Здавалка
Главная | Обратная связь

Функционально-стоимостный анализ



Сущностью метода функционально-стоимостного анализа является проведение анализа для оценки функций объекта или системы и снижения всех излишних затрат.

Метод реализует­ся в следующей последовательности:

1) определяются функции элементов изделия или системы;

2) оценивается стоимость выпол­нения каждой функции;

3) выявляются «недостающие», «лишние» функции и функции с чрезмерными затратами на реализацию;

4) включаются элементы с нужными функциями, исключаются эле­менты с ненужными функциями и выбираются наиболее рацио­нальные решения элементов с чрезмерными затратами;

5) внедря­ются результаты функционально-стоимостного анализа.

Метод рекомендуется применять при проектировании новых технологий, модернизации освоенных программ.

Метод экспертных оценок. Основное преимущество метода эк­спертных оценок заключается в возможности использовать опыт экспертов в процессе анализа проекта и учета влияния разнообраз­ных качественных факторов. Достоинствами экспертного анализа являются отсутствие необходимости в точных исходных данных и дорогостоящих программных средствах, возможность проводить оценку до расчета эффективности проекта, а также простота рас­чета. Основные недостатки — трудность в привлечении независи­мых экспертов и субъективность оценок.

После формирования определенного числа альтернативных идей выполняется экспертиза с целью исключения из дальнейшего рассмотрения заведомо неприемлемых вариантов. Причины, по ко­торым идея может быть отклонена, имеют весьма общий характер: недостаточный спрос на продукцию проекта, чрезмерно высокая стоимость проекта, отсутствие необходимых гарантий со стороны заказчика проекта, чрезмерный риск, высокая стоимость затрат.

В рамках метода экспертных оценок, можно использовать прием

PEST – анализ. Данный анализ предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) факторов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию территории.

Политические факторы исследуются, потому, что они регулируют властные функции, определяющие состояние бизнес-среды компании, территории или иного объекта исследования.

Экономические факторы исследуются для видения картины распределения ресурсов на уровне государства или региона.

Социальные факторы дают возможность проанализировать демографическую картину территории, определить потребительские предпочтения.

Технологические факторы исследуются в рамках данной методики для выявления тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений отраслевых рынков.

На практике PEST – анализ применяется для формирования маркетинговой стратегии компании, территории. Он также является инструментом комплексного макроэкономического анализа окружающей среды и степени доступности ресурсов.

 

Политические факторы 1. Государственное (политическое) устройство 2. Текущее (туристское) законодательство и его возможные изменения 3. Формы государственного регулирования и контроля за отраслевыми рынками (туризм) 4. Торговая и финансовая политики 5. Международные отношения и связи 6. Степень государственного влияния на экономику 7. Экологические проблемы и способы их решения Экономические факторы 1. Тип экономики 2. Инвестиционный климат 3. Уровень инфляции (стоимость жизни, товаров и услуг) 4. Национальная валюта и ее курс к ведущим мировым валютам (Евро, Доллар США) 5. Состояние потребительского спроса (туристские потоки) 6. Ресурсы и в.т.ч. энергоресурсы (импорт\экспорт) Сальдо туристского баланса (положительное\отрицательное)
Социальные факторы 1. Демография (численность, состав населения) 2. Структура доходов и расходов населения 3. Базовые ориентиры и ценности 4. Образ жизни и менталитет 5. Имидж территории 6. Модели поведения и потребительские предпочтения 7. Этнические и религиозные особенности Технологические факторы 1. Развитие науки и инноваций 2. Уровень развития техники и высоких технологий 3. Уровень развития туристских, рекреационных и сервисных технологий 4. информации, коммуникации, развитие Интернета 5. Уровень развития транспорта и связи 6. Уровень развития рекламных и медийных технологий 7. Общая креативность бизнеса

 

Одной из простейших практических экспертных методик ана­лиза рисков является SWOT-анализ — качественный подход, ба­зирующийся на сравнении («взвешивании») противоположных качеств проекта. Результаты SWOT-анализа формализуются в виде таблицы, содержащей четыре раздела и позволяющей наглядно про­тивопоставить сильные и слабые стороны проекта, его возможно­сти и угрозы.

