РАЗДЕЛ I. СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯСтр 1 из 62Следующая ⇒
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Учебное пособие Санкт-Петербург УДК 379.85 ББК 75.8 Г 82 Матвеевская А.С. , Погодина В.Л. Туристско-рекреационное проектирование: учебное пособие. - СПб., СПбГУТиД, 2013, 264 с.
Основными задачами учебного пособия являются: формирование представлений о туристско-ресурсном потенциале, технологии методики и оценка перспектив развития видов туризма. Полученные знания позволят будущим работникам туриндустрии лучше понять специфику туризма, особенности его функционирования, динамику постоянных изменений, происходящих на рынке туристских услуг. Учебное пособие написано с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по направлению100400.62 «Туризм». Содержит информацию, которая может быть полезна лицам, как профессионально занимающимся туристской деятельностью, так туристам, желающим больше узнать о возможностях совершения туров.
Рецензенты: Доктор географических наук, профессор Ю.Н.Гладкий Доктор исторических наук, профессор В.С.Ягья
ББК 75.8 Г 82 © А.С.Матвеевская, В.Л.Погодина, 2013. © Санкт-Петербургский государственный унивесритет технологии и дизайона, 2013.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Успешность функционирования туристско-рекреационной сферы хозяйства в конкретном регионе зависит от целого ряда предпосылок, способных оказать влияние на развитие туризма. Экспертиза любого района с целью определения его туристско-рекреационного потенциала необходима для выявления перспектив экономического развития территории. Подобное исследование требует учета разнообразных природных, социально-экономических условий и ресурсов, а также многочисленных факторов, способных влиять на выбор потенциальными рекреантами места и времени отдыха. Важнейшей составной частью туристского потенциала территории являются имеющиеся рекреационные условия и ресурсы. К ним относят компоненты природной среды, исторические события и увековечивающие их памятники культурного наследия, объекты хозяйственной деятельности, обладающие уникальностью, оригинальностью, эстетической привлекательностью, целебно-оздоровительной значимостью, которые можно использовать для организации туристской деятельности. Изучение размещения и структуры отдельных видов и сочетаний ресурсов, проблем их экономической оценки и рационального хозяйственного использования позволяет определить наиболее рациональные пути их освоения. Результат исследования будет достоверным в случае применения комплексного подхода изучения природно-ресурсного и историко-культурного туристско-ресурсного потенциала территории, а также проведение анализа состояния туристской индустрии (сектора размещения, питания, в ряде случаев – лечения, сектора развлечения, сектора транспортных перевозок). Необходимо выявить закономерности формирования территориальной рекреационной системы, ее структуру, процессы функционирования и управления, а также факторы, определяющие эффективность размещения. Исследованию подвергается динамика туристского спроса и предложения на данной территории, определяются состав туристов, преобладающие типы путешествий на данную территорию по целям поездок. Учитываются дополнительные факторы (политические, экономические, экологические и др.), способствующие или препятствующие развитию туристской индустрии. Все это позволяет сформулировать современные проблемы, разработать предположения по путям дальнейшего наиболее эффективного развития туризма на данной территории. Однако, определить перспективы туристского развития конкретной территории можно лишь с учетом общемировых тенденций развития современной туристской отрасли. Туристско-рекреационное проектирование – вариативное моделирование туристских и рекреационных программ, а также обслуживающих их систем. Это проектирование рассматривается как функция туроператора на стадии разработки проекта тура. Эта задача, как правило, имеет для туроператора вполне конкретный характер – разработать программу тура. Особое место в системе специализированных технологий в туризме занимает туристско-рекреационное проектирование. Это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей. В качестве объекта туристско-рекреационного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга подсистемы: туристско-рекреационную деятельность и развитие туристско-рекреационных дестинаций. Туристско-рекреационный проект является средством обеспечения туристско-рекреационных потребностей и создания условий для их реализации, в соответствии с сложившимися нормами. При этом следует отметить потенциальное многообразие проектных решений одной и той же проблемной ситуации, что обусловлено как различными представлениями об идеальных вариантах отдыха и путешествий, зависящими от целевых установок участников туристско-рекреационной деятельности – рекреантов и организаторов туризма. Ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого проектирования являются создание условий для развития личности и социума в целом, самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем создания комплекса условий по оптимизации использования туристско-рекреационных ресурсов, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию природой и культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению; Задачи проектной деятельности: — анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем, четкое определение их источника и характера; — поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся туристско-рекреационных условий и ресурсов, оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов; — выбор наиболее оптимального решения (социально приемлемых и физиологически обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление; — разработка организационных форм внедрения проекта в туристско-рекреационную практику и обеспечение условий реализации проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении. Основными результатами технологии туристско-рекреационного проектирования являются программа и проект. Программа — это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, страны) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации туристско-рекреационной деятельности, включающий в себя, помимо анализа социокультурной и природной ситуации, обоснования приоритетов туристско-рекреационного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив. Проект может существовать в двух формах: а) как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития туристско-рекреационной деятельности; б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории. И в первом и во втором случае проект представляет собой локальную программу, ориентированную на преодоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в туристско-рекреационной сфере деятельности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его взаимодействия со средой. Важнейшим структурным элементом технологии проектирования является исследовательская деятельность, поскольку именно проектировщик должен, во-первых, знать, видеть реальные проблемы функционирования той или иной объектной области (например, туристско-ресурсного потенциала региона, условий для реализации рекреационных потребностей личности, социальной группы и т.