Здавалка
Главная | Обратная связь

Риски при разработки проекта



 

Поскольку выполнение инновационных проектов связано с риском и неопределенностью, обязательно рассматриваются различные варианты реализации проекта. По каждому из них разрабатываются мероприятия, обеспечивающие достижение в установленные сроки поставленных целевых параметров. Наиболее оптимальный вариант выбирается после сравнения рассчитанных показателей эффективности всех имеющихся вариантов с учетом вероятности их реализации.

Причиной возникновения рисков является неопределеность, присущая каждому проекту. Неопределенность понимается как неточность и неполнота информации об условиях (сценариях) ре­ализации проекта. Результаты проявления неопределенности могут быть положительными (прибыль, доход, другая выгода), отрицательными (ущерб, потери, убытки) или нулевыми (бесприбыльность, безубыточность). В отличие от неопределенности риск есть субъ­ективная характеристика проекта с точи зрения одного из его участ­ников, отражающая возможность реализации неблагоприятных для него сценариев или последствий.

Риск сопоставляют с опасностью того, что цель проекта не будет достигнута в намеченном объеме. При этом полагают, что вместо ожидаемого состояния внешней среды воз­никнет худшая ситуация (например, прибыль будет уменьшена на определенную величину). Поэтому, для достижения поставленных целей необхо­дим анализ проектных рисков. Научно обоснованная классификация рисков содействует четкому опре­делению места каждого риска в ходе анализа проекта и создает по­тенциальные возможности для эффективного применения соот­ветствующих методов, приемов управления рисками.

Обобщающая классификация, базирующаяся на реальной прак­тике проектной деятельности, учитывает ряд следующих типичных, наиболее часто встречающихся рисков, с которыми сталкиваются участники проекта:

- риск, связанный с нестабильностью экономического законода­тельства и текущей экономической ситуации, условий инвести­рования и использования прибыли;

- внешнеэкономический риск (возможность введения ограниче­ний на торговлю или поставки и т.п.);

- риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране и регионе, связанный с неопределенностью политичес­кой ситуации;

- риск, связанный с неполнотой или неточностью информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой технологии;

- риск, связанный с колебаниями рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т.д.;

- риск, связанный с неопределенностью природно-климатичес­ких условий, возможностью стихийных бедствий;

- производственно-технологический риск (аварии и отказы обо­рудования, производственный брак и т.п.);

- риск, связанный с неопределенностью целей, интересов и по­ведения участников;

- риск, связанный с неполнотой или неточностью информации о финансовом положении и деловой репутации предприятий-участ­ников.

Во временном аспекте некоторые аналитики подразделяют рис­ки на ретроспективные, текущие и перспективные, по уровню воздействия — на низкие, умеренные и полные. Как вариант предла­гается классификация рисков, связанная с выделением двух групп факторов — внутренних и внешних. К категории внешних относят политические, научно-технические, социально-экономические и экологические факторы. Внутренние факторы риска возникают в результате воспроизводственной, социальной, производственной деятельности, а также в сферах управления и обращения.

Литература по теории бизнеса выделяет термины «высокий риск» и «слабый риск», что связано с различными уровнями риска. Уровень риска при этом определяют как отношение масштаба ожидаемых по­терь к объему имущества проекта и фирмы, и он также связывается с вероятностью наступления этих потерь.

При равных возможных усло­виях реализации проекта учитываются и такие виды рисков, как:

• производственный — риск невыполнения планируемых объемов работ и/или увеличения затрат, недостатки производственного планирования и, как следствие, увеличение текущих расходов предприятия;

• инвестиционный — риск возможного обесценения инвестици­онно-финансового портфеля, состоящего как из собственных, так и из приобретенных ценных бумаг;

• рыночный — риск, связанный с возможными колебаниями ры­ночных процентных ставок как национальной валюты, так и курсов зарубежных валют;

• политический — риск несения убытков или снижения прибы­ли вследствие изменений государственной политики;

• финансовый — риск, связанный с осуществлением операций с финансовыми активами. Включает процентный, кредитный и валютный риски. Процентный риск возникает обычно при за­ключении долгосрочных соглашений о займе на основе плава­ющей процентной ставки. Кредитный риск возникает при не­возможности выполнения банком кредитного договора вслед­ствие финансового краха. Валютный риск представляет собой риск потенциальных убытков, которые может понести фирма вследствие изменения в валютных курсах;

• экономический — риск потери конкурентной позиции предпри­ятия вследствие непредвиденных изменений в экономическом окружении фирмы.

