Тормозам на электроподвижном составе и порядок их опробования
Вагоны метрополитена оборудованы следующими видами тормозов: 1.Электрический реостатный - рабочий тормоз. 2.Пневматический (автоматический прямодействующий) - экстренный и маневровый тормоз. З.Ручной (стояночный)тормоз - вспомогательный тормоз служит для исключения скатывания подвижного состава при его стоянке на главных станционных и других путях метрополитена. Основным видом тормоза, который обеспечивает безопасность движения поездов, является пневматический тормоз. Автоматический - такой тормоз, который при обрыве магистрали поезда автоматически приходит в действие. Прямодействующий - такой тормоз, у которого в процессе торможения обеспечена связь источника сжатого воздуха с тормозными цилиндрами. Автоматические тормоза делятся на: 1 .Мягкие. 2.Полужёсткие. 3.Жёсткие. Мягкий тормоз - не должен приходить в действие при утечке сжатого воздуха из тормозной магистрали темпом 0,3 - 0,5 атм/мин. Нормально работает при широком диапазоне зарядных давлений в запасных резервуарах (ВР № 337 нормально работает при зарядном давлении в запасных резервуарах от 2 до 8 атм). Жёсткий тормоз - приходит в действие при любом самом малом темпе разрядки тормозной магистрали. Пневматические тормоза вагонов метрополитена обладают свойствами мягкостии неистощимости. Неистощимость - способность автоматически поддерживать постоянство давления в тормозном цилиндре после окончания процесса торможения. Неистощимость обеспечивают через прямодействие тормозных воздухораспределителей, т.е непосредственной связью тормозных цилиндров с источником питания через воздухораспределитель. На вагонах метрополитена применяется двухпроводная схема тормозной пневматики: управление тормозом осуществляется из одной магистрали (тормозной), а наполнение тормозных цилиндров сжатым воздухом из напорной магистрали. Требования к автоматическим пневматическим тормозам: Автоматические пневматические тормоза и их элементы должны содержаться по установленным нормам, обладать управляемостью и надёжностью действия в различных условиях эксплуатации, обеспечивать плавность торможения, а также остановку поезда при разъединении или разрыве воздушной тормозной магистрали, при открытии стоп-крана (крана экстренного торможения), срывного клапана автостопа, ЭПК. "Автоматические пневматические и электрические тормоза должны иметь авторежимное устройство для сохранения постоянства тормозного пути при различной загрузке вагонов и обеспечивать тормозное усилие, не вызывающее заклинивание колёсных пар и гарантирующее остановку поезда при экстренном торможении или торможении от устройств АЛС-АРС на расстоянии не более расчётного тормозного пути, приведённого в таблицах" (п.13.1.ПТЭ метрополитенов). Эксплуатация поезда с какими-либо неисправностями автотормозов запрещается. Не допускается постановка в поезда и эксплуатация вагонов, тормоза которых имеют хотя бы одну из следующих неисправностей: - отключён тормозной воздухораспределитель или неисправен авторежим; - неисправность автоматического тормоза: воздухораспределителя, концевого или разобщительного крана, крана машиниста, выпускного клапана, срывного клапана, ЭПК, тормозного цилиндра, которые нарушают или могут нарушить действие автотормозов в поездах; - неисправность соединительных рукавов, неисправности воздухопровода; - неисправность крана экстренного торможения (стоп-крана); - отсутствие или неисправность деталей тормозной рычажной передачи, трещины в деталях рычажной передачи; - отсутствие или неисправность предохранительных устройств тормозной рычажной передачи; - неисправности или нетиповое крепление валиков подвески тормозной рычажной передачи; - изношенные тормозные колодки, если их толщина в средней части менее 12 мм; - излом тормозного башмака или колодки, откол проушины тормозной колодки, неправильное крепление тормозной колодки. Опробование автотормозов производится с целью проверки обеспечения поезда исправно действующими тормозами. Для проверки исправности действия автоматических тормозов в поездах установлено три вида опробования: полное,сокращенное и в движении. 1.Полное опробование автотормозов производится перед выдачей состава из электродепо после периодического ремонта (ТР-1), во всех случаях ремонта тормозной сети и смене воздушных резервуаров. Оно включает следующие операции: а).