Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 7. Договор купли-продажи лесных насаждений



 

Статья 75. Договор купли-продажи лесных насаждений

Договор купли-продажи лесных насаждений является новым видом договора в лесном праве. Введение данного договора окончательно закрепило рыночный характер лесных отношений. Он используется в случаях заготовки древесины без предоставления лесных участков в пользование.

Правовое регулирование договора купли-продажи лесных насаждений осуществляется нормами Лесного и Гражданского кодексов РФ. Гражданским законодательством устанавливаются общие положения о данном договоре, а лесным законодательством закрепляется специфика регулирования купли-продажи лесных насаждений. Для полной реализации норм Лесного кодекса РФ в отношении договора купли-продажи необходимо принятие на федеральном уровне порядка подготовки и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, утверждение формы примерного договора купли-продажи лесных насаждений, установление ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности.

На уровне субъектов Федерации законодательно закрепляются исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений, утверждаются порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, устанавливаются ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности субъектов Федерации, и ставки платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.

Договор купли-продажи является самым распространенным договором по возмездной передаче имущества в собственность. В силу ст. 454 ГК РФ одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Договор купли-продажи лесных насаждений имеет свои особенности. Товаром как объектом договора купли-продажи, являются лесные насаждения, предназначенные в рубку и расположенные на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Из этого положения вытекает, что купля-продажа лесных насаждений допускается не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий. К обязательным характеристикам лесных насаждений, передаваемых в собственность, относится указание их местоположения (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины.

В качестве продавца по договору может выступать орган государственной власти или орган местного самоуправления. В качестве покупателя - граждане и юридические лица. Общие положения о порядке заключения договора определены нормами ст. 77 ЛК РФ. При этом необходимо отметить дифференцированный порядок заключения договора купли-продажи лесных насаждений гражданами. В случае если гражданин занимается предпринимательской деятельностью по заготовке древесины, договор заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. Если заготовка древесины связана с удовлетворением гражданами нужд отопления, возведения хозяйственных и жилых строений, договор заключается в административном порядке путем подачи заявления в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Объемы заготовки древесины для собственных нужд граждан носят нормированный характер и устанавливаются каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно.

Существенным условием договора купли-продажи лесных насаждений является его срок, который не может превышать один год. Лесным кодексом РФ предусмотрены случаи досрочного расторжения договора - невыполнение гражданами и юридическими лицами лесохозяйственного регламента.

 

Статья 76. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений

Одной из характеристик договора купли-продажи лесных насаждений является ее возмездный характер. Настоящей статьей устанавливаются общие положения по определению размеров цены за лесные насаждения. В случае заключения договора купли-продажи лесных насаждений гражданами для собственных нужд ставки платы устанавливаются органом государственной власти субъекта Федерации. Так, в соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 22 января 2007 г. N 86 "Об установлении ставок платы для граждан по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд"*(108) установлены следующие размеры ставок:

 

Лесные породы Разряды такс Расстояние вывозки, км Ставка (в рублях за 1 плотный куб. м)
Деловая древесина без коры дровяная древесина (в коре)
крупная средняя мелкая
Сосна до 10 145,7 104,1 52,2 3,3
10,1-25 132,5 94,8 47,6 3,3
25,1-40 112,6 80,3 40,4 2,9
40,1-60 86,3 61,3 31,5 2,9
60,1-80 65,8 47,6 23,8 1,7
80,1-100 53,2 38,3 19,0 1,7
100,1 и более 40,0 28,6 14,5 1,2
Кедр до 10 175,1 124,8 62,5 4,8
10,1-25 159,0 113,4 56,5 4,8
25,1-40 135,6 96,5 48,0 3,3
40,1-60 102,9 73,9 37,1 2,9
60,1-80 79,9 56,5 28,6 1,7
80,1-100 63,8 45,1 22,6 1,7
100,1 и более 47,6 33,9 17,4 1,2
Лиственница до 10 116,3 83,2 41,6 3,3
10,1-25 105,8 75,6 38,3 2,9
25,1-40 89,6 64,2 32,3 2,9
40,1-60 68,7 49,3 24,2 1,7
60,1-80 53,2 38,3 19,0 1,7
80,1-100 42,8 30,2 14,9 1,2
100,1 и более 32,3 22,6 11,4 1,2
Ель, пихта до 10 131,2 94,0 47,6 3,3
10,1-25 119,0 84,9 42,8 3,3
25,1-40 101,0 73,1 35,6 2,9
40,1-60 77,4 56,1 27,1 1,7
60,1-80 59,4 42,8 22,1 1,7
80,1-100 47,6 33,9 17,4 1,2
100,1 и более 35,6 25,5 13,2 1,2
Береза до 10 73,1 52,2 26,7 4,3
10,1-25 65,8 47,6 23,8 4,3
25,1-40 56,5 40,4 19,5 3,3
40,1-60 43,3 31,5 14,9 2,9
60,1-80 33,1 23,8 12,4 2,5
80,1-100 26,7 19,0 9,3 1,7
100,1 и более 19,5 14,5 7,7 1,2
Осина, ольха белая, тополь до 10 14,5 10,6 6,0 0,4
10,1-25 13,2 9,3 4,8 0,4
25,1-40 11,4 8,5 3,3 0,4
40,1-60 8,5 6,4 2,9 0,4
60,1-80 6,4 4,8 2,9 0,2
80,1-100 6,0 3,3 1,7 0,2
100,1 и более 3,3 2,9 1,7 0,1
Ольха черная до 10 44,1 31,5 16,1 1,2
10,1-25 40,0 28,6 14,5 1,2
25,1-40 33,9 25,0 12,4 1,2
40,1-60 26,3 19,0 9,3 1,2
60,1-80 20,5 14,5 7,7 1,2
80,1-100 16,1 11,4 6,0 0,4
100,1 и более 12,4 8,9 4,8 0,4

