Здавалка
Главная | Обратная связь

Использованы материалы, предоставленные О.А. Лотковой



 

Вторая половина XIX века на Ставрополье характеризуется уже не просто включенностью литературы, как это было в первой половине XIX века, в большую культуру страны путем создания замечательных произведений о жизни региона или о проблемах, с нею связанных, включенностью, реализованной в большей своей части благодаря деятельности крупных известных писателей. Во второй половине века на Ставрополье происходит становление литературного процесса, основанного на появлении и развитии местных культурных творческих сил.

Среди факторов, способствовавших возникновению литературного процесса на Ставрополье, первостепенное значение принадлежит социокультурному аспекту. Именно в результате экономического развития региона возникает необходимость в грамотных кадрах, что стимулирует открытие образовательных учреждений. В 1804 г. в Ставрополе появилась первая начальная школа, а к концу XIX в. в губернии насчитывалось уже 59 учебных заведений разного типа: классические мужские и женские гимназии, церковно-приходские школы, духовные семинарии и училища, частные и воскресные школы для детей и взрослых. Такого количества образовательных учреждений не имели многие из внутренних губерний России. Именно Ставропольской классической гимназии обязаны мы возникновением первого литературного очага: в стенах этого учебного заведения был организован первый конкурс литературных сочинений и созданы первые рукописные журналы «Елка» и «Друг просвещения».

Наряду с учебными заведениями свой большой вклад в дело культурного просвещения региона, приобщения населения к искусству и наукам сыграли также театр, музей, библиотеки. Совокупная работа всех этих учреждений увенчалась тем, что со временем появился слой местной интеллигенции с более возвышенными культурными запросами, оказавшей в свою очередь непосредственное влияние на формирование общественного вкуса и мнения. В результате была создана такая культурная атмосфера, в которой оказались востребованы периодические издания и книгопечатание, а от них до возникновения внутренней региональной литературы оставался только шаг.

Первая типография в Ставрополе открылась в 1816 г., а к 1917 году в Ставропольской губернии работало уже более 40 частных и государственных типографий. Сначала они обслуживали потребности военной и гражданской администрации, но постепенно сфера их деятельности расширялась, включая в себя издание книг (в том числе и художественных) и периодической печати.

Первая газета «Ставропольские губернские ведомости» появилась в 1850 г. С самого начала деятельности «Ведомости» традиционно освещали события, происходившие в городских учебных заведениях.

Своеобразной визитной карточкой провинциальной прессы становится обращение к национальным традициям народов Северного Кавказа. Они привлекали своим богатым колоритом и отражались в периодическом издании преимущественно в исходном варианте с некоторой обработкой автора. Так в № 16 за 1852 год «Ставропольских губернских ведомостей»мы видим «Чеченскую легенду», раскрывающую историю окаменелых изваяний женщины, мужчины и зайца, «находящихся и поныне близ Назранского аула». А в № 20 за этот же год появляется «Программа для собирания народного языка и словесности», включающая образцы местных наречий, народной словесности и письменности. Аткидань Нузер рассказывает о национальном празднике джигитов Шумаржи в 22 номере «Ставропольских губернских ведомостей» за 1850 год. От первого лица в № 10 за 1853 год автор «-въ» раскрывает суть обряда слез, с которым он воочию познакомился в одном из селений Северного Кавказа — ауле Аргаклы.

Возникновение и становление литературного процесса на Ставрополье теснейшим образом связано с периодическими изданиями не только благодаря тому факту, что все известные литературные произведения (за исключением отдельных художественных изданий) появились на страницах местной печати, но и потому, что они стали той творческой лабораторией, в которой многие ставропольчане (и не только сотрудники редакций) учились творческому мастерству.

Не сбрасывая со счетов того неоспоримого факта, что ставропольская региональная литература формировалась под непосредственным влиянием традиций большой отечественной литературы, тем не менее следует учитывать, что творческая практика местных журналистов напрямую была связана с деятельностью газет.