проверка плотности тормозной магистрали производится ремонтным персоналом - бригадиром (мастером) комплексной бригады; б).проверка действия тормоза путём торможения и отпуска (производится локомотивной бригадой или машинистом). Порядок проверки плотности тормозной магистрали: - зарядить её до установленного давления (5 атм); - перекрыть кран двойной тяги напорной магистрали; - перевести ручку крана машиниста в 1-ое положение и проверить темп падения давления в тормозной магистрали по показанию красной стрелки двухстрелочного манометра. Падение давления с 5,0 атм. до 4,5атм. (кГс/см2) должно быть не менее 5 мин. На составах, оборудованных кранами машиниста усл.№013, проверка плотности тормозной магистрали производится из промежуточного вагона (81- 714), для чего: - перекрыть разобщительные краны в головном и хвостовом вагонах; - в промежуточном вагоне открыть краны двойной тяги зарядить до 5,0атм. тормозную магистраль 2-ым положением крана машиниста; - оставив ручку крана во 2-ом положении перекрыть кран двойной тяги напорной магистрали и проверить темп падения давления в тормозной магистрали. Норма падения давления для всех типов составов, эксплуатируемых на метрополитене одинакова. Падение давления с 5,0 атм до 4,5 атм (кгс/см) должно быть не менее 5 мин.(вагоны т."Е"; 81-717, 81-714). Порядок проверки действия тормоза: - снизить давление в т.м. 4-м положением ручки крана машиниста на 0,7 - 0,8атм. Тормоза состава должны сработать и в течение 1 мин. ни один воздухораспределитель не должен отпустить; - произвести отпуск тормозов, установив ручку крана машиниста в 1-ое положение с дальнейшим переводом во 2-ое, и после восстановления давления в т.м. повторно разрядить т.м. на 2,0 атм. Тормоза состава должны прийти в действие и самопроизвольно не отпускать до момента их отпуска краном машиниста. Действие тормозов проверяется по прижатию колодок к бандажам колёсных пар, проверка производится от головы состава к хвосту. После проверки тормоза в хвостовом вагоне производится отпуск тормозов из головной кабины 1 положением крана машиниста с последующим переводом его рукоятки во 2 поездное положение. Электроподвижной состав, оборудованный краном машиниста № 013. Открыть разобщительный кран. Ручка крана машиниста во 2 поездном положении. Зарядить тормозную магистраль до нормального давления. По сигналу проверяющего (машинист) "Произвести пробное торможение" 2-ой машинист (помощник машиниста) подаёт ответный сигнал и производит торможение, переведя ручку крана машиниста в 4 положение. Давление в тормозной магистрали снизиться до 4,0 кгс/см (0,40 МПа). При этом автотормоза должны сработать и в течение одной минуты ни один воздухораспределитель не должен отпустить. Затем произвести отпуск тормоза, переведя ручку крана машиниста во 2 поездное положение. После восстановления давления в тормозной магистрали, проверяющий (машинист) переводит ручку крана машиниста в 4 положение с выдержкой времени (1 - 2сек.) во всех промежуточных положениях. При этом все автотормоза на электроподвижном составе должны прийти в действие и самопроизвольно не отпускать до момента их отпуска краном машиниста. Проверка отпуска тормоза производится по положению тормозных колодок (полностью должны отойти от колёс) и осуществляется в каждом вагоне от хвостового к головному вагону состава. 2.Сокращённое опробование тормозов производится: - после каждой перецепки вагонов в составе поезда; - после каждого разъединения соединительных рукавов в составе поезда; - после сцепки вспомогательного поезда с неисправным поездом или соединения автосцепок вагонов после их разъединения; - при приёмке или после осмотра состава в ПТО, после ТО и ТР-1; - после стоянки электроподвижного состава 20мин. и более; - до начала манёвров. Проверяется по действию тормоза последнего вагона для проверки полного включения тормозной сети поезда. Порядок опробования: после зарядки тормозной магистрали до установленного давления необходимо в головной кабине разрядить Т.М. на 2,0атм (кгс/см2) и следуя к хвостовому вагону проверить сработку всех воздухораспределителей на торможение (по манометрам Т.Ц. или прижатию колодок к колёсам). После проверки, из хвостового вагона отпустить тормоза и проверить отпуск тормозов, следуя от хвостового вагона к головному.