 

Критерии действуют до определения лесорастительного районирования. Данные ставки действуют до вступления в силу федеральных нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию ст. 15 ЛК РФ.

Во всех остальных случаях плата по договору купли-продажи лесных насаждений устанавливается на основе минимального размера платы, которая определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины. Минимальный размер платы выступает также в качестве начальной цены предмета аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.

Полномочия по определению ставок платы за единицу объема древесины, подлежащей заготовке, осуществляют соответствующие органы власти, в чьей собственности находятся земельные участки, на которых расположены лесные насаждения, переданные в собственность по договору купли-продажи лесных насаждений.

См. также коммент. к ст. 73.

 

Статья 77. Заключение договора купли-продажи лесных насаждений

Настоящей статьей определяются общие положения о порядке заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Правительством РФ утверждены порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и его примерная форма (постановление Правительства РФ от 26 июня 2007 г. N 406*(109)).

Как и договор аренды лесных участков, данный договор заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. Исключением является заключение данного договора без проведения аукциона в двух случаях: 1) если покупателем по договору выступает гражданин, приобретающий древесину для собственных нужд; 2) если продажа лесных насаждений предусматривается в случае заключения договора с победителем торгов на размещение заказов на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов.

Общие положения об аукционах по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, их организация и порядок проведения регулируются нормами гл. 8 ЛК РФ.

В качестве организаторов аукциона могут выступать органы власти, которые являются продавцами права на заключение договора купли-продажи, или специализированная организация, действующая на основании договора с продавцом прав.

По результатам аукциона в день его проведения подписывается протокол между организатором аукциона и победителем. Сам договор купли-продажи лесных насаждений подписывается сторонами в течение 10 рабочих дней со дня подписания протокола аукциона (ст. 80 ЛК РФ).

Договор купли-продажи лесных насаждений может быть заключен и в случае, если аукцион признан несостоявшимся по причине участия в нем менее двух участников. Соответствующий орган власти, по инициативе которого проводился аукцион, и единственный его участник обязаны заключить такой договор по начальной цене предмета аукциона.

Настоящая статья содержит императивную норму, запрещающую изменять условия аукциона при заключении договора купли-продажи лесных насаждений по результатам проведенного аукциона как по требованию одной из сторон, так и по соглашению обеих сторон договора.

 

Глава 8. Аукционы по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений

 

Статья 78. Общие положения об аукционах по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений

Предоставление лесных участков на основании результатов лесных аукционов является уже сложившейся традицией правоприменительной практики.

Действующий порядок проведения аукционов утвержден приказом Министерства природных ресурсов РФ от 14 апреля 2005 г. N 97 "Об утверждении порядка организации и проведения лесных аукционов"*(110).

Данный Порядок организации и проведения лесных аукционов был разработан в соответствии с лесным и гражданским законодательством Российской Федерации и определяет принципы и правила проведения лесных аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются по результатам лесных аукционов. Решение о предоставлении через лесные аукционы лесных участков принимается органами государственной власти или органами местного самоуправления в соответствии со ст. 81-84 ЛК РФ.

Эти же органы являются организаторами лесного аукциона, которые осуществляют всю организационную и техническую работу по проведению лесных аукционов.

Для проведения лесных аукционов указанными органами создаются аукционные комиссии. Состав аукционной комиссии утверждается организатором лесного аукциона.

 

Статья 79. Организация проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений

В комментируемой статье подробно регламентируется порядок организации проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений.

