Здавалка
Главная | Обратная связь

ЧАСТЬ IV. БИОГРАФИЧЕСКИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ РОССИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ С СЕВЕРНЫМ КАВКАЗОМ



 

Региональная литература Ставрополья и Северного Кавказа отличается своеобразным характером в силу особенностей, определяемых месторасположением и функциональным разнообразием региона. Это курорт и тракт, поэтому он притягивает к себе не только те творческие силы, которые формируются непосредственно самим регионом, но и сложившиеся далеко за его пределами, как артерия передвижений, политически важных событий и, наконец, здоровья. Однако, попав сюда, всякая творческая личность не могла не испытать воздействия этого края, отличающегося неповторимой природой и целительной силой. Трудно было избежать и влияния той энергии, которая накапливалась в этом крае в результате концентрации важнейших сложных проблем географического, исторического, политического, экономического и социального планов. В этом смысле край был и остается узловым, и в свою очередь, как сгусток экстремальной энергетики, становится фактором, способным открыть, выявить и продемонстрировать нравственную суть происходящих событий и людей, участвующих в них. Среди посетителей этих мест не было равнодушных. Никто из побывавших здесь, особенно в группе Кавминвод и на территории Большого Кавказа и близлежащих районов Северного Кавказа, не считал время, проведенное в этом краю, «проходным» в своей жизни. Пробуждались эмоции, рождались замыслы, появлялись надежды или, напротив, обострялись критические и мятежные настроения.

Поэтому и в литературу региона вливались потоки со стороны, иногда мощные, иногда малые, но всегда органично дополняющие литературный процесс самого региона. Каждое посещение уже знаменитого писателя оттеняло то, что уже составляло культурную и литературную базу края, и вкладывало что-то новое.

Мы сделаем краткий обзор таких контактов, потому что рассказать обо всем подробно не представляется возможным.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк лечился в 1902 году в Кисловодске, ездил по Северному Кавказу, интересовался жизнью горцев. Написал в жанре путевых записок рассказ «Погибельный Кавказ», где нашли отражение впечатления ставропольской жизни, имеются описания степей и гор.

Антон Павлович Чехов в 1888 году «шатался по Крыму и Кавказу». Он писал редактору журнала «Осколки» Н.А. Лейкину: «Кавказ Вы видели. Кажется, видели и Военно-Грузинскую дорогу. Если же Вы еще не ездили по этой дороге, то заложите жен, детей, «Осколки» и поезжайте. Я никогда в жизни не видел ничего подобного. Это сплошная поэзия, не дорога, а чудный фантастический рассказ, написанный Демоном, который влюблен в Тамару». Чехов записывает легенду о происхождении гор Машук и Бештау, об Эльбрусе. Курорты писатель не любил, но вынужден был в 1896 году по состоянию здоровья приехать в Кисловодск, который понравился ему. «Нарзан — это удивительная штука!» — говорил он. В «Записной книжке» есть пометка: «В Кисловодск приехал 24 августа. «Дама с мопсом». Это было рождение замысла «Дамы с собачкой».

Владимир Галактионович Короленко в 1915 году и Александр Николаевич Куприн в 1908 и 1916 годах проходили курс лечения на Кавминводах. Куприн читал лекции и свои рассказы.

Валерий Яковлевич Брюсов провел лето 1896 года в Пятигорске. 17 июня он пишет в «Дневнике»: «В ясное раннее утро — сквозь дивно прозрачный воздух я увидал где-то страшно далеко оснеженные хребты гор. Я смотрел, молясь на их нетленные вершины, смотрел и молился. Но день настал и воздух померк, и горы стали невидимы. С тех я безумно смотрю все в ту же сторону — смотрю и передо мною лишь облака или тускло синее небо. Где была святыня, там нет ничего. И тоскуя смотрю я и жду, когда же вернется оно — раннее чистое утро». «Как и подобает поэту на юге», Брюсов влюбился в барышню «с египетскими глазами», в результате появились стихи:

Я помню вечер, бледно-скромный,

Цветы усталых георгин,

И детский взор — он мне напомнил

Глаза египетских богинь.