История ставропольской литературы фактически начинается со стихотворных жанров: из 16 литературных и фольклорных публикаций за 1850 — 1870-е гг. 10 являются стихотворными, принадлежащими как ученикам гимназий Ставрополя («Чувства признательности детей учебного заведения Св. Александры», «Терек и Аракс» С. Патканова), так и столичным поэтам: Ф.И. Тютчеву, гр. Ростопчиной, Н. Арбузову, Б. Красову и другим. Фольклорные произведения состояли из двух песен, одной легенды, одного анекдота и одного описания обряда слез.

Эпические жанры были представлены одним рассказом «История одной скрипки» М. Михайлова, перепечатанным из санкт-петербургского издания. В 1880-е годы заметно возрастает интерес к художественному слову, это ощущается в увеличении количества литературных произведений, улучшении качества творческого материала. В «Ставропольских губернских ведомостях» было опубликовано 7 произведений молодых авторов, написанных учащимися учебных заведений Ставрополя: Г. Вертеповым, А. Березанцевым, Д. Пагиревым, И. Авериным. Тематика их стихотворений не отличалась разнообразием, юные поэты рассуждали о патриотизме, любви к родине, превозносили личности царей.

С 1884 года начинает выходить новая общественно-литературная и политическая газета «Северный Кавказ», с которой связывается целый этап в становлении региональной литературы, т. к. на ее страницах стало появляться гораздо больше литературных публикаций, чем в официально-административных «Ведомостях». Позже возникли и другие частные органы печати — газеты, журналы, альманахи, сыгравшие свою важную роль в становлении литературного процесса на Ставрополье.

Наряду с перепечатками из центральных журналов в газете «Северный Кавказ» за 1880-е годы мы знакомимся с произведениями местных авторов: Ф.Т. Шошина (печатался под псевдонимами Глаголь Твердо, Фетиш), А.Ф. Белецкой (псевдонимыЯнус, Федоренко-Янус), К. Хетагурова, Ивана Максимочкина, В. Ерова, А.Т. Васильева и др. Это десятилетие знаменательно тем, что в 1885 г. публикуется первая поэма «Чеченец Мачик» А. Та-ва и повестьГлаголя Твердо «Две жертвы», в эти же годы (1887) появляется первая драматическая сценка И. Купчинского «Свидание».

Специфической особенностью, характерной для провинциальной литературы того времени, является анонимность писателей. Имена многих остаются загадкой, так как подписи отражают их социальную принадлежность, либо отмечены инициалами: Турист, Е.N., Старый знакомый, Любопытный, Азъ, А.М., Атом, Фауль, Dix, Гаврило-Перстень, Сау-Алдаръ и т. д.

В рубрике «Фельетон» публиковались произведения местной писательницы А.Ф. Белецкой. Из разновременно напечатанных в «Северном Кавказе» рассказов выделяются: «Медальон», «По Домострою», «У оленьих рогов», «Бумажных дел мастер». Наибольшее количество произведений этой писательницы приходится на вторую половину 1880-х годов: «Два течения»(1887, № 4, № 5, № 6), «Клад» (1887, № 11, № 12), «Комик» (1887, № 42, № 34), «Генеральская сестра» (1887, № 54, № 55, № 56), «Женщина — врач»(1887, № 81, № 82), «Последний день»(1888, № 33), «Барон фон-де-Флют» (1889, № 1, № 3, № 4), «Мираж» (1889, № 8). Герои рассказов А.Ф. Белецкой — простые люди, чаще несчастные, с трагической судьбой.

В той же рубрике «Фельетон» печаталась серия произведений «Силуэты падших женщин», которая знакомила читателей с произведениями А.Т. Васильева: «Мрачные вертепы»(№ 10 за 1889 г.), «Рассказ несчастного литератора или Неудачная женитьба»(№ 30 от 16 апреля 1889 г.) и др. Отличительной особенностью творческого почерка писателя является отображение действительности без прикрас: губительные алчные стороны жизни во всей полноте страдания и унижения. Героини А.Т. Васильева взывают о помощи, стараются вырваться из пучины порока. Автор уделяет большое внимание темному и жестокому в судьбе героинь, вызывая у читателя бурю противоречивых эмоций: от негодования до желания все изменить и перестроить.