Необходимо отметить, что в соответствии с действующим в настоящее время приказом Министерства природных ресурсов РФ от 14 апреля 2005 г. N 97 "Об утверждении порядка организации и проведения лесных аукционов"*(111) устанавливаются дополнительные требования для проведения данных аукционов.

Так, в зависимости от значимости лесных аукционов они проводятся в виде устного соревнования (устные торги) либо путем сочетания устных торгов и рассмотрения письменных заявок, подаваемых запечатанными в конвертах (совместные торги).

Совместные торги, на которых одновременно с проведением устных торгов рассматриваются и письменные заявки, назначаются при продаже на них более 5 тысяч куб. м древесины. В иных случаях назначаются устные торги.

Проведение закрытых по составу участников лесных аукционов не допускается.

Организатор лесного аукциона составляет перечень аукционных единиц (лесосек, делянок и др.) выставляемых на лесной аукцион. При этом на каждую аукционную единицу, выставляемую на лесной аукцион, заполняется карточка аукционной единицы.

Извещение о проведении лесного аукциона может кроме указанных в статье сведений содержать следующие сведения:

- краткую характеристику лесного участка;

- сведения о начальной (стартовой) цене и сумме задатка, вносимого участником аукциона;

- срок, к которому должны быть поданы запечатанные в конвертах заявления покупателей, желающих участвовать в аукционе;

- указание на срок, в течение которого организатор лесного аукциона имеет право отказаться от проведения лесного аукциона по отдельным аукционным единицам;

- срок, предоставляемый победителю аукциона на получение лесорубочного билета (ордера) или лесного билета;

- адрес, телефон секретаря организатора аукциона, у которого можно получить дополнительную информацию (к кому следует обратиться для осмотра передаваемых в краткосрочное пользование участков лесного фонда в натуре, каков порядок осмотра этих участков).

Начальную цену аукционной единицы устанавливает организатор лесного аукциона.

Начальная цена древесины, отпускаемой на корню, и других видов лесных ресурсов с учетом ожидаемых торговых издержек на организацию и проведение лесного аукциона не должна быть ниже оценки, сделанной по ставкам лесных податей, установленных федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Федерации в пределах своей компетенции.

Для участия в лесном аукционе покупатель должен внести задаток в размере 10 процентов от начальной цены аукционной единицы. Задаток вносится в безналичной денежной форме, позднее он засчитывается в цену купленной аукционной единицы или возвращается участникам лесного аукциона, не сделавшим покупки. Покупатель, желающий торговаться на лесном аукционе, вносит на текущий счет организатора лесного аукциона задатки по всем выбранным аукционным единицам.

Организатор лесного аукциона, по желанию покупателей, перед проведением лесного аукциона организует осмотр аукционных единиц - лесосек, делянок и т.п.

Покупатель, желающий торговаться путем подачи письменного заявления, представляет эти заявления в аукционную комиссию запечатанными в конверт по каждому лесхозу отдельно, если на лесном аукционе выставлены аукционные единицы различных лесхозов. На конверте должно быть написано: "Заявление к лесному аукциону, назначенному по такому-то лесхозу на такое-то число". Заявление должно быть представлено не позднее срока, указанного в извещении о лесном аукционе.

Заявление должно содержать:

- согласие приобрести аукционную единицу в точном соответствии с указанными условиями;

- цену, предлагаемую за каждую покупаемую аукционную единицу, с обозначением таковой прописью (какие-либо подчистки и исправления в ценах должны быть точно оговорены);

- полное наименование покупателя, подающего заявление, его адрес и банковские реквизиты.

К заявлению прилагаются копия платежного поручения об уплате задатка, квитанция об уплате задатка.

Каждому поступившему запечатанному заявлению присваивается регистрационный номер, под которым данное запечатанное заявление участвует в лесном аукционе.

Организатор лесного аукциона печатает и продает билеты участникам лесного аукциона. Номер билета является номером участника лесного аукциона. Билет участника лесного аукциона продается только тем лицам, которые предъявили копии платежного документа об уплате задатка. Зрители на лесной аукцион допускаются по специальным билетам. Цену билетов участников и зрителей устанавливает организатор лесного аукциона.

Информация об уплаченных задатках заносится в ведомость о задатках, внесенных по аукционным единицам, выставленным на лесной аукцион, за подписью участников лесного аукциона.

 

Статья 80. Порядок проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений

Как уже отмечалось, комментируемая глава достаточно подробно регламентирует процедуру проведения лесного аукциона, однако более детально этот порядок описан в уже упоминавшемся приказе Министерства природных ресурсов РФ от 14 апреля 2005 г. N 97 "Об утверждении порядка организации и проведения лесных аукционов"*(112).

