Здавалка
Главная | Обратная связь

Крестьянское движение



Важнейший аспект развития феодального об­щества — борьба крепостного крестьянства против своих классовых врагов — феодалов освещен в достаточной степени обстоятельно как в целом ряде статей, в разделах книг, так и в двух специальных монографиях: В. И. Ме-лешко «Классовая борьба в белорусской деревне во вто­рой половине XVII—XVIII в.»—исследуется крестьянское движение в период позднего феодализма и В. В. Чёпко «Классовая борьба в белорусской деревне в первой поло­вине XIX в.» (Мн., 1972) — в переходный период от фео­дализма к капитализму. Борьба крестьянства на более ранней стадии феодализма в процессе его закрепощения до настоящего времени не имеет монографических иссле­дований.

В книге В. И. Мелешко исследуются предпосылки крестьянской борьбы, конкретно-историческое содержа­ние, формы и классовая сущность крестьянского движе­ния в рассматриваемый период. Автор, в отличие от пред­шественников, в центр внимания ставит не только кресть­янские восстания, но менее острые формы крестьянского сопротивления феодальному угнетению. Это позволило ему разносторонне охарактеризовать предпосылки круп­ных крестьянских выступлений, представить классовую борьбу как поступательно развивавшийся процесс, при­сущий феодальному строю. Автор привел обширный архивный материал, который •дал ему возможность представить всю остроту социаль­ной обстановки в изучаемый период, уточнить и полнее 5 осветить уже известные события крестьянской борьбы. При изучении социально-экономических предпосылок .классовой борьбы В. И. Мелешко выяснил, в каком со­стоянии находилось крестьянское хозяйство. При этом он .определил такие факторы, как обеспеченность крестьян землей, рабочим и продуктивным скотом, состояние кре­стьянского ремесла и промыслов, повинности крестьян и пи их правовое положение. Исходным моментом при опре­делении земельной обеспеченности у автора выступает степень развития фольварочного хозяйства: он утвержда­ет, что на западе, где фольварочно-барщинная система получила широкое распространение, крестьянское земле­пользование было меньшим, чем у чиншевого крестьянст­ва на востоке 78. Наблюдая неравномерность обеспечения крестьянских дворов землей на протяжении изучаемого периода, он объясняет это разорениями, связанными с гбойнами и стихийными бедствиями, в частности, автор от­вечает изменение соотношения долей приемной и тяглой Щемли в сторону сокращения первой в периоды восстанов-;гления79. Показано огромное сокращение поголовья рабо-|*1его и продуктивного скота у крестьян во второй полови-1«е XVII — первой четверти XVIII в. в связи с войнами, |заметный его рост со второй половины XVIII в. Автор от­вечает значительную дифференциацию крестьянства по рабочего скота ®°. На ряде фактов показано, безземельные крестьяне шли в наймы к богатым

Крестьянам, многие из них занимались различным ре-|меслом, которое становилось их основным занятием 81.

При определении повинностного положения крестьян .3. И. Мелешко исходит из положения о распространении Ра Белоруссии во второй половине XVII—XVIII в. сме­шанной ренты с преобладанием барщины на западе, где 1-осподствовала фольварочная система, и с преобладани­ем чинша, где она не получила развития. Чиншевая систе­ма, по утверждению автора, повсеместно получила широ-$;ое распространение в период военных разорений (вторая половина XVII—начало XVIII в.)'82. Перевод крестьян на чинш менее всего, по его мнению, коснулся магнатских вотчин, особенно на западе и в центре страны. Эта мера была временной, и к середине XVIII в. с восстановлением хозяйства начали расти отработочные и денежные повин­ности; эта тенденция характерна и для восточных райо­нов, хотя по-прежнему на западе и в центре преобладала отработочная рента83. Существенные изменения прои­зошли в повинностном положении сельских ремесленни­ков— их стали привлекать к отработочным повинностям, как тяглых 84.

Приведены факты злоупотреблений и произвола упра­вителей и арендаторов имений, открытого ограбления крестьян, избиения и издевательства за малейший про­ступок. Усугубляло тяжелое положение крестьян, счита­ет В. И. Мелешко,"широкое распространение сдачи в аренду как государственных, так и магнатских поместий.

В соответствии со степенью активности и массовости выступления крестьян В. И. Мелешко выделяет три фор­мы крестьянских волнений: невооруженная борьба, во­оруженные выступления и крестьянские восстания. К пер­вой форме борьбы он относит: подачу крестьянами жалоб в государственные органы власти и своему господину на владельцев, управителей и арендаторов; ко второй — бегство крестьян; третьей—отказ от выполнения повин­ностей. Важные наблюдения автора сделаны на основа­нии изучения более 600 крестьянских жалоб из частно­владельческих и государственных имений; такое изучение произведено впервые. В. И. Мелешко подсчитал, что око­ло 72% жалоб было подано во второй половине XVIII в., что объясняется усилением крепостнического гнета. Вто­рой важный вывод —больше жалоб во второй половине XVIII в. подано крестьянами западных районов, которые в этот период были переведены с чинша на барщину85. Подавляющее большинство ,жалоб являются коллектив­ными (84,4%)^ В книге убедительно показана малоэф-фективность такой формы борьбы, вместе с тем правиль­но отмечается, что эта борьба воспитывала крестьян и сплачивала их для активных выступлений. Автор приходит к выводу, что бегства крестьян наблю-1ись на всей территории Белоруссии, но больше бы-распространены на востоке и юго-востоке. Определен-в значение, по мнению В. И. Мелешко, имело распро->анение здесь денежной ренты, приучившей крестьян к яьшей подвижности. Основной причиной бегства он |итает усиление повинностного гнета, главным образом црщины87; уходили как неимущие, так и зажиточные рестьяне, угоняя с собой скот и забирая имущество88.

