Здавалка
Главная | Обратная связь

История развития понятия «технологии» в образовании



Казалось бы, понятия «образовательная технология», «педагогическая технология» являются достаточно новыми, однако суть технологического подхода в образовании была предметом дискуссий и научных споров на протяжении многих столетий, поскольку любой добросовестный педагог пытался найти механизм обучения, который приводил бы к определенному гарантированному результату. Так великий чешский педагог Я.А. Коменский (1592-1670) утверждал: «Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием. Только при этом условии его работа будет высокорезультативной, а место учителя – самым лучшим местом под солнцем. Школа – мастерская, она «живая типография», которая «печатает» людей. Учитель в учебном процессе пользуется такими же средствами для воспитания, обучения юношей, какими пользуются типографские работники, создавая книгу» [11].

Принципиально новая эпоха проникновение технологического подхода в образование была связана с бурным развитием естественных наук и их различных прикладных направлений в XIX в. Использование современных для того времени научных достижений в производстве вызвало потребность в массовом обучении подрастающего поколения. Образование стало приобретать массовый характер, а также некоторые характерные черты «производственного процесса», «фабрики» усвоения достижений человеческой цивилизации. Наряду с производственными стали интенсивно развиваться социальные технологии, связанные с необходимостью управления общественными делами [1].

В развития понятия«технология» в образовании «нового времени»выделяют несколькоосновных этапов[1, 3, 4, 11 ].

v I этап (1920-е – 1950-е гг.) был связан с попыткой интенсивного внедрения в учебный процесс новых технических средств обучения (ТСО).

В 1940-50-е гг. в США и Западной Европе стал широко использоваться термин «технология образования» (С. Андерсен, Ф. Уитворт, М. Майер).

В российской педагогической практике следует вспомнить о педагогической технологии А.С. Макаренко. Теоретической основой ее выступила разработанная им концепция коллектива. Первый элемент педагогической технологии – это принятие требований коллектива, его норм, ценностей, тона, стиля; второй элемент – производительный труд как часть общей системы.

v В основе II этапа (1950-1960-е гг.) лежит идея программированного обучения – распространения средств обратной связи, электронных классов, обучающих машин и др. (Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сакомото и др.). В этот период выделились два направления в исследовании педагогической технологии: представители одного из них по-прежнему связывало реализацию технологического подхода с внедрением ТСО, а сторонники другого видели суть развития технологического подхода в повышении эффективности образовательного процесса и преодолении отставания педагогических идей от развития техники. В рамках второго направления появляется новый термин «педагогическая технология».

v В 1970-е гг. (III этап) понятие «педагогическая технология» расширилось, к нему начали относить все: технологии обучения, технологии воспитания, технологии оптимизации образовательного процесса (М. Эраут, Р. Стакенас, Р. Кауфман и др.).

Тематическое разнообразие методик обучения потребовало поиска общей для них научной основы. Использование системного подхода привело к общей установке педагогической технологии: решать педагогические проблемы в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.

К концу 1970-х – началу 1980-х гг. понятия «технология обучения» и «педагогическая технология» стали осознаваться как система средств и методов организации и управления учебно-воспитательным процессом.

v IV этап (1980-е гг.) характеризуется попытками дальнейшего осмысления сущности современного педагогического процесса, появлением интерактивных средств обучения, многоаспектным подходом.

v В настоящее время некоторые исследователи говорят о V этапе развития понятия «педагогическая технология», который характеризуется новой тенденцией сближения двух направлений: информационного и технологического. Информатики не могут обойтись без тех законов, которые давно существуют в дидактике. Объединение усилий разных специалистов приведет к возникновению совершенно новых направлений, дающих качественные результаты обучения. К такому направлению, например, можно отнести технологию дистантного обучения.

В целом можно сказать, что с 1990-х гг. начало развиваться и претерпевает активный расцвет новейшее направление развития образовательных технологий, которое учитывает следующие аспекты [3]:

· признается вероятностный характер образования;

· уделяется внимание субъективности ученика и проводится работа по проектированию личностно-ориентированных образовательных технологий;

· реализуется установка на самоактуализацию и самореализацию личности за счет собственной траектории движения по учебному материалу;

· обеспечивается развитие личности, способной ориентироваться во всем многообразии противоречий современного мира, а не только в конкретном пространстве социально-хозяйственной системы:

· обеспечивается обнаружение и прогнозирование (мониторинг) тенденций развития каждого ученика на микроуровне (здесь и сейчас) и на макроуровне (завтра и послезавтра);

· вместо характеристики класса (группы) педагог имеет дело с моделями всех обучающихся как отдельных субъектов образовательного процесса, поэтому затруднительно воздействовать на каждого из них – можно воздействовать лишь на целостную среду, в которую погружен каждый;

· проектирование технологического процесса распадается на две части: - проектирование процесса воздействия на среду профессионалами-технологами, способными применять закономерности психологии, информатики, синергетики, физиологии, эргономики, этики и др.; - проектирование педагогом желательного развития из возможных для каждого ученика;

· технологии принципиально отдают предпочтение развитию деятельности, а не накоплению фактов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.