Здавалка
Главная | Обратная связь

Туристско-ресурсный потенциал



 

Туристская деятельность— деятельность, связанная с организа­цией всех форм выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях, для удовлетворения познавательных ин­тересов или в профессионально-деловых целях без занятия опла­чиваемой деятельностью в местах временного пребывания.

Проводитьклассификацию туристских поездок (походов)можно, основываясь на различных принципиальных подходах. Приведем некоторые подобные классификации.

По цели (мотиву) путешествия различают: рекреационный, оздоровительный, познавательный (культурный, этнический и этнографический, и др., а также образовательный и научный), экологический, паломнический (при этом различают паломничество религиозное или культовое, светское, военно-патриотическое и др.), дачный (иногда – сельский туризм или агротуризм), рекреационно-промысловый и заготовительный (охота, рыбалка, сбор ягод, грибов, лекарственных растений и пр.), спортивный, хэппенинг (событийный туризм - участие в фестивалях, карнавалах, спортивных состязаниях в качестве болельщиков и др.), политический, деловой (бизнес-поездки, путешествия для участия в научных конгрессах и конфе­ренциях, производственных семинарах и совещаниях, ярмарках, выставках и международных салонах), шоппинг-туризм, а также коллекционерный туризм, развлекательный (посещение тематических парков, казино), приключенческий (например, посещение экзотичных в природном или культурном плане мест, кладоискательство – геокэшинг и др.), экстремальный, поездки с целью установления личных контактов или новых знакомств, гостевой, ностальгический и др.

По составу участниковтуризм бывает: индивидуальный туризм; туризм групповой или коллективный (семейный, соотечественников, аристократический или элитарный туризм и др.).

По возрастному параметру различают туристов (классификация носит условный характер): от 0 до 14 лет - дети (в подавляющем большинстве случаев путешествуют с родителями), от 15 до 24 лет - молодежь (не претендующая на комфортный отдых, предпочитающая наиболее активные виды туризма), от 25 до 44 лет - экономически активные люди (обычно предпочитают семейный отдых с детьми), от 45 до 64 лет - экономически активные люди среднего возраста (ориентированы при выборе на свои собственные интересы, материально обеспечены), лица старше 65 лет, так называемый туризм «третьего возраста» (главным образом неработающие пенсионеры).

По типу организации рекреационная сфера подразделяется на организованный (регламентированные путе­шествия, предлагаемые туристскими фирмами и реализуемые обычно на условиях предварительной оплаты) и самодеятельный (так называемый неорганизованный) туризм. По организации также выделяются поощрительный туризм, в том числе инсентив-туризм (поездки, которыми фирма награждает своих сотрудников за высокие показатели в работе), социальный туризм, клубный отдых (таймшер) и др.

По месту проведения отдыхавыделяют следующие виды туризма: селитебный (городской, сельский), ландшафтно-зональный, прибрежный, водный, горный, спелеотуризм (или пещерный) и др.

В отношении к административным, государственным границам - внутренний, соседний (приграничный), иностранный туризм, выездной и выездной виды туризма, многоэтапный туризм. Приезд иностранных туристов иногда называют активным туризмом, поскольку иност­ранные туристы, оплачивая товары и услуги, обеспечивают по­ступление валюты в бюджет принимающей страны и тем самым активизируют ее платежный баланс. Термин не всеми приветствуется, поскольку большинством специалистов под активными видами туризма понимаются те, в ходе совершения которых рекреант либо передвигается от одного места отдыха к другому, либо, находясь в одном районе, занимается активными видами деятельности (занятие спортом, совершение пеших прогулок и т.д.).

По продолжительности тура различают: краткосрочный (1—7 ночевок), среднесрочный (8—28 ночевок), долгосрочный (поездки продолжительностью от 29 до 365 ночевок).

По способу передвижения выделяют: пеший туризм, лыжный туризм, велосипедный туризм, автомобильный туризм (автотуризм), железнодорожный туризм, водный туризм, авиа-туризм, передвижение на животных (на лошадях, ослах, собаках, оленях, верблюдах, слонах и т.д.), экзотичные способы передвижения (на воздушном шаре, на подводной лодке, с помощью велорикши, на космическом корабле и др.).

