О РЕЧИ И ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ
Цикл занятий «Погружение в сказку» решает и другие задачи, позвольте обратиться к сугубо профессиональной теме. Я 11 лет работаю логопедом в дошкольном учреждении и, разумеется, не могу обойти стороной такой важный психический процесс, как речь. В предлагаемых «сказочных» занятиях мало видимой работы над словом. Но есть работа невидимая, незаметная на первый взгляд. И именно она готовит почву для последующей коррекции речевых расстройств. Логопедам известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым, двигательно расторможенным ребенком. Если бы у него был непослушным только язык, но ведь у него непослушно все тело... Он постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы, пытается о чем-то рассказать. Его сосредоточенности хватает разве что на минуту. И таких детей в логопедической группе обычно много. А дети вялые, ослабленные, с высокой истощаемостью нервной системы? Они не нарушают дисциплину, их порой и вовсе незаметно в группе, но логопеду приходится испытывать с ними немалые трудности. Всего после нескольких минут работы ребенок слабым и безжизненным голосом объявляет, что он устал и больше ничего не может. У таких детей, как правило, трудно ставятся звуки, требующие активного выдоха, медленно и вяло происходит автоматизация. Не знаю, как коллегам, но мне не раз доводилось работать с детьми, страдающими, как я это называю, «синдромом гиперответственности». Эти дети настолько тщательно стараются выполнить все задания логопеда, настолько стремятся к совершенству и правильности, что этим самым невероятно закрепощают мышцы тела, в том числе и языка. Их напряженное состояние затрудняет и постановку звуков, и последующую автоматизацию. Очень нелегко автоматизируются звуки у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не проявляющих особенного интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь порой является проблемой как для логопеда, так и для самого ребенка. А неумение большинства детей-логопатов слушать и слышать как звуки окружающего мира, так и тонкие различия в произношении тех или иных речевых звуков? А недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои действия с действиями других? А проблемы с дыханием, когда оно не свободное и плавное, а зажатое или прерывистое? Можно было бы и дальше перечислять характерные особенности детей, посещающих логопедические группы, но вернемся к тому, что речь не является отдельной обособленной функцией. Ее правильность и выразительность зависят от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом. Если мы добиваемся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется и на речи. Если ослабленный, заторможенный ребенок приобретет уверенность в себе и хотя бы частично избавится от сомнений и страхов, то в более короткие сроки будет происходить и постановка, и автоматизация звуков; ребенок станет меньше уставать на занятиях, заметно активизируется его мышление, и он будет способен к усвоению большего объема информации, чем раньше. Если у «сверхспокойного» ребенка проснулся живой интерес и развилась чувствительность, то это означает, что у логопеда станет меньше проблем при введении автоматизируемых звуков в спонтанную речь. Если ребенок приучается осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, если он пытается определить характер того, что он чувствует, то его возросшая чувствительность очень помогает логопеду в такой, например, области, как развитие фонематического слуха. Большинство детей достаточно легко начинают дифференцировать сходные по звучанию и артикуляции звуки, чувствовать ритм слова, его мелодию и структуру.
О ДРУГИХ ЗАДАЧАХ
Циклом занятий «Погружение в сказку» нам хотелось бы восполнить некоторый пробел и в работе по усовершенствованию эмоционально-волевой сферы детей. Традиционно в логопедической работе принято уделять большое внимание (кроме речи, разумеется) активизации процессов мышления и улучшению моторики пальцев рук. Но, как мне кажется, недостаточное внимание уделяется совершенствованию эмоционально-волевых процессов. А между тем игры и упражнения, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей. Многие упражнения, требующие активного зрительного или слухового внимания (пристальное смотрение на пламя свечи, вглядывание в постоянно изменяющееся движение ленты или куклы, вслушивание в звуки природы, в звон колоколов, в ритм музыки), увеличивают способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества. В каждой предлагаемой сказке, как правило, присутствуют или специальные упражнения на тренировку дыхания ил и упражнения на расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Состояние мышц тела человека и его дыхание очень тесно связаны. Дети учатся дышать ритмично, глубоко и спокойно. «Освобождая дыхание», они легче погружаются в состояние покоя и расслабленности. «Слушай свое дыхание, — говорят йоги, — и ты услышишь ритм Вселенной». «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой ты есть. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|