ВВЕДЕНИЕ. ПРОБЛЕМАТИКА РЕГИОНАЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯСтр 1 из 79Следующая ⇒
СТАВРОПОЛЬЕВЕДЕНИЕ Ч. I ЧЕРНАЯ Т. К. ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРАЙ СТАВРОПОЛЬЕ М.: Изд. Надыршин, 2010 ВВЕДЕНИЕ. ПРОБЛЕМАТИКА РЕГИОНАЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
Окончательный вариант
Понятие региональной литературы всегда вызывает закономерный вопрос — существует ли таковая? Литература не зависит от места создания или от избранной писателем темы, талант везде талант. Бывает только или литература хорошая, или литература плохая. По большому счету это так и есть. Пушкин оставался уникален и на Юге, и в Михайловском, Достоевский — и в Европе и в России, Набоков — и в США и в России. Тем не менее каждый из этих писателей черпал материалы для своих произведений, равно как и стимулы для размышлений и идей, в своей повседневности, в своем окружении, в своей социальной, национальной и исторической среде, соотнося все это с природой своего таланта и со своей личностью. Оригинальность индивидуального творчества развивается в диалоге с каждым днем прожитой жизни, а многое зависит от того, где и с кем прожит этот день. Ответственность одинаково распределяется между внешними обстоятельствами и внутренними импульсами творчества. Очевидно, что именно в этих творческих корнях кроется сущность понятия региональной литературы. С исторической точки зрения значение каждого региона нашей страны не подвергается сомнению, при любой научной рефлексии. Ставрополье как исторически сложившийся край уникален для развития государства, его экономической, социальной, культурной сферы. Будучи «воротами Кавказа», обозначив эту свою функцию установкой Тифлисских ворот, от которых шла дорога на Большой Кавказ, Ставрополь обрел в исторической документалистике собственное важное место. Однако литературу нельзя заменить историей. И с точки зрения истории литературы, развития литературного процесса зафиксировать границы, задачи и художественное своеобразие «ставропольской» литературы гораздо сложнее. Здесь возникает несколько проблем. Прежде всего они связаны со спецификой самого феномена культуры, которая обладает безграничной способностью к интеграции и в каждом своем частном проявлении отзывается на общие вопросы. Следовательно, невозможно говорить исключительно о региональной проблематике творчества. Кроме того, в искусстве каждая художественная индивидуальность реализует себя не географически или исторически, а главным образом эстетически. А это категория не региональная. Следовательно, речь должна идти о своеобразии воплощения региональной проблематики в общих эстетических формах, или напротив, о своеобразии эстетических форм, свойственных региону, в воплощении общих проблем. Важнейшим фактором является специфичность историко-национального развития региона. А для Ставрополья этот фактор, безусловно, один из важнейших в силу пограничности сосуществования очень разных менталитетов как в системе сотрудничества, так и одновременно в системе острых конфликтов. И наверное, самая сложная проблема заключается в определении границ региона. Масштабные географические рамки (например, литература Сибири, литература русского Севера или русского Юга) соседствуют в отечественном литературном краеведении с определениями более локального характера — вологодская литература, орловская литература, карачаево-черкесская литература, ставропольская литература. Но при этом заметим, что областной региональный статус неравнозначен у разных территорий, что отнюдь не означает прямой зависимости литературы от исторического значения региона. Что касается литературы Ставрополья, то ей объективно принадлежит особая роль, включающая в себя не только обозначение «ставропольская», но и понятие «северокавказская», что само по себе уже говорит о важнейшей проблематике ее феномена. Необходимо определить ряд критериев, по которым можно судить о наличии региональной литературы. - Культурный фон, способствующий появлению и развитию литературного творчества. - Объективное тяготение географически определенного региона к социо-культурной и историко-национальной интеграции, что предполагает наличие стимулов интеграции: узловое географическое месторасположение, наличие связующих путей и трактов, этнические и конфессиональные контакты с соседними регионами, присутствие важных и для всех интересных жизненных проблем (политических, культурных и др.), развивающихся в данном регионе как центре этих проблем. - Интерес к этим проблемам со стороны ведущих талантливых писателей. - Усвоение фольклорных и общекультурных национальных традиций, сложившихся на данной территории, что в свою очередь предполагает процесс синтезирования этих традиций в случае, если исторически здесь бытовали разные народности (это характерно для северокавказского региона). - Традиционно сложившаяся тематическая сфера, связанная с географией, этнографией, историей и культурой местности. - Субъективный фактор (может быть, наиболее важный), т. е. наличие талантливых личностей, посвятивших свою жизнь литературе. Есть смысл дифференцировать понятие «писатели региона» (ставропольские писатели, ростовские