика —методы индукции, дедукции, анализа и т.д. Основные достижения Общее представление об охранительной и активной роли души Определение основных проблем психологии, свя- занных с исследованием познания, активности души, способов регуляции поведения и пределов сво- боды человека Развитие психофизиче- ских исследований и пер- вых работ по психологии масс Развитие рационалистиче- ского и сенсуалистическо- го (эмпирического) подхо- да к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, а также первой попытки ввести в предмет психологии бес- сознательное Продолжение табл. 2. ] Название и время III этап. Ассоцианистическая психология, конец XVIII - начало XIX в. — середина XIX в. IV этап. Экспериментальная психология, середина XIX — начало XX в. Предмет психологии, его содержание Сознание, состоящее из ощущений, пред- ставлений и чувств. Таким образом, предмет психологии прежде всего —познавательные процессы, а также (в конце этого периода) и поведение Элементы психики, отождествляемой глав- ным образом с сознанием, их связи и законы Методы исследования психики Интроспекция, логика, на- чало использования мето- дов естественных наук, в частности метода проб и ошибок (при формирова- нии поведения) Экспериментальный ме- тод, а также интроспекция и анализ результатов твор- ческой деятельности как человека, так и народа в це- лом, появление первых те- стов Основные достижения Появление первой психо- логической школы, новых подходов к предмету и ме- тодам психологии, кон- цепции об адаптационной функции психики, разви- тие теории рефлекса, ес- тественно-научного под- хода к изучению психики, дальнейшее развитие кон- цепций бессознательного Появление эксперимен- тальной психологии, пер- вых теорий ≪психологии народов≫, новых данных о психических процессах (прежде всего памяти). Появление новых подхо- дов к психологии, первых симптомов методологиче- ского кризиса Окончание табл. 2.1 Название и время Предмет психологии, его содержание Методы исследования психики Основные достижения V этап. Методологический кризис и разделение пси- хологии на отдельные школы 10-30-е гг. XX в. Появление нескольких предметов психоло- гии. Вначале —элементы психики (структура- лизм), функции психики, ≪поток сознания≫ (функционализм). Затем —глубинные струк- туры психики (глубинная психология), пове- дение (бихевиоризм), структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психоло- гия) Появление новых методов, важнейшие из которых — психоанализ и проектив- ные методы (глубинная психология), эксперимен- тальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и ре- акцией (бихевиоризм), экс- периментальное исследова- ние познавательных про- цессов и потребностей (гештальтпсихология), ин- струментальный метод (со- ветская психология) Появление первых концеп- ций личности, теории со- знания, в том числе и изме- ненного сознания, теорий научения и развивающего обучения, творческого мышления. Появление первых эксперименталь- ных исследований лично- сти, введение культуры и социального окружения как новых парадигм в ее ис- следование. Развитие от- раслей психологии VI этап. Дальнейшее развитие пси- хологических школ (40-60-е гг.) Появление новых направлений, для которых предмет психологии связывается с внутрен- ней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология), познаватель- ными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетиче- ская и когнитивная психология) Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения интел- лекта, в том числе и искус- ственного интеллекта Дальнейшее развитие тео- ретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и со- вершенствование психоте- рапевтических технологий VII этап. Современная психология (60-е гг. — конец XX в.) Развитие предмета психологии в рамках от- дельных психологических школ Совершенствование мето- дов экспериментального исследования психики, по- явление разнообразных диагностических методик Появление тенденции к объединению, синтезу наи- более значительных дости- жений отдельных школ Глава 2. История развития психологической науки 205 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|