Процесс анализа рисков носит комплексный характер, и его важность состоит в создании системы управления рисками на ста­диях инициации, планирования, реализации и завершения проек­та. Управление рисками — это процессы, связанные с идентификаци­ей, анализом рисков и принятием решений, которые включают мак­симизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий. Управление рисками проекта состоит из шести основных компонентов:

• планирование управления рисками — выбор подходов и пла­нирование деятельности по управлению рисками проекта;

• идентификация рисков — определение рисков, способных по­влиять на проект, и документирование их характеристик;

• качественная оценка рисков — качественный анализ рисков и условий их возникновения с целью определения их влияния на успех проекта;

• количественная оценка рисков — количественный анализ веро­ятности возникновения и влияния последствий рисков на проект;

• планирование реагирования на риски - определение процедур и методов по ослаблению отрицательных последствий рисковых событий и использованию возможных преимуществ;

• мониторинг и контроль рисков— мониторинг рисков, опреде­ление остающихся рисков, выполнение плана управления рисками проекта и оценка эффективности действий по минимизации рисков.

Все эти процедуры взаимодействуют друг с другом, а также с другими процедурами. Каждая процедура выполняется по крайней мере один раз в каждом проекте.

В планировании управления рисками можно выделить ряд наиболее важных моментов:

• назначение ответственного лица, которое собирает сведения о возможных рисках, организует их анализ и формирует регулярные отчеты;

• определение бюджета, предназначенного для управления рис­ками;

• планирование основных действий по управлению рисками и их «при­вязка» к жизненному циклу проекта (согласование сроков ме­роприятий, направленных на управление рисками, с основны­ми производственными процессами).

Идентификация рисков определяет, какие риски способны повлиять на проект, и документирует характеристики этих рисков. Идентификация рисков может производиться как по схеме «при­чины — последствия» (что может случиться и к чему это приведет), так и по схеме «последствия — причины» (каких последствий сле­дует избегать и к каким, наоборот, стремиться, и какие события эти последствия могут вызвать). Для реализации данного процесса могут быть использованы, в том числе, методы групповой работы (мозговой штурм, метод Дельфи и др.), а также анализ подобных проектов из схожих об­ластей с участием внешних или внутренних экспертов компании.

Качественная оценка рисков — процесс представления ка­чественного анализа идентификации рисков и определения рис­ков, требующих быстрого реагирования. Процесс проведения ка­чественного анализа проектных рисков должен включать описа­тельный, «инвентаризационный» аспект определения тех или иных конкретных видов риска данного проекта, выявления возможных причин их возникновения, анализа предполагаемых последствий их реализации и предложения по минимизации выявленных рис­ков.

Специфической особенностью качественного анализа проект­ных рисков является определение стоимостного эквивалента гипо­тетических последствий возможной реализации отмеченных рис­ков. Поэтому качественный анализ является базой для проведения количественного анализа.

Задача количественного анализа рисков — численное изме­рение влияния изменений факторов проекта, проверяемых на риск, на поведение критериев эффективности проекта. Количественная оценка рисков позволяет определять:

1) вероятность достижения конечной цели проекта;

2) степень воздействия риска на проект и объем непредвиденных затрат и материалов, которые могут понадо­биться;

3) риски, требующие скорейшего реагирования и большего внимания, а также влияние их последствий на проект;

4) фактиче­ские затраты, предполагаемые сроки окончания. В исследованиях, посвященных проблеме риска, встречается несколько подходов к определению критерия количественной оценки риска (статистичес­кий метод, метод экспертных оценок, метод аналогий и др.).