Дочь известной писательницы Елены Андреевны Ган — Вера Петровна Желиховская писала свои произведения с большим знанием местных людей, их обычаев, с интересом и симпатией к ним. Под псевдонимами г-жа Игрек, Игрек, Лиховский Н., она печаталась в газетах «Кавказ», «Тифлисский листок». За 1880-е годы в «Северном Кавказе» напечатано 4 легенды в ее обработке: «Качкарь и Фатима», «Джин-Падишах», легенда Западного Кавказа «Кунчуков спуск», чеченская легенда «Атвонук и Канбулат» [Знакома нам по творчеству Хан-Гирея. — Т.Ч.]. Несомненное литературное дарование, высокая культура, умение выстроить сюжет обеспечили ее произведениям популярность. Она обогатила героев фольклорного эпоса оригинальностью, вдохнула в них жизнь. Многие существующие в фольклоре народов Кавказа сказания, предания и легенды благодаря труду Желиховской дошли до наших дней.

В 12 произведениях 1980-х гг. авторы вообще не указаны. Остались анонимными не только предание «Марты-Хох», легенда «Немая скрипка», сказка «Богатырь Нознай», но и стихотворение «Приговор», поэма «Фатима» (авторство принадлежит Хетагурову), рассказы «По домострою»(авторство принадлежит А.Ф. Белецкой) и «Амир-Хамзами Джамиля».

Наибольшую популярность «Северному Кавказу» принесло имя К. Хетагурова, основоположника осетинской литературы. Он известен был читателям по псевдонимам «Коста», «Нарон», «К.», «К. X.», «Старик», «Актер-горемыка», «Яков Подневольный».Первые его печатные стихотворения читатели увидели на страницах газеты «Северный Кавказ». В 1889 году была опубликована поэма «Фатима», не подписанная автором, и напечатано 3 стихотворения Хетагурова: «Последняя встреча», «На смерть молодой горянки», «Прости». Два последних и «Фатима» в 1895 году вошли в сборник стихотворений, вышедший в Ставрополе.

Нужно оговориться, что региональные писатели оставляли за собой право по-своему определять жанр своего произведения, который не всегда соответствует современным жанровым канонам. Так, например, некоторые рассказы выходили с подзаголовками «силуэт», «этюд», «эскиз», «заметка». Уже в первых номерах «Северного Кавказа» появляются стихотворения, бытописания, очерки, путевые заметки, легенды, сказки и басни.

Девиз Кантемира «В стихах смеюсь, а в сердце о злонравных плачу» был принят во внимание писателями-сатириками провинциальной прессы. П. Чернов в «Басне» с беспощадным сарказмом обращается к невеждам, стремящимся всеми силами строить из себя грамотных и знающих людей. На самом деле мы видим жалких и глупых персонажей.

Наружность иногда обманчивой бывает (...).

И кто не знает, что ослов за мудрецов

Наш свет нередко принимает.

Мораль басни такова: в глупом мире

И голь богатым прослывет, осел за гения сойдет.

 

Значительная часть местных писателей являлась представителями так называемого массового романтического направления, основанного на подражании Пушкину, Лермонтову, Бестужеву-Марлинскому (стихотворения «На южном берегу», «Несжатая полоса», «Пятигорск»(автор Фетиш). Вот описание ночного города:

Уснуло все.

Все замолчало,

И только серные ключи

Журчат в безмолвии ночи. —

Машук, одетый в темный лес,

Главу вздымает в высь небес.

 

Но в эти же годы (1893 — 1894) появляется еще одна поэма Коста Хетагурова «Кому живется весело» и отрывки из романа Л.Н. Толстого «Воскресение» (1889). Безусловно, примечателен и тот факт, что в 1893 г. в «Северном Кавказе» появляется первое полноценное драматическое произведение К. Хетагурова «Дуня»— фантазия в 4-х действиях. Одним из значительных публикаций этого времени представляется рассказ С. Прелатова «Жизнь прожить — не поле перейти» (1899).

На протяжении 1890-х гг. с «Северным Кавказом» сотрудничали Евгений Баранов, Георгий Цаголов, Павел Чужой, Виктор Еров. В конце десятилетия на страницах этой же газеты дебютирует Илья Сургучев. Главными темами этих авторов стало просвещение, народное образование, необходимость искоренения нищеты и административного гнета. Мотивы отчаяния, одиночества и безысходности простого народа затронуты в публикациях Г. Цаголова; произведения Ставра Опольского стали выражением преимущественно философских размышлений, грустных раздумий.

