Характеристика основных психологических школ⇐ ПредыдущаяСтр 35 из 35
Общая характеристика бихевиоризма Методология бихевиористской концепции была заложена аме- риканским психологом Д. Уотсоном (1878—958) и отражена в ра- боте ≪Мир, как его видит бихевиорист≫ (1913). Однако первое экс- периментальное изучение связи (коннекции) между стимулом и реакцией, которое стало ядром исследовательского метода бихеви- оризма, появилось раньше и было осуществлено Э. Торндайком (1874—949). Строго говоря, он еще не принадлежал к этому на- правлению, и разрабатывал свои эксперименты, ориентируясь в большей степени на близкий к бихевиоризму функционализм. Но именно открытые им методики и законы стали ведущими в работах бихевиористов, что и дает основания включить концепцию Торн- дайка в бихевиоральное направление. Как уже было сказано, бихевиоризм сделал предметом своего исследования поведение, с чем связано и новое название психоло- гии (behavior —поведение). При этом под поведением понималась объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Такое изменение предмета исследования объ- яснялось задачей сделать психологию объективной наукой. Это стремление отвечало духу времени и явилось причиной того мето- дологического кризиса психологии, о котором уже говорилось выше. Вслед за функционализмом бихевиористы считали, что не- обходимо изучать целостные реакции организма как функции, на- правленные на обеспечение какого-то процесса или достижение определенной цели. . Анализируя развитие психологической науки, Уотсон пришел к мнению о том, что прямого и объективного метода исследования внутреннего содержания психики, содержания сознания не сущест- вует. Поэтому он выдвинул идею о необходимости пересмотреть предмет психологии, заменив его тем, который будет связан с пси- хической сферой человека и, одновременно, доступен объективно- му наблюдению и экспериментальному исследованию. Именно та- ким предметом и являлось поведение, которое, как доказали в сво- 216 Часпи, П. Психология их работах А. Бэн, Г. Спенсер, И.М. Сеченов и другие ученые, является такой же составляющей психики, как и сознание. Идя вслед за этими теориями, Уотсон утверждал, что поведение являет- ся единственным объектом, доступным изучению, а потому психо- логия должна исключить сознание из своего предмета, оставив в нем только изучение поведения. Анализ структуры и генезиса поведения, факторов, которые помогают и препятствуют становлению связей между стимулом и реакцией, —эти вопросы и стали центральными для бихевиориз- ма. При этом развитие поведения (появление все новых связей между S и R) фактически отождествлялось с развитием психики как таковой. Идея о том, что в основе развития поведения лежит формиро- вание все новых связей между стимулами и реакциями, привела би- хевиористов к убеждению в том, что ведущим фактором в процессе генезиса психики является социальный, т.е. окружающая среда. Этот подход, получивший название социогенетический (в отличие от биогенетического, в котором ведущей является наследствен- ность), получил свое наиболее полное воплощение именно в клас- сическом бихевиоризме. Работы Уотсона показали, что в психике практически нет никаких врожденных поведенческих актов, кроме нескольких инстинктивных движений (сосательное, хватательное и т.д.). На базе этих немногих рефлексов и выстраивается все со- держание психической жизни. Таким образом, формирование пси- хики, содержания сознания, происходит в процессе жизни челове- ка под влиянием той информации о стимулах и наиболее адекват- ных реакциях на них, которые поставляет среда. При этом из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, которые спо- собствуют лучшей адаптации, приспособлению к среде. Таким об- разом, адаптация в этой школе является главной детерминантой, определяющей направление психического развития. Само психическое развитие отождествляется с научением, т.е. с любым приобретением знаний, умений, навыков, не только специ- ально формируемых, но и возникающих стихийно. С этой точки зрения научение —более широкое понятие, чем обучение, так как включает в себя и целенаправленно сформированные при обучении знания. Поэтому экспериментальные исследования в этой школе ча- сто основаны на анализе законов научения, а проблемы научения и развивающего обучения становятся для ученых ведущими. Глава 2. История развития психологической науки 217 Исходя из тогог что научение зависит в основном от условий жизни, т.е. от стимулов, поставляемых средой, бихевиоризм от- вергал идею возрастной периодизации, доказывая, что не сущест- вует единых для всех детей закономерностей развития в данный возрастной период. Доказательством служили и проводимые представителями этой школы исследования научения у детей раз- ного возраста, которые показали, что при целенаправленном обу- чении уже 2—-летние дети не только умеют читать, но и писать и даже печатать на машинке. Следовательно, периодизация зависит от среды, и какова среда, таковы и закономерности развития дан- ного ребенка. Однако невозможность создания возрастной периодизации не исключала, с точки зрения бихевиористов, необходимость созда- ния функциональной периодизации, которая бы позволила вывес- ти этапы научения, формирования определенного навыка. Таким образом, этапы развития игры, обучения чтению или плаванию яв- ляются функциональной периодизацией. Точно так же функцио- нальной периодизацией являются и этапы формирования умствен- ных действий, разработанные П.Я. Гальпериным. Работы Торндайка и Уотсона положили начало большому коли- честву экспериментов, изучающих различные аспекты формирова- ния поведения. Эти исследования показали, что нельзя объяснить всю психическую жизнь исходя из схемы 51— R, невозможно совер- шенно не учитывать внутреннее состояние живого существа. Это привело к модификации классического бихевиоризма и появлению так называемого необихевиоризма, в котором уже появляются внутренние переменные, по-разному объясняемые разными учены- ми (когнитивные карты, потребности и т.д.). Эти разнообразные переменные и изменяют реакции живого существа в зависимости от его состояния, направляя на достижение нужного результата. , Модификация классического бихевиоризма была связана и с тем, что социальное поведение, которое также стало предметом исследования, нуждалось в новом методе, так как не могло изучать- ся на животных. Это привело к возникновению социального бихе- виоризма, который рассматривал ролевое поведение человека в со- циуме. Анализ факторов, влияющих на интернализацию роли, ва- риативность ее исполнения разными людьми, также доказал несостоятельность положений, игнорировавших мотивы и ожида- ния людей. 