д.); во-вторых, иметь представление о идеальном состоянии целого и способах его поддержки. Проектирование есть прежде всего идеально-мыслимое представление о конечном продукте (параметрах того или иного явления, новом качестве объекта), которое проходит путь от проблематизации исходного состояния объектной области проектирования через формулировку целевых установок к определению конкретных методов изменения ситуации. Масштаб анализируемой ситуации определяет радиус действия проекта или программы. Целевое обоснование проекта или программы (федеральной, региональной, локальной) предполагает всесторонний анализ ситуации и определение на этой основе: а) приоритетных сфер (или областей) проектирования; б) категорий населения, которым будет адресован проект. Цель дисциплины – формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций в сфере знаний о сущности, основных принципах и методологии туристско-рекреационного проектирования. Задачи дисциплины – изучение обучающимися теоретические основы проектирования в туризме, принципов организации и реализации стратегий и программ для разных типов туристских продуктов, соответствующих запросам потребителей; усвоение нормативно-технической базы туристско-рекреационного проектирования, стратегии финансирования туристско-рекреационных проектов и программ. Внимание студентов в процессе изучения дисциплины должно быть сконцентрировано на таких направлениях как диагностирование и выявление различных типов проблемных ситуаций в туристской индустрии, разработке мер по их предупреждению и преодолению, планированию и осуществлению контроля за реализацией проекта, координации действий со всеми функциональными подразделениями предприятий туристской индустрии. Успешное освоение программы дисциплины обеспечит обучающихся оперативной информацией о текущем состоянии участников туристской деятельности в России и за рубежом, навыками анализа эффективности разрабатываемых и применяемых программ, а значит, гарантирует формирование у студентов умений и практических навыковприменения современных методов при решении конкретных проблем по направлению подготовки бакалавров. В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - нормы действующего законодательства в сфере гражданской ответственности с целью их дальнейшего соблюдения; - прикладные методы исследовательской деятельности в туризме; - программное обеспечение туристской деятельности - теоретические основы проектирования, организации и реализации стратегий и программ для разных типов туристских продуктов, соответствующих запросам потребителей, - нормативно-техническую базу туристско-рекреационного проектирования - теоретические основы проектирования, организации и реализации стратегий и программ для разных типов туристских продуктов, соответствующих запросам потребителей, - нормативно-техническую базу туристско-рекреационного проектирования; - теоретические основы проектирования, организации и реализации стратегий и программ для разных типов туристских продуктов, соответствующих запросам потребителей, - нормативно-техническую базу туристско-рекреационного проектирования Уметь: - применять действующее законодательство и общепринятые принципы и нормы международного права в процессе взаимодействия государства, общества, личности; - оценивать рынки сбыта, потребителей, клиентов, конкурентов в туристской индустрии; - применять инструменты управления и контроля качества продукции и услуг туристской деятельности - различать и выявлять различные типы проблемных ситуаций в туристской индустрии, разрабатывать меры по их предупреждению и преодолению, - разрабатывать и осуществлять контроль за реализацией проекта, - обеспечивать координацию действий со всеми функциональными подразделениями предприятий туристской индустрии; - планировать и осуществлять контроль за реализацией проекта, Владеть: - методикой оценки эффективность правовых, этических и моральных норм, используемых в механизме взаимодействия государства, общества и личности; - приемами оценки эффективности применяемых методов исследования рынка; - методикой создания новых туристских продуктов и услуг с использованием современных технологий и методов проектирования - технологией оценки удовлетворенности потребителей услугами туристской индустрии, соответствия стандартов качества на предприятиях туристской индустрии требованиям нормативной документации Знания и навыки, полученные при изучении курса «Туристско-рекреационное проректирование» необходимы специалисту в области туризма для решения профессиональных задач по организации туристско-рекреационной деятельности. Данное учебное пособие призвано сформировать у студентов представление о разных видах ресурсов и условий, способных влиять на развитие туристской отрасли; вооружить их методиками комплексного анализа туристско-ресурсного потенциала территории, а также выработке на его базе оптимально эффективных направлений дельнейшего развития туристской отрасли в конкретных условиях. Содержащиеся материалы помогут сформировать у специалистов сферы туризма высокой уровень профессиональной компетенции в области технологии проектировавния. Это поможет им овладеть пространственным, географическим видением, предполагающим умение понимать причины пространственных различий явлений, процессов в связи с их региональными и локальными природно-экологическими, историко-культурными, социально-экономическими особенностями; анализировать проблемы современного состояния туризма в регионе и прогнозировать возможное развитие под воздействием различных факторов; самостоятельно изучать при помощи различных методов туристскую специализацию территории, разрабатывать стратегию развития туристской отрасли в конкретном регионе. Оценка территории для развития туризма - один из наиболее сложных вопросов в туристике, поскольку характеризуя природную среду или совокупность культурных ресурсов, приходится отражать не только объективные их свойства, но также учитывать субъективный фактор, позиции их оценки непосредственно отдыхающими, туристами и организаторами туристской деятельности. Оценка должна вестись с точки зрения пригодности данной территории для удовлетворения различных потребностей рекреантов во время их нахождения на ней, так и возможностей строительства инженерных сооружений, благоустройства территории, рационального функционирования предприятий туристской сферы, бесконфликтности туристской индустрии и иной хозяйственной деятельности местного населения. Многообразие видов и форм туризма предопределяет диапазон оценок, даваемых одной и той же территории. Комплексный принцип в оценке конкретной территории обеспечивает специалиста умением применить теоретические знания для последующего решения практических туристско-рекреационнных задач в любом регионе России или за ее пределами.
РАЗДЕЛ I. СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|