В день проведения аукциона председатель аукционной комиссии открывает лесной аукцион в точно назначенное время. Покупатели, прибывшие после открытия лесного аукциона, могут принять участие в нем по заявленным им аукционным единицам, торги по которым еще не состоялись.

Проводит и оформляет операции по лесному аукциону организатор.

Во время проведения лесного аукциона составляется отчет о его результатах, в котором фиксируется все происходящее.

Лесной аукцион по возможности должен проводиться без перерыва. Если лесной аукцион проводится с перерывом, то председатель аукционной комиссии объявляет об этом всем присутствующим, назначая время возобновления, о чем заносится запись в отчет о результатах лесного аукциона. При проведении совместного лесного аукциона запечатанные в конверт заявления на время перерыва торгов вкладываются в общий конверт и опечатываются печатью организатора.

Предъявление на лесной аукцион аукционных единиц, не показанных в перечне, не допускается.

Председатель комиссии, открыв заседание, зачитывает условия проведения лесного аукциона в соответствии с утвержденным порядком. При проведении совместного лесного аукциона объявляется также число поступивших запечатанных письменных заявлений, которые хранятся на видном месте (на столе) нераспечатанными до окончания устных торгов.

Покупатель имеет право без объявления причин отказаться от участия в лесном аукционе до момента объявления условий его проведения. В этом случае ему в пятидневный срок после заявления об отказе от участия в лесном аукционе возвращается задаток.

После окончания лесного аукциона председатель комиссии делает объявление о его окончательных результатах.

Устный лесной аукцион открывается, если имеется не менее двух лиц, желающих торговаться.

Лесной аукцион проводится по каждой аукционной единице отдельно по порядку их номеров в перечне. Аукционист объявляет номер продаваемой аукционной единицы по перечню, дает ей краткую характеристику, объявляет начальную цену и интервал увеличения цены (шаг аукциона). Интервал, как правило, устанавливается в размере не менее 10 процентов от начальной стоимости. Допускается и другой вариант проведения торгов, когда в ответ на приглашение аукциониста покупатели сами называют свою цену.

Покупатель, предлагая цену, должен поднять билет (номер участника), повернув его в сторону аукциониста таким образом, чтобы его намерения были вполне понятны. Аукционист повторяет каждую предложенную цену, фиксируя это ударом молотка. Аукционист называет предложенную цену три раза и, если никто из покупателей не предлагает большей цены, объявляет, что устные торги по этой единице закончены. Наивысшую цену и номер участника, ее предложившую, записывают в протокол. После этого аукционист переходит к торгам по следующей аукционной единице.

Совместный лесной аукцион, независимо от наличия запечатанных заявлений, открывается в назначенный для того час, если имеется не менее двух лиц, желающих торговаться устно. Если к указанному сроку не явилось обозначенное число покупателей, то аукционная комиссия приступает к вскрытию запечатанных заявлений в случае наличия таковых (не менее двух). В противном случае лесной аукцион считается несостоявшимся, о чем делается запись в отчете о результатах аукциона.

При проведении совместного лесного аукциона вначале проводится устный аукцион. По окончании устного лесного аукциона, но до вскрытия поступивших письменных заявлений, аукционист предлагает покупателям, выигравшим торг по той или иной аукционной единице, сделать дальнейшие надбавки. Записи о сделанных надбавках заносятся в отчет о результатах лесного аукциона.

По окончании устного лесного аукциона и внесения надбавок аукционист объявляет устный аукцион оконченным. После этого аукционная комиссия приступает к вскрытию письменных заявлений на виду у всех покупателей. Каждое вскрытое заявление прочитывается вслух, и сделанные в нем предложения заносятся в отчет о результатах лесного аукциона по соответствующим аукционным единицам с указанием предложенной цены и регистрационного номера запечатанного в конверт заявления.

При равенстве цен, предложенных за одну и ту же аукционную единицу устно и письменно, а также при равенстве цен, предложенных за одну и ту же аукционную единицу в нескольких запечатанных заявлениях, спорный вопрос решается устным соревнованием между этими покупателями.

При назначении лесного аукциона в одном месте и в одно время по нескольким лесхозам:

- лесной аукцион проводится по каждому лесхозу отдельно, причем срок окончания приема запечатанных заявлений назначается общим аукционом до начала торгов по первому лесхозу;

- по окончании устного лесного аукциона по каждому лесхозу вскрываются относящиеся к данному лесхозу запечатанные заявления с внесением соответствующих пометок в отчет о результатах этого аукциона;

- ведомости о результатах лесного аукциона составляются по окончании торгов отдельно по каждому лесхозу.