218 Часть П. Психология Однако идея о прижизненном характере содержания психики, ведущей роли обучения оставалась незыблемой и в необихевиориз- ме. Поэтому неудивительно, что ведущей научной теорией этого направления во второй половине XX в. стала теория оперантного бихевиоризма Скиннера, ставшая основой для многих концепций развивающего обучения. Общая характеристика гешталътпсихологии Гештальтпсихологическое __________направление в психологии возникло в начале 1920-х гг. в Германии. Его создание связано с именами М. Вертгеймера (1880-1943), В. Келера (1887-1967), К. Коффки (1886—941) и К. Левина (1890—947), заложившими методологию этой школы. Первая работа Вертгеймера, в которой раскрывались принципы гештальтпсихологии —≪Экспериментальные исследова- ния видимого движения≫ была опубликована в 1912 г., однако окон- чательное оформление нового направления произошло уже после Первой мировой войны. Гештальтпсихология, как уже отмечалось, исследовала целост- ные структуры, из которых состоит психическое поле, разрабаты- вая новые экспериментальные методы. Таким образом, в отличие от других психологических направлений (психоанализа, бихевио- ризма), кардинально пересмотревших предмет психологии, пред- ставители гештальтпсихологии по-прежнему считали, что предме- том психологической науки является исследование содержания психики, анализ познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности. Тем не менее, оставив практически в неприкосновенности предмет психологии, гештальтпсихология существенно трансфор- мирует прежнее понимание структуры сознания и когнитивных процессов. Главная идея этой школы —в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры —гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей. Таким образом, опровергалось прежнее представление о том, что разви- тие психики основывается на формировании все новых ассоциа- тивных связей, которые соединяют отдельные элементы между со- бой в представления и понятия. Взамен этого выдвигалась новая идея —познание связано с процессом изменения, трансформации целостных гештальтов, которые и определяют характер восприя- тия внешнего мира и поведения в нем. Поэтому многие представи- Глава 2. История развития психологической науки тели этого направления уделяли значительное внимание проблеме психического развития, так как само развитие отождествлялось ими с ростом и дифференциацией гештальтов. Исходя из этого, в результатах исследования генезиса психических функций они ви- дели доказательства правильности своих постулатов. Идеи, развиваемые гештальтпсихологами, основывались на экспе- риментальном исследовании познавательных процессов. Необходи- мо подчеркнуть, что эта школа является одной из первых, которая су- щественное внимание обращала на разработку новых, объективных экспериментальных методов исследования психики. Это была и пер- вая (и долгое время практически единственная) школа, которая нача- ла строго экспериментальное изучение структуры и качеств лично- сти, так как метод психоанализа, используемый глубинной психоло- гией, нельзя было считать ни объективным, ни экспериментальным. Методологический подход гештальтпсихологии базировался на нескольких основаниях —понятии психического поля, изоморфиз- ма и феноменологии. Понятие ≪поле≫ было заимствовано ими из физики, в которой были сделаны в те годы важнейшие открытия. Изучение природы атома, магнетизма позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целост- ные системы. Эта мысль и стала ведущей для гештальтпсихологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располага- ются в виде различных схем в психическом поле. При этом сами гештальты могут изменяться, становясь все более адекватными предметам внешнего поля. Может происходить и переструктуриро- вание поля, в котором прежние структуры располагаются по-ново- му, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому ре- шению задачи (инсайт). Психические гештальты изоморфны физическим и психофизи- ческим, т.е. процессы, которые происходят в коре головного моз- га, сходны с теми, которые происходят во внешнем мире и осозна- ются нами в наших мыслях и переживаниях, как взаимно-однознач- ные системы в физике и математике (так круг изоморфен овалу, а не квадрату). Поэтому схема задачи, которая дана во внешнем поле, может помочь испытуемому быстрее или медленнее ее ре- шить в зависимости от того, облегчает или затрудняет она ее пере- стурктурирование. Субъект может осознать свои переживания, процесс решения задачи, однако для этого ему надо отрешиться от прошлого опыта, 220 Часть II. Психология очистить свое сознание от всех наслоений, связанных с культурны- ми и личными традициями. Этот феноменологический подход бьш заимствован гештальтпсихологами у Э. Гуссерля, философские концепции которого были чрезвычайно распространены в то вре- мя и близки немецким психологам. С этим была связана и недо- оценка ими личного опыта, утверждение приоритета сиюминут- ной ситуации, принципа ≪здесь и сейчас≫ в любых интеллектуаль- ных процессах. С этим связано и расхождение в результатах исследования между бихевиористами и гештальтпсихологами, так как первые доказывали верность способа ≪проб и ошибок≫, т.е. влияние прошлого опыта, отрицавшегося вторыми. Исключением являлись только исследования личности, проводимые К. Левиным, в которых вводилось понятие ≪временная перспектива≫, правда, с учетом в основном будущего, цели деятельности, а не прошлого опыта. В исследованиях ученых этой школы были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия, доказано зна- чение этого процесса в формировании мышления, воображения, других когнитивных функций. Впервые описанное ими образ- но-схематическое мышление позволило по-новому представить весь процесс формирования представлений об окружающем, дока- зало значение образов и схем в развитии творчества, раскрыв важ- ные механизмы творческого мышления. Таким образом, когнитив- ная психология XX в. во многом опирается на открытия, сделан- ные в этой школе. Не меньшее значение имеют и работы Левина, подробнее о ко- торых будет рассказано ниже, для психологии личности и для со- циальной психологии. Достаточно сказать, что его идеи и програм- мы, намеченные им в исследовании этих областей психологии, все еще актуальны и не исчерпали себя спустя почти 60 лет после его смерти. Общая характеристика глубинной психологии Психоанализ (или глубинная психология) является одним из первых психологических направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные школы. В 1900 и 1901 гг. выхо- дят книги 3. Фрейда ≪Психология сновидений≫ и ≪Психопатология обыденной