 

Результаты SWOT-анализа

Сильные стороны проекта (strength) Слабые стороны проекта (weakness)
Возможности (opportunity) Угрозы (threat)

 

На основе структурного анализа проводится дальнейшее иссле­дование, включающее ранжирование выявленных факторов и по­парное соединение сильных и слабых сторон проекта, его возмож­ностей и угроз. Все это отражается на составлении четырех спис­ков:

1) возможности, построенные на сильных сторонах проекта;

2) сильные стороны, которые могут быть снижены возможностью угроз проекту;

3) слабые стороны, которые не позволяют исполь­зовать возможности проекта;

4) слабые стороны проекта, которые делают компанию уязвимой для угроз. Затем разрабатываются меры по преодолению (избежанию) самых серьезных слабостей и противостоянию (избежанию) самым сильным угрозам.

Оценка ин­новационной позиции происходит с помощью различных матриц.

Осмысление возможных ситуаций осуществляется по матрице SWOT-анализа. Она строится на двух векторах: состоянии внешней среды (горизонтальная ось) и потенциала организации (вертикальная ось). Каждый вектор разбивается на два раздела (уровни состояния): возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды; сила и слабость потенциала организации. На пересечении получаем 4 поля (квадранта). Складываются следующие группы ситуаций.

I. Поле SO — «сила-возможности». Для оценки инновационной по­зиции предприятия при достижении инновационной цели создания нового изделия или перехода на новую технологию это самый благо­приятный квадрант — нет необходимости что-либо срочно изменять и к чему-нибудь готовиться, надо заниматься будущим.

II. Поле ST — «сила-угрозы». Фиксируются те факторы инноваци­онного климата, которые ограничивают использование сильных сто­рон инновационного потенциала. Предусматриваются специальные меры сохранения сильных сторон.

III. Поле WT — «слабость-угрозы». Это наихудшее сочетание для фирмы. Тем важнее обратить на него внимание. Снижение угроз возможно лишь радикальными преобразованиями состояния органи­зации.

IV. Поле WO — «слабость-возможности». Руководству в данный момент внешняя среда не добавляет проблем, следует реализовать ра­нее намеченные меры по усилению инновационного потенциала орга­низации.

Метод Дельфи — это метод прогноза, при котором в процессе ис­следования исключается непосредственное общение между членами группы и проводится индивидуальный опрос экспертов с использова­нием анкет для выяснения их мнения относительно будущих гипоте­тических событий. Название свое этот метод получил от названия знаменитого в ан­тичном мире оракула Дельфийского храма (Дельфийский оракул).

Основные особенности метода Дельфи следующие: полный отказ от личных контактов между экспертами, опраши­ваемыми по конкретной проблеме; снабжение экспертов необходимой информацией, включая и об­мен мнениями между ними после каждого тура опроса; обеспечение анонимности аргументации и критики оценок.

Цель метода Дельфи — это получение прогноза или перечня потен­циальных последствий решения какой-либо проблемы, обладающего гораздо большей степенью надежности, чем результаты анализа, про­веденного одним специалистом. Опрос экспертов производится с по­мощью анкет, т. е. специальных опросных листов, в несколько туров с обработкой результатов анкетирования в каждом туре и информиро­ванием экспертов об этих результатах. Это позволяет экспертам учесть обстоятельства, которыми они пренебрегали или о которых были не осведомлены.

Процедура опроса. Проводят первый тур опроса. Поступившие при этом анкеты анализируют и осуществляют статистическую обработку полученных ответов с учетом любых замечаний экспертов. Затем про­водят второй тур опроса. Участникам опроса могут быть предложены дополнительные вопросы и представлен список анонимных коммен­тариев и доводов в пользу той или иной позиции. Во время второго тура опроса участников просят пересмотреть свои первоначальные оценки в случае, если они значительно расходятся с коллективным мнением группы. Затем проводят третий и окончательный тур опро­сов. При этом участникам опроса предоставляется возможность сде­лать дополнительные замечания и выдвинуть контраргументы в защи­ту своей позиции. Все это приводит к сужению диапазона оценок.

Основное достоинство метода Дельфи состоит в том, что он позво­ляет избежать действия психологических факторов, например неже­лания отказаться от публично высказанного мнения, личной антипа­тии к кому-либо или, наоборот, чрезмерного внимания к мнениям определенных лиц.