Разработку методов и технологий снижения отрицательно­го воздействия рисков на проект выполняет процедура планиро­вания реагирования на риски, которая призвана обеспечивать эф­фективность защиты проекта от воздействия на него рисков. На практике традиционно выделяют четыре основных метода сниже­ния риска:

1) избежание — простое уклонение от деятельности или обстоятельств, содержащих риск;

2) передача — перевод ответствен­ности за риск другой стороне;

3) минимизация — проведение соб­ственных специальных мер по ограничению размера риска, созда­ние специальных систем предотвращения ущерба;

4) принятие — сохранение ответственности за риск; готовность и способность покрыть все возможные убытки за счет собственных средств. Для реализации данных методов на практике применяются различные способы защиты.

В практике управления проектами можно выде­лить три основных: распределение риска между участниками проекта; страхование; резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.

1.6. Документирование плана проекта

 

План проекта может включать:

1) краткий обзор проекта;

2) введение (цели и ожидаемые результаты проекта, стратегия, объ­ем работ, организационные связи, ссылки на внешние документы);

3) структуру проекта (роли и ответственность, процесс управления проектом, обзоры и утверждения);

4) комплекс работ (работы проек­та, оценка объема работ и квалификации, внешние задачи, возмож­ные изменения);

5) график работ (график работ по этапам, список всех участников);

6) ресурсное обеспечение (персонал, оборудова­ние, средства и пр.);

7) финансирование (история финансирования подобных проектов, бюджет, план затрат, фонды, предположения);

8) ограничения, риск и неопределенность проекта (зависимость от внешних обстоятельств, риск и неопределенность, процесс решения проблем).

Для принятия обоснованное решение, определения объема необходимых инвестиций составляется экономическое обоснование проекта — бизнес-план. В нем описываются основные аспекты будущей программы, анализируются все проблемы, с которыми можно столкнуться, а также возможные способы их решения. Бизнес-план позволяет оценить и обосновать реализацию проекта в условиях конкуренции. Бизнес-план включает девять разделов.

1. Вводная часть. Она должна быть краткой и емкой. Пишется после составления плана. Кроме названия, адреса компании, ее организационно-правовой формы, состава участников даются характеристика проекта, его основные цели, указываются стоимость и потребности в финансировании.

2. Анализ положения дел в области проводимых работ по проекту. В этом разделе дается анализ текущего состояния, тенденций и прогноза развития сферы применения инноваций (туризм, средства размещения). Перечисляются сильные и слабые стороны последних новшеств и возможных конкурентов, а также вероятные категории потребителей, на которых рассчитан проект.

3. Сущность предлагаемой программы. Необходимо дать четкое определение и описание нового или усовершенствованного продукта (услуга, технология, направление поездок), который будет предложен на рынке, его уникальность или отличительные черты. Следует указать некоторые аспекты необходимых изменений для производства и предоставления этих услуг и возможности их совершенствования.

4. Анализ рынка и план маркетинга. В этой части бизнес-плана следует определить рынок или его сегмент, где можно организовать успешную реализацию предлагаемого продукта, и предполагаемую структуру возможных потребителей услуги. Необходимо оценить конкурентоспособность нового продукта по качеству, цене, каналам реализации и другим показателям, возможностям конкурентов. Указываются также конкретные детали маркетинговой стратегии: способы продвижения продукта, рекламы, политика цен и др.

5. Производственный план. Указываются производственные процессы, применяемые информационные технологии, необходимое дополнительное оборудование для оснащения рабочих мест, количество новых сотрудников, новых точек продаж и другие вопросы, связанные с производством и реализацией продукта.

6. Организационный план. Указывается форма собственности компании, приводится ее структура, схема организации продаж продукта, количество и квалификация персонала (необходимость его обучения, привлечения консультантов со стороны). Если потребуется перестройка структуры управления организацией, следует дать обоснование изменений.