В настоящее время наиболее четко проявляются две тенденции на рынке туризма: расширение круга потенциальных потребителей туристских услуг (постепенно все новые категории лиц вливаются в туристское движение) и увеличение среднего возраста путешествующих лиц.

Условием эффективного освоения туристско-ресурсного потенциала дестинации зависит от развитости туристской индустрии на данной территории. Турист­ская индустрия — это совокупность производственных и непроиз­водственных видов деятельности, направленных на создание това­ров и услуг для путешествующих лиц. Она связана с другими отраслями экономики.

Для индустрии туризма присущи особые специфические свойства:

- ресурсная ориентация в размещении туристских предприятий;

- сезонный цикл в производстве туристских услуг;

-высокие требования к уровню развития социальной инфраструктуры информационных сетей.

Современная туристская индустрия предоставляет большой объем услуг, потребляемых туристами в ходе путешествия.

Такими услугами являются:

- услуги по доставке туристов к месту отдыха и по перемещению туристовпорегионупосещения (транспорт);

- услуги по размещению туристов в отелях, мотелях, кемпингах и т.д. (гостиничное хозяйство, строительство);

- услуги по обеспечению туристов питанием (рестораны, кафе, бары и т.д.);

- услуги по рекламе и по сбыту туристского продукта (услуги туристских агентств - разработка маршрутов путешествия, бронирование мест на транспорте и в гостиницах);

- услуги страховых компаний; услуги по удовлетворению культурных потребностей туристов (посещение достопримечательностей, музеев, выставок и т.д.) и по удовлетворению потребностей в развлечениях (казино, аттракционы, ночные клубы и т.д.);

- услуги по удовлетворению деловых и научных интересов туристов (участие в научных конференциях, различных совещаниях);

- услуги торговых предприятий общего и специального назначения (продажа сувениров, буклетов, открыток, путеводителей, предметов туристского снаряжения);

- услуги государственных туристских органов, в том числе контрольно-административных, (оформление документов, пограничный, таможенный контроль);

- услуги информационных служб по обеспечению туристов средствами связи (почта, телеграф, телефон, факс) и информации (телевидение, газеты, журналы).

Таким образом, индустрия туризма способствует освоению природных и культурных ресурсов территории, что в свою очередь может положительно влиять на увеличение местных доходов, создание новых рабочих мест, развитие отраслей, ориентированных на производство туристских услуг, а также социальной и производственной инфраструктуры в туристских центрах и активизацию валютных поступлений в бюджет региона (страны). Туризм оказывает огромное влияние на такие важнейшие отрасли экономики, как транспорт и связь, сельское хозяйство, строительство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает катализатором экономического развития. В туристском бизнесе пересекаются интересы различных государственных и частных предприятий и служб, активно участвуют банки, страховые компании, торговые фирмы, клубы, акционерные общества.

Интерес предпринимателейк туризму можно объяснить рядом факторов: для того чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется крупных финансовых вложений; на туристском рынке, несмотря на конкуренцию, могут успешно взаимодействовать как крупные, так средние и малые компании и фирмы; туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал. Помимо влияния на экономику международный туризм оказывает воздействие на социальную и культурную среду, экологическую обстановку. В свою очередь они влияют на туризм.

Развитие туристской индустрии способствует более интенсивному экономическому развитию тех районов, которые расположены в отдалении от крупных промышленных центров и имеют незначительные хозяйственные ресурсы.

Развитый туристский сектор экономики страны является фактором роста престижа государства в глазах мирового сообщества. Однако туризм имеет некоторые негативные последствия: разрушение и загрязнение окружающей среды, нарушение уклада жизни, традиций местного населения и др.

Экономическая деятельность, свя­занная с туризмом, традиционно определяется с точки зрения спроса, потребления товаров и услуг посетителями и производи­мых ими туристских расходов.