жизни≫. Именно годы их появления принято считать условными вехами рождения этого направления, так как в них Глава 2. История развития психологической науки 221 были сформулированы его основные постулаты. В отличие от пре- дыдущих направлений, особенно гештальтпсихологии, психоана- лиз кардинально пересмотрел не только предмет психологии, но и ее приоритеты, поставив на первое место не интеллект, но мотива- цию. Предметом психологии в этой школе, как уже упоминалось, стали глубинные, бессознательные структуры психики, а методом их исследования —разработанный этой школой психоанализ. В становлении этой школы ведущая роль, безусловно, принад- лежит австрийскому психологу и психиатру Зигмунду Фрейду, кото- рый во многом повлиял на дальнейшее развитие всей современной психологии. Однако его доказательства приоритета бессознатель- ного в содержании психики, значения сексуальных влечений и аг- рессии не были принципиально новыми для психологии, о чем свидетельствуют работы Жане, Шарко, Льебо. Именно благодаря им Фрейд заинтересовался вопросами гипноза и внушения, воз- можностями его отсроченного воздействия. Важное место в глу- бинной психологии занимало и учение Брентано о интенциональ- ности, целевом предназначении каждого психического акта. Такой целью для Фрейда стала адаптация человека. Эта биологическая де- терминация была одним из важнейших методологических принци- пов его теории, ее стержнем, объясняющим важность насильствен- ной социализации ребенка, необходимость придания социально приемлемой формы сексуальным и агрессивным влечениям. Бо- лезнь в этой концепции как раз и является результатом неудачной (или неполной) адаптации. Хотя веяния новых тенденций и существовали в психологии, однако нужен был Фрейд с его настойчивостью и авторитар- ностью, его амбициями и невротическими переживаниями, с его трудными воспоминаниями детства и юности и для того, чтобы си- стематизировать их, создав цельную теорию, и для того, чтобы они смогли утвердиться в науке. Без него, конечно, концепция бессоз- нательного была бы создана, но не смогла бы завоевать такой попу- лярности. Возможно, что она была бы не только другой, но и более конформной, традиционной по содержанию. В то же время его не- терпимость, ревность к любым модификациям привели к разрыву с учениками и последователями. В результате практически невоз- можно говорить о фрейдизме как о каком-то направлении или шко- ле, но только о психоанализе, так как концепции Юнга, Адлера, Хорни, Ранка и других ученых достаточно самостоятельны. Глубин- 222 Часть П. Психология пая психология, в отличие от бихевиоризма или гештальтпсихоло- гии, так и-не стала единой школой, но скорее набором отдельных теорий бессознательного. Однако в определенной степени это по- служило на пользу психоанализу, так как каждая концепция стала оригинальным и самобытным взглядом на бессознательное и его роль в психической жизни человека, положив начало собственным школам и сохранив лишь относительную связь с исходной теорией. Несмотря на существенную модернизацию многих положений Фрейда, некоторые методологические принципы, заложенные в его теории, остались неизменными. К ним относятся следующие положения. 1. Понимание психического развития как мотивационного, личностного. 2. Целью психического развития является адаптация к среде. Хотя среда впоследствии и не понимается другими психоаналити- ками как полностью враждебная, однако она всегда противостоит конкретному индивиду. 3. Движущие силы психического развития остаются всегда врожденными и бессознательными и представляют собой психиче- скую энергию, данную в виде влечений или желаний человека и стремящуюся к разрядке (т.е. удовлетворению). 4. Основные механизмы развития, которые также являются врожденными, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве. Отсюда интерес психоанализа к воспоминаниям о раннем детстве и травмах, полученных в этом возрасте. Причиной разногласия стали некоторые базовые принципы Фрейда, которые противоречили и теоретическим, и практиче- ским, клиническим выводам его последователей. Это, прежде все- го, пансексуализм Фрейдагкоторый все стремления человека, куль- турные достижения объяснял только сексуальными влечениями, в то время как факты показывали, что существуют и другие, не менее важные, мотивы. Протест вызывала и переоценка Фрейдом роли биологической детерминации в ущерб культурной. Практически совсем не учитывал он и роль социальных и индивидуальных раз- личий, которые также оказывают огромное влияние на мотивацию личности. Это привело к стереотипизации человека, превращению его скорее в биологического индивида, чем в социального субъек- та, обладающего собственным, отличным от других, духовным миром. Глава 2. История развития психологической науки 223 Поэтому неудивительно, что Фрейд считал открытые им законо- мерности универсальными для всех. Это относилось и к этапам раз- вития личности, и к ее структуре, содержанию бессознательных вле- чений, развитию комплексов. В то же время уже первые исследова- ния показали, что, например, Эдипов комплекс, который занимал центральное место в концепции Фрейда, детерминирован скорее со- циальными, чем биологическими, факторами, особенностями вос- питания, принятыми в данной культуре, и взаимоотношениями меж- ду родителями и детьми в семье. На это обратили внимание уже Юнг и Адлер, чьи материалы о детских воспоминаниях (в том числе и собственных) существенно отличались от опыта Фрейда. Адлер, а вслед за ним и другие ученые, также пришел к выводу, что кроме сексуальных и агрессивных, существуют и другие, не менее значи- мые мотивы, которые также могут стать ведущими в процессе фор- мирования личности, например стремление к преодолению своей неполноценности. Адлеру принадлежит и открытие нового механизма развития психики —компенсации, который наравне с механизмом иденти- фикации, введенным Фрейдом, стал ведущим при объяснении ди- намики процесса развития психики. При этом идентификация (отождествление) объясняла главным образом выбор образца для подражания, а компенсация подчеркивала активность человека, его стремление преодолеть свои недостатки. Позднее появились и другие факторы, противоречащие мыс- лям Фрейда и в социальной психологии, и в оценке женской психи- ки, и в роли Эго, и в психотерапевтической практике. Отказ Фрей- да от признания возможной вариативности при проведения психо- аналитического сеанса привел к разрыву даже с такими близкими учениками, как В. Райх и О. Ранк, создавшими собственные психо- терапевтические концепции, хотя в теоретическом плане они в го- раздо меньшей степени, чем Юнг и Адлер, отошли от Фрейда. Разработки