Постановка проблемы
Все мы каждый день используем различные формы энергии. Например, в большинстве населенных пунктов России теплоснабжение от ТЭЦ производится по централизованной системе, имеющей низкую эффективность. Только 30% тепла тратится на отопление и горячее водоснабжение, остальные 70% - это различного рода потери. Для модернизации системы теплоснабжения необходимы усилия коммунальных энергетических служб, технических специалистов из местных органов власти, производителей оборудования и т.д. И все-таки есть «источник» энергии экологически чистый, экономически эффективный, абсолютно безопасный, доступный везде и всегда. Это – энергосбережение! Специалисты оценивают общие возможности энергосбережения в России в 40% от текущего потребления энергии. Вложение денег в энергосберегающие мероприятия приносит больший доход, чем вложение денег в производство энергии. Снижение потерь энергии эквивалентно производству новой энергии без всяких негативных последствий для окружающей среды. Рациональное энергопотребление может быть достигнуто различными способами. Было бы неверно сводить проблему повышения энергоэффективности только к ее технической стороне. Очень многое в этом вопросе зависит от нашего индивидуального поведения и отношения общества к этой проблеме. И очень многие меры энергосбережения доступны каждому из нас в обыденной жизни. Главная опасность энергоэкологического кризиса в том, что его причина – внутри нас, и главная трудность борьбы с ним в том, что необходимо изменить психологию людей, психологию потребительства. Внедрение энергосберегающих технологий и безотходных производств не приведет к ожидаемому результату, пока идеалом не станет эффективное энергопотребление! Возможности для энергосбережения есть повсюду. Многие из них могут быть реализованы здесь и сейчас каждым из нас. Эти меры почти не требуют материальных затрат и зависят только от личной осведомленности и желания. Сберегая энергию в школе и дома, мы уменьшаем потери энергии при ее производстве, передаче и преобразовании. Цели проекта: продвижение идей устойчивого развития на местном уровне; распространение национального и зарубежного опыта в области энерго- и ресурсосбережения; активные практические действия школьного коллектива (учеников, педагогов, администрации), а также, родителей и, по возможности, местных властей Калининского района по рациональному и экономному использованию тепла и горячей воды. Задачи проекта: 1. разъяснение необходимости перехода к устойчивым методам использования энергии и ресурсов; 2. формирование четких моральных барьеров, не позволяющих поступать неэкологично, воспитание чувства личной ответственности за ущерб, который наносит избыточное потребление энергии и ресурсов природе и понимание того, что правильные действия даже одного человека или небольшой группы людей способны уменьшить ущерб окружающей среде; 3. организация действий по сохранению хорошего (комфортного, здорового) или улучшению микроклимата в школьных помещениях (сохранение тепла); 4. организация действий по снижению потребления горячей (холодной) воды; 5. налаживание взаимовыгодного сотрудничества участников школьного проекта с местными органами власти или коммунальными службами для рационального и экономного использования тепла и горячей воды; 6. способствование тому, чтобы работа школьного коллектива и родителей, местных властей и коммунальных служб района получила широкий общественный резонанс; 7. развитие осознанного отношения к повседневному бытовому использованию энергии и ресурсов (в домашних условиях параллельно проекту и по его завершении). Содержание работ и условия их проведения Решение задач 1, 2 будет достигнуто посредством организации системы деятельности, включающей: · формирование структурированного Штаба проекта (школьники и педагоги совместно), обеспечивающего презентацию и старт школьного проекта «Шаг к энергоэффективной школе»: просветительская и образовательная деятельность; · распределение ролей и обязанностей в Штабе и детском коллективе (малые группы сотрудничества): в том числе формирование из старшеклассников и активистов школьного учебно-научного общества* агитпросветбригад, обеспечивающих повышение информированности и уровня знаний: а) об идеях устойчивого развития и Местной повестки дня – 21 (актуализация информации из разных источников: Концепция устойчивого развития; материалы о качестве окружающей среды в Санкт-Петербурге; школьные заделы – материалы конференций, семинаров); б) об устойчивых методах использования энергии и ресурсов; в) о проблемах энергосбережения и снижения техногенной нагрузки на окружающую среду в Санкт-Петербурге (энергоресурсозависимость Санкт-Петербургского региона, г) о Программе энергосбережения в Санкт-Петербурге: базовые направления); д) об истории теплофикации Петербурга (Ленинграда) и страны. Адресаты: ученики 5-6-х классов и их родители (школа «Тепловичок»); ученики 7-8-х классов (минифакультатив «Энергосбережение»). Для решения задач проекта сформирована библиотечка по энергосбережению. В качестве нестандартного образовательного ресурса используются материалы экскурсий в Музей истории города (по истории развития энергетики в России), на первые теплофицированные объекты Санкт-Петербурга (Ленинграда), на объекты традиционной и альтернативной энергетики (ТЭЦ-17, ветроэнергетика – пос. Разметелево Ленинградской области) при содействии Комитета по природопользованию или ГУП Водоканал СПб в согласовании посещения энергетических объектов с их руководством. Решение задач 3, 4, 7 достигается в ходе исследовательской (мониторинговой) и социально-значимой практической деятельности по энерго- и ресурсосбережению на «местном», школьном уровне. Для формирования интеллектуальных и специальных умений по оценке качества жизни человека (окружающей среды) и снижению потерь ресурсов и энергии в школе и дома сформированные ресурсно-энергетические патрули (РЭП) осуществят обзорный энерго- и ресурсоаудит отдельных объектов школы: класса, рекреации, библиотеки, спортзала и т.д. (для составления «Энергетического паспорта» школы (квартиры)); проводят мониторинг энергосберегающих мероприятий. Для активных энерго- и ресурсосберегающих практических действий силами школьного коллектива и родителей сформированы «строительные» бригады (трудовые десанты) (при доступности материальных ресурсов ставятся теплоотражательные материаыв за батареи, утеплители, спецпрокладки, спецленты, стекла, оконные рамы и др.при обеспечении консультаций и надзора со стороны специалистов ЖКХ). Решение задачи 5, предполагающее вовлечение учащихся в процесс принятия решений по энерго- и ресурсосбережению на районном уровне, достигается путем установления заочных (письма-обращения) и очных (встреча или круглый стол) контактов активистов Штаба проекта и сочувствующих школьников с местными органами власти: депутатом МС МО Калининского района или специалистами Территориального управления Калининского административного района Санкт-Петербурга. Решение задачи 6, предполагающее информационно-просветительскую (а) и культурно-энерго-экологическую деятельность (б) достигается за счет: а) формирования Пресс-центра и работы связных от классов-участников для распространения необходимой информации и освещения хода проекта на школьном уровне среди всех школьников, педагогического коллектива, родителей. Выпуск радиогазеты и стенгазеты «До и после» (проекта), а также публикации в районных СМИ; б) участия слушателей эколого-краеведческой секции УНО, изостудии, школьного театрального коллектива, активных школьников и родителей; зготовления макета памятного знака к 80-летию теплофикации Санкт-Петербурга – России (25.11.1924 – 25.11.2004), макета «Энергоэффективная школа будущего», проведение межшкольной (совместно со школой № 567 г. Петродворца) отчетной конференции «Фактор четыре» - в жизнь!». При наличии финансов и содействии заинтересованных организаций в продвижении современных энерго- и ресурсосберегающих технологий, приборов, оборудования был создан выставочный энергоэффективный стенд (в идеале – кабинет). По завершении проекта организуется культурно-энергоэкологический праздник. Запланированные результаты § Повышение уровня информированности и теоретических знаний школьников 5-11 классов в области энерго- и ресурсосбережения. § Осознание полезности деятельности по сокращению энерго- и ресурсопотребления в повсевдневной жизни: для собственного комфорта (сохранение тепла), бюджета (семейного – фактически, школьного, видимо, условно), окружающей среды (снижение негативного техногенного воздействия на окружающую среду). § Нацеленность на решение в настоящем и будущем реальных энергоэкологических проблем, изменение психологии потребительства. § Приобретение новых умений и практических навыков: коммуникативных (взаимодействия на уровне школьного коллектива, родителей, районных властей, служб ЖКХ), «технических» («строительно-ремонтные» работы по сбережению тепла и экономии воды внутри школы силами школьного коллектива). § Сокращение потребления энергии и ресурсов в школе и дома. Фактическая экономия горячей воды. Улучшение условий трудовой деятельности: оптимизация микроклимата в школьных (домашних) помещениях, сохранение и улучшение здоровья, снижение заболеваемости ОРВИ. § Модернизация системы теплоснабжения (фактическая, поэтапная, в перспективе) мерами для специалистов как индикатор перехода общества к устойчивым методам использования энергии и ресурсов. § Пропаганда необходимости перехода к устойчивым методам использования энергии и ресурсов на школьном, межшкольном и других уровнях, нравственного, а не потребительского отношения к планете Земля.
