Здавалка
Главная | Обратная связь

НАЧАЛО. ПЕРВЫЕ ЗВУКИ. ПОЭТИЧЕСКОЕ ОТКРЫТИЕ КАВКАЗА



 

Еще в поэзии XVIII века упоминаются «азийские страны», «юг» как собирательные понятия, из которых постепенно выделяются впоследствии Таврида и Кавказ. Образы Кавказа встречаются в лирике М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина,затем В.А. Жуковского. Подробно прослежено становление темы, о которой у нас идет речь, в книге Б. Виноградова «Кавказ в русской литературе 30-х годов XIX века» (Грозный, 1996).

М.В. Ломоносов в оде 1748 года создал мощную метафору, подчеркивающую величие России:

 

Сидит и ноги простирает

На степь, где Хинов отделяет

Пространная стена от нас;

Веселый взор свой обращает,

И в круг довольства исчисляет,

Возлегши локтем на Кавкас.

 

Величественный образ Кавказа в творчестве Г.Р. Державина связывался с русско-персидской войной и подчеркивал монументальность побед русского оружия. В оде «На возвращение графа Зубова из Персии» две строфы отданы пейзажам Кавказа. А.С.Пушкин процитировал их в примечаниях к поэме «Кавказский пленник». Красочность, контрастность, грандиозность образа повлияли на дальнейшее развитие поэтики кавказского пейзажа в русской литературе.

 

Ты зрел, как ясною порою

Там солнечны лучи средь льдов,

Средь вод, играя, отражаясь,

Великолепный кажут вид;

Как в разноцветных рассеваясь

Там брызгах, тонкий дождь горит;

Как глыба там сизо-янтарна,

Навесясь, смотрит в темный бор;

А там заря злато-багряна

Сквозь лес увеселяет взор…

 

В.А. Жуковский также восторгался красотой Кавказа в послании к Воейкову, хотя большую часть стихотворения посвятил изображению воинственного духа кавказских народностей.

 

И вдалеке перед тобой,

Одеты голубым туманом,

Гора вздымалась над горой,

И в сонме их гигант седой,

Как туча, Эльборус двуглавый

Ужасною и величавой

Там все блистает красотой…

(Виноградов Б. // Русская литература и Кавказ. — Ставрополь, 1974).

 

*** *** ***

 

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ГРИБОЕДОВ (1794-51829)

 

А.С. Грибоедова обычно называют автором одного произведения, хотя и настолько значительного, что оно навсегда приобщило автора к классикам русской литературы. Однако этот человек был гораздо больше, чем автор «Горя от ума». Поэт, драматург, музыкант, кавалерист, дипломат, член одной из масонских лож, общественный деятель, он во всем был необыкновенно талантлив. Его жизнь прошла сквозь судьбы многих современников, имена которых составляют фундамент исторической и культурной жизни России: Пушкин, Жуковский, Карамзин, Ермолов, Паскевич, Гнедич, Чаадаев, Пестель, Рылеев, А. Бестужев-Марлинский, Кюхельбекер, А. Одоевский, В. Одоевский, Катенин, Ф. Глинка, М. Глинка, Верстовский, Мицкевич, Загоскин, ген. Кологривов, А. Чавчавадзе, Булгарин и мн. другие. Его влияние на ход русской истории неоспоримо. Напоминание об этих общеизвестных фактах нам необходимо для того, чтобы подчеркнуть, что даже простое пребывание Грибоедова в Ставрополе, его передвижение по кавказским маршрутам не было формальным событием и в любом случае связывалось с исторической, политической и культурной жизнью как всей страны, так и региона. С кавказскими дорогами, с кавказскими проблемами связана большая часть биографии этого человека. И совершенно ясно, что лишь рано оборвавшаяся жизнь помешала ему завершить те замыслы произведений, которые были посвящены Кавказу.

В 1818 году он направлен секретарем русской миссии в Персию, где провел свыше двух лет. В 1821 году служил дипломатическим секретарем при командующем русскими войсками на Кавказе А.П. Ермолове. В своем очерке о Грибоедове Н. Пиксанов (советский литературовед) пишет о том, что Грибоедову предоставлялась и другая возможность — отправиться в русскую миссию в Соединенные Штаты. «Современник и знакомый Грибоедова, А.С. Стурдза, рассказывает, что на его глазах Грибоедов колебался в выборе и, наконец, сам избрал Персию, предрешая тем свою судьбу». Период с 1823 по 1825 год писатель находится то в Петербурге, то в Москве, а затем, уже вновь прибыв на Кавказ, в январе 1826 года арестован по делу декабристов, но освобожден за неимением улик.

 

По духу времени и вкусу,

Он ненавидел слово «раб»…

Зато попался в Главный штаб

И был притянут к Иисусу!.. —

писал он.

Вскоре Грибоедова назначили министром-резидентом (послом) в Персии. Там, в 1829 году, в результате религиозных столкновений, а также закулисных действий некоторых недоброжелателей России, произошло нападение на русскую миссию и Грибоедов был растерзан озверевшей толпой. Его гибель произвела сильное и тяжелое впечатление на всех современников. Обобщая судьбу русских поэтов — Рылеева, Пушкина, Лермонтова, Грибоедова — писал В. Кюхельбекер в стихотворении «Участь русских поэтов»:

 

Горька судьба поэтов всех племен,

Тяжеле всех судьба казнит Россию:

Для славы и Рылеев был рожден,

Но юноша в свободу был влюблен...

Стянула петля дерзостную выю (1).

Или болезнь наводит ночь и мглу

На очи прозорливцев вдохновенных (2);

Или рука любезников презренных

Шлет пулю их священному челу; (3)

Или же бунт поднимет чернь глухую,

И чернь того на части разорвет,

Чей блещущий перунами полет

Сияньем облил бы страну родную. (4)

28 октября 1845

 

1. Рылеев казнен как руководитель восстания декабристов.

2. Ослеп поэт Козлов, сам Кюхельбекер тоже.

3. Пушкин погиб от пули Дантеса, Лермонтов — от пули Мартынова.

4. Здесь речь идет о Грибоедове.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.