Нет, я не знаю жизни смутной:

Горят огни, шумит толпа, —

В моих мечтах — Твои минуты,

Твои мемфисские глаза.

 

В письмах Брюсова из Пятигорска есть и другие зарисовки ближайших гор, описанные с разным настроением. Здесь были написаны знаменитые стихи, посвященные молодому поэту А. Браиловскому: «Юноша бледный, со взором горящим» и еще много других. Сам поэт писал: «Ах, друг мой, сколько стихов написал я, даже странно».

(Подробнее см.: Дронов В.С. «Два письма Валерия Брюсова» Александру Курсинскому // Русская литература и Кавказ. Ставрополь, 1974).

Павел Кузьмич Белецкий родился и умер в Ставрополе. Учился в Ставропольском городском училище до 1882 года, потом в Тифлисской военно-фельдшерской школе. Сначала около двух лет служил фельдшером в Ставрополе, а потом стал много ездить, стал этнографом и журналистом. Судьба забросила его в Сибирь, в Амурскую область и Иркутск. Как писатель, он посвятил себя жанру приключенческого романа на материале жизни Забайкалья (основные романы «В горах Даурии» и «Король тайги»). Поиски золота («золотая лихорадка»), погони, схватки, таежные приключения и поиски счастья, отважные, находчивые и благородные герои, — все это дало основания назвать его «русским Фенимором Купером». Потом вернулся в Ставрополь. Однако ставропольская жизнь не нашла своего отражения в художественном творчестве Белецкого. Он сотрудничал в ставропольских газетах «Власть Советов» и «Красный Дагестан». В центре Ставрополя стоит небольшой кирпичный дом по адресу: улица Ленина, 220. В нем, а в хорошую погоду и в саду за ним, работал над своими книгами русский Фенимор Купер, ставропольский писатель Павел Кузьмич Белецкий. Скончался писатель в Ставрополе в 1934 году.

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) в 1928 году выпустил книгу «Ветер с Кавказа» по личным впечатлениям от поездки на Кавказ — Батум, Армения, Цихис-Дзири. Книга содержит любопытные этнографические сведения, описание растений, историю возделывания чая. И в то же время она полна размышлений о творчестве, о способах проникновения в тайны мира, о психологии сна, равнозначного творческому познанию. Природа так же загадочна, как человек, особенно поэт, но поэт способен на нее отзываться адекватно, хотя и интуитивно, подсознательно. Книга фрагментарна, мозаична, как и остальное творчество писателя. Много фрагментов посвящено Казбеку. «Казбек нас поймает тотчас за Тифлисом, в прозрачные дни приподняв над горами свой конус; и спрячется… Он и есть атмосфера пути: чем взволнуетесь — то результат агитации партии этого старца; он лидер огромного столпотворения гор; он с толпой агитаторов, точно уходит в подполье; от Млет до Тифлиса стоят агитаторы горного дела, в хитонах зеленых, с закрытыми лицами; с Коби снимаются маски, хитоны зеленые; митинг вершин, обряд лозунгов — в залах Казбека. Тогда — на трибуну выходит… Казбек». «Не ландшафт, а система космических мыслей, изложенных в мощном томике. … Чтобы прочитать его, нужна жизнь человека». Белый передает состояние эмоциональной приобщенности к природе, возвышенный творческий экстаз, о котором можно сказать — «доработаться до восприятия». И это состояние объявляется творческим принципом.

(См.: Батурина Т.П. Очерки А. Белого «Ветер с Кавказа» // Русская литература и Кавказ. Ставрополь, 1974)

 

Алексей Максимович Горький путешествовал по Кавказу до революции в 1891 году, потом в 1903 году, потом после революции в 1928 — 29 годах. Множество впечатлений, замыслов, произведений стали результатом деятельности этого писателя по накопившимся материалам. Но о нем несколько подробнее.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.