Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ



Введение

Одним из главных компонентов содержания образования в новом столетии должно стать образование в области окружающей среды как система научных и учебных дисциплин об окружающем мире и устойчивом развитии человеческой цивилизации и каждого отдельного человека

Окружающая среда – одно из ключевых понятий современной науки. В каждой научной или предметной области есть место для обсуждения проблем окружающей среды и, как правило, при этом звучат тревожные ноты. Проблемы окружающей среды волнуют и каждого отдельного человека, который осознает, что качество окружающей среды – это залог его здоровья, безопасности и благополучной жизнедеятельности.

Формирование у учащихся целостного представления о современной окружающей среде, ее составляющих, а также активной жизненной позиции по сохранению и развитию среды жизнедеятельности – важная задача, стоящая перед педагогами.

С точки зрения технологического подходаобразование в области окружающей среды целесообразно строить на основе интерактивной формулы «Окружающая среда – Я – Деятельность в окружающей среде», что позволяет изучать объекты и явления социоприродной среды с позиции целостности этой системы. Необходимо учиться и учить не только объяснять и оцениватьизменения в окружающей среде под влиянием деятельности человека, но и управлять этой деятельностью для сохранения среды его жизни: предвидеть, прогнозировать, моделироватьее последствия (экологические, экономические, социокультурные),проектировать деятельность (действия, поведение, поступки) на основе принципа предосторожности, экосистемного подхода, идеалов устойчивого развития.

Готовность педагога к деятельности в области окружающей среды является целостным образованием, интегративным качеством его личности, обеспечивающим создание оптимальных педагогических условий развития важнейших составляющих общей культуры учащихся: экологической, валеологической и культуры безопасности жизнедеятельности. Эта готовность определяется наличием у педагога системы профессиональных знаний, умений, структуры педагогических действий и постоянной направленности на их выполнение, технологий эколого-педагогической деятельности, оценку своих возможностей в их соотнесении с поставленными целями и задачами.

В основу построения пособия положен историко-теоретический подход к характеристике образовательных технологий в целом и каждой из них в отдельности. Проникновение в теорию вопроса позволяет педагогам более осознанно оценивать представленные практические разработки и творчески подходить к их перенесению в собственную педагогическую практику.

Выбор образовательных технологий, рассматриваемых в пособии, обусловлен их актуальностью для образования в области окружающей среды, безопасности и здоровья человека.

Значимость и привлекательность эколого-образовательной проектной деятельности связана тем, что она отражает важнейшие проблемы жизнедеятельности человека: состояние и преобразование различных компонентов окружающей среды, включая среду образовательную; здоровье и безопасность в окружающей среде; взаимосвязь и взаимодействие экологических, социальных и экономических аспектов социокультурной среды. Опыт реализации эколого-образовательных проектов показывает, что они могут широко использоваться на всех ступенях образования, в различных предметных областях и организационных формах. Интегративный характер современной экологии как науки и образовательной области позволяет широко использовать не только содержание, но и различные доминирующие методы в проектной деятельности, а, следовательно, и различные виды проектов: исследовательские, творческие, игровые, информационные и др.

Многие педагогические технологии склонны к дидактическому «наложению», синтезу, взаимопроникновению, что достаточно ясно показано в главе 3 пособия, раскрывающей суть технологий моделирования, игры, а также игрового моделирования.

Необходимость отслеживания различных сторон и аспектов развития личности ребенка, педагога, образовательного процесса в целом предполагает активное развитие диагностических технологий в педагогической практике. Среди них достаточно новые направления – экологическая психодиагностика, валеологическая диагностика, диагностика опасностей как в окружающей среде, так и в сознании людей.

Безусловно, оригинальной и даже можно казать модной, является технология педагогических мастерских. Однако ее потенциал, основанный на единстве эмоций и смысла, творчестве и открытиях, которые делает для себя каждый участник мастерской, не реализуется в педагогической практике в полной мере. Основная причина – недостаток «мастеров», то есть педагогов, владеющих этой технологией.

Не достаточный уровень профессиональной компетентности педагогов в области современных информационно-коммуникационных технологий, в первую очередь компьютерных, остается определенным «тормозом» их широкого использования в массовой педагогической практике. Такая характеристика как «продвинутый пользователь» компьютера становится необходимой составляющей технологической культуры педагога. Не менее важным является также умение использовать имеющиеся и создавать собственные электронные образовательные продукты.

Данное учебно-методическое пособие является средством расширения собственного технологического поля педагога, средством самоанализа и проектирования своей деятельности. Содержание пособия позволяет рассматривать его как составляющую учебно-методического комплекта для профессиональной переподготовки, повышения квалификации и самостоятельной работы педагогов по образовательным программам, включающим экологический, валеологический модули и модуль «Безопасность жизнедеятельности».

Глава 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.