Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕМА 1. Товарная политика как важнейшая составляющая комплекса маркетинга



Частное учреждение образования

«Институт предпринимательской деятельности»

 

Кафедра маркетинга и менеджмента

НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА КИРЕЕНКО

Кандидат экономических наук, доцент

ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА

Учебно-методический комплекс

МИНСК 2008


УДК 658.8 (075.8)

К43

 

Учебно-методический комплекс разработан кандидатом экономических наук, доцентом Киреенко Натальей Владимировной.

 

Рассмотрен и рекомендован на заседании кафедры маркетинга и менеджмента, протокол № 6 от 30 января 2008 г.

 

Заведующая кафедрой __________________ Н.В. Киреенко

 

Одобрен и утвержден на заседании Учебно-методического совета ИПД, протокол № 4 от 16 марта 2008 г.

 

Председатель УМС ___________________ В.В. Шевердов

 

Рецензенты:

Коротина Алла Николаевна – кандидат экономических наук, доцент Учреждения образования «Академия управления при Президенте Республики Беларусь»;

Ефременко Наталья Васильевна – кандидат экономических наук, доцент Учреждения образования «Белорусский государственный аграрный технический университет».

 

Киреенко Н.В. Товарная политика: Учебно-методический комплекс. – Мн.: ИПД, 2008. – 228 с.

 

Учебно-методический комплекс соответствует типовой программе по дисциплине «Товарная политика» (регистрационный № ТД- 181 /тип.) для специальностей 1- 26 02 03 «Маркетинг», 1 – 25 01 10 «Коммерческая деятельность». Представлен краткий курс лекций с указанием основных вопросов, план проведения практических занятий, список основной и дополнительной литературы, перечень вопросов к зачету, а также задания для управляемой самостоятельной работы, упражнения и тесты для самопроверки.

Для студентов специальностей 1 – 26 02 03 «Маркетинг», 1- 25 01 10 «Коммерческая деятельность». Может быть использован учащимися средних специальных учебных заведений, специалистами предприятий, слушателями школ бизнеса и системы повышения квалификации.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ……………..
ТЕМА 1 Товарная политика как важнейшая составляющая комплекса маркетинга………………. 1.1. Сущность товарной политики, ее цели и составляющие………. 1.2. Основные элементы и направления товарной политики ………. 1.3. Понятие товарной стратегии и ее классификация………….........  
ТЕМА 2 Товар в системе маркетинга ………………………………. 2.1. Маркетинговое понятие товара………………………………….. 2.2. Классификация товара в маркетинге……………………………. 2.3. Позиционирование товара: понятие, цель и направления ……..
ТЕМА 3 Упаковка товара …………………………………………........... 3.1. Эволюция упаковки……………………………………………….. 3.2. Маркетинговое понимание упаковки и ее функции…………….. 3.3. Классификация упаковки…………………………………………. 3.4. Свойства упаковки и требования к ней………………………….. 3.5. Концепция создания упаковки……………………………………
ТЕМА 4 Маркировка товара ……………………………………………. 4.1. Этикетка и ярлык как основные элементы маркировки товара… 4.2. Эксплуатационно-сопроводительная информация товара……… 4.3. Информационные знаки маркировки…………………………….. 4.4. Автоматическая идентификация и штриховой код……………...
ТЕМА 5 Товарный знак как инструмент маркетинга ………... 5.1. Товарный знак и его сущность…………………………………… 5.2. Классификация и характеристика товарных знаков…………….. 5.3. Товарный знак как элемент фирменного стиля…………………..
ТЕМА 6 Использование товарного знака ………………………… 6.1. Требования, предъявляемые к товарному знаку………………... 6.2. Принятие решения об использовании товарного знака, выбор его вариантов и вида по способу обозначения………………………. 6.3. Экономическая оценка стоимости товарного знака…………….  
ТЕМА 7 Правовая охрана товарного знака ………………............ 7.1. Правовая охрана товарного знака на международном уровне…. 7.2. Правовая охрана товарного знака на национальном уровне……
ТЕМА 8 Качество и конкурентоспособность товара ……….. 8.1. Понятие и показатели качества продукции……………………… 8.2. Управление качеством продукции на предприятии…………….. 8.3. Оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции. 8.4. Проведение сертификации продукции……………………………
ТЕМА 9 Концепция жизненного цикла товара ………………… 9.1. Понятие жизненного цикла товаров…………………………….. 9.2. Нетрадиционные жизненные циклы товаров и их характеристика…………………………………………………………. 9.3. Стратегии маркетинга на различных стадиях ЖЦТ…………….  
ТЕМА 10 Ассортиментная политика промышленного предприятия ………………………………………………………. 10.1. Понятие товарной номенклатуры и товарного ассортимента… 10.2. Свойства и показатели ассортимента…………………………… 10.3. Управление товарным ассортиментом………………………….. 10.4. Планирование товарного ассортимента: основные задачи и этапы планирования…………………………………………………….  
ТЕМА 11 Ассортиментная политика торгового предприятия 11.1. Понятие и классификации торгового ассортимента…………… 11.2. Ассортиментные перечни торговых организаций……………... 11.3. Ассортиментная концепция и ассортиментная политика……... 11.4. Показатели ассортимента товаров и факторы, влияющие на его формирование………………………………………………………  
ТЕМА 12 Создание нового товара ……………………………………... 12.1. Понятие и значение нового товара в маркетинге………………. 12.2. Процесс создания нового товара. ………………………………. 12.3. Роль службы маркетинга в создании нового товара……........... 12.4. Факторы, определяющие успех новых товаров на рынке. Причины неудач нововведений………………………………………..
ТЕМА 13 Сервис в системе товарной политики …………………. 13.1. Понятие сервиса, требования, задачи, функции……………….. 13.2. Классификация и характеристика видов сервиса………............ 13.3. Организация сервиса на предприятии…………………………... 13.4. Зарубежный опыт организации сервисного обслуживания……
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ …………….. 14.1. Практические занятия …………………………………………… 14.2. Перечень вопросов к зачету и экзамену ….……………………. 14.3. Тематика контрольных работ …………………………………… 14.4. Управляемая самостоятельная работа студентов для студентов дневной и заочной форм обучения…….………………….. 14.5. Задания для самопроверки………………………………………. 14.6. Учебно-методические материалы по дисциплине….……..........  