В процессе применения метода Дельфи составляется сцена­рий. Сценарий описывает общее мнение экспертов о предыстории про­блемы, ее текущем состоянии и прогнозах на перспективу. Задачей сценария является выявление ключевых изменений, происходящих в данной системе. Благодаря этому становится возможным выявить все факторы, влияющие на поведение системы, разделить их на основные и второстепенные, формализовать понятие «состояние системы» и спрог­нозировать изменения основных и второстепенных факторов разви­тия системы в целом.

Эксперты могут обсуждать сценарии и критерии друг с другом, но сами коэффициенты они должны проставлять самостоятельно. Присвое­ние коэффициентов важности может осуществляться в несколько эта­пов. Количество этапов зависит от квалификации и опыта экспертов.

Оценка состояния разработки и сроков ее завершения производит­ся методом экспертных оценок. Наиболее часто используется коэф­фициент «состояние — срок».

Методика определения коэффициента «состояние — срок» включа­ет в себя пять этапов:

♦ теоретические исследования;

♦ поисковые разработки;

♦ технические разработки;

♦ конструирование;

♦ производство готового продукта.

Эксперт должен указать, на каком из этапов, по его мнению, нахо­дится данная разработка и какое время потребуется для выполнения каждого из последующих этапов.

«Дерево решений». К важным методам исследования риска отно­сится моделирование задачи выбора с помощью построения слож­ных распределений вероятностей («дерева решений»). «Дерево ре­шений» — это диаграмма, отображающая взаимосвязи между реше­ниями и связанными с ними случайными событиями. Ветви «дерева» при этом отображают либо решения, либо случайные собы­тия. Следуя вдоль построенных ветвей и используя специальные методики расчета вероятностей, оценивают каждый путь и выби­рают менее рискованный.

Метод аналогий. Сущность метода аналогий состоит в анализе всех имеющихся данных, касающихся осуществления фирмой ана­логичных проектов в прошлом, с целью расчета вероятностей воз­никновения потерь. Если фирма предполагает реализовать проект, аналогичный уже завершенным, то для расчета уровня риска пред­принимаемого проекта можно построить так называемую кривую риска на основании имеющегося статистического материала. С этой целью устанавливаются области риска, ограниченные нижней и верхней границами общих потерь.

Анализ сценариев. На основе анализа сценариев может быть про­анализировано воздействие на изменение избранного для анализа критерия оценки проектной эффективности одновременного из­менения всех основных переменных проекта, определяющих его денежные потоки. Важным преимуществом метода является тот факт, что отклонения параметров рассчитываются с учетом их вза­имозависимостей (корреляции). Чаще всего рассчитываются три возможных сценария — пессимистический вариант возможного изменения переменных, оптимистический и наиболее вероятный. В соответствии с этими расчетами определяются новые значения критериев. По каждому сценарию исследуется, как будет действо­вать в соответствующих организационно-экономических условиях механизм реализации проекта, каковы при этом будут доходы, по­тери и показатели эффективности у отдельных участников. Проект считается устойчивым и эффективным, если во всех рассмотрен­ных ситуациях интересы участников соблюдаются, а возможные неблагоприятные последствия устраняются за счет созданных за­пасов и резервов или возмещаются страховыми выплатами.

Имитационное моделирование.

Многовариантность проектных расчетов базируется на использовании модельного подхода и вы­числительной техники. Моделирование проекта является важней­шим инструментом как проектного анализа, так и управления про­ектом. Выделяются следующие наиболее общие признаки для всех моделей, применяемых в ходе инновационного проектирования:

1) комплексность;

2) наличие большого числа учитываемых пере­менных и параметров;

3) значительный объем и степень неопреде­ленности исходной информации;

4) возможность недостоверности исходных данных;

5) большая длительность проекта и связанного с этим периода моделирования;

6) возможность существенных из­менений общеэкономических факторов за период моделирования.

Модели, обладающие перечисленными свойствами, реализован­ные на компьютерах, называются имитационными. Они служат важ­ным инструментом решения проблемы многовариантности.

Практическая реализация этого подхода чаще всего базируется на использовании метода Монте-Карло. Имитацион­ное моделирование по методу Монте-Карло позволяет генериро­вать большое число случайных реализаций проекта, автоматичес­ки создавая множество возможных сценариев и их устойчивость к изменениям условий реализации проекта.