Литература 1. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования: Учебное пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков. – СПб.: «Просвещение», 1995. 2. Колесникова И.А., М.П. Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высших учеб. заведений / Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. 3. Методика обучения технологии / Под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск - Ишим: Издательство ИГПИ, НМЦ «Технология», 1998. - 296 с. 4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. 5. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: «Современное слово», 2005. 6. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С. Кукушкина. – М.: ИКЦ «МарТ»: - Ростов н/Д: издательский центр “МарТ», 2006. 7. Политехнический словарь: 2-е изд. – М., 1980. 8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилова, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2003. 9. Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы: Научно-методическое пособие для преподавателей образовательной области «Технология». – М.: АПКиПРО, 2004. 10. Рябова В.Н., Григорьева Ю.В. Эколого-образовательный проект //Экологически ориентированная учебно-исследовательская и практическая деятельность в современном образовании: матер. IV Всероссийского научно-методического семинара. – СПб.: Крисмас+, 2004. – С. 85-89. 11. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.:АРКТИ, 2005. 12. Теория и практика организации предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие. Ч. 1 / Под ред. С.В. Кривых, Г.Н. Шорниковой, Н.Н. Букиной. – СПб.: СПбАППО, 2005. 13. Хорева Г.А., Утков П.Ю. Школьный проект как метод образования для устойчивого развития: методческое пособие для организации проектной деятельности в образовательных учреждениях. – Мурманск, 2003.
Глава 3. ОТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ИГРЫ К ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ Среди наиболее часто декларируемых инновационных технологий специалисты называют педагогические технологии моделирования и игры. Во-первых, эти технологии, как показывают исследования, дают высокие устойчивые положительные результаты, а во-вторых, к сожалению, большинство (по самооценкам примерно 75%) учителей не владеют этими технологиями на профессиональном уровне. Как и многие другие, указанные технологии склонны к дидактическому «наложению», синтезу, взаимопроникновению, проявляющихся в использовании игровых форм в моделировании тех или иных процессов и явлений или наоборот – использовании различных моделей в организации игровых ситуаций. В настоящее время можно говорить о развитии такой интегративной технологии как технологии игрового моделирования. Остановимся более подробно на каждом из видов педагогических технологий и попытаемся выявить их инновационный характер. 3.1. Основные понятия технологии моделирования Говоря о технологии моделирования, начнем с определения самого понятия «модель», которое развивалось и дополнялось, отражая различные его стороны и особенности. Модель(франц. modele – мера, образец) – любой образ, аналог (мысленный или условный , изображение, описание, схема, график, план, карта и т.п. какого-либо объекта, процесса или явления [1]. Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте [2]. Модель – это не просто и не только отражение или копия некоторого состояния дел, но и предполагаемая форма деятельности, репрезентация будущей практики и освоенных форм деятельности [7]. Модель – это некоторая структура знаний, которая, во-первых, играет существенную роль в планировании наших предстоящих действий, во-вторых, позволяет нам использовать в таких действиях ранее приобретенные знания. Мы постигаем действительность только через наши модели. Это значит, что наши интуитивные, общепринятые понятия и категории, используемые для интерпретации действительности, на самом деле являются понятиями и категориями, составляющими наши модели действительности. Модели являются аккумуляцией предшествующегj опыта, полученного в сходных ситуациях» [4]. Выделяют следующие теоретические положения процедуры моделирования: · модель есть средство научного познания и выполняет не только констатирующую функцию, но и функции прогнозирующую – в их взаимосвязи и взаимозависимости; · модель в общих чертах соответствует оригиналу и выступает как таковой его «заменитель», который в некотором отношении более удобен для изучения, а полученные в процессе изучения данного «заменителя» сведения можно перенести на исходный объект; · модель и ее прототип являются системами, характеризующимися общими существенными структурами, свойствами и определенными отношениями; · модель отражает только те свойства своего «оригинала», которые существенны в плане конкретного научного исследования; · содержание модели фиксирует внутренние характеристики объекта, которые непосредственно не наблюдаются [5]. Согласно концепции К.Б. Батороева, С.И. Мещеряковой, Н.Г. Салминой, В.А. Штоффа и др., модели можно определить как созданные или выбранные субъектом системы, которые упрощенно воспроизводят существенные для данной цели познания стороны изучаемого объекта и, в силу этого, находящиеся с ними в отношениях замещения и сходства. Поэтому изучение, оперирование моделями служит способом получения новой информации о самом моделируемом объекте. Важно подчеркнуть, что модели выступают как эвристические конструкции, с помощью которых: - структурируется целостное понимание мира; - организуется восприятие вновь обретенного субъектом образовательного процесса знания; - усваиваются требования развития познавательного процесса в границах определенной компетенции [6]. Моделирование – это совокупность методов построения моделей и изучение на них соответствующих явлений, процессов, систем и объектов. Моделирование является ведущим методом системного анализа. Центральной процедурой системного анализа, является построение обобщенной модели (или моделей), отображающей все факторы и взаимосвязи реальной ситуации, которые могут проявиться в процессе осуществления решения» [7]. М.И. Штеренберг выделяет следующие принципы теории систем: · принцип системности (возникновение и существование любой системы обусловлено силами, действие которых обеспечивает возникновение и существование связей между ее элементами); · принцип разнообразия (разнообразие объектов обусловлено историей их возникновения и развития); · принцип микрокосма или существования (всякая существующая система являет собой микрокосм); · принцип эволюции (возникновение и существование всех систем обусловлено эволюцией) [8]. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|