Примечание: Проверка тормозов полная и сокращённая производится машинистом и помощником машиниста. Порядок проверки автотормозов при постановке составов на линии в длительный отстой и приёмке после него установлен Инструкцией "О порядке приёмки, осмотра, сдачи электроподвижного состава, порядке на линии и производстве маневровых работ на линии и парковых путях электродепо". 3.Опробование тормозов в движении. "После выезда состава из электродепо, из отстоя на линии, перед въездом в электродепо, перед началом управления из средней кабины, а также после стоянки поезда (состава) 20мин. и более машинист должен опробовать тормоза в движении" (п. 18.45 ПТЭ). Порядок опробования: после приведения состава в движение на скорости не более 5 км/час разрядить тормозную магистраль не менее чем на 1 атм. до полной остановки состава, при этом ни один воздухораспределитель не должен самопроизвольно отпустить. После отпуска тормозов привести состав в движение согласно установленного режима. 4.Приказом от 23.02.98 № 88 установлен общий порядок проверки эффективности пневматических тормозов и их готовность к применению на электропоездах. Порядок проверки эффективности автотормозов: После выезда из электродепо и следовании по соединительной ветви, при наличии такой возможности, проверить эффективность пневматического тормоза в движении снижением давления в тормозной магистрали на 1 атм. Отпуск тормоза производить после ощущения тормозного эффекта (получения замедления). В электродепо, где по местным условиям отсутствует возможность такой проверки, её проводить после отправления с начальной станции на ближайшем перегоне. Производить проверку пневматических тормозов в движении на эффективность их действия: После выезда из отстоя на линию (отстой в пункте технического обслуживания й ночной отстой на линии) на ближайшем перегоне и установленной в соответствии с режимом скорости у специального знака произвести разрядку тормозной магистрали на 1 атм. При снижении скорости на 5 км/час, убедившись, по сигнальному знаку, что замедление соответствует установленной норме - произвести отпуск тормоза. В зависимости от местных условий в каждом электродепо определены участки, где производится проверка тормозов в движении (после выхода из отстоя или следования с расстановки). Перед въездом в электродепо или вытяжные тупики проверку производить при следовании по парковым путям разрядкой тормозной магистрали на 1 атм., а отпуск, после ощущения тормозного эффекта. Предварительную остановку производить за 25 м до ворот электродепо или тупикового упора. После начала движения при управлении из средней кабины, а так же после стоянки поезда (состава) 20 мин. и более проверку на эффективность пневматического тормоза производить на площадке разрядкой тормозной магистрали на 1 атм, а на уклоне более 0,010 полным служебным торможением со скорости не более 50 км/час (но не менее 10 км/час). Отпуск производить при ощущении тормозного эффекта. На открытых участках линий при неблагоприятных погодных условиях (снег, дождь, температура воздуха ниже - 15 С) для обеспечения нормальных условий работы тормозов необходимо периодически производить разрядку тормозной магистрали 1-ой ступенью торможения до появления тормозного эффекта (снижение скорости поезда не менее чем на 3 км/час). Помнить, что при неблагоприятных погодных условиях тормозной путь на открытых участках может увеличиваться в 1,5 - 2 раза. Примечание: Проверка эффективности автоматических пневматических тормозов в движении проводится только при разрешающем показании впереди расположенного светофора (свободности пути). ИНСТРУКТАЖ № 4 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|