7. Оценка степени риска. Объективно излагаются основные характеристики рисков, связанные с реализацией проекта, наличие реальных и возможных потенциальных угроз, представляющих опасность для компании, возможности преодоления рисковых ситуаций.

8. Финансовый план. Важнейшая составная часть бизнес-плана, он включает: планируемые объемы продаж, доходы и издержки, прогноз денежных поступлений и прибыли в ближайшие два-три года, баланс расходов и доходов на первый год, другие показатели.

9. Приложения. Включают документы, упоминающиеся в бизнес-плане или раскрывающие содержание инновационной программы.

На стадии реализации проекта осуществляются следующие основные группы процессов:

- мониторинг и контроль хода осуществления проекта;

- обеспечение корректирующих воздействий (управление изме­нениями);

- ведение различного типа переговоров и совещаний;

- разрешение возникающих противоречий.

Идеи, успешно прошедшие этап бизнес-ана­лиза, достигают стадии разработки, в результате которой появляет­ся поддающийся производству продукт. Создавая товар, следует заботиться не только о том, чтобы он удовлетворял запросы потребителей, но и был технологически проработан.

Перед компанией, занимающейся разработкой товара-но­винки, встает проблема его позиционирования на рынке. При определении цены необходимо ориентироваться на потребителя, для чего можно вос­пользоваться следующими приемами:

- эффект уникальной ценности — потребитель менее чувствителен к цене на товар, если товар обладает уникальными свойствами;

- эффект осведомленности об аналогах — потребитель менее чувст­вителен к цене на товар, если не знает о существовании аналогов;

- эффект трудности сравнения — потребитель менее чувствите­лен к цене на товар, если товары плохо поддаются сравнению;

- эффект суммарных затрат — потребитель менее чувствите­лен к цене на товар, если цена товара равняется лишь неболь­шой доле их дохода;

- эффект конечной пользы — потребитель менее чувствителен к цене на товар, если цена товара составляет небольшую долю в общих расходах на получение конечного результата;

- эффект распределения затрат — потребитель менее чувствите­лен к цене на товар, если он применяется наряду с ранее приоб­ретенным товаром, представляющим безвозвратные расходы;

- эффект связи цены и качества — потребитель менее чувствите­лен к цене на товар, если товар вызывает устойчивые ассоциа­ции с качеством, престижем и эксклюзивностью;

- эффект запаса - потребитель менее чувствителен к цене на то­вар, если нет возможности создать запас товара.

Компа­ния должна принять решение о позиционировании нового продук­та относительно товаров, производимых конкурентами. Она может выбрать различные стратегии установления цены на разрабатываемый продукт. Наиболее перспективно является стратегия, ориентированная на прочное внедрения товара на рынок. Она предусматривает устано­вление низкой цены с целью привлечения максимально возмож­ного количества покупателей и завоевания большей доли рынка. Повышенная ценовая значимость моет трактоваться как своеобразный атакующий прием, направленный против конкурентов, использующих премиальные на­ценки с целью повысить значимость цены на товар как атрибута ком­плекса маркетинга. Премиальные наценки (высокая цена, которая ассоциируется у по­требителя с качеством, престижем, эксклюзивностью) и экономия (широко доступный товар массового спроса по низкой цене, невысо­кого качества) — два противоположных подхода, которые использу­ются, пока на рынке существуют по крайней мере две группы поку­пателей, для одной из которых главный приоритет — качество, для другой — цена.

Первым шагом внедрения товара являются рыночные испытания, в ходе которых предусматри­вается представление реального продукта потребителю. Чтобы опре­делить готовность потребителя совершать покупки, пробный мар­кетинг предусматривает ограниченную продажу товара в избранном регионе. Для рыночных испытаний необходимо отобрать такой ре­гион, который будет достаточно репрезентативным. Входе тестиро­вания необходимо выяснить условия, при которых будет продавать­ся товар. Основная задача — получить от потребителей отклики на использование данного продукта для того, чтобы при коммерческой реализации возникали бы только вопросы об условиях продажи то­вара, а не претензии к технологии организации.

