Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные характеристики инновационного проекта



Инновационный проект можно определить как комплект документов, определяющих систему научно обоснованных целей и мероприятий по решению проблемы, организацию инновационных процессов в пространстве и во времени. Классификация инновационных проектов осуществляется на основе классификации инноваций. Например, по уровню утверждения, фи­нансирования и реализации инновационные проекты могут подразде­ляться на межгосударственные, федеральные (государственные), ре­гиональные, отраслевые, отдельного предприятия. Разработка инновационного проекта завершается подготовкой про­ектной документации. Инновационный про­ект любого уровня должен включать следующие разделы:

- содержание и актуальность проблемы (идеи);

- резюме руководителя проекта;

- «дерево целей» проекта, построенное на основе маркетинговых исследований и структуризации проблемы;

- система мероприятий по реализации «дерева целей» проекта;

- комплексное обоснование проекта;

- комплексное обеспечение реализации проекта;

- характеристика НТС;

- экспертное заключение проекта;

- механизм реализации проекта и система мотивации.

Жизненный цикл инновационного проекта — полный комплекс работ и меропри­ятий, выполняемых в строго определенной последовательности всеми исполнителями проекта. Таким образом, жизненный цикл проекта охватывает все стадии его воплощения — от появления замысла, проведения НИОКР, подготовки производства и непосредствен­ного производства продукции до ее реализации. В него могут вхо­дить послепродажное обслуживание, эксплуатация, а иногда и утилизация продукта.

Инновационный процесс включает организационные, производственные, технологические, коммерческие и другие мероприятия, приводящие к внедрению и распространению инноваций.

Комплект документов содержит различного рода техническую, финансовую и расчетную документацию, необходимую для реализации инноваций.

Таким образом, инновационный проект можно определить как комплекс взаимосвязанных программ, обеспечивающих эффективное достижение конкретной инновационной цели, согласованных по ресурсам, срокам, исполнителям и документально оформленных.

Основными причинами появления проектов являются

- постановка новой цели, изменение задач, выявление новых запросов;

- не­удовлетворенный спрос (в том числе проявление новых аспектов спроса),

- избыточные (в том числе ранее не использовавшиеся) ресурсы,

- инициатива (творчество) разработчиков (авторов проекта),

- реакция на внешние изменения (издание новых законов, внедрение новых правительственных программ, возможность использования в бизнесе государственной поддержки, изучение опыта других структур, регионов, стран и т.д.).

Для принятия решения о целесообразности осуществления инновационных проектов и объемах их финансирования проекты должны пройти процедуру экспертизы. Такая экспертиза должна включать:

-оценку производственных возможностей фирмы;

- анализ показателей качества новшества;

- анализ прибыльности проекта;

- анализ и формирование стоимостных оценок новшества;

- исследование технологических возможностей;

- оценку уровня научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;

- анализ макроэкономической и политической ситуации;

- анализ институциональных и законодательных факторов;

- анализ рынка и маркетинговые исследования;

- анализ отраслевой принадлежности;

- анализ финансово-экономического состояния фирмы.

Анализ инновационных проектов имеет свои особенности. Нельзя ограничиваться стандартными методиками, нужно сочетать качественные и количественные методы со сравнительным анализом факторных моделей. Поэтому применяются как стандартные подходы корреляционного, финансового и инвестиционного анализов, так и ситуационные, вероятностные методы моделирования, результаты прогнозирования научно-исследовательских разработок, оценка жизнеспособности проекта. Это связано с правовыми, институциональными, экологическими и социальными проблемами, принципиальной новизной продукта, изменчивостью рынка, специальной подготовкой и подбором персонала, значительными техническими, технологическими и коммерческими рисками.

Инновационные проекты подразделяются на исследовательские и венчурные.

Исследовательские проекты связаны с новыми идеями и направлены на решение актуальных теоретических и практических задач, имеющих социально-культурное, экономическое и политическое значение. Такие проекты обладают высокой степенью риска и неопределенностью экономического эффекта, поэтому в своем большинстве финансируются за счет грантов из государственного бюджета.

Венчурные проекты связаны с разработкой и внедрением нового продукта или технологии, созданием предприятий и реализацией других крупных и дорогостоящих разработок. Такие проекты являются коммерческими и обычно финансируются предприятиями и организациями, заинтересованными в получении прибыли. Венчурные проекты могут носить модернизационный, новаторский, опережающий и пионерный характер.

