КОНКРЕТНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЯМ
1. Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции. Расслабление по контрасту с напряжением.При обучении детей расслаблению по контрасту с напряжением мы привлекаем внимание детей к определенным группам мышц (рук, ног, туловища, шеи, лица) ', Контрастными парами могут быть слова: Твердый — мягкий, Сильный — слабый, Холод —тепло, Сосулька —водичка, , Движение — сон, Страх — доверие, Злой—добрый. Используются следующие варианты упражнений: • Детям предлагается максимально напрячь, сделать твердыми пальцы рук («коготки тигра») и подержать их в таком положении. Ведущий обходит детей, проверяет, достаточно ли твердыми стали пальцы и кисти рук. Затем детям предлагается расслабить пальцы, свесить кисти рук, сделать их мягкими и слабыми (вместо «коготков» — «мягкие лапки»). Ведущий проверяет, достаточно ли расслабленными стали пальчики. • Детям предлагается стиснуть зубы, прищурить глаза, сделать свое лицо злым и грубым, почувствовать напряжение в мышцах лица. Можно потрогать лицо своими пальчиками и ощутить, какими твердыми стали мышцы губ, челюстей, лба. Затем дети расслабляют лицо, делая его мягким, добрым, спокойным. Нежно поглаживают пальчиками щеки, губы, подбородок, лоб, ощущая покой и расслабленность мышц. • Детям в положении «стоя» предлагается «замерзнуть», сжаться от холода, напрячь мышцы шеи, плеч, рук, почувствовать их твердость и зажатость. Ведущий, дотрагиваясь до каждого ребенка, проверяет, насколько напряглись мышцы его тела. Затем он ласково гладит каждого ребенка по голове, шее, плечам, рукам, предлагая «согреться», расслабиться, почувствовать тепло и мягкость во всем теле. Руки у детей свисают вдоль туловища, голова легонько падает на грудь. Ведущий проверяет расслабленность, поднимая руки детей. Мягкая и расслабленная рука будет падать сама, без всякого сопротивления. При обучении детей расслаблению ведущий обязательно проверяет степень напряжения и расслабления детей прикосновением. Детей закрепощенных, нервных ведущий чаще, чем других, нежно и ласково поглаживает, помогая им расслабиться. Расслабление с фиксацией внимания на дыхании.Почти все динамичные упражнения, игры и танцы рекомендуется заканчивать расслаблением с фиксацией внимания на дыхании. Ритмичное замедление дыхание успокаивает возбужденный ум и помогает ребенку полнее расслабиться. Живот во время вдоха должен подниматься, а во время выдоха опускается.Внимание следует сосредоточить на животе, добиваясь более полного и глубокого выдоха. Вдох происходит самопроизвольно и требует особого внимания. Расслабление с фиксацией внимания на| дыхании можно выполнять сидя или стоя, но лучше если это проходит в положении «лежа». Ведущий «ведет» детей своим голосом: вдо-о-о-х-х... вы-ы-до-о-х...мягче... легче... Тело не двигается... ручки лежат спокойно... расслабленно... Дышим животиком... мягче... легче... Молодцы! У вас замечательно получается... Наблюдаем, как воздух выходит... животик поднимается... опускается... Лицо расслабляется... становится спорным... мягким... Вдо-о-о-х-х... вы-ы-до-о-х... молодцы. Лучше это делать без музыки, так как она будет отвлекать внимание детей от голоса ведущего. Как построить подготовительные занятия? ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ Занятия по сказкам достаточно проводить один раз в 2 недели. Длительность их может быть разной: 25 минут и более. Следует учитывать возраст детей и их психические возможности. В нашем детском саду занятия сказкотерапией проводятся совместно учителем – логопедом, педагогом – психологом и музыкальным руководителем. Распределение нагрузки отражено в текстах занятий. Воспитатель группы проводит предварительную работу совместно с учителем – логопедом: знакомит детей с текстом сказки, заучивает физминутки и т.п. Основные правила проведения занятий: 1. Места для занятия должно быть достаточно много (музыкальный зал, кабинет релаксации и т.п.). На полу необходим больших размеров ковер. Желательно использовать живую музыку либо магнитофонную запись. На занятиях дети чаще всего сидят в так называемой позе расслабления: сидя на пяточках, опустив свободно руки вдоль туловища или положив их на бедра. Спину надо держать прямо. Поначалу эта поза может показаться непривычной, могут слегка побаливать ноги, но детям необходимо объяснить, что косточки и мышцы их тела мягкие, гибкие, подвижные и что они скоро привыкнут к необычному положению. Опыт работы показывает, что дети действительно легко к этому привыкают. 2. В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) детям не рекомендуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы 3. Вхождение в сказку является очень важным моментом. Это — момент волшебства, таинства, «наполнения суперэнергией». Для того,чтобы перенестись в необычное пространство, нужны «волшебная сила», сверхсила или, по крайней мере, преодоление определенного барьера, препятствия. Думается, что для выхода из сказки нет необходимости использовать те же приемы, что и для вхождения. Выход осуществляется сам собой, легко и просто: для этого не нужны сверхусилия. От ведущего требуются некоторые психологические способности, чтобы вовремя и точно определить, какого ребенка назначить на ту или иную роль. 4. Необходимо помнить, что всё, выполняемое детьми, все их слова, движения, даже импровизации (их надо поощрять особо!) являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и в свои силы. Каждый делает луч шее, на что способен. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить. Педагогическая работа похожа на работу садовода. И от нашей заботы, любви и внимания во многом зависит красота души каждого ребенка. «Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца — это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие, во всяком случае, растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые — хлебными колосьями, некоторые — злым чертополохом» (Владимир Солоухин).
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО СКАЗКОТЕРАПИИ
Старшая группа
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|