На этапе коммерческой реализации осуществляется про­цесс запуска товара в полномасштабное производство и продажу. Представляя новый товар на коммерческую продажу, необходимо ответить на ряд вопросов.

Когда? Если новый продукт приведет к сокращению объема продаж существующих продуктов, то его выпуск может быть отло­жен. Однако необходимо помнить, что конкуренты могут выпус­тить аналогичный продукт, и можно оказаться перед угрозой по­тери рынка. Технически сложные продукты, которые появляются на рынке своевременно, оказываются более прибыльными, чем те, которые выходят с опозданием.

Где?Новый продукт может быть поставлен на продажу на локаль­ном, регионалыюм или международном рынке. Размер рынка зависит от масштабов деятельности компании. Более крупные компании мо­гут осваивать сразу несколько регионов. Если инновационный проект разрабатывается с ограниченными возможностями, то коммерческая реализация продукта должна проводиться в отдельном регионе.

Кому? При выпуске товара для коммерческой реализации не­обходимо определиться с целевой группой потребителей, ибо каж­дый из них по-разному воспринимает нововведения. По этому критерию потребители инновационных продуктов могут подразделяться на следующие категории.

«Новаторы» — их поведение определяется интуицией, на осно­ве которой оценивается новая продукция, имеют высокий со­циально-экономический статус, пользуются информацией из различных источников.

«Ранние последователи» — ориентируются на собственную интуи­цию, являются лидерами мнений в других потребительских груп­пах, имеют высокий социально-экономический статус, обраща­ют внимания на сведения, предоставляемые СМИ, их чувстви­тельность к изменениям цен минимальна.

«Раннее большинство» — ориентируются на поведение «ранних последователей», социально-экономический статус выше сред­него уровня, при получении информации активно пользуются советами продавцов и информацией в СМИ.

«Позднее большинство» — большое значение придают поведению других групп потребителей, их социально-экономический статус на среднем уровне, чувствительны к изменениям цен, к ин­формации в СМИ относятся сдержанно.

«Консерваторы» — основное внимание уделяют устоявшимся мнениям, имеют невысокий социально-экономический ста­тус, сопротивляются переменам.

При запуске продукта на рынок компания должна ориентироваться на покупателей-«новаторов», и именно от них зависит восприятие товара-новинки другими категориями населе­ния.

Как ? Нужно разработать план действий по выводу товара на ры­нок. Появление товара на рынке должно сопровождаться рекламно-информационной поддержкой. Кроме того, необходимо определить места и условия продажи. Следует ответить на вопросы: как будет потребитель получать продукт (в месте продажи, по почте, заказы­вая по каталогу, через Интернет и т.п.); кто будет обслуживать по­требителей, какую квалификацию и какие знания должны иметь продавцы; насколько интенсивным будет охват рынка, какое число посредников можно включить в канал распределения?

В ходе мониторинга хода осуществления проекта собирается и подготавливается в отчет­ной форме необходимая информация. Благодаря такому контролю успешности внедрения на рынок, разрабатываются и реализуются действия, направ­ленные на уменьшение разницы между плановым заданием и фак­тическим результатом. Контроль является центральным видом деятельности в ходе ре­ализации проекта. Наиболее важные инструменты в этом процес­се: план, разработанный для определения трех параметров проек­та (спецификаций, графика и бюджета), и стандарты, по которым оценивается текущая деятельность на предмет соответствия предъ­являемым требованиям. Весьма полезными при осуществлении контроля проекта являются следующие четыре инструмента:

- определение элементов проекта, подлежащих контролю;

- определение ключевых точек проекта;

- контроль бюджета;

- оценка промежуточных результатов.