Модернизационный проект обеспечивает улучшение услуги или продукта путем расширения гаммы его свойств при сохранении базовой технологии его производства.

Новаторский проект создает новый продукт, который существенно отличается от старого за счет добавления качеств, ранее использовавшихся в других типах товаров или продуктов.

Опережающий проект предполагает решение проблемы через использование технических решений, ранее нигде не применявшихся.

При осуществлении пионерного проекта используются никогда прежде не существовавшие материалы, конструкции, технологии.

В зависимости от вида проекта в его реализации могут принимать участие не только коммерческие структуры, но и другие организации — финансовые институты, научные, общественные и государственные учреждения.

Инновационные проекты характеризуются высокой неопределенностью на всех стадиях осуществления, они не застрахованы от появления в любой момент более перспективной новинки. Даже успешно прошедшие стадию внедрения в производство проекты могут быть не приняты рынком, и их производство должно быть прекращено.

Процесс разработки инновационных проектов разделяется на следующие этапы:

- формирование идеи;

- маркетинговые исследования и разработка параметров конечной цели проекта;

- определение «дерева целей» и «дерева работ»;

- анализ неопределенности и рисков;

- выбор жизнеспособного варианта реализации проекта.

В процессе формирования замыс­ла проекта должны быть получены ответы на следующие вопросы:

- идея и цель проекта, принципы реализации;

- условия, вызвавшие необходимость разработки и осуществления проекта;

- объект проектирования, миссия проекта,

- место реализации проекта (топологическая характеристика);

- ресурсная база осуществления проекта;

- опыт по реализации проектов данного профиля;

- субъекты, осуществляющие процесс разработки и реализации проекта: потенциальные участники, характеристики субъектов (организаций), разрабатывающих и реализующих проект;

- схема взаимоотношения с партнерами, участвующими в реализации проекта;

- необходимое финансирование, предполагаемые источники и схема финансирования, назначение, мощность и основные характеристики объекта ин­вестирования;

- технология реализации проекта;

- срок окупаемости, доходность проекта;

- условия продвижения проекта, определения его конкурентоспособности;

- программа осуществления пилотного (экспериментального) варианта проекта;

- методика проверки эффективности реализации проекта и корректировки дальнейшей.

Таким образом,логика разработки инновационного проектаможет быть определена следующей последовательностью действий:

- описание проблемы;

- формирование идеи;

- генерация вариантов, анализ и отбор вариантов;

--разработка концепции продукта;

- макет процесса производства продукта и рабочая проверка;
- рыночное тестирование продукта;

- формирование инфраструктуры проекта;

- представление продукта на рынок;

- проверка после представления продукта.

Первоочередные задачи при разработке инновацион­ного — выявление и определение потребностей потенциальных покупателей. Потребность может быть скрытой и выражена неяв­ным образом, возможно, сам потребитель еще не знает о новом способе удовлетворения своей потребности. Поэтому чтобы убе­диться в необходимости осуществления проекта, проектировщику необходимо изу­чить:

- запросы потенциальных потребителей;

- уровень конкуренции на рынке;

- характеристики конечного результата проекта (продукции, услу­ги, технологии, объекта и т.п.).

На этапе разработки стратегии нового товара компания опре­деляет роль нового товара с точки зрения своих корпоративных целей. Данный этап позволяет сосредоточить усилия на идеях и концепциях, которые разрабатываются на по­следующих этапах. Задачи этапа — определить рынки сбыта и стра­тегические цели.

На этом этапе необходимо провести анализ внеш­ней среды для выявления тенденций и открывающихся новых возможностей и угроз. Наилучшим инструментом для проведения такого анализа является swot - анализ, который позволяет отве­тить на вопросы о сильных и слабых сторонах компании при внед­рении инноваций. Результатом должно стать определение рынка нового товара. Цели, поставленные на этом этапе, должны опре­делить направление создания нового товара. Цели могут быть обус­ловлены внутренними или внешними факторами.