Лицо, выигравшее лесной аукцион, и организатор лесного аукциона в тот же день подписывают протокол лесного аукциона, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее лесной аукцион, уклонившееся от подписания протокола, утрачивает внесенный им задаток. В протоколе лесного аукциона указываются:

- границы участка лесного фонда;

- виды лесопользования;

- объемы (размеры) лесопользования;

- размер платы за пользование участком лесного фонда и порядок ее внесения;

- иные условия лесного аукциона.

После подписания протокола лесного аукциона его победители обязаны в установленный протоколом лесного аукциона срок внести плату за купленную аукционную единицу и получить лесорубочный билет (ордер) или лесной билет в соответствующем лесхозе.

По окончании лесного аукциона оформляется отчет о результатах лесного аукциона, неотъемлемой частью которого являются:

- протоколы лесного аукциона;

- ведомость о задатках;

- ведомость о результатах лесного аукциона.

Сводные результаты лесного аукциона фиксируются в ведомости о результатах лесного аукциона.

Приложения к отчету о результатах лесного аукциона (ведомость о задатках и ведомость о результатах лесного аукциона) подписываются по окончании лесного аукциона всеми членами аукционной комиссии и утверждаются председателем комиссии.

К отчету о результатах лесного аукциона должны быть также приложены:

- один экземпляр извещения о лесном аукционе;

- письменные заявления вместе с конвертами, в которые они были вложены;

- один экземпляр перечня аукционных единиц;

- квитанции, чеки, копии платежных поручений или иные документы об уплате задатков.

Все записи в документах, составляемых аукционной комиссией, производятся только чернилами, шариковой ручкой или машинописным способом.

Все документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью организатора лесного аукциона.

Оплата задатка, а также стоимости аукционной единицы, купленной на лесном аукционе, производятся в рублях. Сумма задатка перечисляется на текущий счет организатора лесного аукциона.

После объявления результатов лесного аукциона покупатель перечисляет организатору всю стоимость аукционной единицы с учетом суммы внесенного задатка.

Денежные средства, поступившие в оплату задатка на текущий счет организатора аукциона, а также денежные средства, полученные от продажи билетов участникам аукциона и билетов зрителей, за исключением сумм возвращаемых задатков по несостоявшимся покупкам, идут на возмещение расходов, связанных с организацией аукциона. Остаток денежных средств используется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Перечисление денежных средств в уплату за купленную аукционную единицу производится покупателем не позднее 20 дней после подписания им протокола лесного аукциона.

Если в течение установленного в предыдущем пункте срока покупатель не внесет оплату и не получит лесорубочный билет, ордер или лесной билет, то протокол лесного аукциона считается нарушенным, а задаток победителю аукциона не возвращается.

Бухгалтерские операции по учету средств, поступивших на счета организаторов лесного аукциона при аукционной продаже права краткосрочного пользования участками лесного фонда, осуществляются в соответствии с действующими нормативно-методическими документами по ведению бухгалтерского учета.

Лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которых находится лесной участок, права на который выставляются на продажу через лесной аукцион совместно с организатором лесного аукциона, обязаны:

- четко отграничивать в натуре лесные участки (лесосеки или их части, предназначенные в рубку, и др.);

- на лесосеках несплошных рубок провести предварительное клеймение деревьев;

- обеспечить точность определения количества и качества древесины в пределах применяемого метода таксации;

- предоставлять необходимую и достоверную информацию о продаваемых аукционных единицах, обеспечивающую возможность их компетентного выбора.

Организатор лесного аукциона обязан предоставить покупателю до начала торгов (лесного аукциона) полную и точную информацию об аукционных единицах.

Ответственность за возврат задатков, подлежащих возврату, несет организатор лесного аукциона.

Покупатель обязан в точном соответствии с выданным лесорубочным билетом, ордером или лесным билетом осуществить указанные в них мероприятия, очистить места рубки, провести лесовосстановительные работы, а также выполнить другие обязанности, установленные лесным законодательством РФ.

Покупатель не имеет права перепродавать купленную на лесном аукционе аукционную единицу.

Взаимные претензии организатора аукциона и покупателя рассматриваются в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

 

Глава 9. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений

 

Статья 81. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений

Обращает на себя внимание отсутствие в перечне полномочий федеральных органов власти права владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в собственности Российской Федерации. Такая позиция законодателя может объясняться тем, что большинство распорядительных полномочий передано субъектам Федерации (ст. 83 ЛК РФ). Однако Российская Федерация при этом остается собственником земель лесного фонда и расположенных на них лесных участков и в этом качестве, безусловно, обладает всеми названными полномочиями собственника, которыми и распорядилась.