Основнымифакторами, которые актуализируют необходимость контроля:

- выполнение работ — непредвиденные технические проблемы, недостаточность ресурсов, проблема качества и надежности, требование изменения спецификаций со стороны заказчика, коммуникативные сложности;

- затраты — увеличение ресурсов, требующихся для решения проблем, расширяющийся масштаб работ;

- занижение пер­воначальных оценок, неудовлетворительная или поздняя от­четность, неудовлетворительное составление бюджетов;

- кор­ректировки, произведенные не вовремя;

- возросшие цены на ресурсы;

- отведение большего времени, чем планировалось, на технические проблемы;

- излишне оптимистичные первона­чальные оценки сроков проекта;

- неправильное определение последовательности действий;

- недоступность необходимых ресурсов;

- задержки при выполнении предшествующих задач;

- кардинальное («катастрофическое») изменение спецификаций заказчиком.

Основным носителем информации о ходе реализации проекта яв­ляется отчет. Минимальная информация, которая должна содержаться в текущем отчете:

1. Четкое описание проекта, его цели.

2. Текущее состояние проекта.

3. Сопоставление реальных затрат с планируемыми.

4. Выполнение проекта по ключевым моментам, процент вы­полнения.

5. Сопоставление завершенных работ с использованными ре­сурсами.

6. Выполнение требований по обеспечению качества проекта.

7. Будущее состояние проекта.

8. Критические вопросы управления.

9. Анализ рисков.

10. Ограничения и предположения, выводы.

Инструментом, способствующим успеш­ной реализации проекта, является книга (папка) проекта. Она может содержать следующие разделы: история проекта, план проекта, выполнение проекта, завершение проекта, адми­нистрирование проекта. Раздел «История проекта» включает общие сведения, информа­цию о заказчике проекта, сведения о субподрядчиках, поставщиках и др. В разделе «План проекта» даются описание работ, структура распределения работ, матрица ответственности, план-график, бюд­жет, план управления рисками проекта, план управления качест­вом проекта. Раздел «Выполнение проекта» содержит протоколы совещаний, отчеты членов команды о ходе выполнения работ, до­кументы по управлению изменениями, матрицу решения спорных вопросов, отчеты о выполнении этапов работ. Раздел «Завершение проекта» включает окончательную оценку показателей измеримого успеха, материалы заключительных совеща­ний, итоговый отчет о выполнении проекта, перечень ссылочных документов, извлеченные уроки. Раздел «Администрирование проек­та» содержит документацию по контрактам, счета, расходные ведо­мости, переписку с соисполнителями и заказчиком, реестр заключен­ных договоров.

Завершение проектаможет происходить по трем сценариям:

1). Проект завершен вследствие того, что он был успешным и достиг своих целей.

2). Медленное сворачивание проекта, например, вследствие сокращения бюд­жета.

3). Завершение реализации проекта, в связи с его нерентабельностью.

На фазе завершения проекта менеджерам следует осуществить необходимые действия по контрольному списку вопросов.

1. Протестировать результаты проекта (провести контрольные испытания).

2. Составить инструкции по использованию результатов проек­та, выпустить паспорта на технические объекты.

3. Завершить выпуск откорректированного комплекта докумен­тации.

4. Передать заказчику по акту результаты проекта.

5. Обучить персонал заказчика работе с результатами проекта.

6. Расформировать (переместить) команду проекта.

7. Переместить оборудование и материалы.

8. Освободить производственные мощности.

9. Суммировать основные проблемы, возникшие при реализации проекта.

10. Документировать достижения.

11. Разработать рекомендации для будущих проектов.

12. Обобщить опыт взаимодействия с внешними организациями.

13. Написать отчеты по работе всех участников проекта.

14. Обеспечить обратную связь по результатам работы каждого
участника проекта.

15. Провести окончательный аудит проекта.

16. Подготовить окончательный отчет.

17. Обсудить результаты проекта с высшим руководством фирмы-исполнителя и заказчика.

18. Подписать акт сдачи-приемки работ по проекту.

19. Объявить об окончании проекта.

