Проектирование в инновационной деятельности предприятия
Процесс проектированияявляется одной из главных составляющих инновационной деятельности предприятия. Инновационный потенциал организации — это мера ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т. е. мера готовности к реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований и внедрения инновации. Для достижения цели развития организации вырабатывается инновационная стратегия, реализация которой, в свою очередь, требует целевого управления инновацией, т. е. формулирования инновационной цели. Инновационными целями могут быть требования: - о создании нового конкурентоспособного продукта; - о подготовке новой услуги; - о переходе на новую технологию, новый вид ресурса, новую систему управления, новую оргструктуру и т. д. Планирование инноваций входит в сложную структуру комплексного планирования, состоящую из различных по уровню, целям и содержанию планов. Его осуществляют по целям (стратегическое или оперативное), предмету (производство, сбыт, финансы, персонал), уровням (организация, подразделение, программа, отдельный исполнитель), содержанию (технико-экономическое, продуктовое, календарное) и периодам (краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное). Сущность планированиясостоит: 1) в задании целей и способов их достижения на основе формирования комплекса мероприятий, действий, которые должны быть выполнены; 2) применении методов и средств реализации проектных работ; 3) увязке ресурсов, необходимых для их выполнения; 4) согласовании действий организаций — участников проекта. При планировании проекта необходимо ответить на следующие вопросы: - что необходимо делать; - кто и что должен делать; - кто с кем взаимодействует; - сколько и каких ресурсов нужно и для чего; - когда и откуда должны поступить ресурсы; - что сколько стоит; - что и когда должно быть оплачено, какие это средства и откуда они поступают; - каковы лимиты ресурсов; - каков уровень качества и как он будет достигнут? К основным ошибкам, совершаемым в процессе планирования, следует отнести: планирование с использованием ошибочных целей, на основе неполных данных, без привлечения экспертов, без учета предыдущего опыта, доступности ресурсов, координации и мотивации, с излишней детализацией, планирование ради планирования. Планирование инноваций имеет следующие функции: - постановка задач на основе информационного обеспечения о целях, ресурсах, сроках и условиях проведения инновации, в том числе каждому участнику; - подготовка рациональных и экономически обоснованных управленческих решений на основе расчетов и обоснованных прогнозов, учитывающих благоприятные и неблагоприятные тенденции и условия; - координация деятельности всех участников процесса различными формами управления и стимулирования; - определение базы и периода времени для предметного контроля состояния системы и оценки хода инновационного процесса. Конкретную постановку задач и внедрение инноваций по отдельным направлениям, продуктам и услугам содержат инновационные проекты. Инновационный потенциал организации — это мера ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т. е. мера готовности к реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований и внедрения инновации. Внутренняя среда организации построена из элементов, образующих ее производственно-хозяйственную систему. Элементы сгруппированы в следующие блоки: - продуктовый (проектный) блок — направления деятельности организации и их результаты в виде продуктов и услуг (проекты и программы); - функциональный блок (блок производственных функций и деловых процессов) — оператор преобразования ресурсов и управления в продукты и услуги в процессе трудовой деятельности сотрудников организации; - ресурсный блок — комплекс материально-технических, трудовых, информационных, финансовых и других ресурсов предприятия; - организационный блок — организационная структура, технология процессов по всем функциям и проектам, организационная культура; - блок управления — общее руководство организации, система управления и стиль управления. Анализ инновационного потенциала организации проводится в основном на стадии подготовки проекта ее реализации и внедрения. Схема оценки инновационного потенциала организации при анализе внутренней среды такова: 1. дается описание системной нормативной модели состояния инновационного потенциала организации (его внутренней среды), т. е. четко устанавливаются те качественные и количественные требования к состоянию потенциала по всем блокам, компонентам блоков и параметров, которые обеспечивают достижение уже данной инновационной цели и ее подцелей (по дереву цели); 2. устанавливается фактическое состояние инновационного потенциала по всем блокам, компонентам и параметрам; 3. анализируется рассогласование нормативных и фактических значений параметров потенциала организации; выделяются сильные (с запасом или точно соответствующие нормативной модели) и слабые (значительно или незначительно несоответствующие нормативной модели) стороны потенциала; 4. составляется примерный перечень работ по инновационному преобразованию организации (усилению сильных сторон). Стратегическая инновационная позиция организации определяется при совместном рассмотрении внутренней и внешней среды, т. е. инновационного потенциала и инновационного климата. Ранее существовавшая концепция производства и сбыта с ориентацией на производство («произвести как можно больше») и сбыт («сбыть все, что произведено») ныне заменена концепцией маркетингового менеджмента с ориентацией на клиента/рынок, где «клиент решает все». Фокусирование клиентуры — новое направление, углубляющее концепцию маркетингового менеджмента. Оно позволяет определить совокупность ключевых компетенций, которые гарантируют удовлетворение запросов определенной однородной группы фактических и потенциальных клиентов. Ориентация на клиента означает направленность поведения на некоего условного практически недифферинцированного потребителя (аналогия со «стрельбой по квадратам»), тогда как фокусирование клиентуры — это активный выбор своего хорошо представляемого конкретного реального или потенциального потребителя, на котором концентрируются внимание и усилия фирмы (аналогия со «стрельбой по целям»). В отличие от ориентации на клиента/рынок, которая учитывает уже известные запросы и потребности, фокусирование клиентуры нацелено на выявление не только реального, но и потенциального спроса. Тем самым исключается риск попасть в зависимость от клиента. Сравнительный анализ компетенций собственного предприятия и конкурентов помогает заранее оценить технологические разработкиконкурентов, что снижает риск «сюрпризов» на рынке новой технологии. Таким образом, фокусирование клиентуры представляет собой стратегию, в соответствии с которой предприятие использует свои сильные стороны, обусловленные имеющимися ресурсами, в тех рыночных сегментах, где оно обладает конкурентными преимуществами. Это позволяет предприятиюпроявлять свою инновационную активность (реализовывать новшества на рынке инноваций) наиболее эффективным образом, а также создавать себе потребительскую инновационную среду, т. е. готовить потребителей, ориентированных на новинки данного предприятия. Инновационная стратегия организации (компании, предприятия) вырабатывается в зависимости от задач, которые ему предстоит решать с учетом позиционирования на рынке, диверсификации или специализации деятельности, возможных конкурентных преимуществ, которые может обеспечить его инновационный потенциал. Наибольшее распространение получили: наступательная стратегия, ее цель — обеспечить лидирующую позицию на рынке, что требует высоких затрат на нововведения; оборонительная — держаться вплотную за лидером, заимствуя его новшества и внося в них некоторые изменения (это сокращает затраты на инновационные процессы); имитационная — следовать за лидерами, повторяя все их действия и не осуществляя больших затрат на нововведения; зависимая — самосохранение компании путем выполнения на контрактной основе работ для предприятий-инноваторов; традиционная — бороться за выживание, используя привычные консервативные технологии при минимуме затрат на нововведения; оппортунистическая — занятие свободных ниш на рынке, при этом затраты на инновации определяются тактическими соображениями. Предприятие может определить собственную инновационную стратегию в том случае, при условии четкого представления потребности рынка; способности разрабатывать привлекательные предложения и наличия надежной агентской сети для поставки этих предложений на рынок.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|