В 1890-е годы уже 7 газет и один журнал выходили в регионе: «Ставропольские губернские ведомости», «Листок для посетителей Кавказских Минеральных вод» (Пятигорск, 1863 — 1870, 1873 — 1893), «Ставропольские епархиальные ведомости» (Ставрополь, 1886 — 1916), «Сезонный листок Кавказских Минеральных вод» (Пятигорск, 1894 — 1901), «Листок объявлений для Северного Кавказа» (Ставрополь, 1896 — 1905), «Записки русского бальнеологического общества в Пятигорске» (Пятигорск, 1898 — 1914), журнал, посвященный успехам бальнеологии, гидротерапии и климатологии — «Минеральные воды» (Пятигорск, 1895 г.), но из них только одна газета имела общественно-литературное направление — «Северный Кавказ».

За 1900 — 1910 годы было напечатано литературно-художественных произведений в 5 раз больше, чем за предыдущее десятилетие и почти в 3 раза больше, чем за весь полувековой период развития литературы на Ставрополье.

Наиболее широко представлены в этот период имена Е. Баранова и Я. Абрамова.

 

*** *** ***

 

ЕВГЕНИЙ ЗАХАРОВИЧ БАРАНОВ (28.12.1869 [9.01.1870]1932)

 

Писатель-сатирик, самоучка, фольклорист, публицист. Он помещал статьи и очерки в «Терских губернских ведомостях» с 1890 года. В 1893 г. — секретарь газеты «Северный Кавказ» в Ставрополе. В 1903 — редактор газеты «Бакинские известия», в 1905 секретарь «Пятигорского листка» и редактор «Пятигорья». С 1911 г. — сотрудник газеты «Русские ведомости» и книгоиздательства И.Д. Сытина в Москве. За несколько лет скитаний по югу России Баранов собрал обширный этнографический и фольклорный материал, что позволило ему осуществить ряд изданий, представляющих интерес и в наше время: «Кабардинские легенды», «Легенды Кавказа», «Сказки Кавказских горцев», «Сказки терских казаков».

В 1912 году он выпустил книгу рассказов «Лесная сказка», где наряду со слабыми, подражательными произведениями поместил несколько колоритных зарисовок из жизни русского населения Северного Кавказа («У костра», «Расстрига»). Об интересе Баранова к колониям «толстовцев» свидетельствуют его рассказы «Жив Толстой», «Граф Толстой», «Никита» в книге «Толстой жив», которую он издал вместе с Ф. Казмановым, а также его книга «Толстовцы» — подробное исследование быта и мировоззрения жителей «толстовских» колоний Северного Кавказа. Текущим событиям Баранов посвятил ряд публицистических брошюр: «Храбрая Бельгия», «Наша верная союзница Франция», «Великая морская держава». После Октябрьской революции Баранов был активным членом общества «Старая Москва». Собирал Московские городские былины и легенды, незначительная часть которых опубликована в книге «Московские легенды», остальные находятся в ЦГАЛИ (ф. 1418) (См. словарь «Русские писатели. 1800 — 1917». — Т. 1. С. 154 — 155).

Известный исследователь Ю. Хоруев отмечает и другие подробности из жизни Евгения Баранова: Е.З. Баранов сотрудничал в газете «Жизнь Северного Кавказа» (1906), публиковал статьи в газете «Курортная жизнь» (1909), был корреспондентом газеты «Голос курортов» (1910).

В «Терских ведомостях» были напечатаны его басни: «Магомет Индырбаев» (№ 73 за 1897 г.),«Трус» (№ 47 за 1897 г.), «Лисица, медведь и Волк» (№ 37 за 1890 г.), «Чего не достает человеку»(№ 87 за 1894 г.), «Хитрый сын» (№ 239 за 1896 г.). К сожалению, в краевой научной библиотеке им. Лермонтова этих изданий не сохранилось. Нет их и ни в одной библиотеке г. Пятигорска.