Заключительный отчет по проекту составляется менеджером про­екта и включается в папку проекта. Он должен содержать следую­щую информацию:

- название проекта,

- координаты заказчика про­екта,

- характеристику команды проекта,

- цель проекта,

- выполнение графика работ по проекту,

- выполнение бюджета проекта,

- коорди­наты поставщиков и подрядчиков (их роли, произведенные затра­ты, своевременность и качество работ),

- сведения по обучению персонала,

- индивидуальный вклад участников проекта,

- извлечен­ные уроки,

- заключение.

Контрольные вопросы (для самопроверки):

1.Какие подходы к определению понятия «проектирование» Вы знаете? Дайте их характеристиску.

2.Перечислите основные признаки проекта.

3.Дайте определение понятиям «прогнозирование», «планирование», «предвидение».

4.Какие инновационные цели организации Вы знаете?

5.В чем заключается особенность анализа инновационного потенциала организации? Приведите примеры.

6.Охарактеризуйте инновационную стратегию организации, компании, предприятия.

7. По какому принципу осуществляется классификация инновационных проектов? Приведите примеры.

8.Перечислите и охарактеризуйте этапы процесса разработки инновационных проектов.

9. Что ялвяется источниками идей говых товаров?

10.Перечислите основные методы поиска решений в разработке проекта.

11.Что такое SWOT-анализ и PEST – анализ?

12. Дайте характеристику наиболее часто встречающихся рисков, которыми сталкиваются участники проекта.

13.В чем заключается процесс анализа рисков?

14.Что такое бизнес-план проекта и как он разрабатывается?

15. Что такое целевая группа потребителей при выпуске товара. На какие категории подмогут разделяться потребители инновационных продуктов.

 

Индивидуальное задание:

Необходимо разработать идеи и составить бизнес-план проекта по внедрению в практику дополнительных услуг для туристов (пример на выбор студента).

Формулировка идеи и «привязка» ее к конкретному предприятию.

1. Вводная часть: название, адрес компании, ее организационно-правовая форма, состав участников, общая характеристика проекта, его основные цели, стоимость и потребности в финансировании.

2. Анализ положения дел в области проводимых работ по проекту. Анализ текущего состояния, тенденций и прогноза развития сферы применения проекта (туризм, средства размещения, сфера питания, услуги развлечения, транспортные услуги и др.). Сильные и слабые стороны предлагаемой технологии. Оценка возможных конкурентов. Вероятные категории потребителей, на которых рассчитан проект.

3. Сущность предлагаемой программы. Четкое определение и описание нового или усовершенствованного продукта (услуга, технология, направление поездок), который будет предложен на рынке, его уникальность или отличительные черты. Аспекты необходимых изменений для производства и предоставления этих услуг и возможности их совершенствования.

4. Анализ рынка и план маркетинга. Рынок или его сегмент, где можно организовать успешную реализацию предлагаемого продукта, и предполагаемую структуру возможных потребителей услуги. Оценка конкурентоспособности нового продукта по качеству, цене, каналам реализации и другим показателям, возможностям конкурентов. Конкретные детали маркетинговой стратегии: способы продвижения продукта, рекламы, политика цен и др.

5. Производственный план. Производственные процессы, применяемые информационные технологии, необходимое дополнительное оборудование для оснащения рабочих мест, количество новых сотрудников, новых точек продаж и другие вопросы, связанные с производством и реализацией продукта.

6. Организационный план. Форма собственности компании, структура компании, схема организации продаж продукта, количество и квалификация персонала (необходимость его обучения, привлечения консультантов со стороны). Обоснование требующейся перестройка структуры управления организацией (если необходимо).

7. Оценка степени риска. Основные характеристики рисков, связанные с реализацией проекта, наличие реальных и возможных потенциальных угроз, представляющих опасность для компании, возможности преодоления рисковых ситуаций.

8. Финансовый план. Планируемые объемы продаж, доходы и издержки, прогноз денежных поступлений и прибыли в ближайшие два-три года, баланс расходов и доходов на первый год, другие показатели.

9. Приложения. Документы, упоминающиеся в бизнес-плане или раскрывающие содержание инновационной программы

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.