Стратегическими целямимогут стать цели, обусловленные внешни­ми факторами и цели, обусловленные внутренними факторами. К первым отнесем необходимость отстоять долю рынка, закрепиться на новом рынке, завоевать рыночный сегмент, поддерживать образ инновационной фирмы и др. Вторые могут быть связаны с решением по-новому использовать технологию, использовать сильные стороны каналов сбыта, обеспечить приток наличности, задействовать свободные производственные мощности и т.д.

Формирование идей новых товаров должно опираться на результаты предшествующего этапа. Источниками идей новых товаров могут быть предложения потребителей, пред­ложения сотрудников фирмы, исследования и разработки компа­нии, анализ конкурентов.

Предложения потребителей: Для выявления возможностей созда­ния нового товара компании должны анализировать жалобы и про­блемы покупателей. Фирма может ознакомить целевую группу по­требителей с такими жалобами, назвать товары, имеющие описанные дефекты. Затем на основе полученной информации персонал фирмы вносит предложения по совершенствованию продукта или созданию нового товара. Методы изучения потребителей: анкетирование, интер­вьюирование, исследование поведения потребителей.

Предложения сотрудников фирмы. Сотрудники компании, если они достаточно информированы и профессиональны, являются важ­ным источником идей создания инновационных продуктов, так как, зная все сильные и слабые стороны собственного товара, могут пред­ложить более совершенный продукт. На фирме могут проводиться раз­личные конкурсы, устанавливаются специальные ящички для сбора идей и т.п. Кроме того, процесс генерации идей может быть реали­зован в вида целенаправленной работы сотрудников компании, ко­торые в своей деятельности используют различные методы: «мозго­вой штурм», фундаментальный метод Мэтчета, поиск границ и др.

Исследования и разработки компаний важнейший источник идей. Для результата необходимо создать атмосфе­ру, способствующую генерации идей, и наладить систему, которая будет содействовать продвижению идей через все этапы разработ­ки. При этом, в крупных компаниях, могут быть созданы отделы, бюро, даже специальные институты, занимающиеся исследованиями и внедрением научных разработок в производство товаров.

Анализ конкурентов. Идея нового продукта может возникнуть, исходя из анализа конкурентных продуктов (товаров и услуг).

Формирование инновационной идеи и постановка цели проекта проводятся параллельно с маркетинговым исследованием. На этом этапе анализируется экономическая целесообразность внедрения нового продукта, степень его коммерческой ценности; изучаются возможные потребители, экономические и социальные последствия реализации проекта.

Целью оценки и отбора идей является про­ведение внутреннего и внешнего анализа для отсеивания беспер­спективных идей. В рамках внутреннего анализа компания оцени­вает техническую осуществимость конкретного проекта, а также определяет, согласуется ли эта идея со стратегическими целями компании. Необходимо, чтобы проект не выбивался из рамок стра­тегии кампании и коренным образом не менял ее внутреннюю структуру, кроме того, компания должна иметь ресурсы и предпо­сылки для осуществления инноваций. Основой успеха является систематическое проведение внутреннего анализа, который поз­волит определить, является ли товар новинкой и для рынка, и для предприятия, не создан ли он ранее кем-либо.

Устанавливаются параметры конечной цели инновационного проекта, на основе которых формируются объем и последовательность действий. Конечная цель структурируется, т. е. разбивается на отдельные элементы. В результате создается иерархическая последовательность достижения целей, так называемое «дерево целей». По каждому целевому элементу рассчитываются (устанавливаются) ограничивающие параметры, которые должны быть обязательно выдержаны при реализации проекта. Построенное «дерево целей» на следующем этапе трансформируется в аналогично структурированную систему заданий и мероприятий, так называемое «дерево работ». Если «дерево целей» устанавливает необходимые средства достижения целей проекта, то «дерево работ» определяет пути и способы получения этих средств. При построении «дерева работ» учитывают возможности существующей организации производства, традиционной техники и технологии; использования уже выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; при необходимости планируют новые исследования или приобретение лицензий, патентов и других новшеств, созданных другими организациями.

Процесс изучения потенциальной осуществимости проекта с точки зрения его востребованности на рынке называется марке­тингом (инновационного) проекта.

Выпуская продукт (услугу) на рынок, необходимо ответить на следующие вопросы:

Каков будет его возможный рынок?

Каким образом отразится появление нового товара на рынке на репутации предприятия?

