Здавалка
Главная | Обратная связь

ОБ ОСОЗНАНИИ И РАССЛАБЛЕНИИЯ



Использование сказкотерапии логопедом.


Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайна­ми и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью по­гружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке как реальность. Этого требует его внутренний мир. Перевоплощаясь в сказочных героев, в принцев и принцесс, в колдунов и фей, в птиц и животных, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием вы­полняют задания, чем будучи просто Петей, Мишей, Галей, Таней.

Дети очень любят сказки, потому что в них — «естественное про­странство их безграничного потенциала, потому что в них компенси­руется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них за­программирована их взрослая жизнь» (А. Менегетти). Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о про­блемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказ­ки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

 

ОБ ОСОЗНАНИИ И РАССЛАБЛЕНИИЯ

Используемый нами цикл занятий по программе «Погружение в сказку» Е. Погосовой решает множество задач. Наиглавнейшими из них являются: развитие произвольного внимания и обучение искусству расслабления.

На «сказочных» занятиях дети, во-первых, учатся осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания, а во-вторых, постепенно овладевают «телесным осознанием».

Телесное осознание — это внимание, направленное на внутренние ощущения, идущие от мышц, кожи и внутренних органов.

Для чего необходимо телесное осознание? В процессе своего роста и обучения дети получают огромное количество информации, которую неустанно перерабатывает мозг. Активная умственная деятельность, сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Напряжение — это часть жизни. Жизнь ритмична: восход — заход, прилив — отлив, напряжение — расслабление.

Но так уж случилось, что современная жизнь изобилует перегрузками, и поэтому напряжение мы испытываем значительно чаще, чем расслабление.

При умственном переутомлении или в моменты гнева, недовольства, страха, обиды наши мышцы непроизвольно сокращаются. Достаточно вспомнить выражения «от обиды стиснул зубы», «застыл от страха как вкопанный», «сжал кулаки от гнева». Понятно, что эти вы­ражения отражают крайние эмоциональные состояния. Но при пере­живании даже небольшой обиды, легкого недовольства или слабого страха мышцы тела сами собой напрягаются, независимо от нашей воли.

Увидеть и осознать этот процесс — значит приблизиться к способ­ности управлять своим телом.

Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии, пробуждает дремлющий творческий потенциал... Расслабле­ние — это забота о самом себе, это помощь самому себе, это создание условий для нормальной работы своего организма. Что значит рассла­биться? Теоретически это очень просто. По большому счету, это означает просто посидеть в неподвижности и отпустить напряжение, беспокойство, страх, озабоченность. Но что значит «отпустить»? Отпустить — это погрузиться в состояние тишины, неподвижности и мягко, с любовью прислушаться к ощущениям в своем теле. Дети, в отличие от взрослых, легко воспринимают все новое, необычное и быстрее обучаются непростому умению расслабляться. Возбужденные, беспокойные, нервные постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые, робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов, будь то процессы познавательные, эмоциональные или волевые. Потому что в процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Предлагаемая программа «сказочных» занятий составлена таким образом, чтобы дети много двигались. Даже взрослым трудно осознавать свое тело, если оно в напряжении, так как для этого требуются чрезмерно большие волевые усилия. Чтобы облегчить процесс телесного осознания, сделать его более мягким и приятным, детям предлагаются сначала физические упражнения, игры, танцы. В процессе активных физических действий тело самопроизвольно сбрасывает излишки напряжения, а при выполнении некоторых упражнений дети даже устают. Но мышечная усталость благоприятна для тела. Усталость мышц — это уже непроизвольное расслабление. Например, в сказке «Дикие лебеди» дети, перевоплощаясь в птиц, долго-долго «летят», де­лая мягкие взмахи руками. У них утомляются руки, и они наблюдают эту усталость в мышцах тела. Это достаточно трудно, и выдержать по­добное удается лишь потому, что они — «лебеди» и им во что бы то ни стало надо долететь до утеса посреди моря, так как от них зависит жизнь их сестры Элизы. Кроме того, это нелегкое упражнение укреп­ляет веру в себя, в свои силы. На утесе они отдыхают и наблюдают, как приятно расслабление в мышцах тела и рук после сильной усталости. Все познается в сравнении.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.