К материальной базе туристской индустрии относят средства размещения, перемещения и развлечения туристов, а также объекты сети общественного питания.

ВТО определяет средство размещения как любой объект, ко­торый регулярно или эпизодически предоставляет туристам места для ночевки. Определяющими являются специализация и характер деятельности учреждения (его профиль, качество и цена услуг). По стандартной международной классификации все средства размещения подразделяются на две категории — коллек­тивные и индивидуальные.

К коллективным средствам размещениятуристов относятся гостиницы и аналогичные заведения, специализирован­ные заведения, иные коллективные средства размещения (отели, пансионаты, меблированные комнаты, туристские общежития и т.п.). К коллективным средствам размещения могут быть отнесены туристские общежития, молодежные гостиницы и т.д. Используются также заведения для обслу­живания туристов, не имеющие номеров, исходной едини­цей в них служат жилище (коттедж, бунгало и др.), коллективная спальня или площадка.

Ряд заведений, предоставляя места для ночлега, не выделяют функцию размещения туристов как главную. Сюда отнесем оздоровительные уч­реждения (санатории, реабилитационные центры и пр.), лагеря труда и отдыха, школь­ные и студенческие общежития, общественные средства транспорта, оборудованные спальными помещениями (поезда, суда), а также заведения типа конгресс-центров, на базе которых проводятся симпозиумы, конференции и иные специализирован­ные мероприятия и осуществляется размещение их участников.

Индивидуальные средства размещения туристов определяют возможности остановки туриста в собственном загородном доме, а также возможности арендовать у частного лица или агентства полностью оборудованное жилище (квартиру, дом) или бесплатно разместиться у родствен­ников и знакомых.

Средства раз­мещения туристов и предприятия питания классифицируются в за­висимости от культуры и качества обслуживания, от ассортимента услуг, числа мест, режи­ма работы, формы обслуживания посетителей и т.п.

Для повышения конкурентоспособности средства размещения должна проводиться постоянная модернизация и реконструкция объектов, внедряться новейшие технические средства, использоваться разнообразные информационные технологии, совершенствоваться структура туристских комплексов и т.д. все это способствует как улучшению сервиса, так и повышению экономической эффективности в сфере размещения туристов. Успешность использования средств размещения туристов определяется не только собственно параметрами таких средств, но и их рациональным расположением относительно транспортных путей, природных объектов, промышленных предприятий и т.д., а также их взаиморасположением.

Важной составляющей приема туристов является организация питания в системе туристского обслуживания. К туристской индустрии питания относятся рестораны, кафе, бары, столовые, закусочные и пр. Они могут иметь отдельный статус, либо быть включенными в комплекс с местами для размещения. К разряду дополнительной рекреационной инфраструктуры относятся театры, предприятия розничной торговли, стадионы, бассейны, корты, атлетические и оздоровительные комплексы, бани и сауны, парки отдыха, сады и т.п.

Важнейшая роль в развитии туризма принадлежит транспорту. В последние десятилетия в результате научно-технического прогресса транспорт стал более скоростным, безопасным, емким и комфортабельным.

Неотъемлемой составляющей индустрии туризма является сектор развлечения. В подавляющем числе случаев люди отправляются туристскую поездку за новыми впечатлениями, положительными эмоция­ми и острыми ощущениями. Для удовлетворения этих и других потребностей человека создаются средства развлечения, проводятся увеселительные мероприятия. На курортах и в больших отелях для развлечения туристов имеется специально обученный персонал аниматоров. В некоторых случаях к разряду развлекательных относят мероприятия, дополняющие экскурсионную про­грамму, например, обзорная экскурси­я по городу, посещение музея, осмотр исторических памятни­ков иди природных достопримечательностей. Сюда относят иные увеселительные мероприятия, например, посещение магазинов, национальных ресторанов, соревнований, игорных заведений. Особое место в мировой индустрии развлечений занимают аквапарки и те­матические парки.

