Здавалка
Главная | Обратная связь

БЕЛОРУССКАЯ СОВЕТСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ В ДОВОЕННЫЙ ПЕРИОД



Историческая наука в Белоруссии получила широкие возможности развития только после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Об­разование Белорусской Советской Социалистической Рес­публики явилось величайшим событием в истории бело­русского народа. Закрепление исторических завоеваний Великого Октября создало условия для изучения истории Белоруссии.

В развитии советской белорусской историографии отчетливо выступают два периода. .Первый начинается со времени открытия Белрусского государственного уни­верситета— первого научного центра в БССР'*=- и до Великой Отечественной войны (1941 г,). Второй период начался в 1945 г. и продолжается в наши дни.

4 Перед историками республики в начале 20-х годов встали огромные задачи: собрать и изучить большое; ко­личество документальных данных, пересмотреть в свете марксистско-ленинской методологии многие положения дореволюционных историков по истории Белоруссии, со­здать научно обоснованную историю белорусского нарог да. Основные трудности в выполнении этих сложных за­дач заключались в отсутствии научных кадров. Только С открытием в 1921 г. Белорусского государственного уни­верситета и основанием в 1922 г. Института белорусской культуры дело с подготовкой научных кадров, а вместе с тем и с разработкой белорусской истории двинулось вперед.

Для объединения всех научных сил белорусских со­ветских историков для борьбы с буржуазно-националИ' стическимй и шовинистическими извращениями истори­ческой науки и для пропаганды марксистско-ленинской теории и методологии осенью 1927 г, было образовано общество историков-марксистов БССР. В него входили историки — работники научных и высших педагогических учреждений (Инбелкульта, университета, Комвуза) 1. Своей многогранной деятельностью общество способст­вовало критическому преодолению влияния буржуазной историографии, усвоению историками республики мар­ксистско-ленинской теории.

На основе решений Московской конференции 19 апре­ля 1928 г. в Белоруссии было созвано совещание научных работников-коммунистов при ЦК КП(б)Б. Со­вещание вынесло постановление об организации более широкого и массового Общества марксистов, объединяв­шего не только историков, но и философов, экономистов, филологов. В задачи Общества входило: научная марк­систская разработка отдельных теоретических вопросов, связанных с историей и экономикой Белоруссии, борьба с буржуазными, великодержавными и националистиче­скими влияниями и извращениями в науке, общее руко­водство педагогической работой в высшей и средней школе, содействие в подготовке молодых кадров научных работников, пропаганда и популяризация марксистского метода 2. Деятельность Общества сыграла заметную роль в утверждении марксистской методологии и теории в исторической науке Белоруссии3.

В первые два Десятилетия после победы Великого Ок­тября проходил процесс становления советской историче­ской науки, основанной на марксистско-ленинской тео­рии. Ее методологические принципы открыли новые воз­можности научного освещения истории народа. Марк­систско-ленинское понимание исторического процесса позволило придать историографии Белоруссии в 20— 30-е годы новую тематическую направленность, отра­жавшую новое, научное понимание всего исторического развития Белоруссии. Всего с 1918 по 1941 гг. было опуб­ликовано 140 работ по истории Белоруссии эпохи фео­дализма. Среди них книг и брошюр — 23, статей в науч­ных сборниках и журналах — 102, статей в газетах—16. Основной формой публикаций являлись статьи в сбор­никах, журналах, небольшие исследования. Это объяс­няется тем, что новый подход к изучению истории Белоруссии эпохи феодализма требовал привлечения и разработки документальных данных, остававшихся вне внимания прошлой историографии. По тематике эти ра­боты распределяются следующим образом: обзорные работы — 10, из них 6 книг и брошюр; работы по исто­рии сельского хозяйства и крестьянства — 11, из них книг — 3; по истории городов — 11 (все статьи); по исто­рии культуры —57,-из них 4 книги; по политической истории — 13 статей; по источниковедению —12 статей; по историографии—10 работ, из них 2 книги; по исто­рии классовой и освободительной борьбы — 8 работ (из них 2 книги); кроме того, 6 сборников документов. Три статьи посвящены истории церкви. Как видно, преобла­дали работы по истории аграрных отношений, крестьян­ства и культуры. История церкви и права потеряла свое ведущее значение. Такая перестройка представления о главном и актуальном в историческом исследовании сви­детельствовала о возраставшем влиянии марксистско-ленинского подхода к истории как истории деятельности и борьбы народных масс..

Историографические работы явились показателем ро­ста стремления к переосмыслению историографического наследства; критическому отношению к ошибочному тол­кованию исторического процесса.

•" Белорусская советская историография ?0—30-х годов в отличие от всей прошлой историографии не ограничи­лась изучением истории белорусских земель до середины XVI в. Творческий поиск историков республики включал все этапы исследования феодальной эпохи. Были опуб­ликованы работы, освещавшие переходные этапы от од­ной исторической формации к другой.

Принципиально важным с точки зрения методологии было то, что в это время по-новому предстал сам объект исследования. Это был уже не Северо-Западный край с его неочерченностью исторических и этнических границ, а территория Белорусской Советской Социалистической Республики.

Становление белррусекрй советской исторической науки не могло не испытать ряда трудностей вследствие того, что в первое время заметную роль в ней играли историки дореволюционного поколения, взгляды которых сложились на основе буржуазной историографии. Среди них можно назвать М. К. Любавского, 'МГБ. Довнар-Запольского. В этом отношении очень характерен и показателен доклад М. К. Любавского на первом заседа­нии Белорусского научно-культурного общества в Москве 1(14) июля 1918 г. В нем Любавский с позиций государ­ственной школы заявил, что так как «белорусское племя в большей части изжитого им времени не имело своей собственной государственности», то .его история — «пре­имущественно история племени и особой разновидности русской культуры»4. Изложение в докладе исходных теоретических представлений о прошлом Белоруссии но­сит эклектический характер. Летописный период истории оценивается следующим образом: «За своими лесами и болотами кривичи полоцкие и дреговичи жили особно от остального русского населения, знать не хотели его инте­ресов, стремлений»5. Это положение Любавский явно позаимствовал у Довнар-Запольского. Идеалистическое понимание им истории Белоруссии XIV—XVIII вв. про­явилось в его оценке этих четырех столетий как периода, в котором главную суть составили «потери исторических вождей и руководителей, то есть князей и разных гра­мотеев»6. В заключение доклада он высказал важное положение о том, что «только опираясь на братский ве­ликорусский народ, в тесном духовном и политическом единении с ним, белорусское племя может утвердить для себя достаточное национальное бытие» 7.

Основателем белорусской советской исторической школы был В. И. Пичета. Он начал свою научно-педаго­гическую деятельность до революции, напечатав первую научную работу в 1904 г. В. И. Пичета опубликовал око­ло 500 научных работ (монографий, статей, рецензий), среди них около 150 по социально-экономической и поли--тической истории права, истории Белоруссии, историо­графии, источниковедению, краеведению и культуре.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.