Методологический кризис
Возникновение первых психологических школ Рубеж XIX—X вв. ознаменовался для психологии разделением прежде единой психологии на ряд школ. Однако в тот момент это разделение еще не было связано с отказом от единого подхода к по- ниманию предмета психологической науки и методов исследова- ния психики. Речь шла скорее о разных аспектах в изучении психи- ки, отождествляемой главным образом с сознанием. При этом в центре внимания психологов оставались преимущественно позна- вательные процессы, хотя разные школы отличались друг от друга в понимании их места в общей картине психической жизни. Глав- ные же разногласия были связаны с определением содержания со- знания и границ его экспериментального изучения. Структурализм, главой которого был американский ученик Вун- дта Э. Титченер, развивал теоретические постулаты ассоцианизма. Титченер был убежден, что именно элементы и являются основа- нием структуры психики. Поэтому, как и Вундт, в качестве своей задачи он определял доскональное изучение этой структуры и свя- зей, ее образующих. Путь к этому он видел в усовершенствовании метода интроспекции, который возможно сочетать с эксперимен- тальным исследованием простых психических актов. Первые разногласия среди психологов, как уже отмечалось в гл. 1, возникли именно по вопросу о возможности эксперимен- тального изучения высших психических процессов. Если исследо- вания Эббингауза проходили еще в русле традиционного ассоциа- низма, то работы Вюрцбургской школы уже выходили за рамки ее теоретических постулатов. Эта школа знаменита тем, что впервые начала экспериментальное изучение мышления. При этом было опровергнуто мнение Вундта о том, что мышление невозможно изучить экспериментально, так же как и гипотеза о его образном характере. Работы, проводимые в русле функционализма, поколебали основные устои структурной психологии и, что особенно важно, методологию ассоцианизма, на которой базировались предыдущие школы, так как доказывали, что психика —это не структура, состоя- щая из неизменных элементов, а постоянно изменяющийся поток сознания. Принимая положение о том, что законы психической жизни невозможно изучить объективно, функционализм приходил 14-4455 Часть П. Психология к выводу о необходимости описывать не законы, но функции пси- хики, которые помогают человеку в его реальной жизни. Французская психологическая школа, не отрицая основных по- ложений традиционной психологии, в центр своего внимания по- ставила исследование тех факторов, которые определяют содержа- ние психики. При этом впервые стали серьезно изучать роль соци- ального окружения в процессе становления психики, а также разнообразные формы отклонений от нормы. Изучение патологи- ческих вариантов психического развития, так же как и данные о особенностях становления психики в разных культурах, стали важ- нейшими методами, дающими материал для понимания объектив- ных закономерностей психической жизни. Уже работы французских психологов показали необходимость учета культуры как фактора, образующего психику человека. Эта тенденция наиболее полно воплотилась в понимающей психоло- гии Дильтея, который считал, что переживания, как сознательные, так и бессознательные, связывают отдельного человека с духовным миром, воплощенным в предметах культуры. Еще одним существен- ным моментом концепции Дильтея стало осознание тех методоло- гических проблем, которые вытекали из ориентации психологии преимущественно на естественные науки. Понимание того факта, что непосредственные методы изучения духовной жизни не могут быть признаны в этой парадигме объективными, привело его к мысли о необходимости отказаться от объяснения психической жизни, перейдя к ее описанию. Причины формирования основных психологических школ Почти все школы, появившиеся в то время, просуществовали недолго, их замена была продиктована объективными обстоятель- ствами. При всей их новизне, они были еще связаны со старой, ас- социативной психологией, в спорах с которой они и родились. В то же время само их появление и дискуссии, возникавшие при об- суждении результатов новых исследований, показали насущную не- обходимость для психологии сформировать новый подход к пони- манию психического, новую методологию изучения психики, что и привело к появлению тех школ, которые определили лицо психо- логической науки в XX в. В предыдущих главах уже отмечалось, что конец XIX в. ознаме- новался дискуссиями о том, какими путями строить новую, объек- Глава 2. История развития психологической науки 211 тивную психологию, какие методы должны стать ведущими при ис- следовании психического. На рубеже веков еще казалось, что эти споры приведут к единому мнению и