Здавалка
Главная | Обратная связь

Проектирование как способ преобразования педагогической действительности



Педагогическое проектирование и проектное обучение – это не мода, а объективная необходимость. Она обусловлена определенными особенностями и проблемами современного образования[2, 4, 12].

Ø Меняется характер мотивации и знаний на каждом этапе жизнедеятельности; увеличивается объем информации наук, представленных учебными предметами; возникают трудности ориентации в потоке информации; происходит быстрое устаревание информации. У человека возникает необходимость производства нового знания, которого нет, но потребность в котором ощущается. Источником новых знаний внутри системы образования и образовательных процессов способно стать проектирование.

Ø Происходит формирование «экранной» культуры, которая: - основана на ежесекундно меняющемся диалоговом характере взаимоотношений экранного текста с партнером; - возвращает нас к культуре личного контакта путем организации диалога (через сети коммуникации) и возможностью общаться каждому со всеми и всем с каждым. Между понятием «образование» и образом, изображением, отображением устанавливается непосредственная связь. Образование понимается как самостоятельное построение образа окружающего мира на основе экранных информационных представлений. Но именно образ, воображение являются центральными понятиями проектирования.

Ø «Разбухание» содержания информации ставит вопрос: «Чему именно учить?». Проблема отбора знаний, умений и навыков превращается в задачу выделения типовых проблем и задач, решения которых требует от человека жизнь и профессия. Обнаруживается проективный характер самого содержания образования и способов его построения.

Ø Не менее важный вопрос: «Кто является носителем новых знаний и опыта?». Веками система образования была ориентирована на носителя «готового» знания – учителя (преподавателя, ученого), отдающего знания ученику и знающего «рецепт» решения его проблем. Сегодня носителем и источником информации может стать каждый, независимо от уровня образования.

Ø Присутствует ситуация самостоятельного определения (проектирования) учащимися: - траектории движения в информационном поле (образовательный маршрут); - содержания образования; - материалов, которые могут быть востребованы другими; - образовательной среды.

В настоящее время происходит распространение идей проектирования на различные уровни: - педагогических систем (городской, районной, школьной); - образовательной среды; - личности; - содержания обучения и воспитания; - предполагаемых результатов личностного развития.

Формируется особое проектное пространство жизнедеятельности участников образования.

Проектная деятельность – специфическая форма творчества и универсальное средство развития человека. Ее можно использовать в педагогических целях при работе с обучающимися в любом возрасте:

§ в дошкольном и младшем школьном возрасте – за счет проектной сущности игровой деятельности;

§ в подростковом возрасте – за счет потребности в создании своей предметной среды и пробы своих сил;

§ в юношеском возрасте – за счет устремленности в будущее и желания самореалзации;

§ для взрослого человека как средство профессионально-личностного развития и усовершенствования окружающей действительности и себя.

Таким образом, каждому педагогу необходимо уметь пользоваться проектной деятельность в ее различных вариантах. Педагог становится участником проектной деятельности в разных ситуациях, ролях и позициях: - как разработчик и исполнитель проектов в рамках своего образовательного учреждения; - как проектировщик собственных учебных программ и курсов; - как участник сетевых проектов; - как эксперт проектов, выполненных коллегами.

 

Основные понятия технологии проектирования

«Проект» (от лат. projectus) в буквальном переводе с латинского означает «брошенный вперед».

До недавнего времени при упоминании слова «проект» большинство людей имело в виду техническое проектирование, которое рассматривается как разработка комплексной технической документации (проекта) для строительства (реконструкции) предприятий, зданий, сооружений и др.

Можно сказать, что большинство продуктов человеческого труда производится посредством их предварительного проектирования.

Социальное проектирование отличается от проектирования вещей своей направленностью на создание новых форм общественной жизни.

Проектирование можно рассматривать как: -специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта; - научно-практический метод изучения и преобразования действительности (метод практико-ориентированной науки); - форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры; - управленческую процедуру.

Педагогическое проектированиепонимается в настоящее время достаточно широко, как:

§ Новая развивающая область знания, способ трактовки педагогической действительности (А.П. Тряпицина).

§ Прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е.С. Заир-Бек).

§ Способ нормирования и трансляции педагогической и научно-исследовательской деятельности (Н.А. Масюкова).

§ Практико-ориентированная деятельность, целью которой является создание новых, не существующих в практике, образовательных систем и видов педагогической деятельности (учебные программы, учебники, методические пособия и др.).

§ Процесс создания и реализации педагогического проекта.

§ Специфический способ развития личности.

§ Технология обучения.

В Интернет-версии словаря педагогических терминов понятие «педагогический проект» трактуется следующим образом:

- комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете и ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации;

- разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий. http://www.iro.yar.ru:8101/partners/zro/spr/slov1.htm

Проектирование рассматривается как вид учебной деятельности. Разработке этого направления посвящены работы МБ. Павловой, В.Д. Симоненко, П.С. Лернера, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, ЮЛ. Хогунцева, И.А. Сасовой, МБ. Романовской, Е.А. Фураевой и др.

При характеристике проектной деятельности обычно используется понятие «метод проектов», хотя на самом деле речь идет не об одном методе, а о технологии проектирования, используемой в образовательном процесее. Определений метода проектов достаточно много; их суть сводится к следующему: метод проектов – одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности, направленный на решение задач образовательного проекта; интегрирует в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентационные, исследовательские, поисковые и прочие методики [5, 8, 12].

Метод проектов рассматривается как образовательная деятельность с определенной целью, по определенной программе для решения учебных, воспитательных, поисковых, исследовательских, практических задач на предметной, межпредметной, интегрированной, надпредметной основе [9].

Е.С. Полат определяет метод проектов как способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы (технология), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическимрезультатом, оформленным тем или иным образом.

Типы проектов выделяются по разным признакам. Одна из наиболее распространенных классификаций - в зависимости от доминирующего вида деятельности учащихся [4]:

Ø Исследовательские проекты приближены к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обяза­тельно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлени­ем результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на даль­нейшую перспективу исследования.

Ø Творческие проектыимеют не столь строго проработанную структуру. Они строятся по следующей логике: определение потребности, ис­следование существующих объектов, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, экспеди­ция, репортаж и пр.).

Ø Приключенческие(игровые) проекты предполагают, что участники прини­мают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Веду­щий вид деятельности в таких проектах - ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и соци­альных условиях и т.п. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Ре­зультаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут опреде­литься лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.

Ø Прикладные (практико-ориентированные), отличающиеся четко обозначенным с самого начала результатом деятельности его участников, ориентированным на их социальные интересы (документ, созданный на основе полученных результатов ис­следования по экологии, биологии, географии, и т.д.; аргументированное объяснение какого-то физического, хи­мического явления; проект зимнего сада школы и т.д.);

Ø Информационные проекты - это тип проектов, связанных с поиском, анализом и представлением информации. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. В ходе проекта изучаются и используются различные методы получения информации (литература, библио­течные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопос­тавление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, теле­конференция и др.).

По числу участников проекты могут быть индивидуаль­ные, парные и групповые. Проект может быть краткосрочным (раз­работан на нескольких уроках); среднесрочным (от недели до месяца); долго­срочным (от месяца до нескольких месяцев).

Проектная деятельность может быть организована на разных уровнях: международном, национальном, на уровне конкретного региона (например, городские проекты), или на уровне ряда образовательных учреждений, расположенных в одном (или разных) районах.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.