Здавалка
Главная | Обратная связь

СИНТЕЗ ТРАДИЦИЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР. УСИЛЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ, РЕАЛИСТИЧЕСКИХ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ



 

Развитие региональной литературы к середине XIX века шло по пути освоения кавказской тематики, постепенно теряющей свое доминирующее значение, уступая процессу расширения субъектного состава пишущих и более спокойному и аналитичному пониманию кавказских проблем. На Ставрополье возникла своя журналистика, отражавшая состояние культуры и литературы в регионе, накапливавшая массу материалов как документальных, так и художественных. По-прежнему все, попадавшие на Северный Кавказ или проезжавшие через эту территорию люди, связанные со словесным творчеством, оставляли след в литературе, писали романы, очерки, рассказы, стихи. И местность, и обстоятельства жизни региона не оставляли равнодушными никого. Однако уже не было прежнего пиетета, контрастного противопоставления кавказской тематики, кавказского менталитета любому другому, не было романтического пафоса, тем более, что в общероссийской литературе все более устойчиво развивалось литературное направление на базе реалистического художественного мышления, подвергавшего глубинному анализу предметы художественного изображения, подчинявшего авторское слово логике того события и того характера, которому посвящалось произведение и, следовательно, находившего в изображаемом предмете детерминированные комплексы достоинств и недостатков. Все шло к толстовскому типу кавказской темы. Это не значит, что романтическая традиция исчезла. Она продолжала оказывать сильное влияние на творчество многих авторов. Но теперь эта традиция плодотворно порождала характерные для темы обобщения, которые становились иногда народными песнями и романсами, если это была поэзия, легендами, если это была проза.

Новый этап в развитии национальных литератур тоже обнаруживается во второй половине XIX века. Этот этап, как пишет Голубева (ФЭБ), определяется таким важнейшим социально-историческим событием, как присоединение горцев к русскому государству, которое совпало с проведением крестьянской реформы и отменой крепостного права в России. В этот период начинается подъем национального и социального самосознания. Появляется новое поколение северокавказской интеллигенции. К нему принадлежат адыгские литераторы Адиль-Гирей Кешев (Каламбий, 18401872), Кази Атажукин (18411899), Умар Берсей (Омар Берсеев, 1807?), Д.С. Кодзоков Лукман (1818?); чечено-ингушские — Чах Ахриев (18501914), Адиль-Гирей Долгиев (18451886), Умалат Лаудаев; осетины Темирболат Мамсуров (18431899), Инал Кануков (18521899) и др.

Первое поколение просветителей было представлено в основном военным сословием — офицеры, военные чиновники и администраторы; теперь преобладает интеллигенция, получившая гимназическое или университетское образование. Просветители пореформенной поры продолжают начинания своих предшественников — отстаивают право горских народов на письменность, на создание национальной литературы; борются за открытие школ с обучением на родном языке; ратуют за сближение с русским народом и его культурой.

Другая важная особенность просветительского движения этой поры — усиление практической стороны в деятельности его идеологов. Умар Берсей и Кази Атажукин создают азбуку и букварь черкесского языка для первых адыгских школ и первые произведения на родном языке. Это притчи, басни в букваре Умара Берсея, народные рассказы, сказки, анекдоты в книгах для чтения, составленных Кази Атажукиным. Так в русле филологической науки, в зачатках других общественных наук зарождается художественная литература, что характерно для начальной синкретической стадии ее развития.

Литераторы Северного Кавказа ориентируются теперь на жизненно достоверное изображение горской действительности. А.-Г. Кешев так декларирует свою эстетическую установку: «Я желал бы представить черкеса не на коне и не в драматических положениях (как его представляли прежде), а у домашнего очага». Северокавказские писатели обращаются к жанру «этнографической беллетристики». Качественно иным предстает в их творчестве положительный герой. Герой-гражданин — типичная фигура для писателей пореформенной поры, но это уже не полулегендарный доблестный рыцарь, как у первых горских писателей, а вполне реальный образ просвещенного горца, видящего смысл жизни не в ратных подвигах, а в приобщении соотечественников к знанию. Внимание северокавказских литераторов привлекают простые землепашцы.

 

Тема, уже освоенная русской литературой, стала принадлежностью не только тех писателей и поэтов, которые побывали на Северном и Большом Кавказе, но и в целом всей литературы. Она стала одной из многих, при этом не потеряв ни своей специфики, ни своей значимости.

 

******************************







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.