Классификация образовательных технологий
Классификация образовательных технологийпризвана упорядочить все их многообразие. Однако в современной педагогической науке и практике определено множество общих и специфических, существенных и случайных, теоретических и практических признаков технологий, что привело к созданию множества различных классификаций. Приведем примеры классификаций образовательных технологий. Для классификации технологий могут использоваться различные признаки,например: § в соответствии со спецификой осуществления конкретного вида педагогической деятельности: технологии обучения, воспитания, управления и др.; § в соответствии с качественными отличиями конкретной предметной (научной) или социальной сферы: информационные, социальные и др.; § в соответствии со степенью активности субъектов образовательного процесса (интерактивные); § в соответствии с мерой новизны (традиционные и инновационные) [6]. Классификация, основанная на различных видах взаимодействия учителя и ученика, предполагает: - взаимодействие разомкнутое; - циклическое взаимодействие; - рассеянное (фронтальное) или направленное (индивидуальное), - ручное (вербальное), - автоматизированное взаимодействие (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет различные виды технологий: · классическое лекционное обучение; · обучение с помощью аудио- и видеоинформационных технических средств; · система «консультант»; · обучение с помощью учебной книги – самостоятельная работа; · система «малых групп» – дифференцированные способы обучения; · компьютерное обучение; · система «репетитор» – индивидуальное обучение; · «программное обучение» и др. [2]. Наиболее подробную классификацию педагогических технологий предлагает Г.К. Селевко: Ø по уровню применения (общепедагогическиею частнопредметные, модульные и др.). Ø по философской основе (идеалистические, материалистические, теософские и др.). Ø по концепции усвоения (ассоциативно-рефлекторные, развивающие, бихевиористские и др.). Ø по ориентации на личностные структуры (информационные, саморазвития, эвристические и др.). Ø по характеру содержания и структуры (обучающие, воспитательные, светские, религиозные, гуманистические, технократические и др.). Ø по организационным формам (классно-урочные, индивидуальные, групповые, коллективный способ обучения, клубные и др.) Ø по типу управления познавательной деятельностью (лекционные, обучение с помощью ТСО, обучение по книге, компьютерное обучение и др.). Ø по подходу к ребенку (авторитарные, личностно-ориентированные, технологии сотрудничества, гуманно-личностные, свободного воспитания и др.). Ø по преобладающему (доминирующему) методу (догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, диалогические, игровые, поисковые, творческие и др.). Ø по направлению модернизации существующей традиционной системы (на основе гуманизации и демократизации отношений, природосообразные, авторских школ и др.). Ø по категории обучающихся (массовая, работа с трудными, одаренными детьми и др.) [13]. Таким образом, универсальной классификации образовательных технологий на сегодняшний день не существует. В заключение следует сказать, что одной из важнейших составляющих профессионализма современного педагога, его профессиональной компетентности является технологическая культура педагога,позволяеющая соотносить индивидуальные проявления профессионализма с контектстом мировой (национальной и др.) педагогической культуры (В.А. Сластенин). Одна из важнейших задач, стоящих перед каждым педагогом – выбор технологий, используемых в образовательном процессе, из их историко-культурного множества. В этом отношении следует помнить, что вряд ли целесообрзно говорить о «плохих» или «хороших», «старых» или «новых»; «традиционных» или «инновационных» образовательных технологиях в целом. Важен лишь правильный выбор, который должен основывать на том, насколько они адекватны конкретной педагогической ситуации. Литература 1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. 2. Беспалько В.П. педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995. 3. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.: НИИ школьные технологии, 2004. 4. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпициной. – СПб.: КАРО, 2006. 5. Кашлев С.С. Интерактивные методы развития экологической культуры учащихся: пособие для педагогов. – Мн.: «Зорны верасень», 2007. 6. Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога: Научно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования. – СПб.: «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург», 2003. 7. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2001. 8. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: учебное пособие. – М.: педагогическое общество России, 2005. 9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. 10. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: «Современное слово», 2005. 11. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С. Кукушкина. – М.: ИКЦ «МарТ»: - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2006. 12. Российский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоро. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001. 13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. 14. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М.: НИИ школьные технологии, 2005. 15. Словарь иностранных слов. – М.: «Русский язык», 1988. 16. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М.: педагогическое общество России, 2002.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|