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Учебно-методический комплекс включает рекомендации по изучению курса «Товарная политика», как одной из важнейших специальных учебных дисциплин, формирующих профессиональные знания специалистов по маркетингу. Содержание пособия соответствует типовой учебной программе (регистрационный № ТД- 181 /тип.) для специальностей 1- 26 02 03 «Маркетинг», 1 – 25 01 10 «Коммерческая деятельность».

Цель курса — раскрыть маркетинговое понимание товара и вооружить будущих менеджеров по маркетингу методиками по изучению товара с позиций покупателя, анализу упаковки и маркировки товара, разработке и использованию товарного знака, оценке конкурентоспособности товара, анализу ассортиментной политики предприятия, формированию стратегии разработки новых товаров, организации сервисного обслуживания и другим задачам, решаемым в рамках товарной политики предприятия.

Актуальность данного пособия объясняется тем, что работа с товаром является важнейшим инструментом маркетинга и конкурентной борьбы. Товары, услуги и идеи служат средством удовлетворения человеческих потребностей. Успех маркетинговой деятельности зависит от наличия высококачественного и соответствующего запросам потребителей товара. Отсутствие товарной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или приходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров. Кроме того, товар занимает основное место в комплексе маркетинга. Решения в области коммуникации, распределения и цены основываются на особенностях товара. Поэтому разработка и реализация обоснованной товарной политики предприятия — одна из важнейших функций маркетинга.

Изложение материала курса предполагает три основных аспекта:

• теоретический (маркетинговое понимание товара, классификация товаров, определения нового товара, концепция жизненного цикла товара, упаковка с точки зрения маркетинга и логистики, понятия номенклатуры и ассортимента, факторы конкурентоспособности);

• методологический (концепция создания упаковки, методы разработки марочного названия, методики анализа товарного ассортимента, определение и анализ показателей товарной номенклатуры, методы генерации идей создания нового товара, методы оценки конкурентоспособности товара);

• практический (анализ современных тенденций развития рынка упаковки в Республике Беларусь и за рубежом, обобщение мирового опыта в области маркировки различных товаров, выявление тенденций распространения товарных знаков, особенности патентной защиты товарного знака и промышленного образца, оценка возможностей практического использования концепции жизненного цикла товара, опыт известных компаний в области управления товарами, разработки и выведения на рынок новых товаров, анализ причин неудач и факторов успеха нового товара, мировой опыт организации сервисной деятельности).

Содержание курса является основой для теоретико-методологического обеспечения курсовых, дипломных и научных студенческих работ, тематика которых имеет непосредственное отношение к содержанию дисциплины «Товарная политика предприятия отрасли».

Изучение курса «Товарная политика» предполагает наличие у студентов знаний по «Теории маркетинга», «Основа маркетинга», «Экономической теории», «Микроэкономики», «Международной экономики».

Изучение курса завершается сдачей зачета (специальность 1 – 25 01 10 «Коммерческая деятельность»), экзамена и подготовкой контрольной работы (для студентов заочной формы обучения специальности 1 – 26 02 03 «Маркетинг»).


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

 

№№ Название тем Количество часов
    лекции практ.зан. самост. управляемая работа* всего
Товарная политика как важнейшая составляющая комплекса маркетинга -
Товар в системе маркетинга -
Упаковка товара -
Маркировка товара -
Товарный знак как инструмент маркетинга -
Использование товарного знака - -
Правовая охрана товарного знака - -
Качество и конкурентоспособность товара -
Концепция жизненного цикла товара -
Ассортиментная политика промышленного предприятия -
Ассортиментная политика торгового предприятия -
Создание нового товара -
Сервис в системе товарной политики -
  Всего:
    зачет (1 – 25 01 10 «Коммерческая деятельность»)
    экзамен (1 – 26 02 03 «Маркетинг»)

* за счет лекционных занятий


ТЕМА 1. Товарная политика как важнейшая составляющая комплекса маркетинга

План:

1.1. Сущность товарной политики, ее цели и составляющие.

1.2. Вид, направления и основные элементы товарной политики.

1.3. Понятие товарной стратегии и ее классификация.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.