выстроится методология но- вой, позитивной психологии. Общей тенденцией был переход от психологии, изучающей феномены сознания, к психологии, иссле- дующей целостную систему: организм —среда. Однако логика раз- вития первых школ показала, что существует несколько путей стро- ительства такой психологии, которые кардинально отличаются друг от друга не только в понимании приоритетов и задач психоло- гической науки, но даже в определении ее предмета и содержания психики. Разным являлся и подход к динамике психического разви- тия, его закономерностей и условий, способствующих или препят- ствующих его протеканию. Поэтому в начале XX в. психология переживала серьезный ме- тодологический кризис, связанный, прежде всего, с трудностями, возникавшими при поиске объективных методов исследования психики. Предложенные функциональной психологией, структура- лизмом или Вюрцбургской школой методы при более пристальном рассмотрении оказывались далекими от объективности, что дока- зывалось и теми разногласиями, которые возникали при обсужде- нии полученных результатов. Оказывалось, что найти прямой и объективный метод изучения психического состояния человека, содержания его сознания, а тем более бессознательного практиче- ски невозможно. Выход был либо в трансформации метода, кото- рый превращался в опосредованный, либо в таком изменении предмета, которое сделало бы реальным его непосредственное экс- периментальное изучение (например, внешняя активность), либо в отказе от попыток объяснить законы психики, заменив их описа- нием явлений, как предлагал Дильтей. На содержание и динамику протекания методологического кри- зиса в психологии повлияли, кроме логики становления самой нау- ки, и другие факторы —социальная ситуация, открытия в других дисциплинах. Первая мировая война вскрыла такие негативные, асоциальные пласты человеческой психики (агрессия, жестокость, иррациона- лизм), которые нуждались в каком-то научном объяснении. Эти факты связывались и с идейным кризисом рубежа XIX—X вв., ко- торый лучше всего отразился в ведущих философских школах того времени. О. Шпенглер, Э. Гуссерль, А. Бергсон доказывали, что 14* 212 ' Часть //. Психология культура близится к закату, что свобода воли может привести чело- века к отходу от разума, который уступает место интуитивному зна- нию, бессознательному. Эти мысли были близки и российской пси- хологии, путь становления которой в то время протекал в русле ев- ропейской науки. Особенно отчетливо эти идеи были выражены в концепции В. Соловьева и его последователей. Философские концепции, доказывая необходимость пересмот- ра старых оснований психологии, не могли в тот момент оказать ей помощь в формировании новых. Зато такую поддержку могли оказать естественные науки, которые находились в тот момент на подъеме. Открытия в биологии, физике, генетике явились важным мо- ментом в становлении психологических направлений. Данные ге- нетики, показавшие широкие возможности приспособления и из- менения организма, лабильность и пластичность нервной систе- мы, оказали влияние на анализ роли среды в процессе развития психики, понимание возможностей и границ обучения. Особенно большое значение эти материалы приобрели в России, в которой в тот момент была одна из наиболее сильных школ генетиков. Достижения физиков, которые помогли и психологам по-ново- му увидеть возможности эксперимента, раскрыли перспективы в изучении познавательных процессов. Законы и методы исследова- ния физического поля стремились применить в анализе психиче- ского поля, динамике восприятия и мышления гештальтпсихологи. На развитие психологии, в том числе и на исследование вос- приятия, оказала влияние и теория Э. Маха. Используя данные, полученные при исследовании физиологии органов чувств, он до- казывал, что физическое и психическое имеет один и тот же субст- рат —≪нейтральный опыт≫. Экспериментальный подход к исследо- ванию ощущений, оригинальные методики, придуманные Махом, были очень важны для психологии. Большое значение имел и раз- работанный им принцип энергетизма, который гласил, что сущест- вует единая энергия и для психического, и для физического, коли- чество которой сохраняется неизменным и переходит от движения к мышлению и наоборот. Отголоски этой теории можно найти еще в 1920—1930-е гг., например в концепциях Штерна, Блонского, Бех- терева и других психологов. О необходимости пересмотра психологических постулатов сви- детельствовали и запросы практики, которые не могли игнориро- Глава 2. История развития психологической науки 213 ваться учеными. Ориентация на практику выражалась не только в философии прагматизма, особенно популярной в США, но и в раз- работке межпредметных