различных коррекционных технологий в других на- правлениях (прежде всего в бихевиоризме), так же как и новых ти- пологий личности, построенных на основе биологических и соци- альных различий, стимулировали преодоление усредненного под- хода к человеку и в глубинной психологии. Этому способствовало и появление данных клинической практики, свидетельствовавших о недопустимости игнорирования активности и собственной пози- ции клиента. Эти факты стимулировали модификацию основных 224 Часть П. Психология постулатов директивной терапии, сделав ее менее жесткой и более индивидуальной. Если клиническая практика, с которой начиналась глубинная психология, допускала субъективные и не валидизированные спо- собы изучения бессознательного, то для научных исследований не- обходимо было стандартизировать методики, сделав их более точ- ными и поддающимися объективной проверке. Это привело к раз- работке проективных методик, имеющих ключи и примерные стандарты интерпретации материала. За короткое время появи- лись различные виды этих методик (образных и вербальных), полу- чивших широкое распространение, как и метод ассоциативного эк- сперимента, предложенный Юнгом. Достоинство новых способов было не только в большей объективности, но и в возможности бы- стрее получить искомые данные. Важным моментом в развитии психоанализа было и измене- ние подхода к проблеме психологической защиты. Если у Фрейда защита выполняла функции примирения внутриличностного кон- фликта (между Ид и Супер-Эго), то в новых теориях Хорни, Фром- ма, Салливена и других ученых она использовалась и при объясне- нии конфликтов между субъектом и окружающим. Поэтому появ- ляются и новые виды защиты, такие как конформизм, агрессия, уход, садизм и т.д. Экстериориазация психологической защиты, идея о том, что в стиле общения можно увидеть симптомы невро- тических переживаний и способы их преодоления, также способ- ствовали объективации исследований и разработке новых видов коррекции. Значимые открытия в психологии личности, сделанные в дру- гих направлениях, прежде всего в гуманистической психологии, в теориях социального научения бихевиоризма, заинтересовали и психоаналитиков. Поэтому в Эго-психологии А. Фрейд больше вни- мания стало уделяться сознательным мотивам человека, а в тео- риях Г. Салливена и Э. Берна —контактам с значимыми другими. Данные о развитии мотивации в течение всей жизни человека, о роли творчества в общей иерархии потребностей привели Э. Эрик- сона к пересмотру, казалось бы, незыблемых постулатов глубинной психологии, связанных с ролью первых лет жизни человека. Заго- ворив о кризисах в процессе становления человека, он ввел в пси- хоанализ и новую для него идею о цельности личности, необходи- мости осознать свою идентичность и с самим собой, и с обще- Глава 2. История развития психологической науки •225 ством. Таким образом, ко второй половине XX в. психоанализ постепенно превращался в теорию личности, хотя первоначально являлся в большей степени мотивационной теорией индивида. Общая характеристика генетической психологии Основатель генетической психологии швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896—980) является одним из наиболее известных уче- ных, чьи работы составили важный этап в развитии психологии. Свою теорию развития детского мышления Пиаже строил на осно- ве логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой пси- хического развития является развитие интеллекта. В серии экспе- риментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память. Таким образом Пиаже пришел к выводу, что этапы психи- ческого развития —это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекват- ной схемы ситуации. Основой этой схемы как раз и является логи- ческое мышление. Пиаже говорил о том, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. Интеллект потому и яв- ляется стержнем развития психики, что именно понимание, созда- ние правильной схемы окружающего обеспечивает адаптацию к этому окружающему миру. Адаптация не является пассивным про- цессом, но активным взаимодействием организма со средой. Эта активность является необходимым условием развития, так как схе- ма, считает Пиаже, не дается в готовом виде человеку при рожде- нии, нет ее и в окружающем мире. Схема вырабатывается только в процессе активного взаимодействия человека со средой. Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации происхо- дит постепенно, при этом человек использует два механизма по- строения схемы —ассимиляцию и аккомодацию. При ассимиляции построенная схема жесткая, она не изменяется при изменении си- туации, наоборот, человек пытается все внешние изменения втис- нуть в узкие, заданные рамки уже имеющейся схемы. Примером ас- симиляции для Пиаже является игра, в рамках которой ребенок по- знает окружающий мир. Аккомодация связана с изменением готовой схемы при изменении ситуации, таким образом, схема дей- ствительно является адекватной, полностью отражая все нюансы данной ситуации. Сам процесс развития, по мнению Пиаже, —это 15-4455 226 Часть П. Психология чередование процессов ассимиляции и аккомодации таким обра- зом, что до определенного предела человек старается пользоваться старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адек- ватную. Идеи Пиаже о этапах психического развития детей стали от- правной точкой для исследований Л. Кольберга (1927—987), од- ним из основных открытий которого стала теория развития нрав- ственности у детей, и американского психолога Д.С. Брунера (р. 1915), выявившего новые закономерности познавательного раз- вития. В своих исследованиях Брунер впервые начал изучение вли- яния на процесс восприятия особенностей культуры, потребно- стей и ценностных ориентации. Полученные материалы привели его к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием внутренних мотивов, целей, установок или защитных механизмов. Работы Пиаже и Брунера во многом повлияли на новое направ- ление, появившееся уже в 1960-х гг. —когнитивную психологию. Общая характеристика гуманистической психологии Психоаналитическое направление, впервые поставившее во- прос о необходимости исследования мотивации и структуры лич- ности, обогатило психологию многими важными фактами. Но этот подход игнорировал изучение таких важнейших фактов, как каче- ственное своеобразие личности каждого человека, возможность со- знательно и целенаправленно развивать определенные стороны образа-Я и строить взаимоотношения с окружающими. Вызывала возражения ученых и идея психоанализа о том, что процесс разви- тия личности заканчивается в детстве, тогда как эксперименталь- ные материалы показывали, что становление личности —это про- цесс, который происходит в течение всей жизни. Не мог быть признан удовлетворительным и подход к исследо- ванию личности, развиваемый в рамках бихевиористического на- правления. Эти работы, сосредоточиваясь на изучении ролевого поведения, игнорировали вопросы внутренней мотивации, пере- живаний личности, так же как и исследование тех врожденных ка- честв, которые накладывают отпечаток на ролевое поведение че- ловека. Осознание этих недостатков традиционных психологических направлений привело к появлению новой психологической шко- Глава 2. История развития психологической науки 227 лы, получившей название гуманистической психологии. Это на- правление, появившееся в США в 40-х гг., строилось на основе фи- лософской школы экзистенциализма. Одним из его основателей яв- ляется Г. Олпорт, который подчеркивал, что американская психология способствовала распространению и уточнению тех на- учных вкладов, которые были сделаны в психологическую науку Фрейдом, Бинэ, Сеченовым и другими учеными. ≪Теперь мы мо- жем сослужить такую же службу в отношении Хайдеггера, Ясперса и Бинсвангера≫, —писал он. Развитие гуманистической психологии стимулировала и та идеология, которая сложилась в обществе и в психологической на- уке после Второй мировой войны. Если Первая мировая война по- казала всю меру бессознательной жестокости и агрессии человека, ужаснувшие человечество и пошатнувшие устои гуманизма и про- свещения, то Вторая мировая война, не опровергнув наличие этих качеств, выявила и другие стороны человеческой психики. Поведе- ние многих людей в экстремальных ситуациях отличалось и их стойкостью, стремлением сохранить достоинство в трудных усло- виях, и осознанным выбором своей судьбы. Эти факты, как и данные, полученные в 30—0-е гг. учеными, за- нимающимися психологией личности, показали ограниченность чисто механистического, биологического подхода к человеку, объ- ясняющего развитие его мотивации, его личных качеств только стремлением к адаптации. Нужны были новые подходы, объясняю- щие возможности людей преодолеть давление ситуации, ≪встать над полем≫, как говорил Левин, их желание творческой реализа- ции своих способностей. Это стремление человека к сохранению и развитию своей духовной уникальности было невозможно объяс- нить в терминах старой психологии и только естественно-научной детерминации, игнорируя философские постулаты. Именно поэтому лидеры гуманистической психологии обраща- ются к достижениям философии XX в., прежде всего к экзистенци- ализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека. Так появляется и новая детерминация —психологическая, объясняю- щая развитие человека его стремлением к самоактуализации, твор- ческой реализации всех своих потенциальных возможностей. Частично пересматриваются и принципы, объясняющие взаи- моотношения человека с обществом, так как социальное окруже- ние может не только обогатить человека, но и стереотипизировать 15* 228 Часть П. Психология его. Исходя из этого, гуманистическая психология хотя и подчер- кивала неприемлемость идеи глубинной психологии о враждебно- сти внешнего мира к личности, старалась изучить разнообразные механизмы общения, описав сложность взаимоотношений лично- сти и общества во всей ее полноте. При этом подчеркивалось зна- чение для науки исследования полноценных и творческих людей, а не только невротиков, стоявших в центре исследовательских инте- ресов психоанализа. Таким образом, и логика развития психологии, и идеология об- щества свидетельствовали о необходимости появления нового, третьего пути в психологии, который как раз и стремилась сформу- лировать гуманистическая психология, развиваемая Г. Олпортом (1897-1967), А. Маслоу (1908-1970) и К. Рождерсом (1902-1987). Важнейшей заслугой Олпорта является то, что он одним из первых заговорил об уникальности и индивидуальности каждого человека, являющегося носителем своеобразного сочетания лично- стных качеств. А. Маслоу по праву считается ≪духовным отцом≫ гуманистиче- ской психологии. Именно им были разработаны важнейшие теоре- тические положения этого направления —о самоактуализации, иерархии потребностей и механизмах развития личности —иден- тификации и отчуждения, которые позволяют человеку полноцен- но общаться с окружающими, сохраняя свою индивидуальность. Одной из главных идей Маслоу была мысль о том, что в отличие от животных человек не стремится к равновесию со средой, но наобо- рот, хочет взорвать это равновесие, так как оно является смертью для личности. Равновесие, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и де- лает человека личностью. Поэтому только стремление к развитию, к личностному росту, к реализации всех своих способностей и предназначения в жизни есть основа развития и человека, и обще- ства. Теоретические положения Олпорта и Маслоу были развиты Роджерсом и Франклом —основателями одних из самых распро- страненных на сегодняшний день видов психотерапии —индирек- тивной и логотерапии. Расширению экспериментальных исследо- ваний способствовало и введенное Роджерсом понятие самооцен- ки, которая является отражением истинной сути данной личности, его экзистенции. Глава 2. История развития психологической науки 22!) Оценивая гуманистические теории личности, необходимо от- метить, что они впервые обратили внимание не только на отклоне- ния, трудности и негативные стороны человека, но и на позитив- ные стороны личностного развития. В работах ученых этой школы исследовались позитивные достижения личного опыта, были рас- крыты механизмы формирования личности и пути для ее самораз- вития и самосовершенствования. Необходимо отметить и тот факт, что более широкое распро- странение это направление получило в Европе, а не в США, где не так сильны традиции философии экзистенциализма и феноменоло- гии. Особенно важно в этом плане отметить, что эти идеи не были популярны среди американских интеллектуалов, ориентированных на прагматизм Джемса и Дьюи, в отличие от европейских (напри- мер, Сартра, Камю, Антониони и др.), связанных с теориями Хай- деггера и Гуссерля. Во многом именно это и подготовило почву для распространения в Европе идей гуманистической психологии. Общая характеристика когнитивной психологии Когнитивная психология рассматривает психику как систему когнитивных реакций. При этом постулируется связь этих реакций не только с внешними стимулами, но и с внутренними переменны- ми, например с самосознанием, когнитивными стратегиями, селек- тивностью внимания и т.д. Главным принципом, на основании ко- торого рассматривается когнитивная система человека, является аналогия с компьютером, т.е. психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации. Методом анализа функционирования этой системы стал микро- структурный анализ психических процессов. Поэтому серьезное достоинство когнитивной психологии —это точность и конкрет- ность полученных данных, что частично приближает психологию к тому недосягаемому идеалу объективной науки, к которой она стремилась много веков. Однако и в данном случае, как и в анало- гичных, эта точность достигается за счет упрощения и игнорирова- ния неоднозначности человеческой психики в отличие от модели. Это направление появилось в американской науке в 1960-х гг. как альтернатива доминированию бихевиоральных концепций, от- рицавших роль сознания и подходивших к интеллекту в основном как к способности научаться путем проб и ошибок. Тот факт, что попытки пересмотреть такую интерпретацию когнитивных про- 230 Часть 11. Психология цессов Толменом не нашли отклик в 40—0-е гг., доказывает, что в то время методология бихевиоризма еще себя не исчерпала, а сама эта школа еще плодотворно развивалась. Но к 1960-м гг. ситуация изменилась, так как становилась совершенно ясной (особенно для психологии США) невозможность и непродуктивность игнориро- вания сознания и выведение его из предмета психологии. Так появляется последняя в XX в. психологическая школа. Хотя ее возникновение порождено скорее общим направлением и логи- кой развития психологической науки, чем открытиями конкрет- ных ученых, тем не менее можно говорить о деятельности двух психологов, в наибольшей степени способствовавшей консолида- ции нового направления. Д. Миллер (р. 1920) создал первый науч- ный центр когнитивной психологии и начал разрабатывать новые методы изучения познавательных процессов. У. Найссер (р. 1928) выпустил в 1967 г. книгу ≪Когнитивная психология≫, в которой из- ложил основные положения этого направления. Очертив основной круг проблем нового направления, Найссер определил познание как процесс, при помощи которого входящие сенсорные данные подвергаются различным видам трансформа- ции для удобства их накопления, воспроизведения и дальнейшего использования. Он предположил, что когнитивные процессы луч- ше всего изучать, моделируя информационный поток, проходящий через различные стадии трансформации. Для объяснения сути происходящих процессов им были предложены такие термины, как ≪иконическая память≫, ≪эхоическая память≫, ≪преднастроеч- ные процессы≫, и созданы методы их изучения, такие как визуаль- ный поиск и селективное наблюдение. Метафора компьютера, ко- торая, как упоминалось, очень распространена в этом подходе, лег- ла в основу работ, в которых компьютерные программы выступают моделью для понимания процессов обработки информации челове- ком. Положительным в этом является тот факт, что интеллект не рассматривается как набор последовательных, часто мало связан- ных этапов или ступеней переработки информации, как это было в традиционной психологии, когда вслед за ощущением шло воспри- ятие, затем память, мышление и т.д. Здесь это комплексная систе- ма, имеющая сложную структуру, а иерархия построена на типах переработки информации и зависит от предстоящих задач. Многочисленные исследования, проводимые учеными этого на- правления, были направлены на изучение этой структуры и ее деяте- Глава 2. История развития психологической науки 231 льности в разных ситуациях. Среди этих работ необходимо отметить изучение тех преобразований, которые происходят в сенсорной ин- формации с момента ее попадания на рецептор и до получения ответ- ной реакции. При этом были получены факты, доказывающие, что сенсорная чувствительность является непрерывной функцией и не су- ществует порога в собственном смысле этого слова, так как порог об- наружения сигнала зависит от многих факторов. На основании этих материалов была разработана теория обнаружения сигнала. Теория информации, которая повлияла на все дальнейшие работы по когни- тивной психологии, также была первоначально сформулирована на основе данных, полученных при изучении восприятия. В результате исследований были выделены структурные состав- ляющие (блоки) интеллекта, впервые описаны такие виды памяти, как кратковременная и долговременная, показано, что своеобраз- ным фильтром, отбирающим нужные в данный момент сигналы, является внимание, которое получило совершенно новую трактов- ку в когнитивной психологии. Материалы, полученные при исследовании внимания и памяти, послужили стимулом к исследованию бессознательного, подход к которому в когнитивной психологии существенно отличается не только от психоаналитического, но и от подхода гуманистической психологии. Бессознательное содержит неосознаваемую часть про- граммы переработки информации, которая включается уже на са- мых первых этапах восприятия нового материала. Изучение содер- жания долговременной памяти, так же как избирательной реакции человека при одновременной, конфликтной подаче информации (например, в правое ухо —одна информация, а в левое —другая), раскрывает роль этой неосознаваемой переработки. При этом речь идет о том, что из бесчисленного количества информации, получаемой в единицу времени, когнитивная система отбирает и доводит до сознания лишь те сигналы, которые наиболее важны в данный момент. Такая же селекция происходит при переводе ин- формации в долговременную память. С этой точки зрения некото- рые ученые считают, что практически все сигналы, все воздейст- вия внешней среды запечатлеваются в нашей психике, однако не все они осознаются в данный момент, а некоторые не осознаются никогда ввиду своей малой интенсивности и незначительности для жизнедеятельности, но никак не в силу своей асоциальное™или несовместимости с моралью, как считал Фрейд. 