В Ставропольской государственной краевой универсальной научной библиотеке им. М.Ю. Лермонтова есть рекламный листок за 1895 год, в котором написано, что открыта подписка на ежемесячный журнал «Детское чтение», выпускаемый в Москве, что в 1894 году читатели смогут прочесть «Таукан» Е. Баранова и «Игрушка великана» А. Барыковой. Этот факт свидетельствует о том, что эти имена были широко известны столичной общественности. В «Северном Кавказе» (№ 12 за 11 февраля 1893 года) напечатан рассказ Евгения Баранова «Лесник». Его произведения весьма интересны и оригинальны своим содержанием и манерой изложения. Статьи и заметки появлялись под разными псевдонимами: «Б-онов Е.», «Е. Горец», «Кабардинец», «З. Лесной», «Евг.», «Адыге», «Е. Б.», «Ев. Б».

Фольклорные тексты — сказки и легенды, собранные и изданные Е.З. Барановым, дают возможность современным ученым не только провести анализ карачаево-балкарского фольклорного наследия, но и проследить историко-культурные связи балкарцев и карачаевцев с соседними народами. Е.З. Баранов с интересом изучал материальную и духовную культуру, законы и обычаи местных народов, бережно заботился о сохранности памятников устного народного творчества, предчувствуя, что в связи с отсутствием у горцев письменности фольклор менее защищен от растущих сил времени.

 

*** *** ***

 

ЯКОВ ВАСИЛЬЕВИЧ АБРАМОВ (18581906)

 

Публицист, очеркист и критик, Я.В. Абрамов родился и умер в Ставрополе, учился в Ставропольской гимназии, из которой перешел в Кавказскую духовную семинарию, окончив ее в 1877 году. Однако духовной карьеры он не совершил, в 1878 году поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию, думал поступить в Киевский университет, но был привлечен в Ставрополе за хранение нелегальной литературы, подвергнут домашнему аресту и затем постоянно находился под негласным надзором полиции. В 1880 г. Абрамов уехал в Петербург, где, познакомившись с Г. Успенским, Г. Елисеевым и Н. Михайловским, стал сотрудничать в демократических журналах: «Отечественные записки», «Дело», «Слово», «Устои» и др.

Он был убежденным народолюбцем, выражая веру в творческие силы и свободолюбие народа. Таковы его рассказы «Механик», «Как мелентьевцы искали воли», очерк «Хлудовщина». Основная тема художественных произведений Я. Абрамова — народная жизнь, приметы общинного существования, в котором он видит некие идеальные начала, страдая от того, что эти идеальные начала постепенно разрушаются от социального расслоения («Бабушка-генеральша», «В степи», «Устои», «Корова», «Мещане и город» и т. д.). Много писал он и о городской бедноте, о её нищете и беспросветной жизни («Босая команда», «Забытое сословие», «Гамлетыпара на грош (Из записок лежебока)» — с элементами автобиографизма и др.). Деятельность Я. Абрамова связана прежде всего с просветительством. Он издавал популярные брошюры по разным областям знаний: правовым отношениям, естественным наукам, астрономии, преподаванию грамоты и арифметики. К своим «Сельским календарям» он приложил составленные им самим сборники произведений Пушкина, Кольцова, Никитина. И еще много полезного было сделано этим интересным и самоотверженным человеком.

Я.В. Абрамов стал одним из выразителей «теории малых дел», призывал интеллигенцию к просветительской деятельности среди народа, к «тихой культурной работе» в земствах, школах и т. д. «И в этом трезвом призыве делать малые дела, — утверждал его современник П. Лобчевский, — гораздо больше мужества и правды, чем в мистических порывах Вл. Соловьева и в непротивлении злу и личном совершенствовании Толстого. Абрамов не хотел закрывать глаза и не хотел бежать от действительности. Вся его жизнь была посвящена делу добра. Живя в Ставрополе, будучи членом городской Думы и управы, он все свои силы, все способности употреблял на то, чтобы внести больше света и добра в жизнь города. По его инициативе, с его помощью открылась начальная школа, его главным образом трудами открылась третья женская гимназия».