писатели, воронежские писатели и т. д.) и «литература региона» (ставропольская литература, литература Сибири и т. д.). Это уточнение имеет категориальный смысл: литература создается такой совокупностью творческих усилий разных художественных индивидуальностей, в которой имеется идейная общность, духовное единство, не предполагающее однозначной согласованности, а основанное на противоречивом движении к познанию и пониманию общих проблем. В этом единстве имеет место целенаправленное внимание к особенностям жизни региона. Является ли при этом данный регион малой родиной писателя, не имеет особого значения. Но какое-то биографическое прикосновение к местности все же должно быть. Поэтому в состав персоналий региональной литературы включаются писатели и по признаку места жительства, и по признаку художественной проблематики творчества. Применительно к литературе Ставрополья такая общность определяется не только географией, историей и культурой края в его нынешних границах. Не меньшую, а может даже и большую важность представляет тематика, связанная с жизнью Северного Кавказа (учитывая изменения границ края в истории), а через него и Большого Кавказа, по понятным причинам, о которых тем не менее стоит сказать особо. В Ставрополе начинался путь на Кавказ — Тифлисский тракт. Сама Ставропольская крепость была построена как единица укреплений, необходимых для ведения военной и другой интеграционной политики на Кавказе. Здесь происходило административное оформление всех передвижений из России на Кавказ — торговых, дипломатических, индивидуальных. Здесь, на пятигорских водах, лечились воины, раненные в кавказских сражениях. Сюда тянулись жаждущие романтической славы, среди которых, впрочем, были и актерствующие прожигатели жизни, разбавлявшие строгость военного жизненного режима светскими приключениями. Напряженная духовная атмосфера, рождавшая глубокие, а порой трагические конфликты, эмоциональный подъем в чувстве опасности и желании героизма, сильные характеры, колоритные традиции и обычаи, которые надо было осмыслить с позиций свойственной местным жителям морали и одновременно с позиций общечеловеческой нравственности, яркий фольклор — все это создавало благодатную почву для фантазии художников. Это же способствовало притоку в литературу региона таких замечательных писателей, чье творчество является основой всей русской национальной литературы — от Пушкина до Л. Толстого и дальше. Ставрополье и Большой Кавказ объединены также постоянной миграцией кавказского населения, осваивающего и территории торговли, и область русской образованности и культуры в целом, и просто более комфортные, чем в горах, бытовые, материальные условия существования. В историческом времени это продвижение становится все интенсивнее, накладывая отпечаток на жизнь региона во всех ее проявлениях. Поэтому две эти местности практически воспринимались в единстве во всех отношениях: историческом, национальном, социальном, культурном. Важнейшую роль играет тот факт, что обретение письменности, а вместе с ней и приобщение к проблемам и художественным направлениям большой литературы происходило при опоре на языковые законы русского языка и на русскую культуру в целом. При этом на том начальном этапе становления письменной грамотности и, следовательно, письменного творчества, когда нужна была стратегическая поддержка этому процессу, именно на Ставрополье, в ставропольских учебных заведениях (например, в Ставропольской гимназии) было введено обязательное обучение языкам кавказских народов. Исходя из перечисленных обстоятельств, понятием «ставропольская литература» можно определить такие факты литературного процесса, в которых нашли свое отражение данные признаки. Не всегда именно Ставрополь будет объединяющим началом творчества того или иного писателя. Иногда это Дагестан, Чечня, иногда Тифлис, чаще Пятигорск и группа Кавминвод. Кавказ как историческая проблема обозначился еще в XVII веке в культурном и литературном мышлении Западной Европы. Одновременно эта проблема зазвучала и как эстетическая, сначала в самом общем значении «Кавказ — Восток», а затем все более конкретизируясь, обретая историко-национальные, культурно дифференцированные, этнографические и антропологические признаки. Постепенно появилось понятие кавказского человека, окруженного экзотической обстановкой, привлекательной для художественного воображения, а дальше и сама эта обстановка подверглась подробному изучению и художественному воплощению в деталях, что заставляло и кавказского человека рассматривать не только как идею, но и как живую личность, подверженную эволюции и глубоким психологическим процессам. В XIX веке тематически русская литература региона была сосредоточена либо на больших и малых проблемах Кавказа и его отношений с Россией, либо на картинах курортной жизни, хотя при этом ставились вопросы общечеловеческого и глубоко психологического характера. Двадцатый же век, не теряя интереса к этим проблемам, активно подключил к ним все, что связано непосредственно с жизнью Ставрополя и Ставропольского края как частицы нашей огромной родины. Изменился и сам характер литературной жизни в связи с естественным