232 Часть II. Психология Говоря о развитии когнитивного направления, необходимо упо- мянуть о теории личностных конструктов Д. Келли (1905—967). Эта теория хотя и стоит несколько особняком, по своей сути близка к основным положениям этой школы. Точка зрения Келли на человека, являющегося по существу исследователем, стремящимся понять, ин- терпретировать и контролировать себя и окружающий мир, во мно- гом послужила причиной интереса когнитивной психологии к про- цессу осознания и переработки людьми информации о своем мире. В последнее время когнитивная психология, как и другие шко- лы, все больше ориентируется на достижения смежных направле- ний. Результаты, полученные учеными этой школы, проникают и в работы по возрастной психологии, психологии эмоций и лично- сти, социальной и экологической психологии. Общая характеристика российской психологии Хотя российская психология не является однородной, так как в России, как и в любой стране, существовало несколько научных школ, для мировой психологии имели значение только две из них, имеющие собственную методологию, отличную от других психоло- гических направлений и оказавшие в связи с этим влияние на раз- витие психологической мысли. Это философская (гуманистиче- ская) психология и марксистская психология, воплощенная в тео- рии высших психических функций Выготского и теории деятельности Рубинштейна —Леонтьева. Основателем философской психологии является B.C. Соловьев (1853—900), который по праву считается одной из центральных фигур в российской науке XIX в. Именно Соловьев разработал но- вый подход к исследованию человека, его души и его предназначе- ния на Земле, подход, который стал господствующим в конце XIX —начале XX в. в России, получив широкое распространение и в европейской науке. Идеи Соловьева прослеживаются и после его смерти в работах Бердяева, Булгакова, Лосского, Франка, Лопатина и даже в художе- ственных произведениях, например в поэзии символистов. Он счи- тал, что трансцендентальный мир или всеединое целое, или Бог, имеет непосредственное отношение к человеку, который занимает промежуточное положение между безусловным началом или все- единым целым и преходящим миром явлений, не заключающим в себе истины. Осуществляя в своей жизни эту высшую цель соедине- Глава 2. История развития психологической науки 233 ния двух начал, человек стремится к совершенству, которое заклю- чается в восстановлении и воссоединении Добра, Истины и Красо- ты. Соловьев считал, что мертвая материя, пройдя через среду че- ловеческую, одухотворяется, становится живой. При этом прогресс человеческого духа совершается главным образом по од- ному пути —по пути личного нравственного совершенствования, ради которого свободная воля должна делать постоянные усилия. Идеи о катарсисе, связанном с творческим процессом, так же как и мысли о внутренних конфликтах, борьбе мотивов, происхо- дящих в душе и отражающихся в ее творениях, основываются на этих идеях Соловьева. Его понимание места и роли человека в мире определило содержание психологических концепций Франка и Лосского, которые дополняют и развивают главные мысли учено- го. Таким образом, взгляды Соловьева стали основой первых пси- хологических теорий личности, изучавших процесс становления ее самосознания и самоопределения и доказывавших, что и само- развитие, и самореализация человека связаны с его творчеством. Однако развитие этой психологической школы было прервано в 20-х гг. XX в., а предметом новой, марксисткой психологии стано- вится уже не личность, но деятельность, как внутренняя (позна- ние), так и внешняя (поведение). Двадцатые годы стали временем рождения советской психоло- гии, активных поисков ее методологических основ и путей развития. Именно в этом видели свою цель П.П. Блонский, М.Я. Басов, Л.С. Вы- готский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие психологи. Изучая роль среды в развитии психики, Л.С. Выготский анали- зировал процесс формирования ВПФ (высших психических функ- ций), возникающих благодаря интериоризации знаков —искусст- венно созданных человечеством стимулов-средств, предназначен- ных для управления своим и чужим поведением. Говоря о том, что существуют натуральные и высшие психические функции, Выгот- ский приходил к выводу о том, что главное различие между ними состоит в уровне произвольности. То есть в отличие от натураль- ных психических процессов, которые не поддаются регуляции со стороны человека, высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять. Эта регуляция связана с опосредованным характером ВПФ, причем опосредуются они знаком или стиму- лом-средством, который создает дополнительную связь между воз- действующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, 234 Часть II. Психология так и мыслительной). Схема психических процессов в представле- нии Выготского выглядит таким образом: S — R —натуральные, непосредственные психические функ- ции, S — R —высшие, опосредованные психические функции. \ / X В отличие от стимула-средства, который может быть изобретен самим ребенком (например, узелок на платке или палочка вместо градусника), знаки не изобретаются детьми, но приобретаются ими в общении со взрослыми. Таким образом, знак появляется вна- чале во внешнем плане, в плане общения, а затем переходит во внутренний план, план сознания. При этом знаки, будучи продук- том общественного развития, несут на себе отпечаток культуры того социума, в котором живет человек. Трактуя знаки (или стимулы-средства) как психические орудия, которые, в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта, Выготский выстраи- вал свою методологию новой психологии, предложив эксперимен- тальную программу изучения высших психических функций. Этот метод и получил название инструментального. В отличие от Выготского, анализировавшего прежде всего ору- дийную природу психики, Рубинштейн исследовал роль трудовой деятельности в становлении сознания. Им, так же как и Леонтье- вым, выдвигалась идея о том, что изучение деятельности может стать основой опосредованного (через внешнюю активность) ис- следования психики, внутреннего мира человека. Связь деятельно- сти с потребностями и мотивами открывает перед психологией возможность, не отвергая создание (как бихевиоризм), объектив- ного, экспериментального исследования мотивации, реализующей- ся в поведении субъекта. * * * В конце XX в. в развитии психологии появились новые тенден- ции, направленные на конвергенцию лучших достижений разных психологических школ, трансформация которых происходит уже не только в логике одного направления, но более комплексного подхода к психике. Развитию этого стремления к объединению, созданию еди- ной методологии, способствовали проблемы и трудности, вставшие перед психологами и связанные с ограниченностью принципов и по- Глава 2. История развития психологической науки 235 стулатов большинства школ. Это и привело ученых в последние годы XX в. к мысли о необходимости соединить достижения и открытия разных школ, создав вновь общую, синтетическую психологию. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Назовите основные этапы развития психологии. 2. Как изменялся предмет психологии на протяжении ее истории? 3. С чем связано изменение предмета и методов психологической науки? 4. В чем причина методологического кризиса в психологии? 5. Каковы предмет и методы психоаналитического направления? 6. Какие основные принципы легли в основу глубинной психологии? 7. В чем причины ревизии теории Фрейда? 8. Почему бихевиористы считали нужным исключить сознание из предмета психологии? 9. В чем суть понятия ≪научение≫? 10. Какие принципы были положены гештальтпсихологией в основу своей ме- тодологии? 