В основе его творчества лежат социально-психологические наблюдения, что без сомнения и привлекало внимание общественности и являлось отличительной особенностью изображения литературной личности. Я. Абрамов активно сотрудничал с газетой «Северный Кавказ». Она проявляла значительный интерес к творческим биографиям талантливых русских писателей, анализ их произведений высвечивал идейную направленность их творчества. Это некрологи Салтыкову-Щедрину (№ 35 за 1889 г.), И.В. Бентковскому (№ 66 за 1890 г.), авторство, по всей видимости, принадлежит Я. Абрамову, так как стоит подпись «Я. А.». С 1900 года в газете «Приазовский край» Я.В. Абрамов вел обозрение «Ставрополь-Кавказский», публикуя рецензионные, публицистические и литературно-публицистические статьи о Н.В. Гоголе, Л.Н. Толстом, Г.И. Успенском, М. Горьком, Л.Н. Андрееве, В.Г. Короленко, А.П. Чехове. Местные власти относились к Абрамову настороженно, явно указывая писателю на его «крайне нежелательное направление». Находясь в оппозиции к губернской администрации, Я. Абрамов руководил «всеми противоправительственными явлениями» в Ставрополе.

Он имел свою позицию, и, несмотря ни на что, отстаивал ее в периодической печати. До сих пор оставались без внимания исследователей его поэтические произведения, напечатанные уже после смерти писателя в газете «Юг». Для нас они представляют значительный интерес. Это стихотворения «Кто ничего не боится», «На мотив из Маханадхана суты» и «Переливы песен звонких и оттенки красок гаммы».

Отвечая на вопрос, кому не ведом страх, автор в небольшом по объему произведении «Кто ничего не боится» рассматривает философскую сущность этой извечной темы. Постановка вопроса, в разное время волнующего каждого человека, закрепляет желание людей хоть как-то справиться с законами природы, утопающей в вечности далеких и неразрешенных проблем. Авторские картины конкретны:

Человек собирает цветы,

его ум наслаждения ищет,

а за ним по пятам, как шакал,

беспощадная смерть вечно рыщет.

 

Но не смерть страшна в понимании писателя для человека, а сомнения, всегда его сопровождающие. Абрамов ставит глубоко философский вопрос, над которым задумывалось не одно поколение. Автор утверждает:

Кто на мир, как на мыльный пузырь

Стал смотреть и уже не стремится

К лжи желаний, к обману себя

Только тот ничего не боится.

 

То же чувство вызывает другое стихотворение Я.В. Абрамова «На мотив из Маханадхана суты». «Жизнь, — утверждает писатель, — цепь изменчивых бессмысленных явлений», которыми не дано управлять простому смертному человеку. Его несет течение по реке жизни, и тот безумен, кто станет дерзостно мечтать, искать любви и радости. Невозможно властвовать над жизнью и ее явлениями.

В стихотворении «Переливы песен звонких и оттенки красок гаммы»автор наслаждается волшебной, чарующей, манящей жизнью, обещающей счастье. Но картина радостного волнения омрачена повседневной болью и горем миллионов людей. Личное счастье мельчает, перерождается в страдание, когда мы слышим детский плач и проклятья. Лирический герой настроен воинственно, он знает цену патриотической песни, чувству ответственности перед собой и своей страной. Не последнюю роль в этой борьбе автор отводит поэтам, они приходят в мир не с «мазками», не с «тонами», не с «тоскою», а с чувством вдохновения, способного поднять на нужные замечательные дела:

В честь героев грянет пенье

Божьей милости поэта.

Трусам — смелость, смелым — дерзость

Принесет нам песня эта.

 

Лирические признания Я. Абрамова подтверждают его общественную позицию. Свободолюбие, характерное для его жизненных убеждений, совмещается со стремлением что-то делать, и чем больше и конкретнее, тем лучше. Поэзия же должна поддерживать боевое настроение и решимость, несмотря на трудности, страх и даже безнадежность, неопределенность перед жизненными стихиями и бессилие отдельной человеческой личности. Гуманистические концепции, свойственные историческому процессу и духовно-нравственным поискам русской разночинно-демократической и народнической интеллигенции последней трети XIX века, характерны и для Я.В. Абрамова — литератора и непосредственного участника демократического движения в России и на Ставрополье в частности. Его имя остается малоизвестным, несмотря на большой вклад в развитие отечественной культуры. Восстановление «исторической экологии» предполагает объективное освещение социологических идей, историко-философских и эстетических концепций народничества 1880 — 1890-х годов. Гуманистические идеи Я.В. Абрамова должны рассматриваться с точки зрения современных трактовок исторического и литературного процессов прошлого века, как альтернативные революционно-радикальным программам. В них проявляются глубокая заинтересованность судьбами Родины и народа, нацеливание на поиск концепции нравственного, духовного обогащения.