То распределение полномочий федеральных и региональных органов государственной власти, которое отражено в ст. 81 ЛК РФ, является итогом децентрализации системы управления лесным хозяйством, последовательно проводимой в течение последних лет. В результате этих процессов наиболее значительная часть управленческих полномочий была передана органам государственной власти субъектов Федерации. В федеральном ведении остается нормативно-правовое регулирование, бюджетное планирование, государственная инвентаризация лесов, пожарный надзор в лесах, отнесение лесов к видам лесов по целевому назначению, а также контроль за исполнением делегированных полномочий субъектами Федерации. Федеральные функции будут осуществлять МПР России, Рослесхоз и государственная лесная охрана Росприроднадзора при ее сохранении.

Некоторые эксперты отмечают, что проведенное распределение полномочий соответствует опыту стран с максимальной децентрализацией управления лесами, в частности Канады.

До принятия действующего Лесного кодекса РФ специально уполномоченным государственным органом управления в сфере использования и охраны лесов - Федеральным агентством лесного хозяйства - осуществлялись обширные функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства, а также по нормативно-правовому регулированию по отдельным вопросам, определенным Положением об агентстве*(113). В настоящее время под выполнение новых задач формируется новая структура Рослесхоза и новая организационная структура низового звена управления лесами.

Разработана схема размещения территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства. Рослесхоз образует восемь территориальных органов: по одному департаменту лесного хозяйства в каждом из семи федеральных округов, а также управление лесного хозяйства по Москве и Московской области. Прежние территориальные органы Рослесхоза в субъектах Федерации ликвидируются, а общая предельная численность государственных служащих в создаваемых территориальных органах составит 457 человек. (Для сравнения: при создании Рослесхоза предельная численность работников его территориальных органов составила 3965 единиц). Главной задачей новых территориальных органов станет контроль эффективности исполнения субъектами Федерации переданных им полномочий по управлению государственным лесным фондом. Проводится также реорганизация системы федеральных учреждений Рослесхоза. Создаются центры государственной инвентаризации и оценки состояния лесов, а также лесозащиты и селекционного лесного семеноводства, на которые возлагаются следующие функции: а) государственная инвентаризация и оценка состояния лесов (будет основана на сочетании наземных статистических методов, а также дистанционных аэрокосмических методов); б) развитие методов оценки устойчивости лесоуправления на региональном уровне; в) развитие сети модельных лесов; г) восстановление системы защитного лесоразведения в малолесных регионах России*(114). Кроме того, на Рослесхоз и его территориальные органы возлагается контроль за полнотой и качеством исполнения региональными органами государственной власти делегированных полномочий, финансирование лесохозяйственных мероприятий за счет субвенций.

Практически завершена передача в ведение субъектов Федерации лесхозов. Согласно ст. 15 Федерального закона от 4 декабря 2006 г N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" Правительство РФ до 1 февраля 2007 г. обеспечивает переход права собственности Российской Федерации на лесхозы к субъектам Федерации. До 1 января 2008 г. лесхозы подлежат преобразованию в соответствии с гражданским законодательством (ст. 11 того же Закона). С одной стороны, очевидно, речь идет об изменении статуса бюджетных учреждений и переходе в иные организационно-правовые формы, например, в государственные унитарные предприятия субъектов Федерации либо в коммерческие предприятия, во всяком случае ожидается, что основным видом деятельности преобразованных лесхозов станет предоставление хозяйственных услуг в области охраны, защиты и воспроизводства лесов на договорных условиях. С другой стороны, на базе лесхозов будут созданы лесничества субъектов Федерации как управленческие структуры с правом осуществления государственного лесного контроля.

Полномочия федеральных органов власти не исчерпываются ст. 81 ЛК РФ и закреплены также в ряде других норм. Например, порядок организации и осуществления лесопатологического мониторинга устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 ст. 56 ЛК).

 

Статья 82. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений

Определение и четкое разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления в сфере лесных отношений рассматривается Концепцией развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 г.*(115) в качестве самостоятельной стратегической задачи.

Действующим Лесным кодексом субъекты Федерации наделены обширными полномочиями в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Наиболее важная систематизация полномочий может быть проведена по критерию их относимости к собственным (прямым) либо переданным. В комментируемой статье урегулированы две группы прямых полномочий, связанных либо с осуществлением субъектами Федерации прав собственника лесных участков, либо с нормативно-правовым регулированием ряда видов использования леса для собственных нужд граждан.