Перспективы и развития туризма зависят и от количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов. Успех данной сферы определяется наличием и квалификацией работников, занятых в данной отрасли хозяйства. Навыки гостеприимства формируются, в том числе и на основе этнических традиций. Однако, главным фактором является наличие системы подготовки (обучения) основам профессий, связанных с приемом туристов. Развитие туристской отрасли способно способствовать решению проблемы занятости местного населения, причем, в том числе и женской занятости. Одной из проблем занятости местного населения в области туризма является сезонность активности этой деятельности, а как следствие и сезонность занятости.

Средства размещения, транспортные предприятия, объекты общественного питания и развлечения, включаемые в индустрию туризма, являются первичными производителями туристских услуг. Используя необходимые экономические ресурсы, они создают ус­луги, которые выносят на рынок для продажи. Каждый производи­тель определяет для себя наиболее эффективные способы их реали­зации, т.е. каналы сбыта.

Производители товаров и услуг формируют туристское предложение. Они приобре­тают производственные ресурсы (рабочую силу, землю, капитал), комбинируют их в процессе производства туристских продуктов и реализуют созданные блага посетителям, получая доход от продаж. Будучи потребленными, товары и услуги заканчивают свой круго­оборот, за которым следует новый — как результат повторного использования имеющихся производственных факторов.

В качестве туристского предложения на туристский рынок представляется туристский продукт. Этим термином обозначают: право на тур или потребительский комплекс, включающий: тур, туристско-экскурсионные услуги и товары, а также совокупность потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста в период его путешествия. Иначе, туристский продукт состоит из трех частей: тур, туристско-экскурсионные услуги и товары. При этом услуги и товары должны соответствовать предложенным маршрутам и целям туров. Например, туристский продукт для любителей пляжного отдыха будет значительно отличаться от такового для желающих покататься на горных лыжах. В зависимости от особенностей туристского пред­приятия такой продукт может выступать в виде отдельных услуг или в виде их комплекса.

Создаваемый туристский про­дукт обязан обладать следующими свойствами. Он должен быть обоснованным (предоставляемые турфирмой услу­ги должны быть обоснованы главной целью поездки), эффективным (потребитель дол­жен остаться максимально удовлетворенным услугами турфирмы при минимальных расходах со своей стороны), надежным (фирма должна гарантировать достоверность всей информации, предоставляемой потребителю относительно продукта), целостным(турпродукт в своей совокупности должен полностью удовлетворять потребность туриста), полезным(продукт должен служить удовлетворению одной или нескольких потребностей клиента), гибким(турпродукт должен быть разработан с учетом желаний разных типов потребителей).

Важное свойство туристского продукта, как гостеприимство. Гостеприимства предполагаеи достоинство, уважение, любезность персонала. Данное поня­тие складывается из следующих множества компонентов:

- качественная информация как местных, так и региональ­ных рынков о возможностях отдыха, познания и развлече­ний, о том, что туристов ждут и готовятся к встрече с ними;

- создание положительного образа туристской местности, предприятий, обслуживающих потенциальных потребителей (реклама, участие в телепередачах, посвященных туризму, благотворительная деятельность и др.);

- нескрываемое стремление обслуживающего персонала к ока­занию туристам знаков внимания (политика обслуживания по принципу «все для клиента»);

- внимательное отношение тех, кто предоставляет турист­ский продукт, к просьбам и пожеланиям клиента (по прин­ципу «что мы можем еще для вас сделать?»);

- забота об облегчении ориентации туристов в получении ус­луг (информация об объектах в путеводителях и буклетах на понятом туристу языке и др.);

- благожелательное отношение к туристам, которое должно быть возведено в принцип обслуживания.

Качество туристского продукта – совокупность свойств туристских услуг и процессов обслуживания по удовлетворению обусловленных или предполагаемых потребностей туристов. Качество турпродукта характеризуется качеством услуг и культурой обслуживания.