11. Какие основные проблемы изучала гештальтпсихология? 12. В чем заключаются основные принципы гуманистической психологии? 13. Какова роль самоактуализации в развитии личности? 14. Какие стороны адаптации были выделены Пиаже? 15. Каким образом Пиаже доказывал приоритет интеллекта в развитии психики? 16. Назовите основные положения когнитивной психологии. 17. В чем значение метафоры компьютера для когнитивной психологии? 18. В чем недостатки искусственных интеллектуальных моделей? 19. Какие основные психологические школы существовали в российской пси- хологии? ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Основные этапы развития психологии как науки. 2. Ассоцианизм —первая психологическая школа. 3. Методологический кризис —кризис роста психологической науки. 4. Роль социальной ситуации в развитии психоанализа и гуманистической пси- хологии. 5. Марксистская психология. Существует ли она сегодня? ЛИТЕРАТУРА 1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987. 2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976. 3. ЖданА.Н. История психологии: от античности к современности. М., 1999. 4. История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986. 5. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. Минск, 1994. 6. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975. 7. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. 8. Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб., 1998. 9. Ярошевский М.Г. Выготский: в поисках новой психологии. СПб., 1993. 10. Ярошевский М.Г.. История психологии. М., 1996. Глава 3. Психика и организм 3.1. Первые исследования биологических оснований психики Еще в античности ученые начали исследования связи психиче- ских процессов с изменениями в организме. Для них было очевид- но, что те духовные процессы, которые нами осознаются как эмо- ции или мысли, связаны и с чисто материальными трансформация- ми в работе мышц и рецепторов. Так, стоики, изучая развитие эмоций, отмечали, что органические изменения предшествуют эмоциям, а мимика (например, улыбка или нахмуренные брови) увеличивают силу эмоции. Исследования Гиппократа показали наличие связи между сока- ми организма (кровью, желтой и черной желчью и слизью) и инди- видуальными особенностями человека, которые были названы тем- пераментом. Им было выделено четыре вида темперамента —санг- винический, холерический, меланхолический и флегматический. Хотя гуморальная (т.е. связанная с соками) теория темперамента была опровергнута временем, классификация видов темперамента Гиппократа сохранилась до нашего времени. Сохранилась и уве- ренность в том, что индивидуальные особенности связаны с орга- ническими. Так, в начале XIX в. австрийский ученый Ф. Галль разработал теорию, получившую название френология. Он предложил карту головного мозга, в которой для различных способностей, чувств и черт характера указывался свой орган. Он также высказал идею о том, что развитие отдельных участков коры и мозга в целом влияет на форму черепа. Поэтому исследование его поверхности позволя- ет диагностировать индивидуальные особенности человека. В начале XX в. Э. Кречмер и У. Шелдон попытались связать ин- дивидуальные качества с особенностями сложения тела. Однако эк- спериментальное подтверждение получили лишь те концепции (например, теории Павлова, Бехтерева, Айзенка), которые связы- вали индивидуальные качества с нервной системой, прежде всего с динамикой ее работы —скоростью переключения, передачи сигна- Глава 3. Психика и организм 237 ла, иррадиацией возбуждения и т.д. Так, в современной психоло- гии появился термин ≪психодинамические качества≫ (подробнее о которых будет рассказано ниже), подчеркивающий, что многие ка- чества личности тесно связаны с врожденными особенностями ди- намики нервной системы. С процессами, которые происходят в организме, в том числе и в нервной системе, связаны и многие эмоциональные состояния, стрессы. Одним из первых это доказал в X в. известный арабский ученый Ибн Сина. Изучая зависимость психических явлений от физиологических, он разработал методику, получившую в совре- менной психологии название ≪ассоциативный эксперимент≫. Этот эксперимент наглядно демонстрирует, что эмоционально значи- мые для человека слова или мысли вызывают изменения дыхания, пульса, времени реакции и т.д. На этом факте, в частности, постро- ен и известный детектор лжи, который по отклонениям в сомати- ческих процессах диагностирует лживые ответы. Ибн Сине также приписывают постановку опыта, который предвосхитил изучение явления, названного ≪экспериментальным неврозом≫. Двум баранам давалась одинаковая пища. Но один пи- тался в нормальных условиях, тогда как рядом со вторым на привя- зи стоял волк. Страх влиял на поведение и пищеварение этого ба- рана. Хотя он получал столько же еды, сколько и первый баран, но быстро худел и в конце концов погиб. Таким образом была нагляд- но продемонстрирована роль противоположных эмоциональных переживаний (потребность в пище, с одной стороны, страх —с дру- гой) в возникновении глубоких соматических сдвигов. Однако уверенность ученых в тесной взаимосвязи между фи- зиологическими и психологическими процессами еще не давала от- вета на вопрос о том, где же преимущественно локализуется мате- риальный субстрат психики, какие именно органы отвечают за протекание эмоциональных процессов, познания, индивидуально- сти. Мы уже видели, что только к XX в. появились доказательства связи индивидуальных качеств с нервной системой. Точно так же не сразу была установлена связь глубинных отделов мозга (таламу- са, лимбической системы) с эмоциями, а коры больших полуша- рий —с познавательными процессами. Первоначально же ученые считали, что разные психические процессы локализуются в разных частях организма. Так, извест- ный римский врач Гален считал, что органами психики являются 238 Часть II. Психология мозг, сердце и печень. При этом печень связана с вожделением, сердце —со страстями, а мозг —с разумом. Гален также впервые вы- сказал мысль о значении желудочков мозга и коры, хотя отводил именно желудочкам ведущую роль в мозговой активности, так как именно в них хранится психическая пневма. Большое значение имели и открытые им задние и передние корешки мозга, исследо- вание которых впервые показало существование разных специаль- ных волокон, связывающих мозг с мышцами и органами чувств. Все эти данные позднее помогли раскрыть законы мозговой регу- ляции психики, рефлекса и т.д. Однако еще в Новое время некото- рые ученые считали, что и эмоции, и отдельные качества личности ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|