Корреспондирующей комментируемой данной статье является норма Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"*(116) (с изм.), согласно которой к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов утверждения порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством (подп. 60 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

Отдельные полномочия региональных органов власти в сфере лесных отношений закреплены земельным законодательством. Согласно Федеральному закону "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (ст. 10) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют в соответствии с земельным законодательством распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена*(117).

В течение первых месяцев действия нового Лесного кодекса большинство регионов создали собственные управленческие структуры (управления, министерства), а также приняли в свое ведение лесхозы и иные федеральные организации лесного хозяйства.

 

Статья 83. Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации

В действующем Лесном кодексе получила свое завершение принципиально новая схема распределения полномочий в сфере управления лесопользованием. Главная ее особенность состоит в передаче субъектам Федерации всех основных полномочий по предоставлению прав на использование лесов, по охране и защите лесов и возложении на региональные органы власти всей полноты ответственности за состояние лесного фонда. Другая важная характеристика проводимой реформы - разделение функций государственного управления и ведения лесного хозяйства.

Перераспределение полномочий между федеральными и региональными органами власти предполагает кардинальное изменение организационной структуры управления (государственные лесхозы и региональные агентства лесного хозяйства Рослесхоза вместе с их имуществом и штатами передаются в регионы) и финансирования (в регионы передается соответствующее финансирование деятельности преобразуемых лесхозов и управления лесами в виде субвенций). Процедура делегирования полномочий предполагает также передачу в ведение субъектов Федерации пожарно-химических станций, авиабаз и другой инфраструктуры. При этом ФГУП "Рослесозащита", "Центрлессем", "Центрлеспроект" будут продолжать исполнять федеральные функции. По информации Рослесхоза, к февралю текущего года в ведение субъектов Федерации переданы более 1700 лесхозов (включают более 7 тыс. лесничеств), 24 филиала ФГУ "Авиалесоохрана" и 9 иных специализированных организаций. Второй этап работ (до 1 июля 2007 г.) предполагает разработку и принятие более 60 правовых актов Правительства РФ, МПР России и субъектов Федерации по реализации норм Лесного кодекса. Третий этап (до 1 января 2008 г.) предполагает преобразование лесхозов путем выделения из них лесничеств как территориальных единиц управления, лесного контроля и надзора; разработку и утверждение лесных планов субъектов Федерации, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов.

По данным Рослесхоза, это ведомство к началу февраля текущего года завершило передачу лесхозов в ведение субъектов Федерации, а в администрациях всех субъектов Федерации уже сформированы органы исполнительной власти по лесному хозяйству. До 1 января 2008 г администрациям субъектов Федерации предстоит провести работу по преобразованию переданных им федеральных лесхозов. Из лесхозов будут сформированы лесничества, которые станут территориальными органами управления, лесного контроля и надзора. Лесничества будут организовывать лесные аукционы, работы по охране, защите и воспроизводству лесов на основе государственных контрактов, обеспечивать исполнение условий договоров аренды и выполнять ряд иных функций. По прогнозам Рослесхоза, общая численность работников преобразованных лесничеств составит более 50 тыс. человек. Лесничества и лесопарки будут выполнять все делегированные регионам управленческие функции в сфере лесного хозяйства.

Хозяйственными же функциями лесхозов будут наделены вновь создаваемые государственные унитарные предприятия либо, что более вероятно, коммерческие организации, и это в любом варианте можно рассматривать как реализацию установленного (ст. 1 ЛК РФ) принципа недопустимости использования лесов органами государственной власти. Такие структуры будут осуществлять ведение лесного хозяйства по заказам частного сектора на основе договоров подряда или по заказам органов государственной власти на конкурсной основе.

Положения ст. 83 Лесного кодекса РФ, предусматривающие осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета, сформулированы на основе соответствующих норм Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изм.) (п. 7 ст. 26.3)*(118). Эти положения вводятся в действие ежегодно Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

В настоящее время действуют утвержденные Правительством РФ Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесного хозяйства*(119) и Методика распределения между субъектами Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесного хозяйства, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Федерации*(120). В соответствии с Методикой производится расчет объема субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления связанных с реализацией прав пользования и распоряжения лесами, их охраной, защитой, воспроизводством, а также тушением лесных пожаров в лесном фонде на территории субъекта Федерации полномочий Российской Федерации, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Федерации (Методика была принята в целях реализации аналогичной ст. 47 Лесного кодекса 1997 г.). К настоящему времени подготовлены проекты новой Методики распределения субвенций между регионами и нового Порядка расходования средств. В федеральном бюджете на 2007 г. объем субвенций бюджетам субъектов Федерации на осуществление переданных полномочий в области лесного хозяйства составил 7,089 млрд. рублей*(121).