Можно ли произвести его и выпустить на рынок, используя имеющиеся средства?

Какое место товар займет по отношению к конкурентам?

Можно ли продавать новый товар в рамках существующей гам­мы товаров и дополнит ли он ее?

Какова будет продолжительность его жизненного цикла?

Будут ли циклические и сезонные колебания его продаж?

Увеличит он объем продаж или уменьшит?

Можно ли будет использовать его характеристики для роста сбыта?

В зависимости от того, насколько правильно даны ответы на эти вопросы, можно ожидать и уровень достигнутого успеха при выве­дении нового товара на рынок. При формировании идеи иннова­ционного проекта необходимо выявить новизну проекта, то, чем будет данный продукт (услуга) отличаться от уже существующих на данный момент.

Цели проекта должны быть четко сформулированы. Они должны удовлетворять следующим характеристикам:

- быть измеримы­ми,

- ориентированными на действия,

- реалистичными,

- ограничен­ными по времени.

Задачи проектадолжны быть не менее четко сформулированы, так как только при этом условии может быть проработан следующий шаг — формирование основных характе­ристик проекта.

К числу таких характеристик можно отнести:

1) на­личие альтернативных решений;

2) спрос на продукцию проекта;

3) продолжительность проекта (в том числе и его инвестиционной фазы);

4) оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию проекта;

5) перспективы распространения («экспорта») продукции проекта;

6) сложность проекта;

7) исходно-разрешительную документацию;

8) инвестиционный климат в районе реализации проекта;

9) соот­ношение затрат и результатов проекта.

Предварительный анализ осуществимости проекта производится на основе приведенных показателей. Если экспертная оценка вариантов решений показа­ла, что проект достоин дальнейшего рассмотрения, определяют состав сведений, которые потребуются для его рассмотрения, включая детальный маркетинг.

Бизнес-анализ включает определение конкретных свойств товара и параметров маркетинговой стратегии его коммер­ческой реализации, а также составление необходимых финансовых прогнозов. Это последний контрольный этап перед значительными капиталовложениями. На нем проводятся экономический анализ, обзор стратегии маркетинга и исследование правовых аспектов. В принципе бизнес-анализ можно рассмотреть как комплексную процедуру оценки нового продукта на последующую реализацию, но основной задачей этого этапа является проведение прежде всего фи­нансовой оценки (доходности, прибыльности, срока окупаемости и т.п.). В настоящий момент на рынке ИТ-технологий существуют множество программных продуктов, которые позволяют вести такой анализ с помощью компьютера. Это Project Expert, Audit Expert, Forecast Expert, Marketing Expert, Marketing Analytic Predictor и др.

Высокая сложность подготовительных работ может привести к тому, что впоследствии товар окажется слишком дорогим или труд­носовместимым с ранее выпущенными продуктами и не найдет желаемого отклика у потребителей.

В период реализации проекта под воздействием внешних и внутренних факторов может возникать необходимость изменения расчетных плановых параметров проекта. Решение об этом принимается на основе осуществляемого контроля за реализацией проекта. Проводимый контроль (в заранее определенных точках проекта, через равные промежутки времени или после экспертной оценки степени выполнения работ и готовности проекта) позволяет сравнить достигнутые результаты с запланированными, выявить отклонения, прогнозировать последствия сложившейся ситуации и осуществить корректирующие действия.

Процессы управления проектом определяются жизненным циклом проекта и зависят от области его приложения. Процессы управления проектами могут быть разбиты на шесть основных групп:

1) процессы инициации — от формулирования идеи до при­нятия решения о начале выполнения проекта;

2) процессы плани­рования — определение целей и критериев успеха проекта и раз­работка рабочих схем их достижения;

3) процессы исполнения — координация людей и других ресурсов для выполнения плана;

4) процессы анализа — определение соответствия плана и испол­нения проекта поставленным целям и критериям и принятие решений о корректирующих воздействиях;

5) процессы управле­ния — определение корректирующих воздействий, их согласова­ние, утверждение и применение;

6) процессы завершений — фор­мализация выполнения проекта и подведение его к упорядочен­ному финалу.

Ключевыми участниками проекта являются: ини­циатор проекта, руководитель проекта, покупатель (потребитель), команда проекта, инвестор и заказчик (владелец).

