Здавалка
Главная | Обратная связь

Занятие «От модели неустойчивого развития – к модели устойчивого развития».



Индуктором для инициирования проблемной ситуации могут быть материалы, представленные на сайте Института мировых ресурсов http://www.wri.org, Института «Вахта мира» http://www.worldwatch.org/.

Результаты обсуждения целесообразно представить в итоговой сводной таблице, а также в форме графических моделей – образов неустойчивого и устойчивого мира. Некоторые цифровые характеристики «неустойчивого мира» и «устойчивого мира» приведены в таблице 3.

Таблица 3.

Характеристика моделей «неустойчивого мира»

и «устойчивого мира»

 

Признаки Неустойчивый мир Устойчивый мир
Экономии-ческие § более 1,3 млрд чел. в мире имеют доход менее 1 доллара в день; § около 2 млрд чел. не обеспечены электричеством     § повышение ВВП на душу населения; § низкий уровень инфляции; § высокий уровень занятости населения, низкий уровень безработицы
Социальные § около 1,3 млрд чел. в мире не имеют надежного доступа к чистой питьевой воде; § около 0,9 млрд чел. не имеют доступа к здравоохранению; § 2,6 млрд чел. не имеют надлежащих санитарных условий; § более 780 млн чел. в мире неграмотны, каждый пятый взрослый житель планеты не умеет читать и писать § высокий уровень информатизации всех отраслей экономики страны и сфер жизни человека; § переход к информационному обществу; § создание институтов гражданского общества; § за последние 20 лет общий уровень грамотности населения Земли вырос на 10%; сотни миллионов людей получили доступ к книгам. Генассамблея ООН провозгласила период с 2003 по 2012 гг. Десятилетием грамотности
Экологи-ческие § в 2005 г. население земли составило 6,5 млрд чел. На каждого жителя планеты приходилось в среднем 1,8 га биологически продуктивной земли. Средний экологический след жителя Земли равен 2,4 га, что на 25% больше, чем реально сегодня приходится на каждого жителя; § если мир продолжит потребление воды в тех же масштабах как сегодня, то к 2025 г. более 2,7 млрд чел. столкнуться с дефицитом питьевой воды; § доля сохранившихся нетронутых природных территорий во всем мире составляет 39% § практическая реализация ключевых идей теории биотической регуляции окружающей среды (по В.Г. Горшкову); § широкое внедрение альтернативных источников энергетики (солнечная, геотермальная, ветровая энергетика, энергия приливов и отливов и др.); § осуществление инновационных подходов рационального природопользования
Культуроло-гические § низкий уровень экологической культуры, культуры безопасности, культуры толерантности, культуры здоровья     § в 2005 г. ЮНЕСКО принята Конвенция о защите и поощрении разнообразия культурного выражения, которая направлена на укрепление культурных связей, устойчивого развития и диалога. В настоящее время 53 государства уже ратифицировали данную Конвенцию.

2. Занятие «Модели устойчивого развития»чрезвычайно важно для формирования у учащихся умений моделирования каких-либо социальных систем, процессов, явлений. Учащимся предлагается на основе трех ключевых составляющих устойчивого развития: экономики, экологии и общества (социума) графически представить модель взаимодействия указанных составляющих, обеспечивающую устойчивое развития. Очевидно, таких моделей будет несколько.

В дискуссии педагогу целесообразно обратить внимание на тот факт, что для разных категорий общества понятие устойчивого развития имеет свои специфические особенности. Например, для научных кругов, оно означает переход в новое качество общества («коэволюция общества и природы» по Н.Н. Моисееву) и биосферы («ноосфера» по В.И. Вернадскому). Для представителей бизнеса устойчивое развитие – это возможность работать без политических и экономических потрясений и катаклизмов. Для работников сферы образования – это условие для формирования личности гражданина Планеты, Землянина, человека XXI века на качественно новом содержании с использованием инновационных образовательных технологий.

Модель устойчивого развития не может быть представлена в виде универсальной схемы, поскольку она отражает современные объективные тенденции, исторические корни, своеобразие культуры, духовный склад населения той или иной страны, того или иного города.

Интеграция экономических, экологических и социальных составляющих может происходить с учетом интересов только сегодняшнего дня, а может быть направлена в будущее. Последняя отражает идею устойчивого развития. Интересная информация об устойчивом развитии представлена на сайте http://www.wwf.ru/sustainability/

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.