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, а также обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы об осуществлении таких полномочий, является Министерство природных ресурсов РФ. Эти же функции может выполнять Рослесхоз, если будет прямо уполномочен на то Правительством РФ в новом Положении о нем, принятие которого необходимо в связи с существенным изменением управленческой ситуации.

По данным Рослесхоза будет разработан порядок оценки эффективности исполнения полномочий, переданных субъектам Российской Федерации. В систему индикаторов войдут четыре блока оценочных показателей: эффективность использования лесов, воспроизводство лесов, комплекс вопросов лесохозяйственной деятельности, влияние на социально-экономическое развитие регионов.

 

Статья 84. Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений

Органы местного самоуправления участвуют в лесных отношениях от имени муниципальных образований. Как следует из ЛК РФ (ч. 4 ст. 23), органы местного самоуправления могут реализовывать свою компетенцию через муниципальных лесничих, устанавливая порядок их деятельности.

Применение комментируемой нормы должно быть согласовано с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"*(122) (далее - Закон о местном самоуправлении). Названный закон относит к вопросам местного значения поселения организацию благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление муниципального лесного контроля и надзора (ст. 14). К вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (ст. 16). Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Исходным при толковании соотношения норм двух федеральных законов в данном случае является положение Закона о местном самоуправлении о том, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Федерации, по вопросам, не отнесенным самим Законом о местном самоуправлении к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления (ч. 1 ст. 19). Как видно, только совпадающие полномочия в части осуществления муниципального лесного контроля и надзора могут быть уверенно отнесены к вопросам местного значения. Какие-либо полномочия в сфере лесных отношений не названы и в числе прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения (ст. 14.1, 16.1 Закона о местном самоуправлении). Возникает предположение: являются ли все иные полномочия, закрепленные в ст. 84 ЛК РФ, передаваемыми государственными полномочиями? По общему правилу наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Федерации - законами субъектов Федерации. Однако по смыслу Закона о местном самоуправлении (ч. 6 ст. 19) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должно осуществляться федеральным законом, предусматривающим ряд существенных условий, чего нет в Лесном кодексе, как и нет иного специального федерального закона о наделении. Следовательно, возможный вариант толкования состоит в отнесении полномочий, названных в ч. 1 ст. 84 ЛК РФ, к кругу полномочий, обозначенных в Законе о местном самоуправлении как "организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа". Уточним, однако, что такое толкование не является технически безукоризненным, поскольку, во-первых, в Лесном кодексе речь идет о полномочиях органов местного самоуправления в отношении лесных участков, а в Законе о местном самоуправлении - применительно к городским лесам и лесам особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципальных образований, а во-вторых, такое полномочие, как "разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов и проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов", текстуально указывает на его государственную принадлежность*(123).

Отнесение полномочий, закрепленных комментируемой статьей к числу вопросов местного значения, означает их финансирование за счет средств местных бюджетов. В то время как финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Федерации, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Помимо названных, существуют и иные полномочия органов местного самоуправления в сфере лесных отношений. Так, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения (ч. 6 ст. 2 ЛК РФ). Органы местного самоуправления заключают договоры аренды лесных участков, находящихся в муниципальной собственности (ч. 4 ст. 74 ЛК РФ), договоры купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности (ч. 4 ст. 77 ЛК РФ). Органы местного самоуправления осуществляют воспроизводство лесов, если иное не предусмотрено Лесным кодексом, другими федеральными законами (ч. 3 ст. 61 ЛК РФ). В случаях если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов путем проведения торгов (ч. 2 ст. 19 ЛК РФ). В органы местного самоуправления лесопользователи подают лесную декларацию, отчет об использовании лесов. Названные и иные полномочия органов местного самоуправления следуют из права владения, пользования, распоряжения муниципальными лесными участками. Однако некоторые полномочия органов местного самоуправления вызывают сомнения, например, их право выдавать разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр без предоставления лесного участка на землях лесного фонда, поскольку такие земли находятся в федеральной собственности.

Согласно Федеральному закону "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют в соответствии с земельным законодательством распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии с ним, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Распоряжение земельными участками в поселениях, государственная собственность на которые не разграничена, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Федерации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований.

Важно подчеркнуть, что органы местного самоуправления не могут осуществлять непосредственное использование лесов, что является одним из принципов лесного законодательства.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов должно осуществляться в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 19). С этих позиций правовая природа некоторых названных государственными полномочий органов местного самоуправления, которыми их наделил непосредственно Лесной кодекс, - таких, как упомянутое выше право проведения "государственной экспертизы проектов освоения лесов", как "ведение государственного лесного реестра в порядке, установленном Правительством РФ" (ч. 9 ст. 91) - остается неясной.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.