Применение метода ба­зируется на ослаблении предпосылки о детерминированности ис­ходных данных через введение их в качестве случайных величин, т.е. наличии вероятностной неопределенности. Этапы анализа рис­ка по методу Монте-Карло следующие:

1) составление математической модели-таблицы оценки проекта;

2) установление «уязвимых» и неопределенных переменных;

3) выявление неопределенности (диапазон вариантов — минимум и максимум, распределение вероятностей, выявление и соотнесение переменных, положительная или отрицательная связь, жесткость связи, построение модели, анализ результатов).

Таким образом, вероятность случайного события позволяет прог­нозировать случайные события, давая им количественную и качес­твенную характеристику. При этом уровень неопределенности и степень риска уменьшаются.

Конечная цель анализа рисков состоит в выработке мер, позво­ляющих снизить риск проекта, а также в учете соответствующих им затрат.

Метод прогноза (греч. prognosis — предвидение, предсказание) представля­ет собой основанное на специальном исследовании заключение о пред­стоящем развитии и исходе какого-либо явления, события, показате­ля. Перед началом прогнозирования всегда ставится цель прогноза. Существуют: поисковый прогноз; нормативный прогноз; прогноз на основе анализа тенденций.

Поисковые прогнозы — это прогнозы, отвечающие на вопросы типа: «Что было бы, если?..», которые можно объединить под одним назва­нием «цепь предположений». К поисковым прогнозам относится экстраполя­ция тенденций. Экстраполяция тенденций означает распространение результатов, полученных из наблюдения над одной частью явления (т. е. процесса тенденции), на другую ее часть. При этом основным будет предположение, что «среда» (т. е. об­становка, сложившееся равновесие сил) не меняется. Другими слова­ми, состояние процесса в недавнем прошлом является хорошей моде­лью этого состояния в ближайшем будущем.

Возможны модификации метода экстраполяции. Напри­мер, путем поиска ответа на вопрос: «Что случится, если при прочих равных условиях один из внешних факторов изменится?» В случае когда ста­вится вопрос: «Что будет, если?..» — и предполагается, что несколько переменных изменяются одновременно, метод экстраполяции для про­гноза непригоден.

Нормативный прогноз означает целевое предсказание. Таким пред­сказанием может быть, например, реклама, цель которой заключается в том, чтобы вызвать интерес и побудить к действию. Целевые пред­сказания являются хорошим инструментом для сотрудников, ответ­ственных за разработку инновационной политики. Они могут быть: мерой, позволяющей сопоставить фактический прогресс в дан­ной сфере с прогнозируемым прогрессом; основой для принятия решений по вопросам, не имеющим пря­мого отношения к самим предсказаниям. Одним из факторов, учитываемых при выборе желае­мых целей, является техническая осуществимость данного выбора. При реализации такого выбора необходимо принимать во внимание предполагаемые затраты, рынки сбыта, совместимость с общими це­лями инвестора, положительность влияния развития данного направ­ления на другие направления, вопросы имиджа, престижа и т. п. При инновационном проектировании разрабатывают довольно сложные «дерево целей», «дерево критериев», «дерево относительной важности задач», «дерево решений» и другие модели.

Все методы прогнозирования основаны на анализе тенденций. В проектировании чаще других используют прием предположения, означающий наличие возможной корреляционной зависимости какой-либо инновации от наблюдаемых тенденций.

Простая экстраполяция используется в первую очередь для обна­ружения проблем, которые требуют срочных решений. Экстраполя­ция, выполненная с учетом заданных ограничений, используется для создания системы с учетом многих альтернатив (сценариев) будуще­го. Выбор альтернативы означает оценку эффективности инновации. Без этой оценки нельзя сделать оптимальный выбор целей или требо­ваний для выполнения определенной задачи.

Более сложным прогнозом по сравнению с простой экстраполяци­ей и множественной корреляцией является построение моделей с со­ставлением прогнозов на их основе (эвристическое прогнозирование). Создание моделей прогнозов инноваций часто базируется на связи темпов появления новшества в какой-либо области с такими факторами, как объем потока информации, уровень финансирования исследо­вательских работ, численность персонала, занимающегося исследова­нием, и т. п.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.