Инициатор про­екта — это генератор и главный «проталкиватель» идеи.

Руководитель проекта — лицо, ответственное за управление проектом.

По­купатель (потребитель) — лицо или организация, использующая, продукт проекта.

Команда проекта — группа исполнителей или-организация, сотрудники которой непосредственно вовлечены в исполнение проекта.

Инвестор — лицо, группа или организация, предоставляющая финансовые ресурсы для исполнения проекта.

Заказчик (владелец) — лицо или организация, которые являются будущими собственниками результатов проекта.

В успешном за­вершении проекта заинтересованы все участники, реализующие таким образом свои индивидуальные интересы:

инвесторы в этом случае возвращают вложенный капитал и получают установленные дивиденды;

заказчик (владелец, клиент) получает реализованный проект и доходы от его использования;

руководитель проекта и его команда получают плату по конт­ракту, дополнительное вознаграждение по результатам работы и от прибыли;

кроме того, повышается их профессиональный рейтинг;

органы власти получают налоги со всех участников, удовлет­воряются общественные, социальные и экологические нужды и требования на вверенной им территории;

потребители получают необходимые им товары, продукты и услуги, плата за которые возмещает расходы на проект и обра­зует прибыль, получаемую активными участниками проекта;

другие заинтересованные стороны тоже достигают своих целей.

Работу по проекту характеризуют следу­ющие показатели:

- сроки (продолжительность) выполнения;

- объем в стоимостном и натуральном выражении;

- необходимые ресурсы (финансовые, трудовые, материальные и производственные);

- заказчик (он же, как правило, и инвестор), финансирующий работу;

- исполнитель (исполнители).

Любой проект в процессе своей реализации проходит раз­личные стадии, называемые в совокупности жизненным циклом проекта. Жизненный цикл состоит из фаз. Каждая фаза характеризуется достижением одного или не­скольких результатов. Результат — это измеримый продукт ра­боты. Первая фаза жизненного цикла проекта — концепция, вто­рая — разработка, третья —реализация, четвертая — завершение(демонтаж).

Успешность разработки и внедрения новшества во многом зависит от качества управления проектом. Как отмечалось, у проекта обязательно име­ется цель (или несколько целей). Достижение целей проекта может быть реализовано различными способами. Для сравнения этих способов необходимы критерии успешности достижения постав­ленных целей. Обычно в число основных критериев оценки раз­личных вариантов проекта входят сроки и стоимость достижения результатов.

К основным рычагам управления можно отнес­ти ресурсы проекта и используемые технологии. Кроме этих ос­новных рычагов управления существуют и вспомогательные сред­ства, предназначенные для координации управления. К таким средствам можно отнести контракты и организацию работ.

Эффективность проекта обычно оценивается исходя из финансовых, социальных и других выгод, которые получают его участники. Различают коммерческую, бюджетную и народнохозяйственную эффективность. Коммерческая эффективность отражает финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников; бюджетная — финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов; народнохозяйственная учитывает затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, для отрасли или национальной экономики в целом.

По типу организационной структуры управления различают следующие виды проектов.

Обособленный проект характеризу­ется тем, что над ним работает самостоятельная группа специали­стов. Менеджер проекта получает все полномочия, связанные с его реализацией. Члены группы отчитываются перед одним руководи­телем. Процедура обмена мнениями значительно сокращается, в результате чего решения принимаются достаточно быстро. При выполнении обособленного проекта большое значение приобре­тают такие понятия, как командная гордость, преданность делу, мотивация. Однако при такой организационной структуре обору­дование и персонал невозможно использовать в других проектах. Вследствие ослабления связи между функ­циональными подразделениями организация может запаздывать с освоением новых технологий. Членов проектных групп может беспокоить вопрос, что они будут делать после завершения проекта. Это нередко приводит к за­тягиванию сроков выполнения проекта. Такая организационная структура управления проектами, по мнению специалистов, явля­ется наиболее жизнеспособной. Это связано с общемировой тен­денцией: в ближайшем будущем подавляющая часть работы будет выполняться лицами умственного труда. Умственным трудом будут заниматься небольшие группы специалистов, нацеленные на реа­лизацию конкретных проектов. Каждая такая группа станет своего рода автономным предпринимательским центром с определенны­ми возможностями.

