Здавалка
Главная | Обратная связь

Образовательные технологии» и другие родственные понятия



В российской педагогике и педагогической практике наиболее часто в настоящее время используются два понятия – «образовательные технологии» и «педагогические технологии», которые в значительной степени перекрываются и совпадают.

Существует множество точек зрения и трактовок понятий, связанных с технологическим подходом в образовании. Самое широкое из множества понятий, используемых сегодня исследователями и педагогами-практиками – «образовательные технологии», однако целесообразно начать с самого понятия «технология».

Технология (от греч. techne - искусство, мастерство, умение и logos – знание, учение, наука) – совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве [12]:.

Современная надпредметная трактовка этого понятия состоит в том, что технология представляет научно и/или практически обоснованную систему деятельности, применяемую человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных благ или духовных ценностей [14]:

В настоящее время все технологии условно можно разделить на две группы.

Промышленные технологии – это совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности.

Социальные технологии – совокупность методов решения социальных проблем, направленная на формирование условий жизни и развитие общества, общественных отношений, социальной структуры с целью обеспечения потребностей человека, создания условий для реализации его потенциальных возможностей и интересов, с учетом одобряемой обществом системы ценностей и взаимозависимости между общественным прогрессом и экономическим развитием.

К социальным технологиям, например, относятся культурологические, социологические, психолого-педагогические, политические, PR-технологии и др.

И в том, и в другом определении технологии присутствуют знакомые каждому педагогу слова – приемы, способы, методы. Именно эти понятия используются традиционно для описания различных методик. Почему же в настоящее время привычное понятие «методика» все чаще заменяется понятием «технология»?

Ответить на этот вопрос не просто, поскольку само понятие «методика» имеет много значений.

В основе понятия «методика» лежит понятие «метод».

Метод (от греч. methodos – исследование) – прием, способ или образ действия; способ исследования явлений действительности. [15].

Метод как дидактическая категория– это со­вокупность приёмов, операций овладения опре­делённой областью практического или теорети­ческого знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процес­са познания, достижения поставленной дидак­тической цели [9].

Педагогический метод лежит в основе педагогической технологи как система целенаправленных действий по решению конкретной педагогической задачи, которая включает:

· педагогические средства для обновления, хранения и передачи информации;

· формы взаимодействия субъектов образовательного процесса; (индивидуальные, групповые, коллективные, фронтальные)

· деятельностные позиции участников образовательного процесса относительно педагогических средств и друг друга;

· приемы, обусловливающие глубину влияния педагогических средств [6].

Методика – система правил, изложения методов обучения чему-нибудь или выпонения какой-никудь работы [12]:

Методика преподавания учебной дисциплины – это часть педагогической науки и практики, исследующая закономерности процесса передачи (изложения и усвоения) учащимися содержания дисциплины и разрабатывающая их применение на практике [13].

Методика преподавания учебной дисциплины содержит в себе локальные методики (методики преподавания отдельных разделов, тем; методики организации различных форм занятий; методики формировании знаний, умений, навыков и др.).

Методика в узком смысле слова – совокупность приемов проведения занятий, а в широком смысле слова – наука о закономерностях организации массового процесса обучения [1].

Таким образом, многие исследователи этой проблемы сходятся во мнении, что методики в узком смысле слова входят в состав технологий, а в широком смысле слова «методика» шире понятия «технология», поскольку в рамках методики преподавания какого-либо предмета могут использоваться различные технологии.

Различие между технологией и традиционными методиками обучения достаточно четко описал еще в 1997 г. А. Кушнир: «Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если»: если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа… Уже давно стало привычным, что методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний. Технология же проектируется, исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не на предполагаемый результат».

В настоящее время технологический подход может быть применен к любой составляющей системы образования (управлению, финансированию, обеспечению и др.), поэтому понятие «образовательная технология» не имеет однозначной трактовки.

Образовательные технологии включают весь спектр технологий, используемых в образовании, но не соотносимый с каким–либо конкретным видом педагогической деятельности или предметной сферой [6]:

Качественное своеобразие педагогических технологий определяется своеобразием педагогики как профессиональной сферы, где они служат инструментом освоения педагогического содержания. Однако надо заметить, что достаточно часто понятия «образовательные технологии» и «педагогические технологии» используются как синонимы.

Приведем несколько определений понятия «педагогические технологии», которые отражают основные позиции в его понимании и употреблении.

Педагогическая технология есть комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний (Из документов Ассоциации по педагогическим коммуникациям и технологиям США).

Педагогическая технология это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (Из документов ЮНЕСКО).

Педагогическая технология есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых результатов (П. Митчелл).

Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (В.А.Сластенин).

Педагогическая технология – осознанная, практически освоенная система целенаправленных операций, объективно дающая в рамках заданных условий проектируемый результат, независимо от индивидуальных особенностей субъектов, которые ее используют (И.А.Колесникова).

Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).

В настоящее время в связи с преобразованием современного образовательного процесса чаще всего встречаются такие понятия как инновационные и интерактивные образовательные технологии.

Инновация определяется какнововведение, новшество.

Инновация педагогическая – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повысить их эффективность [10]:

Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии того или иного образовательного процесса по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.

Основными элементами инноваций являются изменения:

• в целеполагании, содержании, методах, технологиях, формах управления;

• в стиле педагогической деятельности и организации образовательного процесса;

• в ресурсном обеспечении образования;

• в системе воспитательной работы;

• в учебном плане и образовательных программах;

• в деятельности учителя и учащихся.

Основными источниками и составными элементами инноваций являются:

• социальные преобразования и новое педагогическое мышление;

• передовой педагогический опыт;

• достижения технического прогресса;

• опыт прошлого, отечественный и зарубежный;

Прилагательное «интерактивные» можно сегодня увидеть и услышать достаточно часто.

В понятии «интерактивные» можно выделить два слагаемых «интер» – между и «акция», «активность» – усиленная деятельность. Таким образом, интерактивность можно трактовать как усиленную деятельность между кем-либо [5].

Большая современная энциклолпедия «Педагогика» определяет интерактивное обучение (от англ. interaction – взаимодействие) как обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания.

Педагог (ведущий) не дает готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску.

В интерактивном обучении, по сравнению с традиционным, меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации [10].

Интерактивные образовательные технологии основываются на совокупности способов целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся, последовательная реализация которых создает оптимальные условия для их развития [5].







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.