 

* * *

 

За 1900 — 1910 годы было опубликовано в периодической печати 465 стихотворных произведений. Авторами использовались различные жанры: песни, басни, баллады, пародии, элегии, стихотворения в прозе... Наиболее популярными среди поэтов этого времени были К. Хетагуров, П. Холодков (Ив. Ленин-Спасский), И.И. Понятовский (Делавар).

 

ИОАНН ИОАННОВИЧ ПОНЯТОВСКИЙ (18591920) (псевдоним Делавар), преподаватель Ставропольской духовной семинарии, помимо 33 опубликованных в различных газетах стихотворений, стал автором еще двух поэтических сборников «Думы» и «Хризантемы», опубликованных в Ставрополе. В его творчестве сочетаются библейские мотивы с темами сугубо современными, многие стихи посвящены изображению природы. Обычно лирические переживания автора переходят в философские раздумья о смысле жизни, о значении человека. В разные годы И.И. Понятовский преподавал русский и греческий языки, теорию словесности, литургику и гомилетику, Священное писание, катехизис, церковный устав, практическое руководство для пастырей. Он имел высший оклад жалования, который присуждался «достойнейшим преподавателям за ревностную духовно-учебную службу». В 1905 — 1906 гг. Делавар активно сотрудничал в газетах «Северный Кавказ», «Северокавказский край». Он печатает стихи, отражающие настроение народа, его стремление к свободе слова, воле, лучшему будущему, негодование против бесчинства на национальной почве, антивоенные выступления — все это темы произведений забытого в наше время талантливого поэта. «Это стихи, свидетельствующие о гражданской позиции поэта, неравнодушном отношении к тем событиям, которые происходили в России, в Ставропольском крае» (Э.В. Жданова). Делавар печатался в местных изданиях «Северный Кавказ», «Северокавказский край», «Северокавказская газета», «Ставропольские Епархиальные ведомости». «Северокавказская газета» в статье, посвященной юбилею Понятовского, отмечала его добрый, светлый нрав и сердечное отношение к воспитанникам, которые относились к нему с большой симпатией. Родился Понятовский в Орловской губернии, умер и похоронен в Ставрополе.

Приводим некоторые стихи Понятовского-Делавара.

 

Каин

 

Каин, Каин! Где твой брат,

Кровный, единоутробный?

И в ответ тревожно-злобный

К небу поднял Каин взгляд:

«Где он? Знаешь Ты, конечно:

Ты всеведущ и могуч.

Но Ты не дал жизни вечной?»

И он стал темнее туч.

«Каин, Каин! Что ты сделал?

Брата жизни ты лишил?..

То ли вам я заповедал.

И тому ли вас учил?»

Мрачно, взоры опустивши,

Каин молвил: «Чья вина?

Ты, свой выбор совершивший…

Зависть… кем она дана?»

«Каин! Проклят ты навеки,

Проклят небом и землей…»

………………………….

Братской крови льются реки:

Бродит в мире Каин злой…

* * *

 

Пророк

(Памяти Н.В. Гоголя)

 

Уча о правде и о боге,

Я край родимый обходил:

Изрезав об утесы ноги,

Пути в сердца не находил.

И я сказал: «Безумно в камень

Живые семена бросать…».

Но слово Божие, как пламень,

Мне не давало умолкать:

Глагол небес, как вихрь горящий,

Рвался наружу из груди,

И голос Вышняго гремящий

Звучал в душе: «Иди! Иди!»

И вновь иду, покорный року,

И вновь — глумление в ответ…

И ныне знаю, что пророку

Иного счастья в мире нет…

* * *

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.