формированием писательских сил, сосредоточенных на территории города и края, особенно в послевоенные годы. Кроме того, в литературный процесс влился огромный поток поэтов и писателей разных кавказских областей и республик, получивших письменность, а также приобщившихся к культуре и эстетике русской литературы. Исторически сложилось так, что «большая» литература обратилась к кавказской теме в силу объективных обстоятельств, и она зазвучала наравне с такими крупными проблемами в истории России, как, например, эпоха Петра или новгородская вольница. Это была «свежая», актуальная тема, которая отнюдь не осмысливалась как региональная, а напротив, сразу же встала масштабно и емко, обнаружив в себе массу общегосударственных и общечеловеческих вопросов. Изначально региональный литературный статус заявил себя как литература о регионе. Ставрополь, определившись в качестве административного и культурного центра, оказался у истоков темы и потому неизбежно стянул, сосредоточил и литературные силы. Ставрополь и Кавминводы собирали тех, кто воевал в горах, кто ездил по Тифлисскому тракту, кто служил в администрации, кто являлся сюда для отдыха и развлечений, кто получал здесь земли и кто приезжал в ссылку. И потому довольно быстро стала формироваться не только литература о регионе, но и литература региона, т. е. та литература, которая создавалась непосредственно здесь. Сначала — русскими писателями, журналистами, публицистами, а позже, с появлением письменности у кавказских народов, и национальными, кто подолгу жил на этой территории, кто родился здесь, кто считал ее своей родиной. Они уже и начинали здесь свой творческий путь, и развивались в местной атмосфере. Тогда естественно и тематика, и проблематика литературы стали расширяться, переходя от проблем своего региона к общим, интересным для любой другой местности. Уже на первом этапе, находясь в руках крупных авторов общероссийского масштаба, кавказская тема стимулировала внутри себя и массовое литературное движение. Но ориентир был на Пушкина, Лермонтова, Бестужева. Затем тема вовлекла в себя много самых разных имен. А в двадцатом веке осуществился уже и процесс организации литературных сил, выступивших далее наравне с литературой любого другого региона. Изучение кавказской темы в литературе началось задолго до 1917 года. Естественно, что оно было связано прежде всего с именами Пушкина и Лермонтова. Среди ученых-литературоведов, посвятивших свои труды этой теме, крупные фигуры отечественной науки: К.Н. Бегичев, Е.Г. Вейденбаум, М.В. Юзефович, И.К. Ениколопов, Л.П. Семенов, Ю.Н. Тынянов, В.П. Пожидаев, Н.В. Измайлов, В.С. Шадури, Я.Л. Левкович, Л.А. Черейский, Л.П. Гроссман, В.А. Мануйлов, И.Л. Андроников, Л.В. Чхаидзе. Огромный вклад внесли литературные краеведы: С.И. Недумов, А.В. Попов, Г.И. Кусов, Т.А. Иванова, Б.С. Виноградов, К.Г. Черный, Е.Б. Польская, Б.М. Розенфельд, В.А. Захаров, Т.П. Батурина, Л.П. Егорова, А.Д. Гаджиев, З.Г. Османова, А.Х. Танкиев и др. В их трудах содержатся материалы о биографиях и творчестве писателей, характеристики поэтики произведений, изучение связей русской и европейской литературы, взаимодействия литературы и фольклора, рассмотрение художественных замыслов и восприятия фактов литературного процесса. В предлагаемой читателю книге мы стремились собрать литературный материал, дающий представление о диалоге России и Кавказа на уровне его эстетического освоения. Русская литература всегда отличалась не только художественными достоинствами, но и глубоким проникновением в сущность жизненных процессов, являющихся источником творческого вдохновения. С помощью образного мышления, в центре которого всегда находится человек, писатели дополняли историческую правду факта художественной правдой искусства. Оживший исторический факт осмысливался как «судьба человеческая – судьба народная» (А.С. Пушкин). Литературное произведение порой может дать гораздо более существенное знание, чем любая наука. Что касается кавказской темы, региональной проблематики, то здесь литература приобретает неоценимое значение, акцентируя и обобщая самые существенные проблемы региона, делая их общечеловеческими, нравственно и философски осмысленными, активизируя не только логическое, но и эмоциональное восприятие. В ставропольской, северокавказской литературе обнаруживаются все аспекты, все сложности человеческих отношений на протяжении истории региона, и это может многое объяснить в геокультурной и общественной обстановке сегодняшнего дня. Мы старались объединить писателей разных направлений, разной культурной ориентации, разных национальностей, проживающих на территории региона. Многое включено в обзоры, особенно в тех разделах, где речь идет о развитии массового литературного процесса, начиная с конца XIX века. Чтобы облегчить задачу поисков нужного материала всем тем, кто желает познакомиться с историей нашей литературы, мы не только даем ее характеристику по этапам становления, но и приводим тексты художественных поизведений. Естественно, что это могли быть только образцы, подборки, примеры – нельзя ведь объять необъятное. Но мы выбирали лучшее.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|