Специфика сферы туризма заключается в том, что производимый продукт полностью или частично неосязаем, а эффект сервиса оценивается потребителем в условиях определенного эмоционального состояния, зависящего от большого количества факторов, в числе которых такие субъективные характеристики туриста, как особенности воспитания, возраст, культурные традиции народа, представителем которого является турист, понятие о комфорте, привычки, самочувствие или психологическое состояние на момент получения услуги, физиологические особенности организма и др. Все это делает восприятие качества туристского продукта во многом субъективным, зависящим от индивидуальных характеристик каждого туриста. Имеются и специфичные факторы, которые в значительной степени влияют на создание качественного туристского продукта.
Это, например, дискретность (прерывистость) производства туристских услуг и целостность их потребления – в обеспечении качества туристского продукта невозможно выделить более главную или менее главную службу, все учлуги должны оказываться качественно. Брак в работе одного из участников обслуживания туриста может свести на нет старания остальных. При этом турист в последствии будет выбирать другое место отдыха и советовать остальным поступать также. Гегативная информация распространяется быстрее позитивной (4 из 100 клиентов, выразивших недовольство системой обслуживания, могут увести за собой почти в 3 раза больше потенциальных клиентов, чем те, кому обслуживание понравилось, привести).

Обязательными требованиями к качеству туристского продукта:

- безопасность жизни и здоровья;

- гарантия предоставления услуг, согласно путевке;

- сохранность имущества туристов;

- охрана окружающей среды.

Критерий качества выражается через систему показателей, отражающих различные виды деятельности по обслуживанию туристов. На качество туробслуживания влияют следующие факторы: природно-климатические; культурно-исторические ценности; психологические; специфические потребности туристов; культура труда и поведения сотрудников; имидж предприятия.

Условия создания качественного сервиса на туристском предприятии является соблюдение основных и наиболее важных для сферы туризма принципов современного сервиса (максимальное соответствие предоставляемых услуг требованиям потребителей и характеру потребления, неразрывная связь с маркетингом, гибкость сервиса), создание необходимых условий для персонала (эргономичность рабочих мест, четкая формулировка правил, прозрачная система оценки качества работы каждого сотрудника, мотивация персонала, система повышения квалификации персонала), оптимизация организационной структуры управления предприятия, предоставляющего туруслуги (чем длиннее цепочка прохождения заказа, тем больше вероятность совершения ошибки), всесторонний, полный, объективный и непрерывный контроль за качеством сервиса, предполагающий участие гостя в оценке качества и контроле за ним, создание методик и критериев, позволяющих соотнести требования стандартов с фактическим положением дел, создание систем самоконтроля персонала, постоянная работа с группами качества, применение четко сформулированных количественных критериев качества предоставляемых услуг, участие персонала в создании систем и критериев качества, применение технических средств контроля за качеством, создание служб контроля, куда бы входили представители дирекции, финансового отдела, кадровой службы, отдела безопасности и др.

Важными показателями качества туристского продукта являются гарантия безопасности и предоставление заранее оплаченных услуг.

Продукт индустрии туризма — туристские услу­ги, которые не подлежат хранению, они производятся и потребляются одновременно. Ока­зать услугу можно только тогда, когда поступает заказ или появляется клиент. С этой точки зрения производство и потребление услуг неотделимы. Их неразрывность обу­словливает изменение роли покупателя и продавца в процессе воспроизводства. Ту­рист не просто потребляет услуги размещения, перевозки, развлечений и др., но под­ключается к их производству и доставке. Он становится непосредственным участником всех фаз процесса воспроизводства. Следовательно, поставщик должен постоянно заботиться о том, что и как производить.