Среди вооруженных выступлений крестьян автор раз-Нгеает два вида — нападения крестьян на имения и во-^руженные столкновения крестьян с воинскими отрядами, Находившимися на постое в городах и селах. р. Наиболее яркими страницами книги В. И. Мелешко ррвляются те, где описано крестьянское восстание на Ка-иенщине, начавшееся в 1736 г. и продолжавшееся с пе­ерывами более 20 лет, достигнув кульминации в В754 г.,89, и восстание в Кричевском старостве в 1740— р744 гг.90 Последнее достаточно широко освещалось в ис-^орической литературе, но В. И. Мелешко привлек ранее рйизвестные данные, уточняющие события, и особенно введения о руководителе восстания — Василии Вощиле.

На основе изучения обширного материала В. И. Ме-цешко пришел к заключению, что нет оснований опреде-|ять зависимость остроты антикрепостнического движе-вя от форм феодальной эксплуатации. Размах и острота тас совой борьбы не всегда больше там, где феодальный ет выступает в наиболее тяжелой форме — барщине. |бтор считает, что при объяснении причин активной клас-ой борьбы необходимо учитывать действие ряда дру-факторов — подвижность населения, рыночные связи, ференциацию крестьянства, арендную систему, сте-развития административно-политической системы и эугие. Он подчеркивает, что, выступая против усиления ^еодальной эксплуатации, крестьянские массы не стави-1и перед собой цели уничтожения феодального строя, "дейные позиции крестьян не выходили за пределы тре-эваний соблюдения старины. Как показано в книге, в ^естьянской идеологии сохранялась вера в справедливость их господ и высшей власти. Достаточно убедитель­но показаны в книге разрозненность, стихийность и ло­кальность крестьянских восстаний.

В. В. Чепко освещает крестьянское движение в пери­оду когда социальные противоречия особенно обостряют­ся, крепостнический гнет усиливается до предела. Особен­ности социально-экономических процессов, как показано в книге, определили содержание и характер крестьянско­го движения.

Определяя причины крестьянских волнений, В. В. Чеп­ко подчеркивает, что решающим фактором было увеличе­ние помещиками отработочных повинностей в условиях быстрого роста товарности помещичьих хозяйств, расши­рения барской запашки. В последние два десятилетия перед отменой крепостного права эта причина, как под­черкивается в монографии, не была главной. Главным стало стремление освободиться от пут крепостничества, от унижающего человеческое достоинство чувства личной зависимости. Крупные крестьянские волнения были свя­заны с распространением слухов об освобождении кре­стьян, особенно в конце 40-х и во второй половине 50-х го-, дов. Автор не наблюдает непосредственной связи интен­сивности крестьянского движения со степенью крепостни­ческой эксплуатации, но устанавливает, что нарушения помещиками и управителями повинностных норм были поводом к волнениям. В крестьянском движении этого периода, как отмечено в книге, выступает явственно стремление крестьян к сохранению «законных», по их мнению, повинностей.

Открытых выступлений против самодержавия и кре­постнической системы в крестьянском движении в пред-реформенный период не установлено. Вместе с тем, наблюдается характерная черта идеологии крестьянских масс —вера в справедливость царя и высших предста­вителей государственной власти.

Определяя причины тяжелого положения крепостно­го крестьянства Белоруссии в первой половине XIX в., автор подчеркивает рост отработочных повинностей, мас­совое обнищание крестьянства вследствие губительного воздействия на крестьянское хозяйство барщинной сие; темы.

В книге определяются формы крестьянской борьбы в изучаемый период, обусловленные социально-экономи­ческими условиями и политическим строем. Автор дает^правильное объяснение тому факту, что в первой поло-|вине XIX в. не было крестьянских восстаний, характер-шх для более раннего периода, а наиболее распростра­ненными формами были такие, как подача прошений в ^большинстве на имя губернаторов или генерал-губерна-^торов, в которых крестьяне излагали свои жалобы на ^помещиков. Одной из специфических форм прошений, Характерных для Белоруссии и широко распространен-шх особенно в первой четверти XIX в., как отмечает автор, были иски о вольности, подаваемые бывшими мещанами и крестьянами бывших старостинских вла­дений, пожалованных Екатериной и Павлом в частное владение.

Автор считает, что наиболее распространенной фор­мой крестьянской борьбы в изучаемый период были от-казы от выполнения повышенных повинностей. В книге I* показано перерастание массовых отказов от выполнения ; повинностей в более активную форму борьбы — врору-?-женные столкновения с помещичьей администрацией, по-'шщией, а во многих случаях — с посланными для усми-грения воинскими отрядами.

ч- В. В. Чепко впервые произвела подсчет количества , йаиболее крупных крестьянских волнений на отдельных ^.этапах. Ею установлено, что особенно интенсивным было крестьянское движение в 20-х годах и во второй полови-5.*е 50-х годов XIX в.

Прослеживается прямое влияние на рост крестьянско-) движения революционных событий в странах Запад-)й Европы, а также крестьянских волнений в соседних российских губерниях, отмечаются характерные для переходного от феодализма к капитализму периода по-рцытки контактов представителей разночинной интелли-^Генции, членов тайных обществ с крестьянами, участни­ками волнений.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.