вопросов, в исследованиях, проводимых совместно с медициной и педагогикой. Если клинические данные в большей степени оказали влияние на французскую психологию (о чем говорилось выше) и на формирование глубинной психологии, то задачи обучения и воспитания ≪нового человека≫, разработка новых подходов к проблеме социализации стали ведущими в США и России, повлияв на развитие бихевиоризма и российской психо- логии. Разные научные интересы, методологические принципы и со- циальная ситуация, в которой творили ученые первых десятилетий XX в., лишали возможности прийти к общему пониманию того, что же является целью психологических исследований, что же должна изучать психологическая наука и с помощью каких методов. Эта ситуация и рефлексировалась ими как кризис психологии. И с этой оценкой можно согласиться, если считать этот закономер- ный методологический кризис кризисом роста. Естественно, что развитие невозможно без поисков нового, некоторых ошибок. Со- временная психология развития доказала, что каждый критиче- ский период начинается с негативизма, отрицания, которое сменя- ется периодом строительства, приобретения нового. А психология действительно менялась, становилась все более значимой и для об- щества, и для других наук. Неудивительно, что такие кардинальные изменения были связаны и с метаниями, негативизмом по отноше- нию к старой психологии, поисковой активностью и пробными ша- гами при формировании новой науки, новых открытий и новых на- правлений в психологии. Однако ученые начала XX в., еще стре- мившиеся прийти к единому мнению о единой психологии, осознавали кризис как невозможность выработать новый подход, т.е. как распад старой психологической науки (что было справедли- во) и как тупик в процессе становления новой (что, как доказано временем, неверно). Этим объясняется и тот парадоксальный на первый взгляд факт, что период, который мы сейчас оцениваем как время рас- цвета научного творчества выдающихся ученых, период, опреде- ливший лицо психологии XX в., рефлексировался учеными как упадок, как ≪открытый кризис≫. Возможно, что, действительно, ≪большое видится на расстоянии≫. Но главное, видимо, в том, что 214 Чисть И. Психология и ученые начала XX в., и мы, в начале XXI в., оцениваем положе- ние в науке по итогам прошлого, исходя из которого, пытаемся за- глянуть в будущее. И это наше прошлое (а их будущее) и доказыва- ет ситуативность и неправомочность той оценки, которую многие из ученых, писавших о кризисе в начале XX в., осознали к середи- не века. Таким образом, уже к 1920-м гг. психология разделяется на от- дельные школы, которые по-разному выстраивали свои концепции о содержании и структуре психики, рассматривая в качестве веду- щей познавательную, мотивационную или поведенческую сферы психического. В тот момент появляется три ведущих направле- ния —бихевиоризм, гештальтпсихология и глубинная психология, каждое из которых имело собственный предмет психологии и свой метод исследования психики. Для бихевиоризма предметом психологической науки стало по- ведение, которое исследовалось путем экспериментального изуче- ния факторов, влияющих на его формирование, т.е. на образова- ние связей между стимулами и реакциями. Гештальтпсихология исследовала целостные структуры, из ко- торых состоит психическое поле (прежде всего поле сознания), причем для изучения этих гештальтов применялись новые методы, разработанные по аналогии с методами изучения физического поля. Глубинная психология сделала своим предметом глубинные, бессознательные структуры психики, методом изучения которых стал психоанализ. Позднее, уже во второй половине XX в., возникают новые шко- лы —гуманистическая и когнитивная психология. Российская пси- хологическая школа, которая, хотя и развивалась в логике общеми- ровой психологической науки, всегда имела самобытный характер (≪тембр голоса≫, как писал Г.Г. Шпет), а потому в начале XX в. так- же существенно изменила свою методологию, построив ее на осно- ве марксизма. Деятельность (как внешняя, так и внутренняя), кото- рая стала предметом марксисткой психологии, изучалась на основе анализа тех орудий (знаков), которые определяют ее развитие. Таким образом, ни предмет психологии, ни методы исследова- ния в этих школах совершенно не совпадали между собой, а потому на первых этапах их становления невозможно было и говорить о каком-то объединении. Прошло несколько десятилетий самостоя- Глава 2. История развития психологической науки 215 тельного развития, было накоплено много новых фактов каждым из направлений, прежде чем появилась возможность опять загово- рить об объединении, о создании единой психологии. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|