Потребители и производители по-разному воспринимают туристский продукт. Если для потребителя туристский про­дукт есть комплексное обслуживание — набор услуг, реализуемый туристам в еди­ном пакете, — то для производителя — туристского предприятия — это конкретный вид предоставляемых услуг, составная часть пакета. Туристы понимают туристский продукт более широко, чем производители. Кроме того, приобретая туры, они в действительности ищут совсем иное, нежели простой набор услуг. Одни, отправля­ясь в отпуск, покупают путевку на курорт, чтобы расслабиться, восстановить физи­ческие силы, загореть, другие выезжают в командировку для проведения деловых переговоров и заключения контрактов. Туристы, следовательно, нуждаются не соб­ственно в продуктах, которые выступают объектом торговых сделок, а в новых ощущениях, приключениях, возможностях расширить бизнес и т.д. Поэтому индустрию туризма часто называют «индустрией впечатлений». Туристские впечатления зави­сят от работы всей совокупности предприятий, обслуживающих посетителей. Все это обусловливает особую важность появления и развития туристских кластеров. Они помогают каждому их участнику осознать себя частью целого.

При формировании тура и его составляющих возможны два варианта работы: а) подготовка индивидуальных туров; б) подго­товка пэкидж-туров.

В индивидуальном туре формирование программы и комплектование состава услуг производятся по желанию и при непосредственном участии туриста. Ему предлагают на выбор разные варианты об­служивания по каждому из видов услуг в предполагаемом месте отдыха:

- транспортные услуги — варианты авиаперелета, железно­дорожного проезда, аренды автомашины и т.д.; » размещение — разные по уровню, типу и месту расположе­ния гостиницы;

- питание — разные варианты (полный, полупансион или совсем без питания, шведский стол или «а ля карт» с обслу­живанием и т.д.);

- экскурсии, досугово-развлекательные услуги на выбор;

- спортивные и курортные услуги — пользование различны­ми программами на выбор, а также возможность трекинга или похода;

- визовые услуги, а также услуги страхования;

- дополнительные услуги (аренда автомобиля, услуги гида-пе­реводчика и т.д.).

Пэкидж-тур предполагает жесткий, заранее спланированный (до контакта с клиентом) набор услуг, ориентированный на оп­ределенный вид туризма, а также на социальный класс туристов и их возраст. Особенности подготовки и проведения такого тура (единая для всех программа, строго увязанная со сроками и мар­шрутом путешествия) не позволяют сделать его заказным. Состав услуг пэкидж-тура при их реализации не меняется. Турист имеет право купить его целиком или вообще отказаться от него. Пэкидж-туры организуются и предлагаются на популярных маршрутах, в известные места туризма и отдыха, пользую­щиеся устойчивым спросом. Большую часть стоимости пэкидж-туров обычно составляет оплата транспорта и размещения, меньшую — питания. Расходы на остальные услуги, в том числе экскурсионные, составляют небольшую долю в общей стоимости.

Пэкидж-тур для туристского тарифа в соответствии с требо­ваниями Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) должен включать не менее трех услуг: авиаперелет, раз­мещение в гостинице по всему маршруту путешествия, а также еще одну услугу, не связанную с первыми двумя (экскурсию, аренду автомобиля и т.д.).

Такие туры, они имеют оп­ределенные преимущества для дальнейшего их развития:

- в целом комплексная поездка стоит дешевле, чем набор ус­луг, покупаемых отдельно;

- турагентству легче советовать клиенту, какой выбрать мар­шрут, поскольку программа и цены услуг известны заранее;

- больше возможности показать привлекательность своего продукта.

К недостаткам пэкидж-туров относятся:

- наличие услуг, не интересующих клиента;

- чрезмерная насыщенность программы;

- реклама такого тура привлекает не всех потребителей, а только определенную их часть.

Тур предполагает наличие в его пакете основных и дополни­тельных услуг.

Основной комплекс услуг это набор услуг, составляющих программу обслуживания в рамках тура. В зависимости от целевой направленности и назначения тура он включает в себя следующие услуги: транспортировки (перевозки); проживания; питания; про­граммные.

Дополнительные услуги важный компонент тура, включаю­щий в себя любые услуги, которые могут быть оказаны потребите­лю по его желанию и в соответствии с его интересами за дополни­тельную плату. Дополнительные услуги могут быть предложены потребителю в момент приобретения тура и будут включены в стоимость тура, а могут предлагаться в ходе тура и оплачиваться туристом самостоятельно. Следует учитывать, что дополнитель­ные услуги не могут подменять или заменять собой основной комплекс услуг тура. Вместе с тем широкое предложение допол­нительных услуг в рамках одного тура позволяет туристскому предприятию сделать стандартный тур более индивидуальным и таким образом более полно удовлетворить личные потребно­сти каждого из потребителей.