Функциональный проект реализуется в существующих функциональных подразделениях организации. Чле­ны проектной группы при такой организационной структуре могут одновременно работать над несколькими проектами. В пределах конкретной функциональной зоны сохраняется технический опыт, даже если один из участников проекта увольняется. Эффек­тивность решения различных технических проблем в процессе ра­боты над проектом повышается вследствие насыщенности группы высокопрофессиональными специалистами из разных функцио­нальных зон. Однако при такой организации управления проекта­ми мотивация командной работы часто очень слаба.

Матричный проект объединяет качества струк­туры обособленного и функционального проектов. В таком проекте задействованы сотрудники из разных функ­циональных зон. В матричной организационной структуре управления проекта­ми усиливается взаимосвязь между различными функциональны­ми подразделениями предприятия. Дублирование ресурсов при выполнении матричного проекта сводится к минимуму. Обычно такая структура предусматривает двух ру­ководителей, и нередко мнение функционального менеджера вы­слушивается прежде, чем мнение менеджера проекта. Определен­ную опасность таит в себе то, что менеджеры проектов стремятся иметь запас ресурсов для своих проектов, нанося тем самым вред другим программам компании. Важно и то, что взаимодействие и скорость реакции на запросы потребителя резко повышаются, если за успех проекта отвечает один человек.

Совокупность внешних и внутрен­них (по отношению к проекту) факторов, влияющих на достижение результатов проектаобозначают термином окружение проекта. Различают ближнее и дальнее окружение.

К ближнему окружениюпроекта относят

- сферу финансов (определяет бюджет проекта, его смету и источники финансирования);

- сферу сбыта (определяется реше­ниями покупателей и действиями конкурентов);

- сферу производства (предполагает необходимость согласования требований к проекту с возможностями рынка средств производства);

- сферу материаль­ного обеспечения (формирует требования к проекту, исходя из воз­можности обеспечения сырьем, материалами и оборудованием по приемлемым ценам);

- сферу инфраструктуры (формирует требования к рекламе, транспорту, связи, телекоммуникациям, информаци­онному и инженерному обеспечению);

- сфера учета природоохранного законодательства (формирует требования к охране окружающей природной среды и утилизации отходов производств)а.

Дальнее окружение проектавключает следующие факторы.

Политические факторы — это политическая стабильность, поддержка проекта правительством, националистические проявления, уровень преступности, торго­вый баланс со странами — участницами проекта.

Экономические факторы — структура национального хозяйства, тарифы и на­логи, страховые гарантии, уровень инфляции и стабильность валюты, развитость банковской системы, источники инвести­ций, развитость рыночной инфраструктуры, уровень цен, состо­яние рынков сбыта, инвестиций, средств производства, сырья и продуктов, рабочей силы и др.

Социальные факторы — уровень жизни, уровень образования, свобода перемещения, трудовое законодательство, здравоохранение и медицина, условия отды­ха. Законы и право — это права человека, право на ведение пред­принимательской деятельности, права собственности, законы и нормативные акты о предоставлении гарантий и льгот. Наука и техника — уровень развития фундаментальных и прикладных наук, информационных технологий и компьютеризации, про­мышленных и производственных технологий, энергетических систем, транспортных систем, связи и коммуникаций. Культу­ра — исторические и культурные традиции, религия, культурные потребности, уровень требований к качеству результатов и усло­вий труда.

Природные и экологические факторы — это природные ресурсы^, стандарты качества воздушного бассейна, водных источников и почвенного покрова, законодательство по защите окружающей природной среды.

Инфраструктура— средства транспорта, связи и коммуникации, сети ЭВМ и информационные системы, энерго­снабжение, коммунальные службы, сбытовая сеть, логистика и материально-техническое снабжение, промышленная инфраструк­тура, обслуживающие системы и пр.

Критериями успеха проекта являются: заинтересованность пользователя (инвестора, владельца); поддержка со стороны высшего руководства; четкое формулирование требований; правильное планирование; реалистичность ожиданий; разбивка проекта по этапам; квалифицированный персонал; материальная заинтересованность проектной команды; четкое понимание задач и целей; трудолюбивый, ориентированный на выполнение работы персонал.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.