Здавалка
Главная | Обратная связь

О РЕЧИ И ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ



Цикл занятий «Погружение в сказку» решает и другие задачи, позвольте обратиться к сугубо профессиональной теме.

Я 11 лет работаю логопедом в дошкольном учреждении и, ра­зумеется, не могу обойти стороной такой важный психический про­цесс, как речь.

В предлагаемых «сказочных» занятиях мало видимой работы над словом. Но есть работа невидимая, незаметная на первый взгляд. И именно она готовит почву для последующей коррекции речевых рас­стройств.

Логопедам известно, как трудно выполнять, например, артикуля­ционную гимнастику с возбудимым, двигательно расторможенным ребенком. Если бы у него был непослушным только язык, но ведь у него непослушно все тело... Он постоянно отвлекается, суетится, за­дает вопросы, пытается о чем-то рассказать. Его сосредоточенности хватает разве что на минуту. И таких детей в логопедической группе обычно много.

А дети вялые, ослабленные, с высокой истощаемостью нервной системы? Они не нарушают дисциплину, их порой и вовсе незаметно в группе, но логопеду приходится испытывать с ними немалые труд­ности. Всего после нескольких минут работы ребенок слабым и без­жизненным голосом объявляет, что он устал и больше ничего не мо­жет. У таких детей, как правило, трудно ставятся звуки, требующие активного выдоха, медленно и вяло происходит автоматизация.

Не знаю, как коллегам, но мне не раз доводилось работать с деть­ми, страдающими, как я это называю, «синдромом гиперответствен­ности». Эти дети настолько тщательно стараются выполнить все зада­ния логопеда, настолько стремятся к совершенству и правильности, что этим самым невероятно закрепощают мышцы тела, в том числе и языка. Их напряженное состояние затрудняет и постановку звуков, и последующую автоматизацию.

Очень нелегко автоматизируются звуки у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не проявляющих особенного интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них про­изношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательно­го контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтан­ную речь порой является проблемой как для логопеда, так и для само­го ребенка.

А неумение большинства детей-логопатов слушать и слышать как звуки окружающего мира, так и тонкие различия в произношении тех или иных речевых звуков?

А недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои действия с действиями других?

А проблемы с дыханием, когда оно не свободное и плавное, а за­жатое или прерывистое?

Можно было бы и дальше перечислять характерные особенности детей, посещающих логопедические группы, но вернемся к тому, что речь не является отдельной обособленной функцией. Ее правильность и выразительность зависят от многих факторов. И улучшая что-то од­но, мы совершенствуем работу всего организма в целом. Если мы до­биваемся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется и на речи.

Если ослабленный, заторможенный ребенок приобретет уверенность в себе и хотя бы частично избавится от сомнений и страхов, то в более короткие сроки будет происходить и постановка, и автоматиза­ция звуков; ребенок станет меньше уставать на занятиях, заметно ак­тивизируется его мышление, и он будет способен к усвоению больше­го объема информации, чем раньше.

Если у «сверхспокойного» ребенка проснулся живой интерес и развилась чувствительность, то это означает, что у логопеда станет меньше проблем при введении автоматизируемых звуков в спонтан­ную речь.

Если ребенок приучается осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, если он пытается определить характер того, что он чувству­ет, то его возросшая чувствительность очень помогает логопеду в та­кой, например, области, как развитие фонематического слуха. Боль­шинство детей достаточно легко начинают дифференцировать сход­ные по звучанию и артикуляции звуки, чувствовать ритм слова, его мелодию и структуру.

 

О ДРУГИХ ЗАДАЧАХ

 

Циклом занятий «Погружение в сказку» нам хотелось бы воспол­нить некоторый пробел и в работе по усовершенствованию эмоцио­нально-волевой сферы детей. Традиционно в логопедической работе принято уделять большое внимание (кроме речи, разумеется) активи­зации процессов мышления и улучшению моторики пальцев рук. Но, как мне кажется, недостаточное внимание уделяется совершенствованию эмоционально-волевых процессов.

А между тем игры и упражнения, направленные на высокую дви­гательную активность, чередование состояний активности и пассив­ности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, разви­вают моторику и координацию движений, снимают физическое и пси­хическое напряжение, увеличивают работоспособность детей.

Многие упражнения, требующие активного зрительного или слу­хового внимания (пристальное смотрение на пламя свечи, вглядывание в постоянно изменяющееся движение ленты или куклы, вслушивание в звуки природы, в звон колоколов, в ритм музыки), увеличивают способность детей к концентрации внимания, к умению максималь­но сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества.

В каждой предлагаемой сказке, как правило, присутствуют или специальные упражнения на тренировку дыхания ил и упражнения на расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Состояние мышц тела человека и его дыхание очень тесно связаны. Дети учатся дышать ритмично, глубоко и спокойно. «Освобождая дыхание», они легче по­гружаются в состояние покоя и расслабленности. «Слушай свое дыха­ние, — говорят йоги, — и ты услышишь ритм Вселенной».

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выраже­ние различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявле­ние различных эмоций дают детям возможность улучшить и активи­зировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спря­танные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчи­вее к людям и окружающему миру. У них формируется положитель­ный образ своего тела, принятие себя таким, какой ты есть.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.