Туристско-рекреационное производство - целенаправленный процесс создания турпродукта, предусматривающего комбинирование услуг размещения, питания, оздоровительных, транспортных, экскурсионных и прочих дополнительных услуг, а также отдельных туристских, рекреационных и гостиничных услуг на основе использования технологий обслуживания и ресурсного потенциала территории.

Формированием туристского продукта и его продвижением на рынок туристских услуг занимаются предприятия туроперрейтинга. По сути своей они являются, своего рода посредниками между производителями туристских услуг (гостиницами, рестора­нами, транспортными организациями и т.д.) и потребителями (ту­ристами). В свою очередь, их деятельность — также услуга. Туристские предприятия относятся к основным производст­венным единицам туризма.

С точки зрения развития туризмароль туристских предпри­ятий проявляется прежде всего в следующих возможностях:

- активного воздействия на средства размещения, предпри­ятия питания, транспортные организации и другие состав­ляющие туристской индустрии в плане повышения качества предоставляемых услуг и приспособления их деятельности к отдельным видам туризма;

- влияния на потоки посетителей в отдельные регионы и ту­ристские центры, обеспечения более равномерного распре­деления посещаемости по всем территориям, пригодным для туризма, а также распределения посещаемости по вре­мени с целью уменьшения воздействия фактора сезонности и оптимального использования туристкой инфраструктуры;

- пропаганды туризма, привлечения к участию в путешест­виях широких слоев населения.

С точки зрения туриста значение деятельности туристских предприятий состоит в следующих преимуществах:

- экономия времени путешествующих. Постоянная связь и ко­операция с производителями туристских услуг, знание раз­личных факторов, влияющих на туризм (паспортно-визовые и таможенные формальности, связь, транспорт и т.д.), соз­дает предпосылки для того, чтобы туристские предприятия с большей экономией времени могли обеспечивать тури­стам условия, необходимые для путешествия;

- возможности значительного сокращения материальных за­трат туриста благодаря действию более низких цен на транспорт и размещение, предоставляемых туристским пред­приятиям соответствующими производителями услуг;

- получение консультационных услуг. Возможность само­стоятельной покупки туристских услуг через Интернет не исключает, а даже усиливает роль туристских предпри­ятий в организации туристских поездок. Дело в том, что Интернет способен предоставлять большой объем инфор­мации, но не дает рекомендаций при выборе гостиницы, ресторана, туристского центра, наилучшим образом соот­ветствующих потребностям туриста. В отличие от Интер­нета, сотрудник туристского предприятия может передать свои знания и опыт клиенту, оказать ему квалифициро­ванную помощь при принятии решения, куда ехать и что делать во время путешествия.

По функциональному признаку предприятия, занимающие­ся туристской деятельностью, делятся на туроператоров и турагентов.

Туроператор — субъект предпринимательской деятельности (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), осу­ществляющий на основе лицензии деятельность по формирова­нию, продвижению и реализации туристского продукта.

Под формированием туристского продукта понимается со­ставление упорядоченной и взаимосвязанной по срокам, целям, согласованной по стоимости и качеству совокупности услуг, об­разующих туристскую поездку (тур).

Продвижение туристского продукта— комплекс мер, направленных на побуждение потен­циального потребителя к приобретению этого продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организа­ция туристских информационных центров, издание каталогов, проспектов, буклетов и т.д.). Реализация туристского продукта потребителям осуществляется туроператором как напрямую, так и с помощью посредников (турагентов).

Туроператор – специалист, который наряду с другими задачами занимается проектированием тура:

- определением рекреационной специализации туристских центров;

- прокладкой туристских маршрутов;

- разработкой программ отдыха;

- измерением эффективности программ отдыха;

- расчетом параметров тура.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.